Авторы: Гребенкина Яна Сергеевна, Лопатина Ольга Павловна
Должность: студентка Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета; к.ф.н., доцент кафедры логопедии и коммуникативных технологий Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.
Учебное заведение: ПГГПУ
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Развитие связной речи у дошкольников с дизартрией посредством сенсорной интеграции через изучение музыкальных инструментов
Раздел: дошкольное образование
Автор: Гребенкина Я.С.
Развитие связной речи у дошкольников с дизартрией
посредством сенсорной интеграции через изучение музыкальных инструментов.
Сведения об авторах:
Гребенкина
Яна
Сергеевна,
студентка
Пермского
государственного
гуманитарно-
педагогического
университета,
направление
подготовки:
44.04.03
«Специальное
(дефектологическое) образование», наименование программы: Коррекция нарушений
коммуникаций и речи у детей с ОВЗ.
The development of coherent speech in preschoolers with dysarthria
through sensory integration through the study of musical instruments.
About the author:
Grebenkina Yana Sergeevna, student of the Perm State Humanitarian Pedagogical University,
field of study: 44.04.03 "Special (defectological) education", program name: Correction of
communication and speech disorders in children with disabilities.
Аннотация:
В статье представлено влияние сенсорной интеграции на развитие связной речи у детей
дизартрией
посредством
сенсорной
интеграции
через
изучение
музыкальных
инструментов.
Annotation:
The article presents the influence of sensory integration on the development of coherent speech in children
with dysarthria through sensory integration through the study of musical instruments.
Ключевые слова:
Дизартрия, связная речь, сенсорная интеграция.
Keywords:
Dysarthria, coherent speech, sensory integration.
Введение:
Среди детей дошкольного возраста с различными нарушениями речи растет число
детей с дизартрией. При дизартрии происходит нарушение лексики, грамматического строя
речи, нарушение связной речи. Акцент авторами сделан на развитие связной речи у
дошкольников с дизартрией. Целью статьи является описание методического пособия для
родителей для развития связной речи у детей с дизартрией посредством сенсорной
интеграции
через
изучении
музыкальных
инструментов.
Теоретическая
новизна:
Разработано методическое пособие для родителей, направленное на изучение музыкальных
инструментов посредством сенсорной интеграции, влияющее на развитие связной речи.
Актуальность:
В практике лoгопедическoй рабoты часто встречаются дети с дизартрией. При
дизартрии
происходит
нарушение
прoизнoсительнoй
стороны
речи,
ограниченное
недостатoчностью иннервации речевoгo
аппарата. Основным дефектoм при дизартрии
является нарушение звукoпрoизнoсительнoй и прoсодической стороны речи, связанное с
органическим поражением центральной и периферической нервных систем.
Нарушения звукопроизносительной стороны речи проявляется в нарушении лексики,
грамматического строя речи и связной речи. Нарушение связной речи проявляется в
трудностях
высказывать
свои
просьбы,
мысли,
мешает
взаимодействовать
со
сверстниками. Затруднительными становятся описательные рассказы по сюжетным
картинкам. На занятиях такие дети быстро утомляются, истощаются, их движения носят
замедленный
характер.
Такие
дети
становятся
застенчивыми,
пассивными,
малообщительными, нарушается полнота и точность высказываний, как следствие
происходит нарушение связной речи. Связная речь способствует взаимодействию ребенка
с окружающими его людьми. В случае нарушения звукопроизношения при дизартрии
происходят
нарушение
коммуникации,
речь
становится
невнятная,
смазанная,
недостаточно четкая, неинтересная и малопонятная для окружающих.
Для развития связной речи важно пополнять словарный запас ребенка, проводить
коррекцию и компенсацию сенсорных нарушений. Причинами нарушения речевого
развития являются нарушения, связанные с переработкой сенсорной информации. При
нарушении восприятия сенсорной информации происходит нарушение познавательной
деятельности ребенка, которое является важным звеном предпосылок речевого развития и
как следствие, происходит нарушение связной речи.
Сенсорное развитие у детей с дизартрией проявляется в недостаточной точности
тактильно-двигательного
и
слухового
восприятия,
затрудняется
ориентировочно-
исследовательская
деятельность,
нацеленная
на
исследование
свойств,
качеств
и
запоминания предметов и их значений. Для лучшего запоминая свойств предметов таким
детям необходимым условием является обработка информации о предметах с помощью
сенсорного восприятия, которое будет поступать при включении в процесс восприятия и
запоминания большего количества задействованных органов чувств, с помощью которых
происходит восприятие и познание окружающего мира.
Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий,
представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира, информация о
которых анализируется в соответствующих отделах головного мозга, после чего выдает
целостную картину об исследуемом предмете, явлении или событии. Для организованной
работы сенсорного развития необходимо включать в коррекционный процесс, сенсорную
интеграцию.
Сенсорная интеграция – перспективное направление коррекционной педагогики.
Главное направление метода сенсорной интеграции состоит в том, что она является
динамическим процессом, в котором все ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и
прочие представления возникают в процессе движения. Нарушение сенсорной интеграции,
как правило, является основной причиной многих трудностей в восприятии, переработке,
запоминании и хранении полученной информации.
Сенсорная интеграция – это обработка поступающих от органов чувств ощущений, их
структурирование
и
упорядочивание
получаемой
информации
для
последующего
адекватного ответа. Чем правильнее работает сенсорная система, тем больше достаточной
информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов. Если интеграция слабая,
мозг не получает достаточное количество знаний, он не может выдать адекватный ответ,
что приводит к проблемам с речью и нарушению общего развития ребенка.
Причинами нарушения сенсорной интеграции могут быть недостатки сенсорных:
зрительных, тактильных, слуховых, вестибулярных, зрительных стимулов.
При нарушенной сенсорной интеграции у детей возникают трудности в зрительном
подражании, в пространственной ориентировке, для детей становятся трудными задания по
определению их ориентировки в пространстве, относительно своего тела, с трудом
повторяют за педагогом движения, связанные с восприятием, запоминанием и повтором
задания. Проблемным становится задание определить расстояния до и между предметами.
При нарушении функции вестибулярного
аппарата,
у
детей
появляется быстрая
утомляемость, из-за снижения мышечного тонуса. Следствием таких нарушений являются
проблема удержания головы прямо, сидя за столом. Также недостаточная обработка и
интеграция мышечных и суставных ощущений в мозжечке и вестибулярных ядрах
приводит к неуклюжести ребенка и спотыканий во время ходьбы и бега.
В последнее время тенденция родительского воспитания приводит к тому, что зачастую,
вместо совместных прогулок родителей и детей на свежем воздухе, происходит замена на
времяпровождение детьми за телефонами и компьютерами, что приводит к дефициту
двигательной
активности,
и
недополучению
сенсорной
пищи,
необходимой
для
полноценного
развития
мозга.
Вследствие
чего
страдает
активная
двигательная
деятельность ребенка, которая нуждается в коррекционной работе сенсорной системы
человека.
Основными подсистемами сенсорной системы человека, которые нуждаются в
коррекционной работе при нарушении сенсорной интеграции являются: зрительная,
слуховая, вестибулярная, тактильная, проприоцептивная подсистемы.
Зрительная
– обеспечивает выполнение сложнейших зрительных функций, помогает
различать объекты окружающего мира по форме, цвету, размеру, определению изучаемого
предмета в пространстве.
Слуховая – осуществляет восприятие звуковых колебаний и позволяет распознавать высоту
звука (частоту звуковых колебаний), громкость звука (амплитуду звуковых колебаний),
локализацию источника звука в пространстве.
Вестибулярная – поддерживает равновесие, воспринимает сигналы о положении тела и
головы в пространстве, изменений скорости и направления движения, обеспечивает
единую функцию восприятия и ориентировки в пространстве.
Тактильная – включает в себя тактильные ощущения, различение предметов по фактуре,
температурные характеристики. Является самой большой сенсорной системой, влияющая
на физическое и психическое поведение ребенка.
Проприоцептивная – обеспечивает кинестетическое восприятие (мышечно-суставное
чувство), при работе которого контролируется положение тела в пространстве и
взаиморасположение его частей.
Для развития связной речи у детей с дизартрией при коррекционной работе необходимо
задействовать всевозможные системы сенсорной интеграции. Авторы статьи предлагают
провесьте коррекцию развития связной речи через изучение различных музыкальных
инструментов. Научить различать инструменты по звучанию. Составлять связные
рассказы, знать и уметь рассказывать историю возникновения изучаемых в коррекционной
работе музыкальных инструментов. Прослушивание, запоминание звучания музыкальных
инструментов влияет на музыкальное развитие детей, которое в свою очередь оказывает
благоприятное воздействие, направленное на коррекцию речевых расстройств. В.А.
Сухомлинский писал о духовном воспитании ребенка: «Духовная жизнь ребенка
полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии,
творчества». Авторы статьи предлагают проводить коррекцию речи через изучение
музыкальных инструментов, посредством сенсорной интеграции задействуя в работе игру,
сказку, музыку и фантазию. Все эти составляющие входят в пособие по развитию связной
речи «Развитие связной речи у дошкольников посредством сенсорной интеграции через
изучении музыкальных инструментов». Пособие ориентировано на детей дошкольного
возраста. В котором дается краткая история музыкальных инструментов, прописана
артикуляционная гимнастика к каждому музыкальному инструменту, составлены задания
на движения при изучение каждого музыкального инструмента, составлены загадки для
лучшего запоминания. Даны краткие вопросы для описательных рассказов по каждому
инструменту. Стоит также отметить, что каждый музыкальный инструмент в музыкальном
пособии выполнен в виде тактильных вставок, которые при наглядном и сенсорном
восприятия помогут дошкольнику лучше усвоить изучаемые им объекты.
Список литературы
1. Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция» понимание скрытых проблем ребёнка с
практическими рекомендациями для специалистов и родителей. М.: «Теревинф», 2019 г.
2. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для
воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгера.
М.: Просвещение, 1988 г.
3. Лынская М. И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Методическое
пособие. — М.: Парадигма, 2016 г