Автор: Шуленкова Екатерина Семеновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №158 ГО г.Уфа Республики Башкортостан
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: Программа мастер - классов "Современные подходы к организации занятий по физическому развитию дошкольников"
Тема: "Использование нетрадиционного физкультурного оборудования в ДОУ как эффективного средства приобщения дошкольников к здоровому образу жизни"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное
Образовательное учреждение Детский сад № 158
Городского округа Уфа Республики Башкортостан
ПРОГРАММА МАСТЕР - КЛАССОВ
«Современные подходы к
организации занятий по физическому
развитию дошкольников»
По теме: «использование нетрадиционного физкультурного оборудования в
ДОУ как эффективного средства приобщения дошкольников к здоровому
образу жизни».
Выполнила:
Воспитатель Шуленкова Е.С.
г.Уфа - 2021г.
Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми
дошкольного возраста (из опыта работы)
В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в
1996
году
на
Международном
практическом
семинаре
педагогами
Голландии, работающими с детьми с различными нарушениями развития.
Однако разработок системы занятий с данным пособием в нашей стране не
было. Сейчас же, разработок в данной области становится больше, хотя, до
сих пор, «Игровой парашют» не имеет широкого распространения в ДОУ
нашей страны. Данное пособие способно внести в организацию игр с детьми
спектр новых ощущений. Парашют настолько привлекателен сам по себе, что
обычно детей не приходиться долго уговаривать – они сами мчатся к нему со
всех ног. Даже очень стеснительные дети, которые с трудом приобщаются к
общим играм, любят играть с парашютом. Для тихих и застенчивых детей
парашют даёт массу возможностей для постепенного присоединения к
компании детей. Ведь в этих играх никто не требует сразу давать руку
другим детям, как в хороводе, или сразу входить в круг. Каждый ребёнок
может выбрать свою скорость и свою степень активности. Парашют очень
полезен как тихим и медлительным детям, так и активным, в том числе и
гиперактивным детям, поскольку игры с парашютом дают возможность
«растормошить» тихих детей и утихомирить особо шустрых. Парашют даёт
массу возможностей для игр с правилами, игр с границами. Кроме того, игры
с парашютом развивают фантазию, умение подражать и показывать
пантомимой какие – то характерные движения. Вы можете вообразить, что
парашют – это домик, или море,
шляпка гриба или зонт. Дети под
парашютом то изображают воробушков, то укладываются спать, то стучатся
в теремок. Как и в других подвижных играх, дети учатся соблюдать правила
игры, дожидаться своей очереди, взаимодействовать друг с другом. «Игровой
парашют»
можно
использовать
в
разных
видах
деятельности
детей
дошкольного
возраста:
при
организации
образовательной
и
игровой
деятельности воспитателем, на музыкальных, физкультурных занятиях.
Игровой парашют способствует выполнению следующих задач:
1.
Профилактика
и
преодоление
стрессовых
состояний,
содействие
снижению психоэмоционального напряжения
2.
Развивать
творческие
способности
и
познавательную
активность
дошкольников
3. Развивать навыки сотрудничества, межличностного взаимодействия
4. Развивать чувство ритма, координацию движений, эмоциональную сферу,
отзывчивость
5. Обогащать эмоциональный опыт детей.
Игры с парашютом всегда коллективные, поэтому у детей вырабатываются
элементарные умения согласовывать свои действия с движениями других
играющих, находить свое место в зависимости от цвета сектора парашюта, не
мешая
другим,
по
сигналу
выполнять
различные
задания
педагога,
ориентироваться в пространстве. Это игровое пособие можно использовать
для проведения утренней гимнастики, на прогулке, в вечернее время, как с
младшими детьми, так и со старшими. Движения производятся то в одну, то
в другую сторону, что формирует у ребёнка симметрию движений. Сюжеты
игр и упражнений с парашютом разнообразны. Парашют можно поднимать,
опускать, раскачивать, пускать большие и маленькие волны, по нему можно
ходить, под ним можно спрятаться. Парашют даёт ребёнку богатый спектр
новых ощущений: это и яркий зрительный образ, и сильный ветер, и звон
натянутого парашюта, и о ощущение мягкой ткани, обнимающего ребёнка,
сидящего под парашютом Важно, что, играя наравне с детьми, мы
поддерживаем интерес к игре, эмоционально заряжаем детей весельем, учим
культуре проявления эмоций: радостно приветствовать друг друга, улыбаться
друг другу, организуем совместную, согласованную игру детей, воспитываем
потребность
и
способность
к
сотрудничеству.
Пособие
оказывает
несравненную помощь в «соприкосновении» ребенка с социумом и помогает
ему самостоятельному проникнуть в него. Сегодня я хочу представить вам
некоторые, наиболее часто используемые игры:
1.«Волны» или «Пламя».
Возраст: 2-7 лет.
Цель:
раскрепостить
детей,
вырабатывать
согласованность
движений,
внимание, развивать чувство ритма, снять нервно-психическое напряжение.
Эта игра подходит для любого возраста. Она помогает как активизировать
группу, так и успокоить. Начинаем с мелких волн/ искорок, потом
раскачиваем
парашют
всё
сильнее,
устраиваем
шторм/огонь.
Затем
постепенно уменьшаем волны/огонь, приговаривая, что ветер/огонь стал
слабее, волны/искорки утихают/ гаснут, и на море штиль.
Можно заменить слова музыкой. Громкая или быстрая музыка – сильные
волны/огонь. Тихая или медленная музыка – слабые волны/огонь.
2. «Левая, правая!»
Возраст: 4-6 лет.
Цель:
развивать
произвольность
психических
процессов,
развитие
пространственных представлений.
Левой рукой поднимаем парашют, правой опускаем.
3.«Три шага, прыжок!»
Возраст: 4-7 лет.
Цель: развивать произвольность психических процессов, умение слушать
инструкции
взрослого,
развитие
координаций
движений,
учит
ориентироваться в пространстве, способствует снятию нервно-психического
напряжения, поднимает настроение.
Делаем три шага вправо, прыжок, парашют надувается.
4. «Перекати – поле».
Возраст: 4 -7 лет.
Цель: развитие ловкости, внимания, координации движений, смекалки,
взаимодействия.
Ведущий выбирает 3 игроков (они находятся около парашюта). Другие
дети максимально надувают купол, задача 3 –х игроков пробежать пока
опускается парашют. Если купол их коснется, участник выбывает из игры.
5. Игра «Весёлый мяч»
Цели: развивать ловкость; воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Описание игры.
Ребята стоят в кругу и держат в руках парашют, на котором лежит резиновый
мяч, и, перекатывая мяч от одного к другому в произвольном направлении,
произносят:
Ты катись, весёлый мячик,
Парашют не даст упасть,
У кого весёлый мячик,
Нам желание отдаст!
Тот, на ком заканчивается стихотворение, выполняет задание, которое
выберут играющие.
6. Игра «Ковер мира»
Возраст: средняя и старшая группы
Инвентарь: парашют
Цель: закрепить знания цвета, умение реагировать на сигнал; развивать
внимание, воображение, скорость.
Содержание: Парашют используется в качестве «ковра мира», с его
помощью решаются споры и ссоры. Дети садятся на парашют и вспоминают
способы примирения и произносят «Мирилки»:
Чтобы солнце улыбалось, нас с тобой согреть старалось,
нужно просто стать добрей и мириться нам скорей!
Хватит нам уже сердиться, веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться: - Ты мне друг! - И я твой друг!
Мы обиды все забудем и дружить как прежде будем!
7. Игра «Яблочко по блюдечку».
Для этой игры нужен большой лёгкий мяч.
Участники натягивают парашют, потом начинают плавно покачивать
парашют, стараясь с одной стороны помочь мячику катиться по парашюту
вдоль края, с другой стороны – следя за тем, чтобы мяч не упал с парашюта.
Пока звучит музыка участники прокатывают мяч по краю парашюта, как
только музыка останавливается, мяч закатывается в определённый сектор
парашюта. Участники из данного сектора заканчивают предложение:
• Я научилась…
• Я узнала, что…
• Я нашла подтверждение тому, что…
• Я обнаружила, что…
• Я была удивлена тем, что…
• Мне нравится, что…
• Я была разочарована тем, что…
• Самым важным для меня было…
• Мне сегодня…
8. Игра «Салют»
Цель: развивать быстроту реакции, активизация двигательных навыков,
воспитывать умение действовать в коллективе согласованно.
Описание игры.
Набрать как можно больше шариков из сухого бассейна и положить их на
парашют. Затем берут двумя руками за края парашюта и медленно
поднимают его, говоря слова «раз, два, три!». После слова «три!» бросают
шарики вверх. Затем бегут и собирают шарики, снова кладут их на парашют,
и игра снова повторяется.
9. Игра «Будь внимателен»
Цель: развивать двигательную активность, мышление, быстроту реакции на
словесный сигнал.
Описание игры.
Дети стоят по кругу, держась за парашют. Педагог показывает красный цвет
– дети опускают парашют вниз. Инструктор показывает синий цвет –
поднимают парашют вверх. Жёлтый цвет - присесть; зеленый цвет – ходьба
приставным шагом по кругу, и т. д. Задания можно изменять, усложнять и
дополнять новыми двигательными действиями.
10. Игра «Закончи предложение»
Цель: Развитие логического мышления, внимание и наблюдательности.
Развитие
слухового
и
зрительного
восприятия.
Воспитание
доброжелательного отношения к окружающим.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я часто использую такие
задания для развития логического мышления у детей
Мы с вами будем играть в игру «Закончи предложение», но отвечать будем
не словесно, а движениями. Каждый ответ имеет свой цвет. (На каждый ответ
вы должны пройти на определенный цвет)
• Ромашка белая, а василек (синий)
• Огурец зеленый, а помидор… (красный)
• Трава зеленая, а солнце (желтое)
• Осенью листья желтые, а летом… (зеленые)
• Яблоко красное, а лимон… (желтый)
• Заяц серый, а лягушка… (зеленая)
• Чайка белая, а море (синее)
• Елка зеленая, а звезда… (красная).
Спасибо за внимание.