Напоминание

"Экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте".


Автор: Васильева Алевтина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 102
Населённый пункт: г Ухта
Наименование материала: статья
Тема: "Экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экспериментальная деятельность

в старшем дошкольном возрасте.

К

старшему

дошкольному

возрасту

заметно

возрастают

возможности

инициативной

преобразующей

активности

ребенка.

Этот

возрастной

период

важен

для

развития

познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой,

исследовательской деятельности, направленной на открытие нового. Как подчеркивают

психологи, для развития ребенка решающее значение имеет деятельность, в которой

знания приобретаются.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное

значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательская

деятельность, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством

взрослого.

Причины

встречающейся

интеллектуальной

пассивности

детей

часто

лежат

в

ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи

не в состоянии справится с самыми простыми заданиями, они быстро выполняют его, если

оно переводится в практическую область или в игру. В связи с этим особый интерес

представляет изучение детского экспериментирования.

Потребность ребенка в новых

впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой

ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание

окружающего

мира.

Чем

разнообразней

и

интересней

поисковая

деятельность,

тем

быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ

цели,

определяющий

эту

деятельность,

сам

еще

не

сформирован

и

характеризуется

неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это

накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они

чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Этот вид деятельности взрослый не задает - ребенок осуществляет его самостоятельно.

-

Как у взрослых, так и у ребенка экспериментирование направлено на познание

свойств

и

связей

объектов

и

осуществляется

как

управление

тем

или

иным

явлением.

В

процессе

свободного

экспериментирования

ребенок

приобретает

возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или

ином

направлении;

получая

новую,

порой

неожиданную

информацию,

устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями

окружающего мира, совершает своего рода открытия.

Открытия

эти

ведут

к

перестройке

как

самих

действий,

так

и

представлений

об

окружающих предметах. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и

способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование

дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх

ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.

-

В чем заключается роль взрослого в этом процессе? Не только в том, чтобы

показать способ действия или руководить действиями ребенка, но и в том, чтобы

стимулировать

его

интерес

к

предметам,

пробуждать

любознательность

и

познавательную

активность.

Исполнение

этой

роли

предполагает

показ

специальных интригующих, загадочных объектов,

обладающих скрытыми свойствами.

Возможность оперировать ими, открывать их новые свойства стимулирует, в свою очередь,

самостоятельную поисковую активность.

-

Объекты,

стимулирующие

познавательную

активность,

должны

обладать

следующими свойствами.

-Во-первых, быть новыми и неопределенными. Высокая степень неопределенности требует

разнообразия используемых познавательных действий, что обеспечивает гибкость и широту

обследования предмета. Кроме того, незнакомые и неопределенные предметы вызывают у

ребенка любознательность, что является мотивационной основой познавательной активности.

-Во-вторых, такие объекты должны быть достаточно сложными. Чем более сложную и

загадочную

игрушку

предлагают

ребенку,

чем

больше

в

ней разнообразных

воспринимаемых

деталей,

тем

больше

вероятность

того,

что

она вызовет

различные

исследовательские действия.

Однако

для

того,

чтобы

ребенок

развернул

исследовательское

поведение,

необходим

оптимальный уровень сложности объекта. Заметим: как слишком простые,

так и слишком

сложные объекты способствуют быстрому угасанию познавательной активности. Оптимален

такой уровень сложности, который требует определенных усилий, таких, которые дают ясный

и понятный для ребенка эффект.

Третий

признак

объекта,

вызывающий

познавательную

активность

ребенка,

противоречивость, конфликтность предмета. Его знакомые и понятные признаки должны

сочетаться с новыми и неожиданными.

Для успешного развития любознательности и потребности в самостоятельном поиске ответа

на возникающие вопросы одинаково неблагоприятными представляются две ситуации:

1.

Если

действия

ребенка

наталкиваются

на

неизменное

сопротивление,

то всякая

активность, прежде всего поисковая, обесценивается в его глазах и воспринимается как

бессмысленная и даже ведущая к наказанию. Ребенок постепенно убеждается, что поиск

опасен и не сулит удачи.

2. Если все желания ребенка удовлетворяются немедленно и без всяких усилий с его стороны,

если взрослые оберегают его от малейшего проявления самостоятельности и бдительно

следят за тем, чтобы они ни в чем не проявляли инициативы, если он выключен из контакта со

сверстниками, в процессе которого волей-неволей приходится самостоятельно отстаивать свои

интересы, потребность поисковой активности угасает, ибо в этом нет никакого смысла.

Следовательно, необходимы несложные препятствия, развивающие вкус к поиску путей их

преодоления.

О чем должен помнить педагог, организуя экспериментальную деятельность

детей?

-Критика-

враг

творчества.

Надо

избегать

отрицательной

оценки

детских

идей,

использование директивных приемов.

-Проявлять

искренний

интерес

к

любой

деятельности

ребенка,

уметь

видеть

за

его

ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.

-Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.

-Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.

-Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса

у детей.

-Подводить итоги эксперимента.

Когда эксперимент закончен и сделаны выводы, можно задать вопрос: «Как определить

правильный ли вывод мы сделали?» Детей следует подвести к мысли о том, что результаты

эксперимента

являются

достоверными,

если

при

повторении

исследования

они

не

изменяются.

Экспериментальная - познавательная деятельность дошкольников:

Цель:

Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка через

экспериментальную деятельность.

Задачи:

1.Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха

и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их

отличие друг от друга; воздух -его давление и сила; почва- состав, влажность, сухость);

2.Расширять

представление

об

использовании

человеком

факторов

природной

среды:

солнце,

земля,

воздух,

вода,

растения

и

животные-

для

удовлетворения

своих

потребностей;

3.

Расширять представление детей о значимости окружающего мира человека;

4.Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

5.Формировать

опыт

выполнения

правил

техники

безопасности

при

проведении

физических экспериментов;

6.Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

ОПЫТЫ С ВОЗДУХОМ.

Опыт Воздух в стакане.

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание

детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в

стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт Воздух не видим и прозрачен.

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается

держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны

пузырьки

воздуха).

Откуда

они

взялись?

Воздух

выходит

из

стакана,

и

его

место

занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

ОПЫТЫ С ВОДОЙ

Опыт "Влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени".

Салфетки намочить в ёмкости с водой или под краном. Предложить потрогать детям

салфетки на ощупь. Салфетки какие? (Мокрые, влажные). Почему они стали такими?

(Их намочили в воде). К нам в гости придут куклы и будут нужны сухие салфетки, чтобы

постелить на стол. Что же делать? (Высушить). Как вы думаете, где быстрее высохнут

салфетки - на солнышке или в тени? Это можно проверить на прогулке: одну повесим на

солнечной стороне, другую - на теневой. Какая салфетка высохла быстрее - та, которая

висит на солнце или та, которая висит в тени? (На солнце).

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Где бельё высыхает быстрее? (Бельё на солнце

высыхает быстрее, чем в тени).

Опыт"Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить".

Предложить рассмотреть почву в клумбе, потрогать её. Какая она на ощупь? (Сухая,

твёрдая). Можно её взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла?

(Солнце

высушило).

В

такой

земле

растениям

плохо

дышится.

Сейчас

мы

польём

растения на клумбе. После полива: пощупайте почву в клумбе. Какая теперь она?

(Влажная). А палочка легко входит в землю? Сейчас мы её взрыхлим, и растения начнут

дышать.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда растениям дышится легче? (Растениям легче

дышится, если почву полить и взрыхлить).

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ

Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?

Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон

по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда

для него.

Цветы лотоса

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша

закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в

таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит

потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки, раскрываются.

Спасибо за внимание!



В раздел образования