Автор: Васильева Алевтина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 102
Населённый пункт: г Ухта
Наименование материала: статья
Тема: "Экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте".
Раздел: дошкольное образование
Экспериментальная деятельность
в старшем дошкольном возрасте.
К
старшему
дошкольному
возрасту
заметно
возрастают
возможности
инициативной
преобразующей
активности
ребенка.
Этот
возрастной
период
важен
для
развития
познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой,
исследовательской деятельности, направленной на открытие нового. Как подчеркивают
психологи, для развития ребенка решающее значение имеет деятельность, в которой
знания приобретаются.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное
значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательская
деятельность, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством
взрослого.
Причины
встречающейся
интеллектуальной
пассивности
детей
часто
лежат
в
ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи
не в состоянии справится с самыми простыми заданиями, они быстро выполняют его, если
оно переводится в практическую область или в игру. В связи с этим особый интерес
представляет изучение детского экспериментирования.
Потребность ребенка в новых
впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой
ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание
окружающего
мира.
Чем
разнообразней
и
интересней
поисковая
деятельность,
тем
быстрее и полноценнее он развивается.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ
цели,
определяющий
эту
деятельность,
сам
еще
не
сформирован
и
характеризуется
неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это
накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они
чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Этот вид деятельности взрослый не задает - ребенок осуществляет его самостоятельно.
-
Как у взрослых, так и у ребенка экспериментирование направлено на познание
свойств
и
связей
объектов
и
осуществляется
как
управление
тем
или
иным
явлением.
В
процессе
свободного
экспериментирования
ребенок
приобретает
возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или
ином
направлении;
получая
новую,
порой
неожиданную
информацию,
устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями
окружающего мира, совершает своего рода открытия.
Открытия
эти
ведут
к
перестройке
как
самих
действий,
так
и
представлений
об
окружающих предметах. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и
способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование
дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх
ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.
-
В чем заключается роль взрослого в этом процессе? Не только в том, чтобы
показать способ действия или руководить действиями ребенка, но и в том, чтобы
стимулировать
его
интерес
к
предметам,
пробуждать
любознательность
и
познавательную
активность.
Исполнение
этой
роли
предполагает
показ
специальных интригующих, загадочных объектов,
обладающих скрытыми свойствами.
Возможность оперировать ими, открывать их новые свойства стимулирует, в свою очередь,
самостоятельную поисковую активность.
-
Объекты,
стимулирующие
познавательную
активность,
должны
обладать
следующими свойствами.
-Во-первых, быть новыми и неопределенными. Высокая степень неопределенности требует
разнообразия используемых познавательных действий, что обеспечивает гибкость и широту
обследования предмета. Кроме того, незнакомые и неопределенные предметы вызывают у
ребенка любознательность, что является мотивационной основой познавательной активности.
-Во-вторых, такие объекты должны быть достаточно сложными. Чем более сложную и
загадочную
игрушку
предлагают
ребенку,
чем
больше
в
ней разнообразных
воспринимаемых
деталей,
тем
больше
вероятность
того,
что
она вызовет
различные
исследовательские действия.
Однако
для
того,
чтобы
ребенок
развернул
исследовательское
поведение,
необходим
оптимальный уровень сложности объекта. Заметим: как слишком простые,
так и слишком
сложные объекты способствуют быстрому угасанию познавательной активности. Оптимален
такой уровень сложности, который требует определенных усилий, таких, которые дают ясный
и понятный для ребенка эффект.
Третий
признак
объекта,
вызывающий
познавательную
активность
ребенка,
противоречивость, конфликтность предмета. Его знакомые и понятные признаки должны
сочетаться с новыми и неожиданными.
Для успешного развития любознательности и потребности в самостоятельном поиске ответа
на возникающие вопросы одинаково неблагоприятными представляются две ситуации:
1.
Если
действия
ребенка
наталкиваются
на
неизменное
сопротивление,
то всякая
активность, прежде всего поисковая, обесценивается в его глазах и воспринимается как
бессмысленная и даже ведущая к наказанию. Ребенок постепенно убеждается, что поиск
опасен и не сулит удачи.
2. Если все желания ребенка удовлетворяются немедленно и без всяких усилий с его стороны,
если взрослые оберегают его от малейшего проявления самостоятельности и бдительно
следят за тем, чтобы они ни в чем не проявляли инициативы, если он выключен из контакта со
сверстниками, в процессе которого волей-неволей приходится самостоятельно отстаивать свои
интересы, потребность поисковой активности угасает, ибо в этом нет никакого смысла.
Следовательно, необходимы несложные препятствия, развивающие вкус к поиску путей их
преодоления.
О чем должен помнить педагог, организуя экспериментальную деятельность
детей?
-Критика-
враг
творчества.
Надо
избегать
отрицательной
оценки
детских
идей,
использование директивных приемов.
-Проявлять
искренний
интерес
к
любой
деятельности
ребенка,
уметь
видеть
за
его
ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
-Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
-Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
-Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса
у детей.
-Подводить итоги эксперимента.
Когда эксперимент закончен и сделаны выводы, можно задать вопрос: «Как определить
правильный ли вывод мы сделали?» Детей следует подвести к мысли о том, что результаты
эксперимента
являются
достоверными,
если
при
повторении
исследования
они
не
изменяются.
Экспериментальная - познавательная деятельность дошкольников:
Цель:
Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка через
экспериментальную деятельность.
Задачи:
1.Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха
и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их
отличие друг от друга; воздух -его давление и сила; почва- состав, влажность, сухость);
2.Расширять
представление
об
использовании
человеком
факторов
природной
среды:
солнце,
земля,
воздух,
вода,
растения
и
животные-
для
удовлетворения
своих
потребностей;
3.
Расширять представление детей о значимости окружающего мира человека;
4.Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
5.Формировать
опыт
выполнения
правил
техники
безопасности
при
проведении
физических экспериментов;
6.Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
ОПЫТЫ С ВОЗДУХОМ.
Опыт Воздух в стакане.
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание
детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в
стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт Воздух не видим и прозрачен.
Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается
держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны
пузырьки
воздуха).
Откуда
они
взялись?
Воздух
выходит
из
стакана,
и
его
место
занимает вода.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
ОПЫТЫ С ВОДОЙ
Опыт "Влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени".
Салфетки намочить в ёмкости с водой или под краном. Предложить потрогать детям
салфетки на ощупь. Салфетки какие? (Мокрые, влажные). Почему они стали такими?
(Их намочили в воде). К нам в гости придут куклы и будут нужны сухие салфетки, чтобы
постелить на стол. Что же делать? (Высушить). Как вы думаете, где быстрее высохнут
салфетки - на солнышке или в тени? Это можно проверить на прогулке: одну повесим на
солнечной стороне, другую - на теневой. Какая салфетка высохла быстрее - та, которая
висит на солнце или та, которая висит в тени? (На солнце).
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Где бельё высыхает быстрее? (Бельё на солнце
высыхает быстрее, чем в тени).
Опыт"Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить".
Предложить рассмотреть почву в клумбе, потрогать её. Какая она на ощупь? (Сухая,
твёрдая). Можно её взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла?
(Солнце
высушило).
В
такой
земле
растениям
плохо
дышится.
Сейчас
мы
польём
растения на клумбе. После полива: пощупайте почву в клумбе. Какая теперь она?
(Влажная). А палочка легко входит в землю? Сейчас мы её взрыхлим, и растения начнут
дышать.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда растениям дышится легче? (Растениям легче
дышится, если почву полить и взрыхлить).
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ
Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?
Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон
по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда
для него.
Цветы лотоса
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша
закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в
таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит
потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки, раскрываются.
Спасибо за внимание!