Автор: Панов Олег Анатольевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Шушенская детская школа искусств"
Населённый пункт: Красноярский край, пгт Шушенское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Правила посадки и постановка игрового аппарата в классе балалайки
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Шушенская детская школа искусств»
(МБУ ДО «Шушенская ДШИ»)
Методическая разработка на тему:
«Правила посадки и постановка игрового аппарата
в классе балалайки»
Выполнил:
Преподаватель по классу балалайки
первой квалификационной категории
Панов Олег Анатольевич
2021 год
пгт Шушенское
Красноярский край
Правила посадки и постановка игрового аппарата в классе
балалайки
Балалайка – это инструмент, на котором можно исполнять не только
народные песни, найгрыши, как это принято считать в народе. Но также
произведения мировой классики, джазовую и эстрадную музыку.
Инструмент имеет свои отличительные особенности, на которые
нужно особенно обращать внимание.
Первоначальные уроки с юными музыкантами, требуют особенного
внимания.
Первые уроки, это закладка фундамента, направление движения
будущего музыканта. Педагог не только должен в доступной форме
рассказать об истории возникновения инструмента, но также познакомить
ученика с выдающимися музыкантами-балалаечниками современности. Для
наглядности можно использовать фото и видео материалы, чего на просторах
интернета сейчас предоставлено в большом количестве.
Следующий этап, на который некоторые педагоги не сильно заостряют
внимание
–
это
правила
посадки
и
постановка
игрового
аппарата.
Музыкальное развитие, овладение игровыми приемами, во многом зависят от
правильной посадки и постановки. С первых уроков, этому следует уделять
особое внимание.
Правильная посадка, позволяет ученику, быть более раскрепощенным
при игре на инструменте. Следовательно, и качество исполнения. При не
правильной посадке, ученик быстро утомляется, не выполняя тех задач,
которые перед ним стоят, так как современная техника игры, включает в себя
сложные движения игрового аппарата, кисти, предплечья. Что требует от
ученика определенной физической выдержки.
Главное в посадке – естественное положение корпуса, плеч, головы.
Учащийся должен быть подтянут, мышцы должны быть в состоянии
активности и упругости. Сутулость отрицательно влияет на качество
звука, и рациональную работу исполнительского аппарата. Достижение
высокого уровня мастерства, возможно только лишь при естественном и
свободном исполнении, не прилагая лишних физических усилий.
Правильная посадка, это не только залог хорошей игры, но также
эстетика. Автор «Школа игры на балалайке» В. Цветков, говорит об этом
следующее: «…необходимо обратить внимание на то, чтобы учащийся
красиво смотрелся со стороны. Правильная посадка может быть только
красивой потому, что природа создала человека эстетически совершенным
организмом. И если ученик некрасиво смотрится со стороны, то надо искать
ошибки в посадке ».
Как отмечают многие педагоги, правильная посадка, должна
соответствовать двум требованиям: устойчивость инструмента и свобода
игровых движений.
Первое, на что следует обратить внимание – это стул, на котором
будет сидеть ученик. Он должен соответствовать росту исполнителя. Если
даже такого стула не оказалось, можно использовать различные подставки
под ноги ученика. Либо если есть возможность, изготовить стул под рост
ученика. Садиться следует примерно на половину стула. Ноги, стоящие на
полных ступнях, расставлены друг от друга на ширину ладони. Расстояние
между коленями примерно такое же.
«Балалайку нужно расположить так, чтобы ее удобно было держать. Для
этого необходимо правильно найти точки опоры».
Их выделяют четыре:
Первая – нижний угол балалайки ставится между бедер, при этом
инструмент должен быть развернут немного вправо.
Вторая – контакт верхнего угла инструмента с правой нижней
частью грудной клетки.
Третья – расположение плеча правой руки на «обечайке»
балалайки, между верхним углом и нижним корпусом и плечом
ученика.
Четвертая – подвижная точка опоры, связана с кистью левой руки
и грифом. Плечевая часть левой руки в свободном состоянии и
располагается вдоль корпуса ученика, не прижимаясь к корпусу и
не отводя далеко. Головка грифа примерно находится на высоте
левого плечевого сустава исполнителя.
Посадка считается правильной если:
1 Инструмент сохраняет устойчивость, даже без поддержки его левой
рукой.
2 Движения кисти левой руки свободно движутся по грифу, и не
выполняют роль поддержания инструмента.
3 Производит внешне приятное впечатление и не утомляет исполнителя.
«Рациональная
посадка
имеет
большое
значение
для
игры
на
инструменте. От того, насколько удачно учащийся приспособится к
инструменту, зависит свобода игровых движений и, в конечном итоге,
свобода воплощения творческих намерений исполнителя».
Используемая литература:
1.
Нечепоренко, П.И. «Школа игры на балалайке» Музыка, 2004
2. В.А. Аверин, Т.А. Золотухина, В.А. Макрова «Первые уроки юному
балалаечнику» Красноярск 2016
3 В. Цветков «Школа игры на балалайке» М., 2000