Авторы: Чиркина Светлана Анатольевна, Светлана Анатольевна Чиркина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад 1
Населённый пункт: Город Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование развивающих игр в формировании элементарных математических представлений дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«Развитие элементарных математических представлений
детей дошкольного возраста с использованием
развивающих игр»
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к
школе. От того, насколько качественно и своевременно будет
подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его
дальнейшего обучения.
Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается
впервые годы жизни ребёнка. В дошкольном детстве происходят
становление первых форм абстракции, обобщение простых
умозаключений, переход от практического мышления к
логическому, развитие восприятия, внимания, памяти,
воображения. Обучение лучше осуществлять в естественном,
самом привлекательном для детей виде деятельности - игре.
«Без игры нет, и не может быть полноценного
умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и
любознательности».
В. А. Сухомлинский
Одна из основных задач дошкольного образования -
интеллектуальное развитие ребенка. Оно не только сводится к
тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать
арифметические задачи, но развивать способности видеть,
открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости,
умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Усвоению достаточно сложных математических знаний
(отношения эквивалентности, порядка, комбинаторика и другое),
формированию интереса к ним помогает игра - одно из самых
привлекательных для детей занятий. Благодаря играм удаётся
сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых
подвижных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают
только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная
игра. Постепенно у детей пробуждается интерес к математике.
На занятиях и в повседневной жизни
широко используются дидактические игры и игровые упражнения.
Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и
расширяют математические представления детей, а главное
одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде
случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему в
образовательной деятельности и в повседневной жизни,
воспитатели должны широко использовать дидактические игры
и игровые упражнения.
Игры и игровые упражнения постепенно усложняются, как по
математическому содержанию, так и по способам взаимодействия
со средством. Игры и упражнения имеют проблемно -
практический характер. Они включены в жизненные ситуации,
затрагивая реальные интересы ребенка. Каждый раз, включаясь в ту
или иную игру, ребенок «открывает» маленькие математические
истины. При правильном руководстве играми, дети могут овладеть
целым рядом знаний и умений, необходимых для умственного
развития детей.
Игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой
микроклимат. Где появляются возможности для развития
творческой стороны интеллекта - являются развивающие игры.
Развивающие игры при всем своем разнообразии объединены под
общим названием не случайно; они все исходят из общей идеи и
обладают характерными особенностями:
- каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок
решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или
пластика и т.д…
- задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели,
плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной
инструкции и таким образом знакомят его с разными способами
передачи информации.
- задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.
- задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных
иногда 2- 3 летнему малышу до непосильных среднему возрасту.
Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
- постепенное возрастание трудности задач в играх позволяют
ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е.
развивать свои творческие способности.
- нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения
задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом.
- нельзя требовать и добиваться чтобы с первой попытки ребенок
решил задачу.
- решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме
ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или
сооружения из кубиков, кирпичиков, т.е. в виде видимых и
осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание»
с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.
- большинство развивающих игр позволяет детям и родителям
составлять новые варианты заданий, т.е. заниматься творческой
деятельностью более высокого порядка.
- развивающие игры позволяют каждому подняться до «потолка»
своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.
В развивающих играх - в этом и заключается их главная
особенность - удалось объединить один из основных принципов
обучения от простого к сложному. С очень важным принципом
творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда
ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Это
помогло разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с
развитием творческих способностей.
В - первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития
творческих способностей с самого раннего возраста.
Во- вторых, их задания ступеньки всегда создают условия,
опережающие развитие способностей.
В- третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего
«потолка», ребенок развивается наиболее успешно.
В- четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны
по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не
терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного
творчества.
В- пятых, играя в эти игры с детьми, взрослые незаметно для себя
приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать
малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за
него то, что он может и должен сделать сам.
Развитие элементарных математических представлений у
дошкольников будет успешным, если:
-учитываются особенности психики ребенка;
-учитываются общие особенности детей;
- воспитатель ориентируется на развитие личности дошкольника;
- используются специальные методические материалы по
математике для работы с детьми.
Использование игровых форм на занятиях благотворно влияет
на усвоение элементарных математических представлений у
дошкольников и способствует повышению
уровня математического развития детей.
Использование многих игр построенных на самом
различном материале, позволило ребенку подойти к открытию
нового и закреплению уже изученного. Пусть дети не видят, что их
чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но
незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают,
складывают, вычитают, более того – решают разного рода
логические задачи, формирующие определенные логические
операции. Это детям интересно потому, что они любят играть.
Роль воспитателя в этом процессе – поддержание интереса детей и
регулирование деятельности.
Список использованной литературы:
1. Математическое развитие дошкольников: Учебно-
методическое пособие / Сост. З. А. Михайлова, М. Н.
2. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у
детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М.,
1989
3. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие
для воспитателей детских садов. – М., 2001.
4. Белошистая А. В. Формирование и развитие
математических способностей дошкольников. М.: Гуманит.
5. В. П. Новикова «Развивающие игры и занятия» Москва
Мозаика Синтез 2008г