Напоминание

"Использование развивающих игр в формировании элементарных математических представлений дошкольников"


Авторы: Чиркина Светлана Анатольевна, Светлана Анатольевна Чиркина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад 1
Населённый пункт: Город Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование развивающих игр в формировании элементарных математических представлений дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие элементарных математических представлений

детей дошкольного возраста с использованием

развивающих игр»

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к

школе. От того, насколько качественно и своевременно будет

подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его

дальнейшего обучения.

Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается

впервые годы жизни ребёнка. В дошкольном детстве происходят

становление первых форм абстракции, обобщение простых

умозаключений, переход от практического мышления к

логическому, развитие восприятия, внимания, памяти,

воображения. Обучение лучше осуществлять в естественном,

самом привлекательном для детей виде деятельности - игре.

«Без игры нет, и не может быть полноценного

умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и

любознательности».

В. А. Сухомлинский

Одна из основных задач дошкольного образования -

интеллектуальное развитие ребенка. Оно не только сводится к

тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать

арифметические задачи, но развивать способности видеть,

открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости,

умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

Усвоению достаточно сложных математических знаний

(отношения эквивалентности, порядка, комбинаторика и другое),

формированию интереса к ним помогает игра - одно из самых

привлекательных для детей занятий. Благодаря играм удаётся

сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых

подвижных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают

только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная

игра. Постепенно у детей пробуждается интерес к математике.

На занятиях и в повседневной жизни

широко используются дидактические игры и игровые упражнения.

Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и

расширяют математические представления детей, а главное

одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде

случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему в

образовательной деятельности и в повседневной жизни,

воспитатели должны широко использовать дидактические игры

и игровые упражнения.

Игры и игровые упражнения постепенно усложняются, как по

математическому содержанию, так и по способам взаимодействия

со средством. Игры и упражнения имеют проблемно -

практический характер. Они включены в жизненные ситуации,

затрагивая реальные интересы ребенка. Каждый раз, включаясь в ту

или иную игру, ребенок «открывает» маленькие математические

истины. При правильном руководстве играми, дети могут овладеть

целым рядом знаний и умений, необходимых для умственного

развития детей.

Игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой

микроклимат. Где появляются возможности для развития

творческой стороны интеллекта - являются развивающие игры.

Развивающие игры при всем своем разнообразии объединены под

общим названием не случайно; они все исходят из общей идеи и

обладают характерными особенностями:

- каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок

решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или

пластика и т.д…

- задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели,

плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной

инструкции и таким образом знакомят его с разными способами

передачи информации.

- задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.

- задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных

иногда 2- 3 летнему малышу до непосильных среднему возрасту.

Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.

- постепенное возрастание трудности задач в играх позволяют

ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е.

развивать свои творческие способности.

- нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения

задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом.

- нельзя требовать и добиваться чтобы с первой попытки ребенок

решил задачу.

- решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме

ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или

сооружения из кубиков, кирпичиков, т.е. в виде видимых и

осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание»

с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

- большинство развивающих игр позволяет детям и родителям

составлять новые варианты заданий, т.е. заниматься творческой

деятельностью более высокого порядка.

- развивающие игры позволяют каждому подняться до «потолка»

своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

В развивающих играх - в этом и заключается их главная

особенность - удалось объединить один из основных принципов

обучения от простого к сложному. С очень важным принципом

творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда

ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Это

помогло разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с

развитием творческих способностей.

В - первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития

творческих способностей с самого раннего возраста.

Во- вторых, их задания ступеньки всегда создают условия,

опережающие развитие способностей.

В- третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего

«потолка», ребенок развивается наиболее успешно.

В- четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны

по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не

терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного

творчества.

В- пятых, играя в эти игры с детьми, взрослые незаметно для себя

приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать

малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за

него то, что он может и должен сделать сам.

Развитие элементарных математических представлений у

дошкольников будет успешным, если:

-учитываются особенности психики ребенка;

-учитываются общие особенности детей;

- воспитатель ориентируется на развитие личности дошкольника;

- используются специальные методические материалы по

математике для работы с детьми.

Использование игровых форм на занятиях благотворно влияет

на усвоение элементарных математических представлений у

дошкольников и способствует повышению

уровня математического развития детей.

Использование многих игр построенных на самом

различном материале, позволило ребенку подойти к открытию

нового и закреплению уже изученного. Пусть дети не видят, что их

чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но

незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают,

складывают, вычитают, более того – решают разного рода

логические задачи, формирующие определенные логические

операции. Это детям интересно потому, что они любят играть.

Роль воспитателя в этом процессе – поддержание интереса детей и

регулирование деятельности.

Список использованной литературы:

1. Математическое развитие дошкольников: Учебно-

методическое пособие / Сост. З. А. Михайлова, М. Н.

2. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у

детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М.,

1989

3. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие

для воспитателей детских садов. – М., 2001.

4. Белошистая А. В. Формирование и развитие

математических способностей дошкольников. М.: Гуманит.

5. В. П. Новикова «Развивающие игры и занятия» Москва

Мозаика Синтез 2008г



В раздел образования