Автор: Копылова Галина Павловна
Должность: учитель коррекционных классов
Учебное заведение: МКОУ Шелеховская СОШ
Населённый пункт: село Шелехово
Наименование материала: «Индивидуальный образовательный маршрут учащегося с ОВЗ»
Тема: Сопровождение образовательного процесса по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: среднее образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Шелеховская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:
Заместитель
директора по УВР
____ Туманова А.Г.
«___» _______ 2020г.
Ознакомлен(а):
Родитель
_____________ ___________
«_____» _______ 2020г.
Утверждаю:
директор школы
_______ Валынкина О.Л.
«_____» ________ 2020г.
Приказ № __ от
Специальная индивидуальная программа развития
ученика (цы) _3__класса
по АООП для детей – инвалидов с тяжёлой умственной
отсталостью
********* *********
на 2020/2021 учебный год
Учитель индивидуального обучения: __________ /Копылова Галина Павловна/
с. Шелехово
2020 год
Специальная индивидуальная программа развития (вариант 2)
для обучающейся 3 класса на дому МКОУ Шелеховская СОШ
********* *********
Содержание
Пояснительная записка
Специальная
индивидуальная
программа
развития
(СИПР)
определяет
специфику
освоения
содержания
образовательного
стандарта
на
основе
индивидуальной
программы
реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, рекомендаций ПМП комиссии и службы ПМП
сопровождения
образовательной
организации,
комплексной
диагностики
психофизических
возможностей ребенка,
с целью создания условий для максимальной реализации особых
образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания. СИПР составляется для
обучающегося с тяжёлой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития
(ТМНР).
СИПР направлена на развитие у ребенка максимально возможной самостоятельности и
расширение жизненного опыта.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно - правовых
документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжёлыми
и
множественными
нарушениями
развития,
утвержденный
приказом
№1599
Министерства образования и науки Российской Федерации 19.12.2014 и АОП обучающегося с
умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
3. САНПИН
2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
условиям
и
организации
обучения
и
воспитания
в
организациях,
осуществляющих
образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья», постановление от 10 июля 2015 года № 26.
4. Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181 - ФЗ « О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»
5. Письма Минобрнауки России от 11 марта 2016 года №ВК - 452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
6. Устава МКОУ Шелеховская СОШ.
7. Учебного плана и адаптированной образовательной программы в школе.
Цель образования по данному варианту АООП:
создание
условий
для
максимального
удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, развитие максимально
возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни, введение ребёнка в
предметную и социальную среду через индивидуально дозированное и систематически планомерное
расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов, формирование
необходимых для жизни практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь
возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Задачи
1.Создание условий для получения доступных знаний по предметам, имеющим практическую
направленность и соответствующим психофизическим возможностям;
2. Стимулирование двигательной активности, развитие интереса к движениям и потребности в
двигательной активности, обогащение двигательного опыта, развитие координаций движений рук и
ног, формирование умения выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову - сигналу;
3. Развитие визуальных и аудиальных каналов восприятия;
4. Формирование первоначальных культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;
5. Ослабление недостатков общего, психофизического развития;
6. Сохранение и укрепление физического и психофизического здоровья обучающейся.
3.Принципы реализации СИПР
- Принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса;
- Принцип практической направленности;
- Принцип воспитывающего обучения;
- Принцип учёта особенностей психического развития;
- Принцип доступности обучения;
- Принцип индивидуального подхода;
- Принцип наглядности и практической деятельности и предметами;
- Принцип сотрудничества с семьёй.
4.Ожидаемые результаты:
- Основным ожидаемым результатом является развитие жизненной компетенции, позволяющей
достичь максимальной самостоятельности в соответствии с физическими и психическими
способностями;
- Формирование совокупности знаний, умений и навыков, необходимых в обыденной жизни;
- Социально – эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- Владение алгоритмом действий в игровой и бытовой деятельности;
- Владение навыками сотрудничества с учителем.
Структура специальной индивидуальной программы развития включает:
общие сведения о ребёнке;
характеристику, включающую оценку развития обучающейся на момент составления программы
и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка;
индивидуальный учебный план;
содержание образования в условиях организации и семьи;
организацию реализации потребности в уходе и присмотре;
перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;
перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи
обучающейся;
перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;
средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Кроме того, программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их
выполнения ребёнком в домашних условиях.
Общие сведения о ребёнке
ФИО ребенка: ********* *********, 07.12.2009 года рождения (9 лет), проживает по адресу:
село Шелехово, ул. Ленина, дом 52.
Мать: ********* *********, 05.04.1993 г. р.
Отец: ********* *********, 26.12.1986 г.р.
********* ********* обучается на дому по адаптированной образовательной программе ФГОС
ООО Приказ №1559, составленной с учетом индивидуальных образовательных потребностей
обучающегося, во 3 классе.
Характеристика
********* ********* проживает в полной семье, состоящей из отца ********* *********, матери
*********ой *********и младшей сестры *********ой ********* (возраст: 3 год). У родителей
отмечается низкий уровень образования. Мать не обучалась в школе, отец обучался в 1 классе
коррекционной школы VIII вида. В настоящее время мать нигде не работает, находится по уходу за
ребёнком до 3-х лет, отец – инвалид II группы.
Семья малообеспеченная, проживает в собственном доме с приусадебным участком, на
котором выращиваются картофель и овощи. В доме очень старая мебель, телевизор, холодильник.
Отношение родителей к трудностям ребёнка выражается в форме непонимания создания условий для
развития особого ребёнка. С родителями проводятся консультации и беседы.
Рекомендовано ПМПК от 26.08.2020 года индивидуальное обучение на дому по АООП для
детей – инвалидов с тяжёлой умственной отсталостью на 2020-2021 учебный год (справка ВК №
232).
Отмечаются выраженные отклонения в физическом развитии, недостатки произвольных движений
носят выраженный стойкий характер, действия возможны только совместно с взрослым. Движения
хаотичны, плохо координированы, выраженные трудности в выполнении согласованных действий
обеих рук, рук и ног даже при оказании помощи, невозможность самостоятельного выполнения
элементарных действий.
Не владеет бытовыми навыками. Не контролирует физиологические потребности, при обслуживании
себя полная зависимость от взрослого. Не может выполнять простые бытовые действия, не держит
чашку, ложку, не может одеться.
Требуется постоянная помощь со стороны взрослого. Навыки самообслуживания полностью
отсутствуют. Не сформированы навыки приёма пищи, ест неаккуратно, пищу принимает из рук
взрослого, кормит мама. В туалет не просится.
Не ориентируется в окружающем. Не знает предметы обихода. Временные представления и
понимание родственных отношений недоступны. Выделяет только ближайшее окружение (маму,
папу). С младшей сестрой никак не контактирует. На своё имя не отзывается, не может показывать
части тела (руки, ноги).
Самостоятельно контакт не инициирует. Контакт крайне затруднён из-за непонимания обращённой
речи, даже при многократном жестовом и мимическом повторении. Характерно пассивное
подчинение, трудности в понимании устного обращения, постоянно требуется наглядно-действенная
инструкция с жестовым или мимическим уточнением. Проявляет негативные реакции в виде рёва,
«скребёт» грудь и живот.
Интерес к действиям самостоятельно не проявляется. Пассивна в принятии предлагаемого взрослым
задания. Инструкцию не понимает даже при многократном повторении с показом того, что следует
делать. Привлечь внимание удаётся лишь на очень непродолжительное время. Простейшие действия
при совместной пошаговой помощи взрослого выполняются лишь частично. Не удерживает
внимание при выполнении действий. Безразлична к оценке результатов работы, безучастна к
порицанию.
Восприятие знакомых и незнакомых предметов не дифференцируют, слабо различает знакомых и
незнакомых людей. Только узнаёт свою мать и отца. Восприятие знакомых предметов на основе
чувственных раздражителей (двигательных, слуховых и др.) затруднено даже при разъясняющей
помощи взрослого.
Трудности мыслительных операций. Элементарное обобщение, абстрагирование недоступно. Не
понимает простейшие ситуации. С большим трудом формируется опыт. Установление причинно-
следственных зависимостей, понимание проблемных ситуаций недоступно даже с помощью
взрослого. Неспособна к переносу показанного способа действия на аналогичное задание, не
различает функциональное назначение многих предметов. Основным способом усвоения нового
являются только совместные действия с учителем. Самостоятельные действия только на уровне
отдельных операций, хаотичные манипулятивные действия. Отсутствует навык самоконтроля.
Собственная речь находится в диапазоне от полного её отсутствия до звукокомплексов. Большие
трудности в понимании обращённой речи и выполнении даже одного действия по словесной
инструкции. Практически выполнить простое действие по словесной инструкции не может. Диалог
недоступен. Необходимо побуждение мимикой, жестами, многократный показ и совместные
действия.
Взаимоотношения с учителем нейтральные. Отмечается полная пассивность. Сидит за столом при
поддержке взрослого, иногда раскачивается «вперёд - назад», не реагируя на окружающих. Иногда
кричит без слёз.
********* нуждается в уходе и присмотре, ему постоянно нужна помощь мамы, пользуется
памперсом.
Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания не сформированы, одевание,
кормление осуществляется взрослым. Требуется полная постоянная помощь в приёме пищи,
выполнении гигиенических процедур, одевании, раздевании и других режимных моментов.
Особые образовательные потребности ребенка в школе
-
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого через
содержание образовательных областей и в процессе индивидуальной работы;
-
использование специальных методов,
приёмов и средств обучения,
обеспечивающих
реализацию обучения;
-
индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося
ребёнка;
-
наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-
познавательных задач, решаемых в процессе образования;
-
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
-
специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;
-
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды через
индивидуальный образовательный маршрут;
-
использование
специальных
методов
формирования
пространственных
и
временных
представлений;
-
комплексное сопровождение: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель.
-
освоение специальной индивидуальной программы развития на доступном ей уровне.
Задачи на текущий период:
-
формирование общей культуры, социальное, личностное и интеллектуальное развитие,
сохранение и укрепление здоровья;
-
обеспечение планируемых результатов по освоению целевых установок, приобретению
знаний, умений, навыков;
-
достижение планируемых результатов освоения СИПР;
-
осуществление индивидуально ориентированной ПМП помощи обучающейся с умственной
отсталостью, с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в
соответствии с рекомендациями ПМП комиссии и ИПР);
-
организация оздоровительной деятельности;
-
использование в образовательном процессе современных образовательных технологий;
-
предоставление ребёнку возможности накопления опыта самостоятельности и активности в
реализации освоенных умений и навыков в урочной и внеурочной деятельности.
Ожидаемые результаты реализации СИПР
Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных
процессов у ребенка с ТМНР будет способствовать улучшению психофизического состояния,
формированию определенных умений и навыков, в зависимости от индивидуальных особенностей
ребенка. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной
адаптации ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Ожидаемые личностные результаты:
1.
Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я.
2.
Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом
3. Овладение начальными навыками адаптации в социуме.
Предметные результаты:
1. Формирование эмоционального контакта с ребенком, направленность на сотрудничество.
2. Формирование
положительных
эмоциональных
реакции
на
действия
с
игрушками,
предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.
3.
Формирование элементарных сенсорных представления:
узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки, в
соответствии с их функциональным назначением;
выделять зрительно один предмет (объект, игрушку) из множества;
определять на слух источник звука (голос животного, пение птиц);
различать на вкус (сладкий, горький, кислый, соленый), (соотнесение со словом, символом);
знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и
неживой природы (соотнесение со словом, символом);
4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у
ребенка следующие умения:
показывать членов своей семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с
педагогами, медицинским персоналом, родителями;
показывать на себе части тела и лица;
выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений
частей тела по подражанию действиям взрослого.
5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно
реагируют на простую инструкцию педагога:
•
при общении использовать мимику и жесты;
•
определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;
•
понимать и выполнять действия с игрушкой;
•
адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.
•
использовать звукоподражания, для называния объектов окружающего мира;
Индивидуальный учебный план
Специальная индивидуальная программа развития включает индивидуальный учебный план, в
котором определен индивидуальный набор учебных предметов из образовательных областей и
коррекционных
мероприятий,
соответствующий
особым
образовательным
возможностям
и
потребностям обучающейся с указанием объема учебной нагрузки. Индивидуальный учебный план
составлен на основе примерного учебного плана для образовательных организаций, реализующих
адаптированную
основную
общеобразовательную
программу
для
обучающихся
с
тяжёлой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
тяжёлыми
и
множественными
нарушениями развития (вариант 2).
Соблюдается охранительный режим. Продолжительность учебных занятий не превышает 25
минут, с перерывом 10 минут.
Индивидуальный учебный план
для обучающейся с тяжёлой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
( Вариант 2)
Предметные области
Классы
Учебные
предметы
III
I. Обязательная часть
I. Обязательная часть
1. Язык и речевая практика
1.1 Речь и
альтернативная
2/68
2. Математика
2.1 .Математические
представления
2/68
3. Окружающий мир
3.1 Окружающий
природный мир
0.5/17
3.2 Человек
0,5/17
3.4. Окружающий
социальный мир
0,5/17
4. Искусство
4.1 Музыка и движение
0,5/17
4.2 Изобразительная
деятельность
0,5/17
5. Физическая культура
5.1 Адаптивная
физкультура
0,5/17
Итого
7/238
Время для самостоятельной
подготовки
16/544
Итого предельно допустимая
нагрузка в неделю/год
23/782
II. Часть, формируемая
участниками образовательных
отношений
II. Часть, формируемая
участниками образовательных
отношений
Коррекционные курсы
III
1. Развитие сенсорных
процессов
1/34
2. Предметно-практические
действия
3. Двигательное развитие
4. Альтернативная
Итого коррекционные курсы
34
Расписание учебных занятий в 3 классе на 2020-2021 учебный год
Недели
,
дни
недели
Урок
и
Врем
я
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
I
неделя
1
8.30 –
09.10
Речь и
альтернативная
коммуникация
Математически
е
представления
Речь и
альтернативна
я
коммуникация
Коррекционно-
развивающее
занятие
«Развитие
сенсорных
процессов»
Математические
представления
2
09.20
–
10.00
Адаптивная
физкультура
Музыка и
движение
Окружающий
природный
мир
Самостоятельна
я работа
Самостоятельна
я работа
II
неделя
1
8.30 –
09.10
Речь и
альтернативная
коммуникация
Математически
е
представления
Речь и
альтернативна
я
коммуникация
Коррекционно-
развивающее
занятие
«Развитие
сенсорных
процессов»
Математические
представления
2
09.20
–
10.00
Изобразительна
я деятельность
Человек
Окружающий
социальный
мир
Самостоятельна
я работа
Самостоятельна
я работа
III
неделя
1
8.30 –
09.10
Речь и
альтернативная
коммуникация
Математически
е
представления
Речь и
альтернативна
я
коммуникация
Коррекционно-
развивающее
занятие
«Развитие
сенсорных
процессов»
Математические
представления
2
09.20
–
10.00
Адаптивная
физкультура
Музыка и
движение
Окружающий
природный
мир
Самостоятельна
я работа
Самостоятельна
я работа
IV
неделя
1
8.30 –
09.10
Речь и
альтернативная
коммуникация
Математически
е
представления
Речь и
альтернативна
я
коммуникация
Коррекционно-
развивающее
занятие
«Развитие
сенсорных
процессов»
Математические
представления
2
09.20
–
10.00
Изобразительна
я деятельность
Человек
Окружающий
социальный
мир
Самостоятельна
я работа
Самостоятельна
я работа
"Речь и альтернативная коммуникация”
Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека.
Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его
полноценное общение с окружающими. У детей с выраженными нарушениями интеллекта
отмечается
грубое
недоразвитие
речи
и
ее
функций:
коммуникативной,
познавательной,
регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная
(звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно
затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно
включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в
общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию
альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения
- формирование коммуникативных навыков с использованием средств
вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального
взаимодействия.
Задачи:
-учить понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических
изображений, рисунков;
-развивать умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом;
-развивать умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные
средства, соблюдая общепринятые правила общения и фиксировать взгляд на лице партнёра;
-учить понимать и выполнять словесные инструкции (на , дай, возьми) -
продолжать учить реагировать на своё имя.
Коррекционные задачи:
-создавать предпосылки к развитию речи;
-формировать умение высказывать свои потребности с помощью жестов и мимики;
-учить понимать обращённую речь
-формировать навыки адекватного реагирования на речь взрослого;
-побуждать к эмоционально-звуковому выражению чувств;
-учить пониманию речи и жестов;
-развивать мышление и память в процессе общения со взрослым на основе обогащения
представлений об окружающем.
На
всех
уроках
используются
принципы
наглядности,
доступности,
практической
направленности, коррекции. Каждый урок построен так, чтобы он мог доставить ребёнку радость
познания и вызвать желание повторной встречи с учителем.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное
поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в
доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в
более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную,
заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах,
организованное включение в общение. Образовательные задачи по коммуникации направлены на
формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении
специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости
от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач.
Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации,
например: жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд,
жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно- белая
картинка, пиктограмма), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы,
планшетные компьютеры, компьютеры).
Календарно-тематическое планирование
"Речь и альтернативная коммуникация” (68 ч)
Тема урока
Коммуникация. Установление контакта.
Знакомство с жестами приветствия и прощания.
Выполнение упражнений на активизацию движений кистей рук, пальцев.
Выражение согласия действием (движения головой, рукой).
Выражение несогласия действием (движения головой, рукой).
Выполнение речевых инструкций, сопровождаемых жестами: «Дай ....», «Помаши" «до
свидания», "Посмотри на меня" и т.д.
Указание на предмет, о котором спрашивают указательным жестом или взглядом.
Выполнение действий по подражанию.
Реагирование на собственное имя.
Приветствие собеседника (звуком, жестом).
Привлечение к себе внимания ( звуком, жестом).
Выражение своих желаний (звуком, жестом).
Прощание с собеседником (звуком, жестом).
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний.
Понимание простых по звуковому составу слов.
Узнавание (различение) имён членов семьи, учителя.
Понимание слов, обозначающих предмет.
Понимание слов, обозначающих действия предмета.
Понимание слов, обозначающих признак предмета.
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (один, много).
Понимание простых предложений (нераспространённых и распространённых).
"Математические представления”
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и
множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования
математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три
столовых прибора и т.д.
У
большинства
обычно
развивающихся
детей
основы
математических
представлений
формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут
овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного
обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные
для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать
математические представления для решения жизненных задач.
Цель обучения математике - формирование элементарных математических представлений и
умений и применение их в повседневной жизни.
Задачи:
-социально-бытовая адаптация детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития;
-формирование
элементарных
математических
представлений
о
форме,
величине,
количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях.
Примерная
программа
построена
на
основе
следующих
разделов:
«Количественные
представления», «Представления о форме».
Календарно-тематическое планирование "Математические представления” (68 ч)
Тема урока
Размеры предметов: большой, маленький.
Сравнение предметов по заданной величине, нахождение предмета, названного учителем.
Формирование количественных представлений (один предмет).
Формирование количественных представлений (много предметов).
Упражнения на закрепление количественных представлений.
Дидактические игры «Помоги белочке», «Собери бусы», «Возьмем - не возьмем». Работа с
раздаточным материалом. Тренировочные упражнения.
Формирование представлений о форме (круг).
Формирование представлений о форме (квадрат).
Игровые упражнения на закрепление представлений о форме.
Дидактические игры «Что где находится», «Где больше предметов», «Один - много». Работа с
раздаточным материалом. Тренировочные упражнения.
Объединение фигур в группы по форме.
Показ предмета заданной величины («большой» - «маленький»).
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: верх (вверху), низ (внизу),
перед (спереди), зад (сзади), правая (левая), рука (нога, сторона тела).
Ориентация в пространственном расположении частей тела на другом человеке: верх (вверху),
низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела).
Формирование временных представлений (утро, день, ночь).
Составление картинки, предмета из 2-х частей.
Обобщение изученного материала.
"Окружающий природный мир”
Важным аспектом обучения детей с тяжелой умственной отсталостью и с ТМНР является
расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный
материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся
представлений о природе, ее многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения - формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии
человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются:
- формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы,
-формирование временных представлений,
-формирование представлений о растительном и животном мире.
Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир»,
«Временные представления», «Объекты неживой природы».
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о
явлениях природы (снег, дождь и др.), цикличности в природе - сезонных изменениях (лето, осень,
весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь). Ребенок знакомится с разнообразием
растительного и животного мира, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по
этим признакам, устанавливать связи между ними.
Календарно-тематическое планирование "Окружающий природный мир” (17 ч)
Тема урока
Дикие животные на предметах и на картинках: заяц, волк, медведь, лиса.
Домашних животных на предметах и на картинках: кот, собака, корова, свинья.
Различение домашних и диких животных .
Показ и узнавание отдельных частей тела животных: голова, туловище, хвост, лапы, рога.
Птицы (утки, куры, гуси).
Различение животных и птиц.
Узнавание растений (дерево, куст, трава).
Овощи. Показ предметов и узнавание картинок овощей.
Фрукты. Показ предметов и узнавание картинок фруктов.
Различение овощей и фруктов.
Ягоды. Показ предметов и узнавание картинок.
Грибы. Показ предметов и узнавание картинок.
Различие ягод и грибов.
Объекты природы: «земля» «небо» на картинках.
Показ и узнавание объектов природы: Солнце и Луна на картинках.
Представление о воде (озеро, река).
Формирование представлений о рыбах (щука, сом).
Формирование представлений о насекомых.
Формирование представлений об огне.
Показ и узнавание картинок, обозначающих время года: осень
Показ и узнавание картинок, обозначающих время года: зима.
Показ и узнавание картинок, обозначающих время года: весна.
Показ и узнавание картинок, обозначающих время года: лето.
«Человек»
Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других. Соотнесение себя со
своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
Представление о собственном теле.
Отнесение себя к определенному полу.
Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным
изменениям.
Умение
решать
каждодневные
жизненные
задачи,
связанные
с
удовлетворением
первоочередных потребностей.
Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические
процедуры, одеваться и раздеваться и др.
Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям
здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о
болезненных ощущениях взрослому.
Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и
вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
Умение следить за своим внешним видом.
Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли,
обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Календарно-тематическое планирование «Человек» (17 ч)
Тема урока
Я
Я- девочка
Здоровье человека
Личная гигиена
Части тела.
Части тела.
Одежда.
Обувь.
Части тела
Лицо человека
Части лица
Части лица
Части лица
Гигиена тела
Я и моя семья.
Окружающий социальный мир
Представления о мире, созданном руками человека
Интерес к объектам, созданным человеком.
Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование,
одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в
транспорте, в общественных местах
Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о
социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач,
водитель и т.д.).
Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах
поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Календарно-тематическое планирование «Окружающий социальный мир» (17 ч)
Тема урока
Школьные принадлежности
Части дома
Места общего пользования в доме
Части двора
Правила безопасности во дворе
Правила безопасности в доме
Профессии людей.
Предметы интерьера
Напитки
Продукты питания
Бумага
Предметы из ткани
Город, село
Профессии людей
Наземный и воздушный транспорт.
Праздники
Музыка и движение
Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, освоение игре на доступных
музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе
музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных и инструментальных выступлений.
Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, движение под музыку,
игра на музыкальных инструментах).
Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.
Календарно-тематическое планирование «Музыка и движение» (17 ч)
Тема урока
Основные виды учебной деятельности
Тихая и громкая музыка
Слушание (различение) тихого и громкого звучания
музыки. Определение начала и конца звучания музыки.
Быстрая, умеренная и медленная музыка.
Слушание (различение) быстрой, умеренной,
медленной музыки. Слушание (различение)
колыбельной песни и марша.
Весёлая и грустная музыка.
Слушание (различение) веселой и грустной музыки.
Узнавание знакомой песни. Определение характера
музыки.
Любимая музыка на разных инструментах.
Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных
музыкальных инструментах.
Игры с музыкальным сопровождением:
«Ладушки», «Пирожки», «Веселые
матрешки»
Подражание характерным звукам животных во время
звучания знакомой песни.
Прослушивание песни «Новогодние
игрушки», «Антошка»
Подпевание отдельных или повторяющихся звуков,
слогов и слов
Выполнение отдельных движений под
музыку: топанье
Топанье под музыку.
Выполнение отдельных движений под
музыку: хлопанье
Хлопки в ладоши под музыку.
Выполнение отдельных движений под
музыку: покачивание с одной ноги на другую
Покачивание с одной ноги на другую.
Выполнение отдельных движений под
музыку: кружение
Кружение под музыку
Изобразительная деятельность
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски,
мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление
графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности
действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти,
обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе
бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием
примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски
путем смешивания красок других цветов.
Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение
точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура
точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование
контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по
представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета.
Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента.
Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии, «по- сырому», рисования
с солью, рисования шариками, граттаж, «под батик».
Календарно тематическое планирование Изобразительная деятельность ( 34 ч )
Темы уроков
Знакомство с пластичными материалами: пластилин, тесто.
Разминание пластилина, теста.
Раскатывание теста рукой, скалкой.
Отрывание кусочка пластилина, теста от целого куска.
Работа с бумагой: прием разрывания бумаги.
Работа с бумагой: прием сминания бумаги.
Откручивание кусочка материала от целого куска.
Ощипывание кусочка материала от целого куска.
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски.
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: мелки.
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: карандаши и
фломастеры.
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: альбом, кисти,
емкость для воды.
Освоение приемов рисования карандашом. Оставление графического следа.
Рисование карандашом со слабым и с сильным нажимом.
Закрашивание всей поверхности внутри контура
Адаптивная физкультура.
Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и
ограничений.
Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять,
передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).
Освоение двигательных навыков, координации, последовательности движений.
Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.
Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.
Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и
независимостью.
Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые
ощущения, др.
Повышение уровня самостоятельности в освоении и совершенствовании двигательных умений.
Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности.
Календарно тематическое планирование. Адаптивная физкультура. ( 17 ч )
Тема урока
Основные виды учебной деятельности
Дыхательные упражнения
«Понюхай цветок».
Дыхательные упражнения
«Согреть руки».
Дыхательные упражнения
«Остудить воду»
Дыхательные упражнения
Основные положения и движение
Упражнения для мышц шеи и головы
Наклоны головы вперед - назад с произнесением
звуков.
Упражнения для мышц шеи и головы
Повороты головы в стороны с произнесением
звуков.
Упражнения для кистей рук Упражнения для
кистей рук
Сгибание и разгибании пальцев в кулак.
Сведение и разведение пальцев.
Сгибание и разгибание кисти.
Повороты кистью: ладонь кверху, книзу.
Расслабление кисти.
Движение рук: вперед, в стороны, вверх, вниз.
Движение рук на пояс, к плечам, хлопки, вверх,
вниз.
Движение рук, сгибание и разгибание рук в
локтевых суставах.
Упражнения для мышц туловища
Наклоны туловища вперед.
Наклоны туловища в стороны.
Полуприседания на полной ступне.
Содержание коррекционных занятий. Развитие сенсорных процессов
Зрительное восприятие.
Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся
предмете (фонарик, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете,
расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от
ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по
горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся
удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый,
зеленый, черный и др.).
Слуховое восприятие.
Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча,
талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.
Локализация
неподвижного
удаленного
источника
звука.
Соотнесение
звука
с
его
источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
Кинестетическое восприятие.
Эмоционально-двигательная реакция
на прикосновения человека.
Реакция
на
соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.),
различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости
(жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на
давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела.
Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами
поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по
температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый,
сухой), вязкости (жидкий, густой).
Восприятие запаха.
Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя,
кофе и др.).
Восприятие вкуса.
Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый,
соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение)
продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых
качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Календарно тематическое планирование Развитие сенсорных процессов. ( 34 ч )
тема
Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов.
Развитие моторики и графомоторных навыков.
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции
педагога («Попади в цель», «Зеркало», «Тир», игры с мячом, игры с резинкой)
Формирование чувства равновесия («Дорожка следов», повороты, стойка на одной ноге)
Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук,
ходьба с изменением направления и т.п.)
Развитие
мелкой
моторики
пальцев
рук.
Пальчиковая
гимнастика
(«Гнездо»,
«Замок»,
«Фонарики»,«Флажок», «Очки», «Бинокль»)
Развитие мелкой моторики пальцев рук. Играем со шнуровками («Чудо-пуговица», «Ботиночки»)
Играем с мелкими предметами (колечко «су-джок», мячик-ёжик, счетные палочки, мелкаямозайка)
Играем с предметами («Прикрепи прищепки», «Подбери крышку», «Найди игрушку в сухом
бассейне», «Перебираем крупу»)
Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин)
Одевание и раздевание кукол.
Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек, крючков на одежде.
Кинестетическое и кинетическое развитие.
Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека.
Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, бумага, вода и др.),
различными по температуре, фактуре, вязкости.
Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов.
Адекватная реакция на давление на поверхность тела.
Адекватная реакция на положение тела (вертикальное, горизонтальное).
Адекватная реакция на положение частей тела.
Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.
Различение материалов по характеристикам (температура,фактура,влажность и др.)
Формирование
ощущений
от
различных
поз
тела,
вербализация
собственных
ощущений.
Дидактическая игра «Море волнуется».
Движения и позы верхних и нижних конечностей.
Движения и позы головы по показу.
Выразительность движений. Имитация повадок зверей.
Развитие зрительного восприятия.
Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете.
Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от
него.
Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горозонтали, по
вертикали, по кругу, вперед, назад).
Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.
Узнавание и различение цвета объекта.
Развитие слухового восприятия.
Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии.
Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.
Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником.
Различение речевых и неречевых звуков. Дидактическая игра «Зоопарк».
Нахождение объектов, одинаковых по звучанию.
Восприятие пространства и времени.
Система
оценки
достижений
обучающихся
с
глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития
планируемых
результатов
освоения
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание
результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и
развития жизненных компетенций ребенка по итогам учебного года. Для организации
аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на междисциплинарной
основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и
развития ребенка. К процессу аттестации обучающегося привлекаются члены семьи. Задачей
экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребенка в сфере
жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребенка, динамика
развития его личности. Результаты анализа представляются в удобной и понятной всем членам
группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции. По
итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется
развернутая характеристика учебной деятельности ребенка, оценивается динамика развития его
жизненных компетенций.
Итоговая
оценка
качества
освоения
обучающимися
с
тяжёлой
умственной
отсталостью, с ТМНР адаптированной основной общеобразовательной программы образования
осуществляется
образовательной
организацией.
Предметом
итоговой
оценки
освоения
обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для
обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов
освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и
развития жизненной компетенции обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется в
течение
последних
двух
недель
учебного
года
путем
наблюдения
за
выполнением
обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты
обучения. При оценке результативности обучения учитываются затруднения обучающихся в
освоении
отдельных
предметов
(курсов),
образовательных
областей,
которые
не
рассматриваются как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающейся СИПР,
взаимодействие следующих компонентов:
-
что обучающаяся знает и умеет на конец учебного периода;
-
что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
-
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет
При оценке результативности обучения учитываются особенности психического и
соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения происходит
вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных,
речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов
заданий обучающимся оказывается помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные,
графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям
и др.
При оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности
ребенка.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях,
основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:
-
«выполняет действие самостоятельно»,
-
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
-
«выполняет действие по образцу»,
-«выполняет действие с частичной физической помощью»,
-
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
-«действие не выполняет»;
-«узнает объект»,
-
«не всегда узнает объект»,
-
«не узнает объект».
Выявление
представлений,
умений
и
навыков
обучающихся
в
каждой
образовательной области создает основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания
дальнейшей
коррекционно-развивающей
работы.
В
случае
затруднений
в
оценке
сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений,
обусловленных
тяжестью
имеющихся
у
ребенка
нарушений,
следует
оценивать
его
эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
Уход предполагает выполнение следующей деятельности: придание правильной позы
ребенку, смена положений тела в течение учебных занятий.
Присмотр необходим для обеспечения безопасности обучающейся. Использует предметы не
по назначению, что вызывает угрозу травмирования или повреждения.
Программа сотрудничества школы с семьёй
Задачи
Мероприятия
Отчет о проведении
Повышение
осведомленности
родителей
об
особенностях
развития
и
специфических
образовательных
потребностях
ребенка
- индивидуальные консультации
родителей со специалистами;
- индивидуальные консультации
родителей по темам: «Организация
свободного времени дома»,
«Соблюдение режима дня»,
«Реализация СИПР в домашних
условиях», «Формирование социально
- бытовых навыков».
Обеспечение
участия
семьи
в
разработке и реализации СИПР,
единства
требований
к
обучающемуся
в
семье
и
в
образовательной организации
- участие родителей в разработке
СИПР
- посещение родителями
уроков/занятий;
- консультирование родителей по
вопросам обучения ребенка в
домашних условиях, выбор единых
подходов и приемов работы.
Организация регулярного
обмена информацией о ребенке, о
ходе
реализации
СИПР
и
результатах ее освоения
- ведение дневника наблюдений;
- информирование электронными
средствами;
- личные встречи, беседы.
Организацию участия родителей
во внеурочных мероприятиях
- привлечение родителей к
планированию, разработке и
реализации мероприятий:
«1 сентября - День Знаний»
«Школьная ярмарка»
Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПРа
№
п/п
Ф.И.О. специалиста
Занимаемая
должность
Реализуемый
учебный
предмет,
коррекционный курс
1
Копылова Галина Павловна
Учитель
–
дефектолог,
олигофренопедагог
Предметы учебного плана на 2020-
2021 уч. год
Коррекционно-развивающее
занятие
«Развитие
сенсорных
процессов»
2
Адамович
Людмила
Николаевна
Учитель-психолог
3
Розенберг
Вероника
Михайловна
Социальный педагог
Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
«Математические представления» включает: различные по форме, величине, цвету наборы
материала; пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; карточки с изображением цифр, макеты
циферблата часов; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для
раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал.
«Окружающий
природный
мир»
включает:
наглядный
изобразительный
материал
(фотографии, рисунки для демонстрации); изображения сезонных изменений в природе; рабочие
тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания.
«Человек» включает: предметные и сюжетные картинки с изображением членов семьи
ребенка;
«Окружающий социальный мир» сюжетные картинки с изображением объектов (в школе, во
дворе, в городе), действий, рабочие тетради с различными объектами окружающего социального
мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал.
«Музыка» изображения (картинки, фото) музыкальных инструментов. Аудиозаписи, (записи
со звучанием музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на различных инструментах).
«Адаптивная физкультура» включает: дидактический материал: изображения (картинки, фото)
спортивного, инвентаря, мяч.