Автор: Бугрова Ольга Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №83-ЦО"
Населённый пункт: город Казань, Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: География, геология, экология: воспитание практикой и сотрудничеством.
Раздел: среднее образование
География, геология, экология: воспитание практикой и сотрудничеством.
Бугрова Ольга Николаевна,
учитель географии первой квалификационной категории,
МБОУ «Лицей №83-Центр Образования»
Приволжского района г.Казани.
Активное и эффективное внедрение информационно-коммуникативных
технологий в современной школе – это реалии сегодняшнего дня. И учитель
сегодня максимально продуктивно использует их для решения поставленных
задач и развития творческого потенциала учащегося и самого педагога.
Вместе с тем учитель призван решать основную задачу образования –
формирование
патриотизма, любви к Родине,
правильной жизненной
позиции, взаимоотношений с природой, ориентации в окружающем нас мире.
География в школе приобретает значение гуманитарной мировоззренческой
науки.
А между тем геология и экология не входят в число приоритетных
школьных предметов.
И именно географ в
передает
знания об
окружающей природе, той среде в которой мы живем, которую видим
вокруг себя, наблюдаем. Формирует понимание устройства мира, всех
закономерностей и особенностей существования,
Сущность эколого-географического образования можно понять через
характеристику его основных целей: развитие экологического сознания и
мышления; экологической культуры личности и общества; ответственного
отношения каждого человека к природе; формирование практического опыта
природопользования и компетентного принятия решений,
что будет
способствовать здоровому образу жизни людей, устойчивому социально-
экономическому развитию и экологической безопасности страны и мира.
Цели экологического-географического образования различны на разных
этапах обучения:
- воспитание в начальных формах эколого-геогафической культуры
детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе и особенностей
взаимодействия человека с ней, выработка первоначальных практических
навыков
гуманно-созидательного
и
эмоционально
чувственного
взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.
- формирование ответственного отношения к окружающей среде и
здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и
экологически грамотного отношения к природе.
- формирование навыков
профессионализма, обеспечивающего
рациональное
и
экологически
безопасное
природопользование
в
жизнедеятельности.
- расширение и углубление эколого-географической культуры, усвоение
общих
и
специальных
знаний
о
сущности
природных
явлений,
взаимозависимости и взаимодействии общества, человека и природы.
Принцип гуманизации эколого-географического
образования
предполагает создание такого уклада жизни в образовательной среде, в
котором
осуществляются
совместная
творческая
деятельность,
взаимообучение,
создаются возможности для проявления и развития
творческой
индивидуальности
каждого
в
коллективной
практической
деятельности.
География относится к предметам естественно-научного цикла и ее
изучение
должно
быть
максимально
приближено
к
практике
и
не
ограничиваться образовательным процессом «за партой в стенах школьного
кабинета».
И этому способствует то, что называют «внеурочной
деятельностью».
Главной целью и основным "эффектом" практических
занятий является не столько учеба и получаемые при этом знания, сколько
общий
интеллектуальный
и
эмоциональный
настрой,
создаваемый
самостоятельной работой в природе, окружающей природной обстановкой,
общением с преподавателями, родителями и друг с другом в необычных
условиях за стенами школы. Такую форму работы можно рассматривать как
специально
организованную
форму
обучения,
позволяющую
как
самостоятельно, так и в группе приобретать новые знания, пользуясь
современными
способами
получения
информационного
материала,
переработке и распространению результатов своей работы.
Во внеклассной работе в области экологии, геологии, географии
большое
внимание
уделяется
памятникам
природы:
ботаническим,
зоологическим, геоморфологическим, геологическим, ландшафтным. Часто
эти памятники совершенно справедливо рассматриваются как культурно-
исторические ценности.
Лицей является базовой площадкой детско-юношеского геологического
движения Республики Татарстан. Администрация всегда поддерживает
начинания и оказывает помощь в организации работы. Создан «Музей
камня»,
экспонаты
которого
пополняются
образцами
из
научно-
практических экспедиций школьников. Например; в 2018г на Кавказ, в 2019
г. на Байкал г.Слюдянка Иркутской области в которых принимали участие и
родители и учащиеся.
Организуются однодневные походы по Татарстану и соседним регионам.
В планировании маршрутов экспедиций большое внимание уделяется
изучению
памятников
природы
местного
и
регионального
значения.
Собранные материалы изучаются и используются в дальнейшей работе. При
подготовке к полевой открытой республиканской олимпиаде по геологии, где
команда
учащихся
Лицея
«Вертикаль»
занимает
призовые
места
в
соревнованиях по радиометрии, палеонтологии, нефтяной геологии. В
составе республиканской сборной команды «Геобарс» на Всероссийской
олимпиаде по геологии Ахтарьянова Ильвина - призер в соревновании
«Геологический памятник». Состав команды ежегодно обновляется и радует
преемственность в команде среди ребят.
Достойно выступать на научно-практических конференциях помогает
сотрудничество с факультетом Геологии и Нефтегазовых технологий
К(П)ФУ. Это и занятия в «Школе юного геолога КФУ» и индивидуальные
консультации. В V открытом республиканском чемпионате « CASE-ЮГЕО
2020» защищали решение кейса 38 команд РТ и РФ, старшая команда –
призеры чемпионата. При подготовке ребята использовали возможности
доступа к источникам информации интернета, осмысливали, анализировали
ее.
Работа проводилась
как индивидуальная, самостоятельная так и в
группах при создании общей презентации и подготовке ее защиты.
Чемпионат проходил в дистанционной форме на платформе
ZOOM
с
трансляцией в популярных социальных сетях.
Значительную часть внеклассной, дополнительной работы лучше
организовывать одновременно с
родителями, а возникшие проблемы,
поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию и объединить
усилия для достижения более высоких результатов.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми можно
создавать
небольшие
по
численности
и
по
времени
сотрудничества
временные коллективы.
Например: в городском познавательном квесте
«ТАТ-РУС». Это способствует единению, установлению взаимопонимания
между родителями и детьми, созданию комфортных и продуктивных условий
сотрудничества с педагогом.
География, геология, экология – это область практической деятельности
людей, объединенных общей целью - развитие экологического сознания и
мышления; экологической культуры личности и общества; ответственного
отношения каждого человека к природе; формирование практического опыта
природопользования , что будет способствовать здоровому образу жизни
людей, устойчивому социально-экономическому развитию и экологической
безопасности страны и мира.