Напоминание

География, геология, экология: воспитание практикой и сотрудничеством.


Автор: Бугрова Ольга Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №83-ЦО"
Населённый пункт: город Казань, Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: География, геология, экология: воспитание практикой и сотрудничеством.
Раздел: среднее образование





Назад




География, геология, экология: воспитание практикой и сотрудничеством.

Бугрова Ольга Николаевна,

учитель географии первой квалификационной категории,

МБОУ «Лицей №83-Центр Образования»

Приволжского района г.Казани.

Активное и эффективное внедрение информационно-коммуникативных

технологий в современной школе – это реалии сегодняшнего дня. И учитель

сегодня максимально продуктивно использует их для решения поставленных

задач и развития творческого потенциала учащегося и самого педагога.

Вместе с тем учитель призван решать основную задачу образования –

формирование

патриотизма, любви к Родине,

правильной жизненной

позиции, взаимоотношений с природой, ориентации в окружающем нас мире.

География в школе приобретает значение гуманитарной мировоззренческой

науки.

А между тем геология и экология не входят в число приоритетных

школьных предметов.

И именно географ в

передает

знания об

окружающей природе, той среде в которой мы живем, которую видим

вокруг себя, наблюдаем. Формирует понимание устройства мира, всех

закономерностей и особенностей существования,

Сущность эколого-географического образования можно понять через

характеристику его основных целей: развитие экологического сознания и

мышления; экологической культуры личности и общества; ответственного

отношения каждого человека к природе; формирование практического опыта

природопользования и компетентного принятия решений,

что будет

способствовать здоровому образу жизни людей, устойчивому социально-

экономическому развитию и экологической безопасности страны и мира.

Цели экологического-географического образования различны на разных

этапах обучения:

- воспитание в начальных формах эколого-геогафической культуры

детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе и особенностей

взаимодействия человека с ней, выработка первоначальных практических

навыков

гуманно-созидательного

и

эмоционально

чувственного

взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.

- формирование ответственного отношения к окружающей среде и

здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и

экологически грамотного отношения к природе.

- формирование навыков

профессионализма, обеспечивающего

рациональное

и

экологически

безопасное

природопользование

в

жизнедеятельности.

- расширение и углубление эколого-географической культуры, усвоение

общих

и

специальных

знаний

о

сущности

природных

явлений,

взаимозависимости и взаимодействии общества, человека и природы.

Принцип гуманизации эколого-географического

образования

предполагает создание такого уклада жизни в образовательной среде, в

котором

осуществляются

совместная

творческая

деятельность,

взаимообучение,

создаются возможности для проявления и развития

творческой

индивидуальности

каждого

в

коллективной

практической

деятельности.

География относится к предметам естественно-научного цикла и ее

изучение

должно

быть

максимально

приближено

к

практике

и

не

ограничиваться образовательным процессом «за партой в стенах школьного

кабинета».

И этому способствует то, что называют «внеурочной

деятельностью».

Главной целью и основным "эффектом" практических

занятий является не столько учеба и получаемые при этом знания, сколько

общий

интеллектуальный

и

эмоциональный

настрой,

создаваемый

самостоятельной работой в природе, окружающей природной обстановкой,

общением с преподавателями, родителями и друг с другом в необычных

условиях за стенами школы. Такую форму работы можно рассматривать как

специально

организованную

форму

обучения,

позволяющую

как

самостоятельно, так и в группе приобретать новые знания, пользуясь

современными

способами

получения

информационного

материала,

переработке и распространению результатов своей работы.

Во внеклассной работе в области экологии, геологии, географии

большое

внимание

уделяется

памятникам

природы:

ботаническим,

зоологическим, геоморфологическим, геологическим, ландшафтным. Часто

эти памятники совершенно справедливо рассматриваются как культурно-

исторические ценности.

Лицей является базовой площадкой детско-юношеского геологического

движения Республики Татарстан. Администрация всегда поддерживает

начинания и оказывает помощь в организации работы. Создан «Музей

камня»,

экспонаты

которого

пополняются

образцами

из

научно-

практических экспедиций школьников. Например; в 2018г на Кавказ, в 2019

г. на Байкал г.Слюдянка Иркутской области в которых принимали участие и

родители и учащиеся.

Организуются однодневные походы по Татарстану и соседним регионам.

В планировании маршрутов экспедиций большое внимание уделяется

изучению

памятников

природы

местного

и

регионального

значения.

Собранные материалы изучаются и используются в дальнейшей работе. При

подготовке к полевой открытой республиканской олимпиаде по геологии, где

команда

учащихся

Лицея

«Вертикаль»

занимает

призовые

места

в

соревнованиях по радиометрии, палеонтологии, нефтяной геологии. В

составе республиканской сборной команды «Геобарс» на Всероссийской

олимпиаде по геологии Ахтарьянова Ильвина - призер в соревновании

«Геологический памятник». Состав команды ежегодно обновляется и радует

преемственность в команде среди ребят.

Достойно выступать на научно-практических конференциях помогает

сотрудничество с факультетом Геологии и Нефтегазовых технологий

К(П)ФУ. Это и занятия в «Школе юного геолога КФУ» и индивидуальные

консультации. В V открытом республиканском чемпионате « CASE-ЮГЕО

2020» защищали решение кейса 38 команд РТ и РФ, старшая команда –

призеры чемпионата. При подготовке ребята использовали возможности

доступа к источникам информации интернета, осмысливали, анализировали

ее.

Работа проводилась

как индивидуальная, самостоятельная так и в

группах при создании общей презентации и подготовке ее защиты.

Чемпионат проходил в дистанционной форме на платформе

ZOOM

с

трансляцией в популярных социальных сетях.

Значительную часть внеклассной, дополнительной работы лучше

организовывать одновременно с

родителями, а возникшие проблемы,

поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию и объединить

усилия для достижения более высоких результатов.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми можно

создавать

небольшие

по

численности

и

по

времени

сотрудничества

временные коллективы.

Например: в городском познавательном квесте

«ТАТ-РУС». Это способствует единению, установлению взаимопонимания

между родителями и детьми, созданию комфортных и продуктивных условий

сотрудничества с педагогом.

География, геология, экология – это область практической деятельности

людей, объединенных общей целью - развитие экологического сознания и

мышления; экологической культуры личности и общества; ответственного

отношения каждого человека к природе; формирование практического опыта

природопользования , что будет способствовать здоровому образу жизни

людей, устойчивому социально-экономическому развитию и экологической

безопасности страны и мира.



В раздел образования