Напоминание

"О проблеме сценического волнения"


Автор: Волкова Татьяна Георгиевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МОУ Средняя школа №89
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: "О проблеме сценического волнения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




О проблеме сценического волнения

Музыкальное исполнительство – это психофизиологический акт. Поведение на сцене,

самочувствие во время игры, отношение к публике у каждого проявляются по-своему и

зависят от многих факторов. Действительно, есть исполнители для небольшого круга, для

камерного зала, но есть и для большой эстрады. Гениальный Ф. Шопен относился к

первому типу исполнителей. Он говорил о себе: «Я не способен давать концерты; толпа

меня пугает, парализуют любопытные взгляды, я немею перед чужими лицами». Ф. Листу

же он говорил: «Ты совсем другое дело. Ты создан для этого, ибо если и не тронешь

публику, то у тебя всегда найдется, чем ее ошеломить».

Страх сцены, зажимающиеся руки, паника от мысли, что можешь забыть текст

исполняемого произведения – эти проблемы знакомы практически любому

концертирующему артисту.

Некоторая доля взволнованности, состояние приподнятости перед выступлением

желательны и благотворны, так как способствую возникновению артистического подъема.

Активизируется реакция организма, обостряются чувства, появляются

целеустремленность, уверенность, выносливость. Исполнитель горит желанием

выступать. Творческий накал увеличивается. Энергетика повышается. Такое волнение

скорее полезно. Хуже, когда появляется волнение – паника. Вся подготовительная работа

идет насмарку. Исполнитель путает текст, забывает, комкает его. Спотыкается в самых

неожиданных местах. Руки становятся ватными, непослушными, мокрыми и холодными.

Страх нарастает катастрофически и ведет к полному параличу творческих сил. Результат -

жестокая психическая травма и растущая боязнь эстрады.

Каждый человек индивидуален, и причины страха публичных выступлений

(глоссофобии) различаются в зависимости от личностных особенностей

Наиболее частыми причинами глоссофобии являются:

Психологические травмы из детского возраста;

Неудачный опыт, связанный с выступлением на публике;

Низкая самооценка и неуверенность в себе;

Страх общественного неодобрения и порицания;

Общение с людьми, боящимися выступать перед аудиторией (искусственное

навязывание страха);

Переживаемое в настоящий момент стрессовое расстройство, депрессия;

Последствия черепно-мозговой травмы или иных заболеваний;

Иногда человек боится не самого публичного выступления, а, например, окружающих

людей или открытого пространства на сцене.

Страх перед выступлениями на публике мешает человеку жить насыщенной социальной,

личной и профессиональной жизнью. Некоторые мастера сцены уверяли, что причину

волнения надо искать в переоценке своих способностей, в тщеславии. Другие же

категорически не соглашались.

Имя Гофмана широко известно во всём культурном мире. Носитель этого имени был,

бесспорно, одним из крупнейших пианистов не только своего времени (первая половина

XX столетия), но и во всей истории фортепьянного исполнительского искусства

.

И.Гофмана как-то спросили: «Как преодолеть нервозность»? На что он отвечал: «Если вы

абсолютно уверены, что причиной всему ваша нервозность, то укрепляйте нервы при

помощи соответствующих упражнений на свежем воздухе и обратитесь за советом к

вашему врачу. Но вполне ли вы убеждены, что нервозность не есть просто другое

название самолюбия или, еще хуже, «нечистой совести» в смысле недостаточной

технической уверенности?... Рассмотрим, что творится в психике такого исполнителя? Он

полон мыслями о себе, о своих чувствах, о том, как он появится на сцене. Весь мир

отступает на второй план. Это есть безмерная переоценка значимости события,

преувеличение масштаба своей ответственности, исполнитель боится не справиться.»

Рассмотрим некоторые аспекты при подготовке к публичному выступлению:

1) Укрепление памяти

Надо быть честным по отношению к себе. Не преувеличивать и не преуменьшать своих

способностей. Вообще не надо об этом думать. Многие исполнители боятся забыть текст.

А ведь есть простые и необходимые приемы выучивания текста, которые всегда

срабатывают. Всегда рекомендуют выучивать текст наизусть отдельно каждой рукой, и

потом вместе. В полифонии знание наизусть каждого голоса обязательно. Необходимо

выучить наизусть пары голосов. Уметь петь один голос, а другой играть.

Сольфеджировать. Уметь играть на закрытой крышке инструмента или на столе по нотам

и без нот. Если есть «немая клавиатура», полезно воспользоваться ей. Она помогает

координировать слуховые и мускульные навыки. Очень хорошо активизируются все виды

памяти при игре с закрытыми глазами. Можно играть в темной комнате или слабо

освещенной, при свечах. Надо научиться свободно, играть с разных мест произведение, с

любой ноты, мотива и фразы.

У музыканта работают несколько видов памяти: образная - зрительная и слуховая;

моторная (или мускульная), тесно связанная с ней тактильная, память на слова и мысли -

вербальная и логическая: эффективная память на чувства и переживания. Все это

составляет внутренний оркестр, руководит которым разум - дирижер. И при честных,

добросовестных занятиях память работает отлично. А если от волнения откажет какой - то

вид памяти, то другие обязательно помогут.

2) Преодоление технических трудностей

В предварительной работе над техническими местами надо точно устанавливать

причину, почему не выходит какой - либо пассаж, где «заедает или комкается»

исполнение. Причина может быть любой - неудобная аппликатура, неверное движение

руки, слабая работа пальцев и т. д. Если это скачки, а исполнитель постоянно не попадает

в нужную ноту, то надо понять, что происходит - «недолет» или «перелет», и в

зависимости от этого расширять или сужать амплитуду движения. Необходимо поймать

ошибку и уничтожить ее. Не хитрить перед собой, не обманывать себя, придерживая темп

в исполнении, так как в момент волнения заговорит «нечистая совесть», и ошибка

обязательно выскочит. Играющий споткнется, исполнение потеряет темп, характер. А

если ошибка не одна, то выступление будет просто испорчено, что отрицательно скажется

на психике исполнителя. Поэтому ошибки надо не прятать, а высматривать их, ловить и

ликвидировать. Постепенно техника исполнения автоматизируется. На эстраде руки сами

выполнят «заказ».

3) Эффективность занятий

Чувство неуверенности может возникнуть и от чрезмерной работы, вызванной

недоверием к себе. Возникшая усталость приводит к срывам на сцене. Необходимо

рационально использовать время, предугадывать трудности, заранее намечать пути их

преодоления.

4) Позитивное мышление

Достижение успеха зависит не только от постоянного, изматывающего, напряженного

труда, но и от определенного состояния сознания, от настроя на отличный результат.

Мышление должно быть позитивным, восприятие жизни радостным. Надо любить жизнь

и любить то дело, которым занимаешься. Занятие любимым делом приносит состояние

радости, уверенной силы и спокойствия. А значит, и успех достигается легко и радостно.

5) Предконцертный период

Активная, сознательная работа над программой должна быть закончена за 10 дней, а

лучше за 10 недель до выступления. Программа должна «отлежаться». «Отлеживаясь»,

она как бы поспевает, созревает внутри исполнителя, превращается в живой образ. В этот

момент полезно играть для публики – близких, друзей. Годятся любые слушатели. Можно

поиграть и тем людям, которые не очень - то любят вас. Послушать их мнение, «отделить

зерно от плевел», затем уничтожить и это «зерно». Научиться играть так хорошо, что и

недругу не к чему будет придраться.

В этот период хорошо играть в зале, полезно сделать запись на видеокамеру. Первое

выступление почти всегда неудачно. Срабатывает «эффект камеры», вдруг появляются

ошибки и недостатки, о которых и не подозревал исполнитель. «Имеющий уши да

услышит, имеющий глаза да увидит». Исполнитель сам удивлен и озадачен. Работа

переходит на более высокий уровень. Фактически программа дозревает в зале. С каждым

разом исполнение и запись будут интереснее и качественнее. Перед ответственным

концертом полезно обыграть программу в нескольких менее ответственных концертах.

Если произошла неудача, не надо драматизировать ситуацию. Помните, что «на ошибках

учатся». Следует проанализировать выступление, найти подлинную причину неудачи.

Принять это как полезный опыт для себя, провести «лечение». Важным показателем

технической и художественной готовности программы является импровизационная

свобода игры.

Вообще, сюрпризы на эстраде - обычное дело. Выступления пианистов происходят в

разных условиях, на разных роялях, в залах с разной акустикой. И пианисту надо

приспособиться и к акустике, и к особенностям рояля. Нередко приходится перестраивать

привычное исполнение в зависимости от условий. Важным средством для исправления

акустических недостатков является педаль. Необходимо хорошо слышать свое

исполнение, умело распределять звучание. На качество исполнения могут повлиять и

другие факторы - температурный режим в зале, неудобный стул, освещенность

клавиатуры. Одежда и обувь должны быть удобными. Исполнителю надо позаботиться о

своем здоровье, не забывать о физических упражнениях, о правильном питании, отдыхе и

сне.

6) В день концерта

Перед концертом и особенно в день концерта многие исполнители советуют не

перегружаться, поберечь свои силы, заниматься меньше. В то же время известно, что С.

Рихтер в день концерта занимался по 5-6 часов. Играл при этом программу концерта и

никогда ничего другого. Г. Нейгауз же играл часа полтора – два. Очень часто не трогал

концертных вещей.

Режим подготовки исполнителя подбирается в зависимости от его индивидуальных

особенностей. В любом случае голова должна быть свежей, усталости быть не должно.

Настрой бодрый и положительный. На концерт следует прийти заранее, с большим

запасом времени. В артистической нельзя вести праздные разговоры. Ничто не должно

волновать музыканта. Нельзя допускать вредных влияний. Нацеленность должна быть на

исполнение. Выходить к роялю следует спокойно, красивой походкой. Сесть удобно.

Мысленно представить звучание произведения. И начинать концерт.

Ритм жизни современного человека настолько интенсивен, что приводит к

перенапряжению нервной системы. Все описанные профессиональные приемы,

несомненно, помогают исполнителю. Однако, срывы, тревоги и страхи все равно могут

возникнуть. Поэтому важно настроить мышление не на подавление страха, а на успех и

уверенное знание. Воля и сила заложены внутри нас. «Если бы кто-нибудь в битве

тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот

другой - величайший победитель в битве». (Древнеиндийская мудрость)

Список литературы:

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Издательство «Музыка»,

1971.

2. И.Гофман. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре.- М.:

«Государственное музыкальное издательство», 1961.

3. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию методики Ч.

Спилбергера. - Санкт-Петербург.: Издательство «Речь», 2004.

4. Коган Г.М. У врат мастерства. Работа пианиста. - М.: Издательство «Музыка», 1969.

5. Коган Г.М. Вопросы пианизма. - М.: Издательство «Советский композитор», 1968.

6. Правдина Н.Б. Я привлекаю успех. - Санкт-Петербург.: Издательство «Невский

проспект», 2005.

7. Савшинский С.И. Пианист и его работа. – Ленинград.: Издательство «Советский

композитор»,1961.



В раздел образования