Автор: Марина Александровна Гулько
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Новоульяновская СШ №2
Населённый пункт: г. Новоульяновск
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Основы религиозной культуры и светской этики.
Раздел: начальное образование
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики.
Основы светской этики»
составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ. «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования.
3.
Основная
образовательная
программа
начального
общего
образования
МОУ
Новоульяновская СШ № 2
4. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации №254 от 20 мая 2020 года
"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных
программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность».
5. Программа курса к учебнику М.Т.Студеникина «Основы духовно-нравственной
культуры народов России. Основы светской этики». 4 класс / авт. – сост. М.Т.Студеникин.
– 2-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 32 с. – (Начальная
инновационная школа).
В период карантина (усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий)
обучение детей может осуществляться в дистанционном режиме. Для организации
дистанционного
обучения
используются
следующие
платформы:
«Российская
электронная школа», Сервис «ЯКласс», образовательная платформа «Учи.ру», Google
Forms ( по усмотрению).
Рабочая программа для 4 класса предусматривает
изучение курса
«Основы
религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» в объёме 34 часов в год, 1
час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета в 4 классе
Личностные результаты
•
формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства
гордости за свою Родину;
•
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных
народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
•
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
осознвние ценности человеческой жизни;
•
формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей
этнической и национальной принадлежности;
•
развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной
справедливости и свободе;
•
развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
•
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания;
•
развитие
начальных
форм
регуляции
своих
эмоциональных
состояний
и
рефлексии;
•
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных
ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
•
развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
2
•
формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
•
овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
•
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и
находить
наиболее
эффективные
способы
достижения
результата,
вносить
соответствующие коррективы в процессе их реализации на основе оценки и учёта
характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Познавательные УУД
•
совершенствование
умений
в
различных
видах
речевой
деятельности
и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных
технологий
для
решения
различных
коммуникативных и познавательных задач;
•
совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
•
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного
построения
речевых
высказываний
в
соответствии
с
задачами
коммуникации;
•
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогии причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные УУД
•
формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности
признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь
свою собственную, умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
•
совершенствование
организационных
умений
в
области
коллективной
деятельности,
умения определять общую цель и пути её достижения,
умений
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
•
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия –
как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
•
знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
•
понимание значения нравственности, выры и религии в жизни человека и
общества;
•
формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об
исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной
традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа
России;
•
формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и
повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные
проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование
личностной
и
гражданской
позиции
по
отношению
к
различным
явлениям
действительности;
•
знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и
3
архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и
традициями основных религиозных праздников;
•
формирование умения проводить параллели между различными религиозными
культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;
•
развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на
произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры;
формирование общекультурной эрудиции;
•
формирование
умений
устанавливать
связь
между
культурой,
моралью
и
повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные
проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и
гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.
Содержание учебного предмета
Введение в предмет. ( 1 час ) Народы России, их духовно-нравственная культура.
Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов.
Значение вежливости.
Россия – Родина моя. ( 2 часа ) Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение
названий Русь, русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение,
природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия –
многонациональное государство. Национальность и раса.
Этика и этикет. ( 3 часа ) Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики,
ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета,
их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры
поведения человека, их характеристики.
Вежливость. ( 2 часа ) Понятия вежливость, уважение. Происхождение
слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия,
обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице.
Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет
разговорной речи.
Добро и зло. ( 2 часа ) Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Добра и зло в русских
народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса,
интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на
взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре.
Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго
отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких.
Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления
доброты.
Дружба и порядочность. ( 2 часа ) Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в
укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных
отношениях.Честность,
доброта,
порядочность, трудолюбие,
понимание,
бескорыстие,
справедливость.
Взаимопонимание,
требовательность
и
ответственность.
Проявление
дружбы
в
сказках,
произведениях
детской
литературы.
Понятия-синонимы друг, приятель,
товарищ.
Правила
дружбы.
Отношения в классном коллективе.
Честность и искренность. ( 2 часа ) Понятия честность и искренность. Из истории
традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности
(«честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.).
Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость
и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность – составная часть
честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома,
соблюдению законов.
Гордость и гордыня. ( 2 часа ) Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного
достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и
4
гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги.
Гордость за хорошие дела и поступки героев России.
Обычаи и обряды русского народа. ( 2 часа ) Что такое обычай и обряд. Из истории
обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты.
Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом - солью. Этикет царского
обеда. Особенности бракосочетания в современной России.
Терпение и труд. ( 2 часа ) Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в
школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние
поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества.
Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в
работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и
физического. Учеба – важнейший труд школьника.
Семья. ( 2 часа ) Семья – объединение людей разного возраста, основанное на
кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия.
Фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль
родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная
семьи.
Семейные традиции. ( 2 часа ) Традиция – передача из поколения в поколение правил
поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций,
собственные традиции семьи, их создание.
Сердце матери. ( 2 часа ) Роль матери в семье. День матери в России. Традиция
празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье –
нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме.
Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное
отношение детей к родителям, родным и близким. Подарочный этикет.
Правила твоей жизни. ( 2 часа ) Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила
приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся.
Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей
родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности
общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил
личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым
и инвалидам, помощь им.
Праздники народов России. ( 2 часа ) Христианские праздники. Происхождение
Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха,
Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение.
Защитники Отечества. (2 часа) 23 февраля — День защитника Отечества. Состав
Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с ХIII до ХХ в.: Невская битва,
сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в ХVII в., подвиги
полководца А.В. Суворова, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война
1941–1945 гг. Маршал Жуков. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны в
наше время. Защита Родины — долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных
силах РФ — почетная обязанность каждого мужчины.
Итоговое повторение. (3 часа)
5
Распределение учебных часов по разделам программы
№
п/п
Тема раздела
По
программ
е
(34 ч.)
По рабочей
программе
(34ч.)
1
Введение в предмет
1
1
2
Россия — Родина моя.
2
2
3
Этика и этикет
2
3
4
Вежливость
2
2
5
Добро и зло
2
2
6
Дружба и порядочность
2
2
7
Честность и искренность
2
2
8
Гордость и гордыня
2
2
9
Обычаи и обряды русского народа
2
2
10
Терпение и труд
2
2
11
Семья
2
2
12
Семейные традиции
2
2
13
Сердце матери
2
2
14
Правила твоей жизни
2
2
15
Праздники народов России
2
2
16
Защитники Отечества
2
2
17
Итоговое повторение
3
3
Итого
34 ч
34 ч
Календарно тематическое планирование
№
Название темы
Кол-во часов
Дата
1
Введение в предмет
1
2
Россия — Родина моя. Природа и люди
1
3
Россия — Родина моя. История России
1
4
Этика и этикет
1
5
Подарочный этикет
1
6
Вежливость
1
7
Вежливые слова
1
8
Добро и зло
1
9
Проявление добра в жизни
1
10
Дружба и порядочность
1
11
Учиться дружить
1
12
Гостевой этикет
1
13
Честность и искренность
1
14
Повторение и обобщение
1
15
Гордость и гордыня
1
16
Отечественная война 1812 года
1
6
17
Обычаи и обряды русского народа
1
18
Царский этикет
1
19
Терпение и труд
1
20
Роль труда в жизни человека
1
21
Семья
1
22
Этикет застолья
1
23
Семейные традиции
1
24
Традиции годовщин супружества
1
25
Сердце матери
1
26
Рассказы о наших мамах
1
27
Правила твоей жизни
1
28
Транспорт - помощник человека
1
29
Праздники народов России
1
30
Русская Масленица
1
31
Защитники Отечества
1
32
Маршал Жуков
1
33-35
Итоговые уроки
3
7
Лист корректировки учебной программы
№
урока
Тема урока
Дата
проведения по
плану
Причин
а
коррект
ировки
програм
мы
Коррект
ирующие
меропри
ятия
Дата проведения
по факту
8