Напоминание

Основы религиозной культуры и светской этики.


Автор: Марина Александровна Гулько
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Новоульяновская СШ №2
Населённый пункт: г. Новоульяновск
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Основы религиозной культуры и светской этики.
Раздел: начальное образование





Назад




Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики.

Основы светской этики»

составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ. «Об образовании в Российской

Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования.

3.

Основная

образовательная

программа

начального

общего

образования

МОУ

Новоульяновская СШ № 2

4. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации №254 от 20 мая 2020 года

"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при

реализации

имеющих

государственную

аккредитацию

образовательных

программ

начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,

осуществляющими образовательную деятельность».

5. Программа курса к учебнику М.Т.Студеникина «Основы духовно-нравственной

культуры народов России. Основы светской этики». 4 класс / авт. – сост. М.Т.Студеникин.

– 2-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 32 с. – (Начальная

инновационная школа).

В период карантина (усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий)

обучение детей может осуществляться в дистанционном режиме. Для организации

дистанционного

обучения

используются

следующие

платформы:

«Российская

электронная школа», Сервис «ЯКласс», образовательная платформа «Учи.ру», Google

Forms ( по усмотрению).

Рабочая программа для 4 класса предусматривает

изучение курса

«Основы

религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» в объёме 34 часов в год, 1

час в неделю.

Планируемые результаты освоения учебного предмета в 4 классе

Личностные результаты

формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства

гордости за свою Родину;

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,

национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных

народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

осознвние ценности человеческой жизни;

формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей

этнической и национальной принадлежности;

развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе

представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной

справедливости и свободе;

развитие этических чувств как регулятора морального поведения;

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

понимания и сопереживания;

развитие

начальных

форм

регуляции

своих

эмоциональных

состояний

и

рефлексии;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных

социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных

ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;

2

формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной

деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;

формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия

в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и

находить

наиболее

эффективные

способы

достижения

результата,

вносить

соответствующие коррективы в процессе их реализации на основе оценки и учёта

характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Познавательные УУД

совершенствование

умений

в

различных

видах

речевой

деятельности

и

коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств

информационно-коммуникационных

технологий

для

решения

различных

коммуникативных и познавательных задач;

совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления

информационного поиска для выполнения учебных заданий;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,

осознанного

построения

речевых

высказываний

в

соответствии

с

задачами

коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,

классификации, установления аналогии причинно-следственных связей, построения

рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные УУД

формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности

признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь

свою собственную, умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и

оценку событий;

совершенствование

организационных

умений

в

области

коллективной

деятельности,

умения определять общую цель и пути её достижения,

умений

договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать

собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия –

как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в

выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

понимание значения нравственности, выры и религии в жизни человека и

общества;

формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об

исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной

традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа

России;

формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и

повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные

проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование

личностной

и

гражданской

позиции

по

отношению

к

различным

явлениям

действительности;

знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и

3

архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и

традициями основных религиозных праздников;

формирование умения проводить параллели между различными религиозными

культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;

развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на

произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры;

формирование общекультурной эрудиции;

формирование

умений

устанавливать

связь

между

культурой,

моралью

и

повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные

проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и

гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.

Содержание учебного предмета

Введение в предмет. ( 1 час ) Народы России, их духовно-нравственная культура.

Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов.

Значение вежливости.

Россия – Родина моя. ( 2 часа ) Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение

названий Русь, русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение,

природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия –

многонациональное государство. Национальность и раса.

Этика и этикет. ( 3 часа ) Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики,

ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета,

их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры

поведения человека, их характеристики.

Вежливость. ( 2 часа ) Понятия вежливость, уважение. Происхождение

слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия,

обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице.

Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет

разговорной речи.

Добро и зло. ( 2 часа ) Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Добра и зло в русских

народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса,

интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на

взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре.

Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго

отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких.

Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления

доброты.

Дружба и порядочность. ( 2 часа ) Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в

укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных

отношениях.Честность,

доброта,

порядочность, трудолюбие,

понимание,

бескорыстие,

справедливость.

Взаимопонимание,

требовательность

и

ответственность.

Проявление

дружбы

в

сказках,

произведениях

детской

литературы.

Понятия-синонимы друг, приятель,

товарищ.

Правила

дружбы.

Отношения в классном коллективе.

Честность и искренность. ( 2 часа ) Понятия честность и искренность. Из истории

традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности

(«честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.).

Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость

и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность – составная часть

честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома,

соблюдению законов.

Гордость и гордыня. ( 2 часа ) Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного

достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и

4

гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги.

Гордость за хорошие дела и поступки героев России.

Обычаи и обряды русского народа. ( 2 часа ) Что такое обычай и обряд. Из истории

обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты.

Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом - солью. Этикет царского

обеда. Особенности бракосочетания в современной России.

Терпение и труд. ( 2 часа ) Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в

школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние

поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества.

Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в

работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и

физического. Учеба – важнейший труд школьника.

Семья. ( 2 часа ) Семьяобъединение людей разного возраста, основанное на

кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия.

Фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль

родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная

семьи.

Семейные традиции. ( 2 часа ) Традиция – передача из поколения в поколение правил

поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций,

собственные традиции семьи, их создание.

Сердце матери. ( 2 часа ) Роль матери в семье. День матери в России. Традиция

празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье –

нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме.

Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное

отношение детей к родителям, родным и близким. Подарочный этикет.

Правила твоей жизни. ( 2 часа ) Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила

приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся.

Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей

родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности

общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил

личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым

и инвалидам, помощь им.

Праздники народов России. ( 2 часа ) Христианские праздники. Происхождение

Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха,

Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение.

Защитники Отечества. (2 часа) 23 февраля — День защитника Отечества. Состав

Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с ХIII до ХХ в.: Невская битва,

сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в ХVII в., подвиги

полководца А.В. Суворова, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война

1941–1945 гг. Маршал Жуков. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны в

наше время. Защита Родины — долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных

силах РФ — почетная обязанность каждого мужчины.

Итоговое повторение. (3 часа)

5

Распределение учебных часов по разделам программы

п/п

Тема раздела

По

программ

е

(34 ч.)

По рабочей

программе

(34ч.)

1

Введение в предмет

1

1

2

Россия — Родина моя.

2

2

3

Этика и этикет

2

3

4

Вежливость

2

2

5

Добро и зло

2

2

6

Дружба и порядочность

2

2

7

Честность и искренность

2

2

8

Гордость и гордыня

2

2

9

Обычаи и обряды русского народа

2

2

10

Терпение и труд

2

2

11

Семья

2

2

12

Семейные традиции

2

2

13

Сердце матери

2

2

14

Правила твоей жизни

2

2

15

Праздники народов России

2

2

16

Защитники Отечества

2

2

17

Итоговое повторение

3

3

Итого

34 ч

34 ч

Календарно тематическое планирование

Название темы

Кол-во часов

Дата

1

Введение в предмет

1

2

Россия — Родина моя. Природа и люди

1

3

Россия — Родина моя. История России

1

4

Этика и этикет

1

5

Подарочный этикет

1

6

Вежливость

1

7

Вежливые слова

1

8

Добро и зло

1

9

Проявление добра в жизни

1

10

Дружба и порядочность

1

11

Учиться дружить

1

12

Гостевой этикет

1

13

Честность и искренность

1

14

Повторение и обобщение

1

15

Гордость и гордыня

1

16

Отечественная война 1812 года

1

6

17

Обычаи и обряды русского народа

1

18

Царский этикет

1

19

Терпение и труд

1

20

Роль труда в жизни человека

1

21

Семья

1

22

Этикет застолья

1

23

Семейные традиции

1

24

Традиции годовщин супружества

1

25

Сердце матери

1

26

Рассказы о наших мамах

1

27

Правила твоей жизни

1

28

Транспорт - помощник человека

1

29

Праздники народов России

1

30

Русская Масленица

1

31

Защитники Отечества

1

32

Маршал Жуков

1

33-35

Итоговые уроки

3

7

Лист корректировки учебной программы

урока

Тема урока

Дата

проведения по

плану

Причин

а

коррект

ировки

програм

мы

Коррект

ирующие

меропри

ятия

Дата проведения

по факту

8



В раздел образования