Автор: Гамза Станислав Николаевич
Должность: Тренер по картингу
Учебное заведение: Муниципальное Бюджетное Учреждение
Населённый пункт: город Лениногорск, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методика спортивно-технической подготовки картингистов"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
«Комплексная Спортивная школа № 3»
Лениногорский муниципальный район
Республики Татарстан
Методическая разработка на тему:
«Методика спортивно-технической подготовки картингистов»
Выполнил: Гамза С.Н.
Тренер по картингу
Лениногорск 2021г.
Для успешного выступления в соревнованиях различного ранга юному
спортсмену-картингисту необходимо приобрести ряд специальных навыков,
представляющих собой последовательные, сложнокоординационные
двигательные действия управления гоночным микроавтомобилем,
позволяющие направить движение карта по таким оптимальным траекториям
на спортивной трассе, которые позволили бы пройти дистанцию
контрольного или. соревновательного заездов с наименьшим временем и
наивысшей средней скоростью движения.
Особое мастерство в управлении картом требуется при прохождении левых и
правых поворотов. Следует отметить, что виражи различные по крутизне и
радиусам предъявляют различные требования к динамическим
характеристикам движения карта. При этом обязательно должны
учитываться такие факторы, как характеристика асфальтового покрытия,
поперечный и продольный уклоны дорожки, местные неровности
поверхности трассы. Для более успешного и рационального прохождения
виража спортсмен должен уметь "войти" в вираж с наивысшей доступной
скоростью движения, поддерживать эту скорость при движении в вираже и
"выйти" из него с максимально возможным ускорением. Большое значение
при этом имеет траектория движения карта, имеющая плавно изогнутую
характеристику, позволяющую пройти вираж с наименьшим боковым
скольжением, и, следовательно, с наименьшей потерей линейной скорости
движения.
На основании результатов анализа спортивно-технических особенностей
картинга и календарных сроков проведения соревнований нами была
разработана новая поэтапная методика спортивно-технической подготовки.
При этом организация учебно-тренировочного процесса была построена на
общедидактических принципах спортивной тренировки.
Принцип сознательности требует, чтобы юный спортсмен-картингист ясно
представлял и понимал изучаемые приемы и способы управления картом и
сознательно относился к овладению ими.
Ясное понимание способа прохождения каждого изучаемого поворота или
связки поворотов различной сложности, осмысленное отношение к их
преодолению ускоряет выполнение задач тренировки, способствует более
глубокому становлению навыка.
Принцип активности предполагает деятельное и целеустремленное участие
юных спортсменов в тренировочном процессе. Они должны активно
участвовать в процессе тренировки, уметь самостоятельно осваивать
способы, приемы и действия.
Принцип наглядности предполагает формирование у юных картингистов
четких представлений о трассе, ее геометрических характеристиках и
отличительных чертах, выработку навыков сравнения эталонного способа
прохождения тех или иных участков трассы, показанных тренером или
опытным гонщиком со своими движениями и навыками управления картом.
Принцип систематичности и последовательности предполагает
систематизированное, строго последовательное изучение элементов трассы.
Занятия должны проводиться регулярно, что способствует более успешному
образованию условно-рефлекторных связей сложно-последовательных
движений управления картом. Новые элементы трассы начинают изучать при
завершении изучения и закрепления навыка прохождения предыдущих
элементов.
Принцип постепенности и доступности предполагает постепенное
усложнение учебно-тренировочных упражнений с учетом их посильности.
Постепенность изучения определяется закономерностью формирования
двигательного навыка, который появляется не сразу, а при многократном
повторении и постепенном усложнении двигательных действий.
Принцип прочности предполагает такую организацию учебно-
тренировочных занятий, которая обеспечивает твердое закрепление
сформированных двигательных навыков и обеспечивает их стабильность в
разнообразных условиях. Прочность закрепленных навыков достигается
путем систематического проведения учебно-тренировочных занятий по
специально разработанной нами методике.
Как и в других видах спорта, учебно-тренировочный процесс в картинге
имеет циклический характер, поэтому количество тренировочных занятий по
спортивно-технической подготовке зависит от периода тренировок и
календаря соревнований.
В подготовительном периоде, включающем в себя первый этап предлагаемой
нами методики тренировки, задачей учебно-тренировочных занятий является
достижение картингистами необходимого уровня спортивной
подготовленности, позволяющей вести успешную соревновательную борьбу
на состязаниях. Это достигается путем постепенного повышения
интенсивности и. плотности нагрузки на учебно-тренировочных занятиях. В
процессе тренировок совершенствуется техника различных способов взятия
старта и стартового разгона, оттачивается мастерство прохождения наиболее
сложных сегментов трассы. Посредством педагогического наблюдения
определяется динамика результатов, проводятся прикидки, контрольные
заезды, внутрикомандные соревнования.
Для оценки уровня спортивно-технической подготовленности юных
картингистов, в начале периода определялась наибольшая средняя скорость
прохождения картингистами учебно-тренировочной трассы. Спортсмены на
картах проходили три круга трассы с максимальной скоростью движения,
причем в зачет бралось время прохождения лучшего круга. На первом этапе
тренировок, целью которого явилось приобретение базовых навыков
прохождения различных по углам и радиусам поворотов, занятия
проводились на учебных геометрических элементах, предлагаемых нами для
оптимизации учебно-тренировочного процесса
В подготовительной части занятия картингисты совершенствовали
спортивно-технические навыки, как взятие старта с места и в движении,
разгон карта по прямой, торможение на грани блокировки колес, что
позволяет сократить тормозной путь до минимума, кроме этого
вырабатывался навык управления картом в управляемом заносе.
Кроме этого выполнение подготовительных упражнений позволяло прогреть
двигатели картов до оптимальной рабочей температуры и, тем самым,
подготовить их для работы в основной, наиболее нагруженной, части
занятия.
Основная часть занятия на учебном элементе состояла из двух заездов по
десять повторений в каждом. Как показала практика, увеличение объема
тренировочной нагрузки приводило к снижению динамики роста спортивных
показателей, а по данным медико-биологического контроля - к появлению
пере тренерованности. Это объяснялось несоответствием объема и
интенсивности тренировочных нагрузок функциональным возможностям
детского организма.
В заключительной части каждого занятия проводилось текущее тестирование
на изучаемом элементе. Дополнительно спортсмены тестировались на
учебной трассе, что позволяло определить уровень ..спортивно-технической
подготовленности в настоящий оперативный момент и динамику показателей
в процессе одного занятия.
Схемы разработанных элементов одинаковы для левых и правых поворотов,
поэтому на тренировочных занятиях движение по элементам осуществлялось
как по часовой стрелке, так и против нее.
Этапное тестирование, необходимое для оценки динамики спортивно-
технических возможностей картингистов, проводилось после завершения
цикла тренировок на геометрических элементах, и представляло собой
прохождение трех кругов учебной трассы с максимальной скоростью, где в
зачет бралось значение времени прохождения лучшего круга.
В соревновательном периоде, включающем второй этап подготовки,
тренировочные занятия по спортивно-технической подготовке проводились
регулярно. Их цель - поддержание высокой работоспособности юных
картингистов и подведение спортсменов к соревнованиям на пике
спортивной формы. Интенсивность и объем нагрузки при проведении
учебно-тренировочных занятий высокие. Занятия проводились как правило,
соревновательным методом. При этом учитывался уровень тренированности
спортсменов и направленность микроцикла тренировки в периоде.
Второй этап подготовки осуществлялся непосредственно на учебной трассе.
Перед спортсменами была поставлена цель не только совершенствования
навыков старта и разгонов, прохождения левых и правых поворотов
различной сложности, торможения, а также - отработка тактических приемов
ведения спортивной борьбы во время соревновательных заездов. По
результатам тестирования, отражающим скорость прохождения различных
сегментов трассы, для более рациональной организации учебно-
тренировочного процесса комплектовались учебные подгруппы.
Таким образом появлялась возможность акцентировать направленность
учебно-тренировочных занятий индивидуально для каждого картингиста на
те виражи и связки поворотов трассы, которые наиболее трудны для него в
прохождении.
С целью повышения уровня спортивно-технической подготовленности на
отрабатываемом сегменте проводилось три занятия, состоящие из трех
заездов по десять повторений в каждом. На основании полученных
результатов велось оперативное планирование занятий и определялся объем
нагрузки для каждого спортсмена. Занятия на сегменте завершались после
того, как динамика спортивно-технической подготовленности достигала
константы, что выражалось в стабилизации минимального времени и
максимальной скорости прохождения изучаемого сегмента учебной трассы, в
стабилизации спортивно-технических навыков и тактических приемов
ведения спортивной борьбы.
В переходном периоде на занятиях решались задачи по улучшению
технических характеристик двигателя, его отстройке и доводке. Количество
тренировочных занятий по спортивно-технической подготовке картингистов
было невелико. Спортсмены поддерживали навыки скоростной езды на карте
в процессе пробных заездов при испытании двигателей. В целом период
носил восстановительный характер. В работе с юными спортсменами всегда
остается актуальным положение о том, что невозможно обучить картингиста
высшим приемам спортивной езды и навыкам их применения в ходе гонки
без улучшения психофизической формы спортсмена посредством обще
развивающих упражнений.
Значительная часть учебно-тренировочного процесса в переходном периоде
отводилась на мероприятия по физической подготовке картингистов.
Поскольку возраст испытуемых был в пределах 12-14 лет, то программа
подготовки была направлена на развитие скорости, ловкости, скоростно-
силовых качеств. Широко применялись спортивные игры, подвижные игры и
занятия в бассейне.
Как правило, подготовительная часть занятая включала медленный бег - 1000
м, ОРУ. В основной части упражнения были направлены на развитие
скорости, скоростно-силовых качеств, улучшения работы вестибулярного
аппарата. Это были: бег на короткие дистанции, прыжки в длину,
выпрыгивания из приседа, упражнения на укрепление мышц живота,
отжимание от пола, кувырки, упражнения на гимнастических снарядах.
В заключительной части занятия проводились подвижные игры или
упражнения в парах, направленные на развитие ловкости.
Эффективность подготовки спортсменов зависит во многом от
информативного обеспечения тренеров. Большинство специалистов считают,
что одно из главных направлений совершенствования спортивной
тренировки состоит в том, чтобы сделать процесс подготовки
высококвалифицированных спортсменов процессом управляемым. Для того,
чтобы принимать управленческие решения, тренеру необходимы сведения о
подготовленности воспитанников, о выполненной тренировочной работе, о
результатах соревновательной деятельности. При наличии такой информации
и на основе ее анализа можно вносить обоснованные изменения в
тренировочный процесс. Следует признать, что методика коррекции
подготовки спортсменов-картингистов разработана пока недостаточно.
Одним из перспективных подходов в этом направлении можно считать
разработку тренировочных программ, обеспечивающих эффективное
воздействие на конкретные компоненты подготовленности спортсменов.
Одна из основных особенностей современной системы подготовки
спортсменов заключается в выборе наиболее рациональных способов
построения тренировочного процесса.
Если до последнего времени управление тренировочным процессом
осуществлялось в большинстве случаев на личном опыте тренера, на его
интуиции и некоторых логических принципах, то в настоящее время для
достижения высоких спортивных результатов необходимо:
точно знать объем задаваемой нагрузки, а следовательно, предвидеть тот
тренирующий эффект, который она может обеспечить.
суметь разработать рациональные формы организации тренировочных
занятий в рамках конкретных этапов подготовки в течение длительного
спортивного сезона.
Под управлением принято понимать такое воздействие на процесс (объект),
которое выбрано из множества возможных воздействий с учетом
поставленной цели, состояния объекта, управляемых его характеристик,
которое ведет к улучшению функционирования или развития данного
объекта, то есть приближению к цели.
Управлять - это не подавлять, не навязывать процессу ход, а учитывать
природу процесса, согласовывать каждое воздействие на процесс с его
логикой.
Оптимальным управлением системой является такой перевод системы в
новое назначенное для нее состояние, при котором затрачивается либо
наименьшее время и труд, либо наименьшее количество вещества и энергии.
Конечной целью такого управления является достижение спортсменом
состояния, при котором он способен показывать высшие результаты в
избранном виде спорта. Это состояние характеризуется определенным
уровнем развития физической, технической, специальной, психологической и
морально-волевой подготовки.
Обращаясь к идее управления в спорте, характеризуется спортивный
результат как целевую задачу тренировочного процесса. Последний, можно
назвать основным критерием эффективности тренировки. Выделяется три
объекта управления в системе спортивной тренировки:
Комплекс внешних взаимодействий спортсмена (спортивная техника).
Функциональные возможности (состояния) спортсмена.
Специализированная двигательная нагрузка.
В процессе тренировки воздействия идут по всем трем составляющим
управляемого комплексного объекта одновременно. Однако в основе его
состояния лежит определенная циклическая последовательность событий.
Под влиянием тренирующих воздействий происходит изменение состояния
спортсмена, что, в свою очередь, влечет за собой изменение в технике
спортсмена и соответствующий прирост спортивного результата.
В настоящих исследования результаты, полученные на различных этапах
регулярной подготовки спортсменов позволили прежде всего увидеть общую
динамику изменений времени (соответственно и скорости) прохождения
юными картингистами учебно-тренировочной трассы. Именно увеличение
средней скорости движения карта по трассе стало объективным показателем
роста спортивно-технической подготовленности юных спортсменов.
Результаты всех гонщиков, участвовавших в испытаниях, улучшились.
Вникая в детали тренировочной работы и в результаты исследований,
проведенных на первом этапе можно усмотреть некоторые особенности,
имеющиеся в результате прохождения каждого элемента. Как было сказано
выше, последовательность выбора элементов отражала последовательное
усложнение их конфигураций и сложности их спортивно-технического
исполнения. До работы на элементах проводилось входное тестирование, в
процессе которого определялся результат прохождения каждым
картингистом "круга" трассы. У мастеров и кандидатов в мастера время
прохождения трассы было в пределах 49,7 - 50,0сек
Время показанное в наших наблюдениях юными картингистами было
значительно продолжительнее по сравнению с показателями
высококвалифицированных гонщиков - колебалось от 70,4 с до 125 с (в
среднем 94 ± 4 с). Работа на элементах была построена с постепенным
увеличением нагрузок, такой прием характерен для практики спортивных
тренировок. Особенно он актуален при работе с детским и юношеским
контингентом. Планирование тренировочных нагрузок должно строиться так,
чтобы нагрузки одинаковой направленности включались только через
промежуток времени, достаточный для наступления сверхвосстановления
ведущей функции. Планирование и контроль тренировочных нагрузок
видится целесообразным именно по их преимущественной физиологической
направленности. Такой путь позволяет с необходимой точностью определить
степень воздействия той или иной нагрузки на организм спортсменов, что в
свою очередь позволяет эффективно управлять развитием тренированности
юных спортсменов.
В нашей работе мы постепенно (через 2 занятия) усложняли условия заездов
на элементах. В итоге, время прохождения "круга" каждого элемента даже в
пределах одного занятия улучшалось на несколько секунд. Хронометраж
каждого "круга" из десяти, отрабатываемых в одном заезде позволил увидеть
индивидуальные возможности гонщиков в плане улучшения результата.
Практически на каждом занятии было подтверждено, что оптимальное
количество "кругов" в заезде при работе на любом элементе должно быть в
пределах 10-ти.
Как известно, что в тренировочных микроциклах проводят занятия,
различные по преимущественной направленности и величине нагрузок,
каждое из которых оказывает определенное влияние на организм спортсмена.
Поэтому при планировании в течение дня занятий необходимо знать
закономерности процессов утомления и восстановления организма в
зависимости от величины, направленности и характера тренировочных
воздействий. После проведения занятий на каждом элементе определялось
время прохождения "круга" учебно-тренировочной трассы. Фактически по
этому показателю и выясняется вклад каждого элемента в эффективность
тренировочного процесса.
Соотношение времени при входном и выходном тестированиях составляет:
94,59 с к 82,12 с.
Известно, что на различных этапах спортивной тренировки наблюдаются
различные формы динамики нагрузок - последовательная, ступенчатая,
волнообразная. Один цикл проезда по участку трассы на сегменте и
возвращение вновь к началу участка является отражением волнообразности
нагрузки, т. к. в момент возврата в начало маршрута время движения
незачетное. Спортсмен физически и психически в это время расслабляется,
нагрузка снижается. На более короткой трассе сегмента, такая смена
нагрузки и расслабления происходит чаще и, возможно, создает более
оптимальный режим, по сравнению с более протяженными участками
трассы. Согласно литературным данным, причины волнообразных колебаний
в динамике тренировочных нагрузок в определенной мере обусловлены
фазовостью и сохронностью процессов утомления-восстановления,
адаптации и развитии тренированности, которые развертываются в ходе
тренировки на разных морфофункциональных уровнях организма. При
волнообразно тренировочных нагрузок имеется возможность более резко
повышать нагрузки, поскольку в промежутках спортсмены, не теряя своей
спортивной формы, могут отдыхать и восстанавливаться.
Итоговым результатом 2-го этапа тренировки явилось время, показываемое
гонщиками при прохождении общего круга трассы после занятий на каждом
сегменте. Обращает внимание неуклонное уменьшение времени
прохождения круга учебно-тренировочной трассы. Динамика напоминает
соотношение значений, полученных после занятий на элементах (I этап), но
эффект снижения времени (или повышение скорости) более отчетлив после
работы на сегментах. Видимо, несмотря на возросший уровень
тренированности юных картингистов после работы на элементах на I этапе
учебно-тренировочного процесса, на II, этапе работы тренировки по
сегментам, т.е. в условиях реальной трассы, вскрывают дополнительные
резервы спортивно-технического развития у юных картингистов.
Большое значение в этом, сыграл фактор постоянного применения методов
улучшения физического развития юных картингистов. Сюда входили занятия
легкой атлетикой, плаванием, спортивными играми. В тренировочном
процессе соблюдался принцип соразмерности, т.е. обеспечение оптимального
соотношения уровней развития физических качеств у юных спортсменов с
объемом и интенсивностью нагрузок на каждом этапе тренировки. На
рисунке показано соотношение значений характеристик (время и скорость)
входного и выходного тестирований. При этом кроме соотношения значений
общего времени трассы вычислялось также соотношение времени
прохождения сегментов при входном и выходном тестировании.
Один из путей совершенствования тренировочного процесса спортсменов -
определение рациональных соотношений тренировочных и
соревновательных нагрузок. Анализ динамики нагрузок в годичном цикле
позволяет сделать вывод, что планирование соотношений тренировочной
работы различной физиологической и педагогической направленности на
отдельных этапах не всегда проводится с учетом данных о структуре
физической подготовленности и технико-тактическом мастерстве
картингистов.
Если обратиться к исследованиям сердечного ритма, то можно при сравнении
показателей кардиоритмограммы спортсменов разной квалификации выявить
значительные различия на всех этапах многочасовых соревнований.
Обсуждая полученные факты следует подчеркнуть, что в отличие от многих
олимпийских видов спорта, соревнования по картингу представляют
значительную нагрузку не только на анатомо-физиологические образования,
но и на психоэмоциональную сферу.
Информация о степени напряжения регуляторных систем организма может
быть использована для прогнозирования состояния спортсмена в течении
различных этапов учебно-тренировочного процесса. С другой стороны,
наблюдения за динамикой показателей в процессе спортивных тренировок и
соревнований дают исследователю (или тренеру) возможность намечать пути
коррекции и оптимизации состояния регуляторных систем при тех или иных
объемах спортивных нагрузок.
В доступной литературе отсутствуют сведения о характере
кардиоритмограммы у юных картингистов. Выбранный в настоящей работе
путь сравнения характеристик картингистов контрольной группы с данными
спортсменов экспериментальной группы --один из немногих приемов,
позволяющих выразить через индекс напряжения регуляторных систем
функциональное состояние не только сердца спортсменов, но и организма в
целом. В практике педагогических м физиологических наблюдений за
юными спортсменами простые, но достаточно информативные
математические методы исследования сердечного ритма еще не нашли
должного применения. Между тем их диагностические возможности четко
продемонстрированы работами клинического направления, они
используются в космической и спортивной медицине.
Как известно, в процессе систематических тренировок в олимпийских видах
спорта у юных спортсменов постепенно усиливаются холинергические
влияния на сердце. Считается, что нарастание тренированности
сопровождается преобладанием внутрисердечной регуляции ритма сердца
при значительном ослаблении центральных влияний. Систематические
занятия, направленные на общефизическое развитие юных картингистов,
входят в программу подготовки и, в определенной степени, формируют
ваготоническую направленность, регуляции сердца. В литературе имеются
сведения, показывающие связь величины индекса напряжения с уровнем
тренированности и степенью биологического развития . Есть данные о
снижении индекса напряжения в покое до 40 и менее условных единиц.
Согласно литературным данным у юношей в 14 лет происходят сложные
перестройки ваго-симпатических взаимоотношений. У мальчиков в этом
возрасте выражены колебания активности регуляторных систем, начинает
повышаться вагусная активность, что носит компенсаторный характер и
связано с усилением тонических влияний блуждающего нерва
непосредственно на синусовый узел.
У юных спортсменов юношей, не занимающихся спортом ( в возрасте 12-16
лет), нет значимых различий в длительности кардиоцикла и уровне
функционирования синусового узла, что указывает на недостаточную
информативность рассматриваемого показателя в данном возрасте.
Каждый заезд на трассе состязаний явился для юных картингистов
значительной нагрузкой как физического, так и психо-эмоционального
характера. Результаты тренировочного заезда были индикатором
подготовленности спортсменов. Можно предположить, что осознание
картингистами того факта, что время, показанное в тренировочных заездах,
не сказывается на общем результате соревнований, не приводит у них к
резким сдвигам показателей кардиоритмограммы. Более отчетливо это
выражено у спортсменов экспериментальной группы.
Занимавшихся замерами газодинамических показателей у спортсменов
разных возрастных групп, влияние систематических тренировок на сердечно-
сосудистую систему выражается в том, что у юных спортсменов
адаптационные реакции аппарата кровообращения на мышечную работу
более рациональны, чем у нетренированных сверстников. При выполнении
мышечной работы одинаковой мощности систолической объем крови у
спортсменов становился выше, частота сердечных сокращений ниже, а у не
спортсменов отмечалась обратная зависимость.
Результаты показывают, что только математический анализ сердечного
ритма может дать информативные сведения, позволяющие уловить характер
регуляторных сдвигов. В этом состоянии другие показатели (ЧСС, АД) не
всегда способствуют выявлению имеющихся изменений. Специфика
соревнований по картингу с его характерной динамичностью, с быстрым
чередованием относительного покоя и чрезмерных нагрузок затрудняет
качественную регистрацию многих параметров сердечнососудистой системы.
Поэтому метод кардиоритмографии был использован для контроля за
состоянием организма юношей-картингистов в процессе соревновательных
нагрузок.