Напоминание

"Развитие слухового внимания и фонематического восприятия"


Автор: Савина Ольга Валерьевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: ГБОУ школа №1739
Населённый пункт: город Зеленоград, Москва
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Развитие слухового внимания и фонематического восприятия"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале

речевых звуков;

объяснить различие понятий «звук» и «слово».

Оборудование: магнитная доска; кукла; картинки с изображениями собаки, коровы,

мухи, машины, листьев, змеи, комаров; картинка или макет «Лесная полянка» с

животными; картинка «Мак» с кружочками под ней; игрушки: паровоз, пирамидка,

машинка, лопатка, ведерко; домики: красный, синий и зеленый с круглыми

окошками того же цвета.

Ход занятия.

1.Дети стоят возле воспитателя

Воспитатель стоит рядом с магнитной доской, держит в руках картинки, читает

детям стихотворение и по ходу стихотворения выставляет картинки на магнитную

доску.

«Где-то собаки рычали: Ррр!

В стойле коровы мычали: Ммм!

В комнате мухи жужжали: Жжж!

Мимо машины бежали: Ррр!

Листья в лесу шумели: Ссс!

Змеи в лесу шипели: Шшш!

А комары все пели: Ззз!»

«А сейчас сядет тот, кто вспомнит, как рычали собаки? Какие звуки издавали

коровы? Как жужжали мухи? Как шипели змеи? Какие звуки пели комары? А

листья в лесу как шумели?»

2.Закрепление понятия звук.

Выставляется несколько панно: Звуковые домики красного, синего и зеленого

цветов. В окошках домиков кружочки такого же цвета. Вносится кукла.

«К нам на занятие пришла Машенька. Она рассказала мне такую историю.

Однажды добрая волшебница пригласила Машеньку в сказочный Звуковой город.

В этом городе она увидела вот такие красивые домики. Какого они цвета? Этот

домик… (красный). Этот… (зеленый). А этот… (синий). В окошках домиков

Машенька увидела кружочки. Захотелось ей потрогать их. Подошла она к

красному домику, прикоснулась к первому кружочку, и он зазвучал: «А-а-а».

Прикоснулась к другому кружочку и услышала: «У-у-у». Третий кружок подал

голосок: «И-и-и». Четвертый запел: «О-о-о». Подошла Машенька к Синему домику.

Из его окошек донеслись другие песенки: «Д-д-д, н-н-н, к-к-к , б-б-б». В зеленом

домике песенки звучали нежнее: «Ль-ль-ль, мь-мь-мь». Думает Машенька: «Какие

интересные кружочки, на них нажимаешь и слышишь разные звуки».

«Ребята, вспомните, что мы обозначаем такими кружочками? (Звуки). Одинаково

звучат песенки в разных домиках? (По-разному). Давайте вместе с вами споем

звуки из красного домика: «А-а-а, и-и-и, у-у-у, о-о-о». Вспомните, какие это звуки?

(Гласные). Почему они так называются? (Мы их можем пропеть голосом, можем их

тянуть). А теперь скажем звуки из синего домика, повторяйте за мной: «К, п, т, м,

н». Получается у нас их пропеть? (Нет). Почему? (Мешает преграда – губы или

язык мешают воздуху свободно пройти. Повторим еще раз: «К, п, т, м, н». Как

называются эти звуки?» (Согласные).

3.Динамическая пауза «Прогулка в лес».

Ходьба с высоким подниманием колен. Перешагиваем через высокую

траву, перепрыгиваем через лужу (прыгаем на двух ногах).

Посмотрите, какая красота! Выразим восхищение: о-о-о!

Налетел ветерок: ф-ф-ф!

4.

Выставляется картина или макет «Лесная полянка».

«Ребята, кто ответит, что можно увидеть в лесу? (Деревья, кусты, цветы, траву,

грибы, ягоды). Вы назвали много предметов. Вы произносили слова.»

«Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету!

И все, что видит только глаз –

Над нами и под нами

И все, что в памяти у нас,

Означено словами».

«Ребята, а кого мы можем увидеть в лесу? (Лису, белку, ежа, сову, волка, лягушку,

зайца)– (выставляются картинки этих животных или фигурки на макете). Вы

сказали много… слов. Лиса – это слово, белка – это слово, лягушка – тоже слово.

Машенька спрашивает, почему звучат слова? Потому что в них есть звуки. Слова

состоят из звуков. Сложите руки «чашечкой», «соберите» звуки. Я скажу слово

медленно. Тихо, а вы – громко и быстро: «Мммааакк». (Мак).» (Выставляется

картинка «Мак», а под ней – 3 кружочка). «Звуки можно «разбросать». «Бросим»

влево звук м, перед собой – звук а, вправо – звук к. Опять соберем их – м, а, к.

Получилось слово… (мак). Все слова состоят из звуков.

5.

Усвоение понятий «живой-неживой». Понимание вопросов «Кто это?», «Что

это?»

Выставляется кукла.

«Дети, чем отличается кукла Маша от наших девочек? (Она – неживая. Она –

кукла). Миша, кто ты? (Мальчик). Нина, кто ты? (Девочка). Все вы …(дети). Мы все

живые люди».

(Выставляются картинки животных). Это – живые существа. Их всех мы обозначим

словами. Если мы не знаем названия животного, тогда спрашиваем: «Кто это?»

(Кто это? – Лиса). Скажите слова, которые обозначают животных.

(Дети называют).

А это – неживые предметы (выставляются паровоз, пирамидка, машинка, лопатка,

ведерко). (Что это? – Паровоз). Об этих предметах мы спрашиваем: «Что это?»

Произнесите слова, которые обозначают неживые предметы».

6.Итог. Оценка деятельности детей.

Вспомните, какие звуки мы с вами сегодня произносили?

Спойте любые гласные звуки. А теперь произнесите согласные звуки.

Чем мы произносим все эти звуки?

А теперь скажите мне какие-нибудь слова. Молодцы!



В раздел образования