Педагогические условия развития мелкой моторики детей раннего возраста.
Автор: Белова Валентина Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: БДОУ СМР Населённый пункт: "Детский сад комбинированного вида №5 "Берёзка" Наименование материала: Статья Тема: Педагогические условия развития мелкой моторики детей раннего возраста. Раздел: дошкольное образование
Педагогические условия
развития мелкой моторики детей раннего возраста.
Белова Валентина Владимировна
Представление, что при любом двигательном
тренинге
упражняются
не
руки,
а
мозг,
вначале казалось парадоксальным и лишь с
трудом проникло в сознание педагогов.
Н.А. Бернштейн
Уровень
развития
ребенка
раннего
возраста
определяет
путь
его
дальнейшего
развития. Доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в
этом возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на
которой
в
дальнейшем
строится
вся
психическая
деятельность.
Чем
раньше
начата
активная работа по стимуляции развития, тем выше обучающий эффект.
Великие русские физиологи И.М. Сеченов и И.П. Павлов придавали очень
большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. И.М.
Сеченов писал: «Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словом, а всегда
мышечными ощущениями». (И.М. Сеченов. Избр. произведения. М.-Л.,АН СССР, 1952
г., т.1,стр. 87). Чем лучше развита мелкая мускулатура рук, тем лучше развиты речь,
мышление, внимание, интеллект, творчество. Это связано с величиной проекции руки в
двигательной проекции и её близость к моторно-речевой зоне.
М.М. Кольцова, Л.В. Фомина выявили следующую закономерность: если развитие
движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах
нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое
развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше
нормы.
Развивая мелкую мускулатуру рук детей раннего возраста необходимо проводить
работу, направленную на:
- развитие хватания: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно —
правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние),
учитывает
в
своих
действиях
форму,
величину
предмета
(маленькие
предметы
ребенок хватает одной рукой, большие — двумя руками), ребенок учится хватать
предметы по-разному — кулаком, щепотью (тремя пальцами) или указательным и
большим пальцами;
-
развитие соотносящих действий: ребенок учится использовать действия, когда нужно
совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих
действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек.
- развитие подражания движениям рук: особенно важно научить ребенка подражать
движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих
полезных навыков ручных действий;
- развитие движений кистей и пальцев рук: ребенок учится выполнять кистями и пальцами
рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более
тонкими и дифференцированными.
Для развития мелкой моторики у детей раннего возраста были определены следующие условия:
Педагогические условия развития мелкой моторики детей раннего возраста.
Система
педагогического
воздействия.
Учет психофизиологических
особенностей детей.
Работа
с детьми.
Взаимодействие с
родителями.
Интеграция всех видов
деятельности.
Совместная деятельность
педагога и ребенка.
Создание предметно –
- развивающей среды.
Контроль длительности
занятий.
Доступность материала.
Смена видов деятельности.
Четкая структура занятий.
Перенос знаний
в разнообразные ситуации.
Совмещение элементов игры и обучения.
обучения.
Положительная оценка.
Тренировка мускулатуры
рук.
Дидактические игры.
Консультации.
Семинары практикумы.
Родительские собрания.
Папки – передвижки.
Первые знания об окружающем мире складываются у ребенка в процессе освоения
им
близлежащего
пространства,
поэтому
в
ранний
период
детства
особенно
важна
организация
предметной
среды,
в
том
числе
для
сенсорного
развития
и
совершенствования мелкой моторики пальцев рук. Работа с дидактическим материалом
организуется в группе по двум направлениям:
1. Проведение игр-занятий с подгруппой детей и индивидуально.
2. Стимулирование самостоятельных действий детей с дидактическим материалом.
Работу с детьми по развитию мелкой моторики можно разделить на несколько блоков:
Работа с детьми.
Тренировка мускулатуры
рук.
Дидактические игры.
Рассмотрим
первый
блок
работы
–
тренировка
мускулатуры рук. Для того чтобы добиться свободы движения пальцев рук детей,
использовались следующие приёмы:
- массаж - один из видов пассивной гимнастики. Массаж рук проводим в начале
пальчиковой гимнастики, на занятиях для снятия напряжения, после сна во время
корректирующей гимнастики и в ходе индивидуальной работы.
- пальчиковая гимнастика является активной пальчиковой деятельностью и даёт
отличный стимул
для
развития
речи. Её проведение не
должно
быть
очень
продолжительным. 2-3 минуты
в
день
вполне
достаточно
для
того, чтобы
стимулировать мелкую моторику рук ребёнка. Упражняем руки с предметами, без
предметов, сидя за столом, проводим игровые упражнения, а также упражнения с
мячами, шариками и верёвочками...
- «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных истории, сказок
при помощи пальцев. Множество увлекательных и забавных игр по развитию мелкой
моторики можно придумать, используя самые обычные вещи. Например, из вязаных
перчаток легко сделать персонажей «Топа» и «Шлёпа», которые приходят к детям и
играют вместе с ними. Дети хорошо запоминают стихи и с удовольствием участвуют в
играх. Многие
игры
требуют
участия
обеих рук, что
даёт
возможность
детям
ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Поскольку на втором-
третьем
году
жизни
речь
ребенка
представляет
собой
комплекс
«слово
+
движение,
действие, жест, мимика», то параллель «стишок + пальчиковая игра» активизирует его
развитие.
2. блок – Дидактические игры.
Игры для развития мелкой моторики рук проводятся с использованием самых
разнообразных предметов, а также специальных игрушек, принцип действия которых
подразумевает движения кистями и пальцами
рук. Малышам часто с трудом даются
нелегкие задачи, поэтому в работе необходимо соблюдать следующие условия:
- не допускать переутомления ребенка;
- игры подбираются по уровню сложности, в зависимости от возраста ребенка и его
умений;
Массаж.
Пальчиковая гимнастика
Игры с изобразительными материалами
Игры с естественными материалами
природы.
Игры с предметами
.
Пальчиковые игры.
Пальчиковые сказки.
- занятие обязательно обыгрывается – придумывая интересный сюжет игры, используя
сюжетные игрушки.
Использовались следующие виды дидактических игр:
- игры с предметами и материалами :
– детям предлагалось нанизывать кольца (шарики, кубики) на стержень; выполнять
упражнения с резиновыми грушами или надувными игрушками; сортировать мелкие
предметы; конструировать; наматывать и разматывать нитки или ленточки («Кто
быстрее», «Ниткопись», «Волшебный гребень»); надевать предметы на кисти рук;
использовать крупную мозаику; составлять бусы; шнуровать предметы; завязывать
узелки, заплетать косы; отстегивать и пристегивать прищепки; запускать пальцами
волчки; открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, банок,
бутылок; выкладывать фигуры из палочек.
- игры с естественными материалами природы - пересыпание сыпучих материалов;
отпускание мелких предметов в сосуд с узким горлышком.
- игры с изобразительными материалами.
- очень полезно использовать пластичные материалы (В этих играх развивается сила
рук.) Когда малыш разминает тесто или глину, происходит самомассаж ладоней и
пальцев, развиваются мышцы рук. Например, предлагалось детям сделать «ямки»,
надавливая на него прямым указательным пальцем или всеми пальцами одновременно,
вдавливать предметы (семена, бусины, фасоль, горох).
- пальчиковые сказки – в этих играх развиваются тонкие дифференцированные движения
пальцев рук. Для пальчиковых сказок были изготовлены маленькие куклы, которые
надеваются
на
пальцы.
При
помощи
этих
фигурок
разыгрываем
небольшие
сюжеты, в которых дети поочередно двигают разными пальцами – когда тот или
иной персонаж говорит, двигается или кланяется.
Таким образом, развитие мелкой моторики имеет особое значение для развития
ребенка раннего возраста, так как действия с предметами являются в этот возрастной
период
наиболее
доступной
формой
приобретения
знаний
об
окружающем
мире.
Совершенствование мелкой моторики пальцев оказывает положительное воздействие не
только на сенсорную сферу ребенка, но и на своевременное развитие речевого аппарата.