Напоминание

Педагогические условия развития мелкой моторики детей раннего возраста.


Автор: Белова Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ СМР
Населённый пункт: "Детский сад комбинированного вида №5 "Берёзка"
Наименование материала: Статья
Тема: Педагогические условия развития мелкой моторики детей раннего возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогические условия развития мелкой моторики детей раннего возраста. Белова Валентина Владимировна
Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов. Н.А. Бернштейн Уровень развития ребенка раннего возраста определяет путь его дальнейшего развития. Доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в этом возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся психическая деятельность. Чем раньше начата активная работа по стимуляции развития, тем выше обучающий эффект. Великие русские физиологи И.М. Сеченов и И.П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. И.М. Сеченов писал: «Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словом, а всегда мышечными ощущениями». (И.М. Сеченов. Избр. произведения. М.-Л.,АН СССР, 1952 г., т.1,стр. 87). Чем лучше развита мелкая мускулатура рук, тем лучше развиты речь, мышление, внимание, интеллект, творчество. Это связано с величиной проекции руки в двигательной проекции и её близость к моторно-речевой зоне. М.М. Кольцова, Л.В. Фомина выявили следующую закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Развивая мелкую мускулатуру рук детей раннего возраста необходимо проводить работу, направленную на: - развитие хватания: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно — правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывает в своих действиях форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой, большие — двумя руками), ребенок учится хватать предметы по-разному — кулаком, щепотью (тремя пальцами) или указательным и большим пальцами; - развитие соотносящих действий: ребенок учится использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек. - развитие подражания движениям рук: особенно важно научить ребенка подражать
движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий; - развитие движений кистей и пальцев рук: ребенок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными. Для развития мелкой моторики у детей раннего возраста были определены следующие условия: Педагогические условия развития мелкой моторики детей раннего возраста. Система педагогического воздействия. Учет психофизиологических особенностей детей. Работа с детьми. Взаимодействие с родителями. Интеграция всех видов деятельности. Совместная деятельность педагога и ребенка. Создание предметно – - развивающей среды. Контроль длительности занятий. Доступность материала. Смена видов деятельности. Четкая структура занятий. Перенос знаний в разнообразные ситуации. Совмещение элементов игры и обучения. обучения. Положительная оценка. Тренировка мускулатуры рук. Дидактические игры. Консультации. Семинары практикумы. Родительские собрания. Папки – передвижки. Первые знания об окружающем мире складываются у ребенка в процессе освоения им близлежащего пространства, поэтому в ранний период детства особенно важна организация предметной среды, в том числе для сенсорного развития и совершенствования мелкой моторики пальцев рук. Работа с дидактическим материалом организуется в группе по двум направлениям: 1. Проведение игр-занятий с подгруппой детей и индивидуально. 2. Стимулирование самостоятельных действий детей с дидактическим материалом. Работу с детьми по развитию мелкой моторики можно разделить на несколько блоков: Работа с детьми. Тренировка мускулатуры рук. Дидактические игры.
Рассмотрим первый блок работы – тренировка мускулатуры рук. Для того чтобы добиться свободы движения пальцев рук детей, использовались следующие приёмы: - массаж - один из видов пассивной гимнастики. Массаж рук проводим в начале пальчиковой гимнастики, на занятиях для снятия напряжения, после сна во время корректирующей гимнастики и в ходе индивидуальной работы. - пальчиковая гимнастика является активной пальчиковой деятельностью и даёт отличный стимул для развития речи. Её проведение не должно быть очень продолжительным. 2-3 минуты в день вполне достаточно для того, чтобы стимулировать мелкую моторику рук ребёнка. Упражняем руки с предметами, без предметов, сидя за столом, проводим игровые упражнения, а также упражнения с мячами, шариками и верёвочками... - «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных истории, сказок при помощи пальцев. Множество увлекательных и забавных игр по развитию мелкой моторики можно придумать, используя самые обычные вещи. Например, из вязаных перчаток легко сделать персонажей «Топа» и «Шлёпа», которые приходят к детям и играют вместе с ними. Дети хорошо запоминают стихи и с удовольствием участвуют в играх. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Поскольку на втором- третьем году жизни речь ребенка представляет собой комплекс «слово + движение, действие, жест, мимика», то параллель «стишок + пальчиковая игра» активизирует его развитие. 2. блок – Дидактические игры. Игры для развития мелкой моторики рук проводятся с использованием самых разнообразных предметов, а также специальных игрушек, принцип действия которых подразумевает движения кистями и пальцами рук. Малышам часто с трудом даются нелегкие задачи, поэтому в работе необходимо соблюдать следующие условия: - не допускать переутомления ребенка; - игры подбираются по уровню сложности, в зависимости от возраста ребенка и его умений; Массаж. Пальчиковая гимнастика Игры с изобразительными материалами Игры с естественными материалами природы. Игры с предметами . Пальчиковые игры. Пальчиковые сказки.
- занятие обязательно обыгрывается – придумывая интересный сюжет игры, используя сюжетные игрушки. Использовались следующие виды дидактических игр: - игры с предметами и материалами : – детям предлагалось нанизывать кольца (шарики, кубики) на стержень; выполнять упражнения с резиновыми грушами или надувными игрушками; сортировать мелкие предметы; конструировать; наматывать и разматывать нитки или ленточки («Кто быстрее», «Ниткопись», «Волшебный гребень»); надевать предметы на кисти рук; использовать крупную мозаику; составлять бусы; шнуровать предметы; завязывать узелки, заплетать косы; отстегивать и пристегивать прищепки; запускать пальцами волчки; открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, банок, бутылок; выкладывать фигуры из палочек. - игры с естественными материалами природы - пересыпание сыпучих материалов; отпускание мелких предметов в сосуд с узким горлышком. - игры с изобразительными материалами. - очень полезно использовать пластичные материалы (В этих играх развивается сила рук.) Когда малыш разминает тесто или глину, происходит самомассаж ладоней и пальцев, развиваются мышцы рук. Например, предлагалось детям сделать «ямки», надавливая на него прямым указательным пальцем или всеми пальцами одновременно, вдавливать предметы (семена, бусины, фасоль, горох). - пальчиковые сказки – в этих играх развиваются тонкие дифференцированные движения пальцев рук. Для пальчиковых сказок были изготовлены маленькие куклы, которые надеваются на пальцы. При помощи этих фигурок разыгрываем небольшие сюжеты, в которых дети поочередно двигают разными пальцами – когда тот или иной персонаж говорит, двигается или кланяется. Таким образом, развитие мелкой моторики имеет особое значение для развития ребенка раннего возраста, так как действия с предметами являются в этот возрастной период наиболее доступной формой приобретения знаний об окружающем мире. Совершенствование мелкой моторики пальцев оказывает положительное воздействие не только на сенсорную сферу ребенка, но и на своевременное развитие речевого аппарата.


В раздел образования