Напоминание

«Использование технологии Д.Б. Филонова в дошкольном образовательном учреждении в практике работы воспитателя ДОУ»


Автор: Миллер Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37"
Населённый пункт: Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Использование технологии Д.Б. Филонова в дошкольном образовательном учреждении в практике работы воспитателя ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование технологии Д.Б. Филонова

в дошкольном образовательном учреждении в практике

работы воспитателя ДОУ

Миллер Юлия Сергеевна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад № 37»

г. Новокузнецк, Кемеровская обл.,

В основе организации взаимодействия дошкольного образования должно

лежать принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в

воспитании ребенка. В связи с этим, формирование педагогического потенци-

ала родителей становится главной задачей работы дошкольного образова-

тельного учреждения с семьей. Необходимо также учитывать, что для про-

дуктивного взаимодействия необходимо адекватное сотрудничество обеих

сторон.

Ключевые слова: технология Д.Б. Филонова, открытость системы воспи-

тание, личностно-ориентированный подход, развитие ребенка и семьи.

В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим

его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваивают-

ся и закладываются первые социальные роли, основные ценности жизни. Ро-

дители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через ме-

ханизмы подражания, идентификации и интеоризации образцов родительско-

го поведения.

Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личностное

взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Поэто-

му особо важным в настоящее время является реализация принципа откры-

тости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что:

родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению,

в удобное для них время знакомиться с деятельностью малыша в дет-

ском саду,

стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь

группы.

В рамках закрытого детского сада перейти же к новым формам отношений

родителей и педагогов невозможно. Вовлечение родителей в педагогический

1

процесс учреждения называется «открытость детского сада внутрь». Сотруд-

ничество ДОУ с социальными институтами, его открытость влияниям микро-

социума, т.е. «открытость детского сада наружу», также является сегодня

одним из направлений деятельности дошкольного учреждения

.

Администрация и педагогический персонал ДОУ сконцентрированы на

оказание помощи семье в вопросах укрепления семейных взаимоотношений,

знаний по уходу за детьми и их воспитанию, а также социальной защиты де-

тей, повышении культурного и образовательного уровня семьи.

Основными принципами нашей профессиональной деятельности яв-

ляются:

личностно - ориентированный подход в работе с ребенком и его се-

мьей;

развитие ребенка и его семьи;

открытость системы воспитания;

профессиональное взаимодействие специалистов и персонала ДОУ.

На первом этапе работы педагогического коллектива с семьями воспитанни-

ков происходит знакомство с детьми, факторами жизни и педагогическими

возможностями личности ребенка; установление контактов. На данном этапе

используются следующие методы работы: психологическое тестирование;

наблюдение; интервью; детские рисунки; анкетирование по режимным мо-

ментам; опросник по самооценке.

На следующем, организационном этапе происходит «вживание в среду» -

определение приоритетов в работе; координация деятельности специалистов

МДОУ и ближайшего окружения; систематизация результатов социально-

педагогических исследований.

На третьем этапе непосредственно социальной работы происходит осуще-

ствление различного рода «вмешательств», которые разнообразны и необ-

ходимы каждой конкретной семье (анализ сложных ситуаций; консультиро-

вание; координирование педагогически обоснованных выборов средств,

форм и методов работы с семьями воспитанников;)

Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, мы ориентируем-

ся не сколько на индивидуальные возможности родителей, сколько на уни-

версальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

Использование технологии Д.Б. Филонова «продвижения к контакту и

взаимопониманию с родителями» дают хорошие результаты.

шаг 1 - «Стадия накопления согласия» - задача первого этапа, разведыва-

тельный поиск общих тем. Нельзя сразу приступать к предмету разговора,

если вы понимаете, он неприятен родителю. Для того, чтобы расположить к

2

себе партнера, следует подвести его к согласию, хотя бы не в главном аспек-

те разговора.

результат - о положительных результатах можно судить по сокращению

пауз, выражению собственного мнения собеседника, его некоторому расслаб-

лению, снижению самоконтроля за высказываниями.

шаг 2 - «Поиск совпадающих интересов» - на данном этапе следует помнить,

что здесь выясняется все в том числе на сходство позиций. Важно проявить

склонность к уступкам, показать интерес к увлечениям и взглядам оппонен-

та.

результат - создание атмосферы доверительности.

шаг 3 - «Взаимное принятие для обсуждения личностных качеств и принци-

пов» (к этому этапу общение уже приобретает эмоциональную окраску,

когда можно искать более прочную основу для углубления отношений. Здесь

воспитателю следует показать все, что независимо от фактического со-

стояния дел, он принимает те принципы воспитания, стиль взаимоотноше-

ний в семье, которые предлагает родитель)

результат - главное - подвести собеседника к мысли, что вас связывают об-

щие интересы, сходство взглядов и характера.

шаг 4 - «Выявление качеств, опасных для взаимодействия» - благодаря

пройденным стадиям, настороженность собеседника снимается настолько,

что он может поделиться своими тревогами по поводу имеющихся у него не-

гативных качеств, заняться самокритикой («Я бываю нетерпелив»; «Я бываю

несдержан»; и др.), причем признание делается в косвенной форме.

результат - появление у родителей потребности раскрыться перед педаго-

гом.

шаг 5 - «Реализация способов индивидуального воздействия и взаимной

адаптации» - на этой стадии психологический фундамент уже настолько про-

чен, что можно приступить к той цели, которую ставил перед собой педагог

изначально.

результат - открытый разговор о том, что волнует в вопросах воспитания

ребенка.

шаг 6 - «Согласованное взаимодействие» - теперь можно вести принципиаль-

ные споры по тем проблемам, которые намечены перед началом взаимодей-

ствия. Ведь негативные установки нейтрализованы, взаимопонимание уста-

новлено.

результат - родитель начинает прислушиваться к доводам и доказатель-

ствам без недоверия и психологических барьеров.

Работа педагогического коллектива образовательного учреждения долж-

на быть наполнена уважением систем ценностей и взглядов современных ро-

3

дителей; включенность в реальный жизненный опыт разных категорий семей.

Хорошие результаты в работе с родителями наших воспитанников дают

следующие методы :

метод конструктивного спора - помогает сравнивать различные точки зре-

ния родителей на воспитание ребенка, разрешение проблемных ситуаций,

прислушиваться друг к другу, выбирать наиболее рациональные и эффектив-

ные подходы на основе сотрудничества.

метод вербальной дискуссии - обучение культуре диалога в семье

вырабатывает умение аргументировать свои доводы и внимательно рассмат-

ривать аргументы другого человека, в том числе и собственного ребенка

метод видео коррекции - проигрывание заданий психолога в условиях ви-

деозаписи и взаимодействия родителя и ребенка с последующим ее просмот-

ром, анализом и самоанализом.

метод «упражнение» - «рисование по инструкции» - развивает умение чет-

ко и однозначно излагать информацию, внимательно слушать и действовать

по инструкции, задавать уточняющие вопросы. Упражнение проводится в

двух вариантах:

с обратной связью - рисующий может задавать уточняющие вопросы;

без обратной связи - вопросы задавать нельзя.(после сравнения ре-

зультатов 2-х вариантов) проходит обсуждение: какие условия необхо-

димы для того, чтобы смысл передаваемых сообщений одинаково по-

нимался говорящим и слушающим.

На примере упражнения «Преврати недостаток в достоинство» рассмот-

рим методику проведения этого мероприятия:

(Рассматривание выявленных претензий в позитивном ключе). (10 мин)

Инструкция: - Подумайте и найдите позитивное зерно в таком «недостатке»,

как отсутствие собственных детей. Участники: есть свободное время для лич-

ной жизни, время для чтения книг и пособий, для подготовки к мероприяти-

ям; мы умеем любить «чужих» детей и видеть в них хорошие и сильные сто-

роны; мы приобретаем опыт для воспитания собственных детей и др.

1.

Теоретическое вступление «Правила построения эффективного обще-

ния».

(7 мин)

- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои за-

кономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15

секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих пер-

вых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы располо-

жить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических

плюса.

4

Самые универсальные – это:

Улыбка,

имя собеседника

комплимент.

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстри-

ровать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть.

Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на

любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто

кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Людмила Сергеевна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начина-

ют чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно

значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на

своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом

свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в

нашу пользу.

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не

самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ре-

бенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отноше-

нии хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать

внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце

тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего

контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с асси-

стентом):

Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, вниматель-

ный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника вз-

глядом.

Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая

дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому

собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь –

благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не

переступать «границы» личного пространства собеседника!

Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в

общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед

собой руки, ноги.

5

Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта

(отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков,

взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам та-

кой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоиме-

ние «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще гово-

рить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы,

умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…»,

«Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Очень важно, что возникшие проблемы, поставленные задачи решать сооб-

ща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объеди-

нить условия для достижения более высоких результатов, ведь это является

основным правилом установления хорошего личностного контакта и по-

строения эффективного общения и взаимодействия с родителями. Сочетание

теоретических и практических знаний, через разнообразные формы работы с

участием педагогов и специалистов ДОУ, обращенные к реальным трудно-

стям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компе-

тентности, трансляции опыта позитивных педагогических воздействий на ре-

бенка в семье, выстраивании внутрисемейных отношений.

Словарь терминов

Адаптация - процесс активного взаимодействия ребенка со средой, стремле-

ние к установлению состояния гармонии личности и среды, способность к

преодолению проблемных ситуаций. Результатом адаптации выступает си-

стема качеств личности, обеспечивающих успешность ее последующей жиз-

недеятельности.

Детство - особый период в жизни человека, характеризующийся в силу его

биологической и социальной незрелости зависимостью от взрослых и требу-

ющий обеспечения условий социальной заботы, социальной защиты и соци-

ального развития.

Забота - особое деятельное отношение к человеку, направленное на оказание

помощи, содействие благу и счастью человека и вытекающее из сострадания

лили обязанностей, реализуется в форме физического ухода, создания психо-

логического комфорта, духовного контакта и др.

6

Патронаж - вид социально- педагогической работы, осуществляемый пре-

имущественно на дому по отношению к детям группы риска; заключается в

постоянном социальном надзоре, регулярном посещении воспитанников, ока-

зания им необходимой помощи поддержки.

Профилактика - процесс предупреждения негативных тенденций социаль-

ного развития ребенка в нестабильных условиях микросреды. Внимание уде-

ляется усилению положительных влияний на ребенка на основе актуализации

воспитательных резервов ситуации с целью поддержания механизмов вну-

тренней защищенности перед лицом социальных проблем.

Социализация- процесс передачи общественного опыта данной культуры

(родителей, ценностей, умений, знаний, норм) его индивидуальным членам.

Социальное развитие (социализация)- процесс усвоения и дальнейшего

развития индивидом социально- культурного опыта.

(Трудовые навыки, знания, нормы, ценности, традиции, правила, социаль-

ные качества личности), необходимые для его включения в систему обще-

ственных отношений и позволяющего человеку комфортно и эффективно су-

ществовать в обществе других людей.

Социальная ситуация развития личности - вхождение личности в систему

сложившихся в социуме отношений, сопряженное с выстраиванием иерархий

мотивов вокруг доминирующего мотива.

Любая жизненная ситуация становится инструментом либо развития мотива-

ции, либо ее ограничения. Создание социальной ситуации развития лично-

сти, предупреждения эффекта «обратного развития».

Социальная проблема - особое состояние отношений ребенка в значимых

сферах его жизни, препятствующее формированию положительного опыта

социальной жизни.

Сопровождение - целенаправленная помощь ребенку в напряженных точках

его социальных контактов, от разрешения которых зависит его социальное

развитие, реализуемое в виде последовательно развертывающихся ситуаций.

Список литературы

1.

Антология социальной работы / Сост. М.В. Фирсов: В. 5т., М., 1995

2.

Данилина Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей- М.,

Айрис Пресс, 2004

3.

Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М., 1997

7

4.

Филонов Л.Б. Технология и установление контактов с дезадаптированны-

ми подростками в процессе их реабилитации // Проблемы, методика и опыт

реабилитации детей и подростков в современных условиях. – М., 1994

8



В раздел образования