Автор: Миллер Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37"
Населённый пункт: Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Использование технологии Д.Б. Филонова в дошкольном образовательном учреждении в практике работы воспитателя ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
Использование технологии Д.Б. Филонова
в дошкольном образовательном учреждении в практике
работы воспитателя ДОУ
Миллер Юлия Сергеевна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 37»
г. Новокузнецк, Кемеровская обл.,
В основе организации взаимодействия дошкольного образования должно
лежать принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в
воспитании ребенка. В связи с этим, формирование педагогического потенци-
ала родителей становится главной задачей работы дошкольного образова-
тельного учреждения с семьей. Необходимо также учитывать, что для про-
дуктивного взаимодействия необходимо адекватное сотрудничество обеих
сторон.
Ключевые слова: технология Д.Б. Филонова, открытость системы воспи-
тание, личностно-ориентированный подход, развитие ребенка и семьи.
В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим
его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваивают-
ся и закладываются первые социальные роли, основные ценности жизни. Ро-
дители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через ме-
ханизмы подражания, идентификации и интеоризации образцов родительско-
го поведения.
Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личностное
взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Поэто-
му особо важным в настоящее время является реализация принципа откры-
тости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что:
родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению,
в удобное для них время знакомиться с деятельностью малыша в дет-
ском саду,
стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь
группы.
В рамках закрытого детского сада перейти же к новым формам отношений
родителей и педагогов невозможно. Вовлечение родителей в педагогический
1
процесс учреждения называется «открытость детского сада внутрь». Сотруд-
ничество ДОУ с социальными институтами, его открытость влияниям микро-
социума, т.е. «открытость детского сада наружу», также является сегодня
одним из направлений деятельности дошкольного учреждения
.
Администрация и педагогический персонал ДОУ сконцентрированы на
оказание помощи семье в вопросах укрепления семейных взаимоотношений,
знаний по уходу за детьми и их воспитанию, а также социальной защиты де-
тей, повышении культурного и образовательного уровня семьи.
Основными принципами нашей профессиональной деятельности яв-
ляются:
личностно - ориентированный подход в работе с ребенком и его се-
мьей;
развитие ребенка и его семьи;
открытость системы воспитания;
профессиональное взаимодействие специалистов и персонала ДОУ.
На первом этапе работы педагогического коллектива с семьями воспитанни-
ков происходит знакомство с детьми, факторами жизни и педагогическими
возможностями личности ребенка; установление контактов. На данном этапе
используются следующие методы работы: психологическое тестирование;
наблюдение; интервью; детские рисунки; анкетирование по режимным мо-
ментам; опросник по самооценке.
На следующем, организационном этапе происходит «вживание в среду» -
определение приоритетов в работе; координация деятельности специалистов
МДОУ и ближайшего окружения; систематизация результатов социально-
педагогических исследований.
На третьем этапе непосредственно социальной работы происходит осуще-
ствление различного рода «вмешательств», которые разнообразны и необ-
ходимы каждой конкретной семье (анализ сложных ситуаций; консультиро-
вание; координирование педагогически обоснованных выборов средств,
форм и методов работы с семьями воспитанников;)
Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, мы ориентируем-
ся не сколько на индивидуальные возможности родителей, сколько на уни-
версальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.
Использование технологии Д.Б. Филонова «продвижения к контакту и
взаимопониманию с родителями» дают хорошие результаты.
шаг 1 - «Стадия накопления согласия» - задача первого этапа, разведыва-
тельный поиск общих тем. Нельзя сразу приступать к предмету разговора,
если вы понимаете, он неприятен родителю. Для того, чтобы расположить к
2
себе партнера, следует подвести его к согласию, хотя бы не в главном аспек-
те разговора.
результат - о положительных результатах можно судить по сокращению
пауз, выражению собственного мнения собеседника, его некоторому расслаб-
лению, снижению самоконтроля за высказываниями.
шаг 2 - «Поиск совпадающих интересов» - на данном этапе следует помнить,
что здесь выясняется все в том числе на сходство позиций. Важно проявить
склонность к уступкам, показать интерес к увлечениям и взглядам оппонен-
та.
результат - создание атмосферы доверительности.
шаг 3 - «Взаимное принятие для обсуждения личностных качеств и принци-
пов» (к этому этапу общение уже приобретает эмоциональную окраску,
когда можно искать более прочную основу для углубления отношений. Здесь
воспитателю следует показать все, что независимо от фактического со-
стояния дел, он принимает те принципы воспитания, стиль взаимоотноше-
ний в семье, которые предлагает родитель)
результат - главное - подвести собеседника к мысли, что вас связывают об-
щие интересы, сходство взглядов и характера.
шаг 4 - «Выявление качеств, опасных для взаимодействия» - благодаря
пройденным стадиям, настороженность собеседника снимается настолько,
что он может поделиться своими тревогами по поводу имеющихся у него не-
гативных качеств, заняться самокритикой («Я бываю нетерпелив»; «Я бываю
несдержан»; и др.), причем признание делается в косвенной форме.
результат - появление у родителей потребности раскрыться перед педаго-
гом.
шаг 5 - «Реализация способов индивидуального воздействия и взаимной
адаптации» - на этой стадии психологический фундамент уже настолько про-
чен, что можно приступить к той цели, которую ставил перед собой педагог
изначально.
результат - открытый разговор о том, что волнует в вопросах воспитания
ребенка.
шаг 6 - «Согласованное взаимодействие» - теперь можно вести принципиаль-
ные споры по тем проблемам, которые намечены перед началом взаимодей-
ствия. Ведь негативные установки нейтрализованы, взаимопонимание уста-
новлено.
результат - родитель начинает прислушиваться к доводам и доказатель-
ствам без недоверия и психологических барьеров.
Работа педагогического коллектива образовательного учреждения долж-
на быть наполнена уважением систем ценностей и взглядов современных ро-
3
дителей; включенность в реальный жизненный опыт разных категорий семей.
Хорошие результаты в работе с родителями наших воспитанников дают
следующие методы :
метод конструктивного спора - помогает сравнивать различные точки зре-
ния родителей на воспитание ребенка, разрешение проблемных ситуаций,
прислушиваться друг к другу, выбирать наиболее рациональные и эффектив-
ные подходы на основе сотрудничества.
метод вербальной дискуссии - обучение культуре диалога в семье
вырабатывает умение аргументировать свои доводы и внимательно рассмат-
ривать аргументы другого человека, в том числе и собственного ребенка
метод видео коррекции - проигрывание заданий психолога в условиях ви-
деозаписи и взаимодействия родителя и ребенка с последующим ее просмот-
ром, анализом и самоанализом.
метод «упражнение» - «рисование по инструкции» - развивает умение чет-
ко и однозначно излагать информацию, внимательно слушать и действовать
по инструкции, задавать уточняющие вопросы. Упражнение проводится в
двух вариантах:
с обратной связью - рисующий может задавать уточняющие вопросы;
без обратной связи - вопросы задавать нельзя.(после сравнения ре-
зультатов 2-х вариантов) проходит обсуждение: какие условия необхо-
димы для того, чтобы смысл передаваемых сообщений одинаково по-
нимался говорящим и слушающим.
На примере упражнения «Преврати недостаток в достоинство» рассмот-
рим методику проведения этого мероприятия:
(Рассматривание выявленных претензий в позитивном ключе). (10 мин)
Инструкция: - Подумайте и найдите позитивное зерно в таком «недостатке»,
как отсутствие собственных детей. Участники: есть свободное время для лич-
ной жизни, время для чтения книг и пособий, для подготовки к мероприяти-
ям; мы умеем любить «чужих» детей и видеть в них хорошие и сильные сто-
роны; мы приобретаем опыт для воспитания собственных детей и др.
1.
Теоретическое вступление «Правила построения эффективного обще-
ния».
(7 мин)
- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои за-
кономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15
секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих пер-
вых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы располо-
жить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических
плюса.
4
Самые универсальные – это:
Улыбка,
имя собеседника
комплимент.
- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстри-
ровать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть.
Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на
любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто
кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Людмила Сергеевна!».
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начина-
ют чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно
значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на
своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом
свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в
нашу пользу.
В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не
самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ре-
бенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отноше-
нии хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать
внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце
тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего
контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с асси-
стентом):
Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, вниматель-
ный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника вз-
глядом.
Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая
дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому
собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь –
благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не
переступать «границы» личного пространства собеседника!
Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в
общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед
собой руки, ноги.
5
Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта
(отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков,
взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам та-
кой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоиме-
ние «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще гово-
рить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы,
умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…»,
«Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Очень важно, что возникшие проблемы, поставленные задачи решать сооб-
ща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объеди-
нить условия для достижения более высоких результатов, ведь это является
основным правилом установления хорошего личностного контакта и по-
строения эффективного общения и взаимодействия с родителями. Сочетание
теоретических и практических знаний, через разнообразные формы работы с
участием педагогов и специалистов ДОУ, обращенные к реальным трудно-
стям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компе-
тентности, трансляции опыта позитивных педагогических воздействий на ре-
бенка в семье, выстраивании внутрисемейных отношений.
Словарь терминов
Адаптация - процесс активного взаимодействия ребенка со средой, стремле-
ние к установлению состояния гармонии личности и среды, способность к
преодолению проблемных ситуаций. Результатом адаптации выступает си-
стема качеств личности, обеспечивающих успешность ее последующей жиз-
недеятельности.
Детство - особый период в жизни человека, характеризующийся в силу его
биологической и социальной незрелости зависимостью от взрослых и требу-
ющий обеспечения условий социальной заботы, социальной защиты и соци-
ального развития.
Забота - особое деятельное отношение к человеку, направленное на оказание
помощи, содействие благу и счастью человека и вытекающее из сострадания
лили обязанностей, реализуется в форме физического ухода, создания психо-
логического комфорта, духовного контакта и др.
6
Патронаж - вид социально- педагогической работы, осуществляемый пре-
имущественно на дому по отношению к детям группы риска; заключается в
постоянном социальном надзоре, регулярном посещении воспитанников, ока-
зания им необходимой помощи поддержки.
Профилактика - процесс предупреждения негативных тенденций социаль-
ного развития ребенка в нестабильных условиях микросреды. Внимание уде-
ляется усилению положительных влияний на ребенка на основе актуализации
воспитательных резервов ситуации с целью поддержания механизмов вну-
тренней защищенности перед лицом социальных проблем.
Социализация- процесс передачи общественного опыта данной культуры
(родителей, ценностей, умений, знаний, норм) его индивидуальным членам.
Социальное развитие (социализация)- процесс усвоения и дальнейшего
развития индивидом социально- культурного опыта.
(Трудовые навыки, знания, нормы, ценности, традиции, правила, социаль-
ные качества личности), необходимые для его включения в систему обще-
ственных отношений и позволяющего человеку комфортно и эффективно су-
ществовать в обществе других людей.
Социальная ситуация развития личности - вхождение личности в систему
сложившихся в социуме отношений, сопряженное с выстраиванием иерархий
мотивов вокруг доминирующего мотива.
Любая жизненная ситуация становится инструментом либо развития мотива-
ции, либо ее ограничения. Создание социальной ситуации развития лично-
сти, предупреждения эффекта «обратного развития».
Социальная проблема - особое состояние отношений ребенка в значимых
сферах его жизни, препятствующее формированию положительного опыта
социальной жизни.
Сопровождение - целенаправленная помощь ребенку в напряженных точках
его социальных контактов, от разрешения которых зависит его социальное
развитие, реализуемое в виде последовательно развертывающихся ситуаций.
Список литературы
1.
Антология социальной работы / Сост. М.В. Фирсов: В. 5т., М., 1995
2.
Данилина Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей- М.,
Айрис Пресс, 2004
3.
Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М., 1997
7
4.
Филонов Л.Б. Технология и установление контактов с дезадаптированны-
ми подростками в процессе их реабилитации // Проблемы, методика и опыт
реабилитации детей и подростков в современных условиях. – М., 1994
8