Автор: Татьяна Геннадьевна Новикова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Конспект коррекционного занятия в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте.
Тема: Дифференциация звуков с - сь.
Раздел: дошкольное образование
Конспект подгруппового коррекционного
занятия в старшей
логопедической группе по подготовке к обучению грамоте
Тема «Путешествие к мудрому Филину»
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- научить
детей характеризовать
звуки
[с-сь]
по
акустическим и
артикуляционным признакам;
- учить детей сливать звуки в слоги.
Коррекционно-развивающая:
- развивать фонематические процессы;
- упражнять детей в определение места звуков в словах;
- развивать пространственное восприятие и мелкую моторику;
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать умение самоконтроля за собственной речью;
- содействие нравственному воспитанию.
Оборудование: многофункционльный игровой комплекс «Логоёлочка»;
следы в виде стоп и ладоней; перчатка-игрушка «Филин»; игрушка «Баба-
Яга»; перчатка-игрушка для арт. гимнастики «Бегемот»; зеркала по
количеству детей; картинки артикуляционного аппарата (губы, зубы, язык);
картинки «ветерков»; символы звуков; погремушки по количеству детей;
пособие Иванцовой-Новиковой; письма с картинками; 2 куклы в синим и в
зелёном платье. Буква С из фетра к ней картинки: месяц, подкова, половина
бублика.
Организационный момент.
Дети с учителем-логопедом входят в зал.
Учитель-логопед:
Дети, посмотрите что это?
Дети:
Следы.
Учитель-логопед:
Давайте мы сейчас по ним пройдем.
И я думаю, в сказку сразу попадем.
Куда мы попали?
Какая необычная ёлка. А хозяин это ели Мудрый филин. Он вас
приветствует. (Дети здороваются с Мудрым филином)
Ребята, Мудрый фили мне сказал, что у них беда, с ели украли букву. А
украла её сама Баба Яга. Что же делать теперь?
(Дети предлагают, свою помощь).
Учитель-логопед:
Да, конечно нужно помочь отыскать Бабу Ягу и букву вернуть.
Тогда отправляемся на поиски?
Дети: Да.
Учитель-логопед:
Посмотрите здесь не видать?
Дети: Нет.
Учитель-логопед:
Тут зеркала лежат и бегемот сидит.
Хочет с вами поиграть. Поиграем с бегемотом?
Дети: Да.
Учитель-логопед:
Возьмите, дети, зеркала.
Становитесь по порядку,
Вместе сделаем зарядку
Для губ, для щек, для язычков.
Ну, кто играть уже готов?
Приготовьтесь! Начинаем!
Упражнения выполняем.
(проводится артикуляционная гимнастика. Упр.: «бегемот», «заборчик»,
«катушка» )
1.
Основная часть.
Что я слышу – ветерок
Повтори его дружок.
Звук вы ветра называйте
Громко, четко повторяйте.
Дети: С – с – с – с. (хором и по очереди)
Что мешает воздуху выйти изо рта?
Может это губы, ….
Дети: Нет.
А может это зубы,….
Дети: Да.
А может это язычок, ….
Дети: Да.
Раз преграда на пути
Значит звук, какой? –
Дети: согласный.
Учитель-логопед:
Почему согласный?
Дети: потому что воздушная струя встречает преграду: язык и зубы.
Учитель-логопед:
Мы какой возьмём квадратик?
Дети: Синий.
Потому что этот звук, какой?
Дети: Твердый
Учитель-логопед:
Дует лёгкий ветерок
Повтори скорей дружок
Сь – сь – сь – сь
Что мешает воздуху выйти изо рта?
Может это губы, ….
Дети: Нет.
А может это зубы,….
Дети: Да.
А может это язычок, ….
Дети: Да.
Раз преграда на пути
Значит звук, какой? –
Дети: согласный.
Учитель-логопед:
Почему согласный?
Дети: потому что воздушная струя встречает преграду: язык и зубы.
Учитель-логопед:
Мы какой возьмём квадратик?
Дети: Зелёный.
Потому что этот звук, какой?
Дети: Мягкий.
Теперь на схему посмотри
И про звуки расскажи.
(дети по схеме дают характеристику звуков)
Объявление темы
Учитель-логопед:
С и Сь похоже очень
Различать их нужно точно.
Мы не будем сейчас скучать
Будем звуки различать.
Учитель-логопед:
Дети, посмотрите здесь не спряталась Баба Яга?
Дети: Нет.
Учитель-логопед:
Навострили дети ушки,
Взяли в руки погремушки.
Будем с ними мы играть.
Игра: «Поймай звук».
Раздели слова на слоги.
Учитель-логопед:
На носки ты поднимайся
Прыгать правильно старайся.
Сколько сделаешь прыжков
Столько в слове и слогов.
Поднимаем две руки,
Дружно делаем хлопки.
Сколько сделаем хлопков,
Столько в слове и слогов.
(Слова: гусь, лиса, синица. Дети определяют количество слогов.)
Учитель-логопед:
Дети, посмотрите здесь не спряталась Баба Яга?
Дети: Нет.
Учитель-логопед:
Тогда отправляемся дальше в путь на поиски буквы.
Посмотрите, дети, что это за картинки?
(дети называют, что это символы звуков А, О, У, Э, Ы, И)
Слоги (Иванцова – Новикова)
Учитель-логопед:
По дорожке пальчиком веди
Слоги поскорее всем нам назови.
(У каждого на столах свои дорожки)
Учитель-логопед:
Молодцы ребята правильно всё прочитали.
Определение позиции звуков
На меня скорей смотрите,
Место звука отыщите
Твердый или мягкий
Скорей определите.
(работа со схемой, слова: гусь, такси, сова)
Дифференциация звуков С – Сь
Под ёлкой писем много
Эти письма для Симы и Сони.
В колокольчик позвони
И адресата назови.
(Дети называют картинку выделяя звук и дают письма Соне или Симе)
Дифференциация звуков в тексте.
Учитель-логопед:
Навострите ушки
Песенку послушайте
Услышите слова на С и Сь
Запомни их и назови.
(аудио песня; дети припоминают слова из песни и говорят их выделяя звуки
С и Сь)
Учитель-логопед:
Дети, посмотрите, а здесь не спряталась Баба Яга?
Дети: Да, вот она.
Учитель-логопед:
Посмотрите и буква у неё. Это буква С. В этой букве живут звуки, с
которыми мы сегодня играли.
Связь с буквой
На что похожа буква С.
Ты скорее подскажи.
Шел конь подковами звеня.
Как буква С, следы коня.
Итог занятия:
Учитель-логопед:
Дети, вспомните какие звуки, мы сегодня учились различать?
Ответы детей.
Учитель-логопед:
Они оба какие? Чем отличаются?
Ответы детей.
Учитель-логопед:
Ребята Мудрый Фили вас благодарит за букву, которую вы вернули.
И в подарок дарит пазлы. Их вы соберете, слова новые со звуками С и Сь
найдете. А что вы можете сказать Бабе Яге?
Ответы детей.
Учитель-логопед:
Давайте попрощаемся со всеми и вернёмся в группу.