Напоминание

Работа над пьесой Д. Кабалевского Рондо-Токката. Жанровые особенности произведения


Автор: Прокопец Ирина Викторовна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДШИ
Населённый пункт: город Бердск, Новосибирская область
Наименование материала: План-конспект открытого урока
Тема: Работа над пьесой Д. Кабалевского Рондо-Токката. Жанровые особенности произведения
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БЕРДСКА

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «БЕРЕГИНЯ»

Конспект открытого урока

Тема: «Работа над пьесой Д. Кабалевского

Рондо-Токката. Жанровые особенности

произведения»

учебный предмет

«Фортепиано»

Общеразвивающая программа

«Инструментальное музицирование»

Подготовила и провела

Прокопец Ирина Викторовна,

Преподаватель первой

квалификационной категории

Бердск, 24.02.2021 г.

Дата проведения: 24.02.2021 г. Время: 10.30

Тема: «Работа над пьесой Д. Б. Кабалевского Рондо-Токката. Жанровые

особенности произведения.

Обучающаяся: Кибирева Полина 2/5 класс

Образовательная программа: Инструментальное музицирование

Произведение: Д. Кабалевский Рондо-Токката

Цель урока: Знакомство с музыкой русско-советского композитора, его

жанрами, для успешного освоения произведения.

Задачи:

1.

Воспитательная – формирование интереса к работе над музыкальным

произведением;

2.

Ассоциативная

погружение

в

эпоху

композитора,

особенности

его

музыки;

3.

Образовательная – понимание строения произведения;

4.

Развивающая – формирование исполнительских навыков игры и осознание

исполнительских задач;

5.

Аналитическая – умение проанализировать работу над произведением,

осуществить слуховой контроль и определить дальнейшую работу.

Тип урока: тематико-практический

Методы и технологии обучения

Вербальный;

Эмоционально-познавательный;

Наглядный;

Практический;

Здоровье-сберегающий.

Оснащение урока

Два инструмента – рояль;

Два комплекта нот;

Две банкетки.

Содержание урока

I. Введение

II. Основная часть

1. Теоретическая:

-

погружение в эпоху композитора;

-

понятие жанра произведения, его особенности;

-

определение частей произведения;

-

определение тональности;

2. Практическая:

-

работа над мелодией: аппликатура, штрихи, динамика, тембр;

-

работа над аккомпанементом;

-

работа над педалью.

III. Заключительная часть

1.

Анализ урока.

2.

Домашнее задание.

Ход урока

I.

Введение

1)

Определение темы урока

2)

Проверка готовности к уроку

3)

Ноты, дневник

4)

Настрой (самочувствие, настроение)

5)

Посадка за инструментом

II.

Основная часть урока

1.

Теоретическая часть. Краткие сведения о композиторе. Особенности

его музыки.

Д. Б. Кабалевский (1904-1987г.г.) - современный композитор ХХ века,

относится

к

русско-советским композиторам. Музыкант, педагог,

дирижер,

артист, общественный деятель.

Профессор Московской консерватории.

Его

учителями были Н. Я. Мясковский по классу композиции и А. Б. Гольденвейзер

- по классу фортепиано. Кабалевского называли советским Дон Кихотом. Основу

его произведений составляет советская тематика, связанная с академическими

традициями отечественной музыки.

Большое место в творчестве композитора занимает музыка для детей и

юношества.

Его

музыке

свойственны

оптимизм,

пафос

жизнеутверждения.

Музыка Д. Кабалевского связана с гуманистическими традициями мировой

музыкальной культуры. Основа его музыки-Марш, Танец, Песня. Как и многие

композиторы

работал

в

различных

жанрах,

но

чаще

всего

обращался

к

Вариациям. Композитор очень любил детей, с удовольствием работал с ними.

«Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую роль, когда дети

научатся по- настоящему слышать ее и размышлять о ней».

2.

Практическая часть урока. Работа над пьесой Рондо-Токката.

Понятие

жанра

Рондо-от

французского

rond-круг,

где

главная

тема

называется рефреном; постоянно повторяется. чередуется с эпизодами

различного содержания (круговая форма), начинается и заканчивается

главной

темой.

(А-В-А-С-А)

Отличается

подвижным

темпом,

легким

характером, сочетает в себе черты песенности и танцевальности.

Понятие

жанра

Токката-в

переводе

с

итальянского

трогать,

касаться

(toccare)-виртуозная

пьеса

для

фортепиано

или

органа

моторикового

характера,

с

четким

ритмом,

с

преобладанием

ударной

(молоточкообразной)

аккордовой

техники,

писалась

в

свободной

импровизационной форме, близкой к прелюдии или фантазии, например:

органные токкаты И. С. Баха.

Работа над основной темой Рефреном

Определение тональности произведения (ля минор, три вида); характера

(скерцино - шутливо).

Работа над мелодией (начинается со слабой доли-из-за такта; мелодия идет

по

трезвучию,

затем

скачками

вверх

и

вниз.

В

середине

мелодии

встречаются

паузы,

как

средство

музыкальной

выразительности.

Движения рук при исполнении staccato должны быть экономичными,

мелодию можно поучить на legato (связно).

Аккомпанемент играется легко, штрихом staccato (отрывисто) основные

длительности в пьесе - восьмые.

Работа над звукоизвлечением(штрихами), основной штрих staccato.

Аппликатура (расстановка пальцев) должна быть точная, по тексту.

Работа над темой В (маршеобразная музыка, где бас дублирует мелодию,

ее нужно играть с подголосками, разным прикосновением (мелодию-ярче,

подголоски-тише). В этой теме происходит смена фактуры. Мелодию

играть штрихом легато.

Тембровая окраска голосов (широкий диапазон - на две октавы, что

придает этой части особый колорит).

Работа над темой С (мелодия звучит в унисон без аккомпанемента, следует

проучить

мелодию

обеими

руками

одновременно

штрихом

marcato

(выделяя подчеркивая), с весом обеих рук).

Педаль в виртуозных произведениях должна быть короткой. В данном

произведении стоит авторская педаль на длинных нотах и на акцентах.

III. Заключительный этап работы

Проиграть произведение от начала до конца в удобном темпе.

Исполнить Рондо-Токкату в подвижном темпе.

Задачи данного этапа:

проанализировать вместе с ученицей игру;

отметить положительные стороны;

обратить внимание на то, что ещё не удалось сделать в работе;

наметить план домашней работы;

дать домашнее задание.

Заключение

Исполнение виртуозных произведений для учащихся - всегда сложная

задача, требующая активного внимания, музыкального слуха, хорошего чувства

ритма, хорошего пианистического аппарата и трудолюбия.

Список учебной литературы

1.

Л.И.Ройзман и В.А. Натансон - «Юный пианист» выпуск №3

Список методической литературы

1.

А.Д. Алексеев – «Методика обучения игре на фортепиано»

2.

Г.А. Пожидаев «Дмитрий Борисович Кабалевский»

3.

Д.Б. Кабалевский «Про трех китов и про многое другое»

4.

Л. Данилевич «Творчество Д. Б. Кабалевского»



В раздел образования