Автор: Прокопец Ирина Викторовна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДШИ
Населённый пункт: город Бердск, Новосибирская область
Наименование материала: План-конспект открытого урока
Тема: Работа над пьесой Д. Кабалевского Рондо-Токката. Жанровые особенности произведения
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БЕРДСКА
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «БЕРЕГИНЯ»
Конспект открытого урока
Тема: «Работа над пьесой Д. Кабалевского
Рондо-Токката. Жанровые особенности
произведения»
учебный предмет
«Фортепиано»
Общеразвивающая программа
«Инструментальное музицирование»
Подготовила и провела
Прокопец Ирина Викторовна,
Преподаватель первой
квалификационной категории
Бердск, 24.02.2021 г.
Дата проведения: 24.02.2021 г. Время: 10.30
Тема: «Работа над пьесой Д. Б. Кабалевского Рондо-Токката. Жанровые
особенности произведения.
Обучающаяся: Кибирева Полина 2/5 класс
Образовательная программа: Инструментальное музицирование
Произведение: Д. Кабалевский Рондо-Токката
Цель урока: Знакомство с музыкой русско-советского композитора, его
жанрами, для успешного освоения произведения.
Задачи:
1.
Воспитательная – формирование интереса к работе над музыкальным
произведением;
2.
Ассоциативная
–
погружение
в
эпоху
композитора,
особенности
его
музыки;
3.
Образовательная – понимание строения произведения;
4.
Развивающая – формирование исполнительских навыков игры и осознание
исполнительских задач;
5.
Аналитическая – умение проанализировать работу над произведением,
осуществить слуховой контроль и определить дальнейшую работу.
Тип урока: тематико-практический
Методы и технологии обучения
Вербальный;
Эмоционально-познавательный;
Наглядный;
Практический;
Здоровье-сберегающий.
Оснащение урока
Два инструмента – рояль;
Два комплекта нот;
Две банкетки.
Содержание урока
I. Введение
II. Основная часть
1. Теоретическая:
-
погружение в эпоху композитора;
-
понятие жанра произведения, его особенности;
-
определение частей произведения;
-
определение тональности;
2. Практическая:
-
работа над мелодией: аппликатура, штрихи, динамика, тембр;
-
работа над аккомпанементом;
-
работа над педалью.
III. Заключительная часть
1.
Анализ урока.
2.
Домашнее задание.
Ход урока
I.
Введение
1)
Определение темы урока
2)
Проверка готовности к уроку
3)
Ноты, дневник
4)
Настрой (самочувствие, настроение)
5)
Посадка за инструментом
II.
Основная часть урока
1.
Теоретическая часть. Краткие сведения о композиторе. Особенности
его музыки.
Д. Б. Кабалевский (1904-1987г.г.) - современный композитор ХХ века,
относится
к
русско-советским композиторам. Музыкант, педагог,
дирижер,
артист, общественный деятель.
Профессор Московской консерватории.
Его
учителями были Н. Я. Мясковский по классу композиции и А. Б. Гольденвейзер
- по классу фортепиано. Кабалевского называли советским Дон Кихотом. Основу
его произведений составляет советская тематика, связанная с академическими
традициями отечественной музыки.
Большое место в творчестве композитора занимает музыка для детей и
юношества.
Его
музыке
свойственны
оптимизм,
пафос
жизнеутверждения.
Музыка Д. Кабалевского связана с гуманистическими традициями мировой
музыкальной культуры. Основа его музыки-Марш, Танец, Песня. Как и многие
композиторы
работал
в
различных
жанрах,
но
чаще
всего
обращался
к
Вариациям. Композитор очень любил детей, с удовольствием работал с ними.
«Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую роль, когда дети
научатся по- настоящему слышать ее и размышлять о ней».
2.
Практическая часть урока. Работа над пьесой Рондо-Токката.
Понятие
жанра
Рондо-от
французского
rond-круг,
где
главная
тема
называется рефреном; постоянно повторяется. чередуется с эпизодами
различного содержания (круговая форма), начинается и заканчивается
главной
темой.
(А-В-А-С-А)
Отличается
подвижным
темпом,
легким
характером, сочетает в себе черты песенности и танцевальности.
Понятие
жанра
Токката-в
переводе
с
итальянского
трогать,
касаться
(toccare)-виртуозная
пьеса
для
фортепиано
или
органа
моторикового
характера,
с
четким
ритмом,
с
преобладанием
ударной
(молоточкообразной)
аккордовой
техники,
писалась
в
свободной
импровизационной форме, близкой к прелюдии или фантазии, например:
органные токкаты И. С. Баха.
Работа над основной темой Рефреном
Определение тональности произведения (ля минор, три вида); характера
(скерцино - шутливо).
Работа над мелодией (начинается со слабой доли-из-за такта; мелодия идет
по
трезвучию,
затем
скачками
вверх
и
вниз.
В
середине
мелодии
встречаются
паузы,
как
средство
музыкальной
выразительности.
Движения рук при исполнении staccato должны быть экономичными,
мелодию можно поучить на legato (связно).
Аккомпанемент играется легко, штрихом staccato (отрывисто) основные
длительности в пьесе - восьмые.
Работа над звукоизвлечением(штрихами), основной штрих staccato.
Аппликатура (расстановка пальцев) должна быть точная, по тексту.
Работа над темой В (маршеобразная музыка, где бас дублирует мелодию,
ее нужно играть с подголосками, разным прикосновением (мелодию-ярче,
подголоски-тише). В этой теме происходит смена фактуры. Мелодию
играть штрихом легато.
Тембровая окраска голосов (широкий диапазон - на две октавы, что
придает этой части особый колорит).
Работа над темой С (мелодия звучит в унисон без аккомпанемента, следует
проучить
мелодию
обеими
руками
одновременно
штрихом
marcato
(выделяя подчеркивая), с весом обеих рук).
Педаль в виртуозных произведениях должна быть короткой. В данном
произведении стоит авторская педаль на длинных нотах и на акцентах.
III. Заключительный этап работы
Проиграть произведение от начала до конца в удобном темпе.
Исполнить Рондо-Токкату в подвижном темпе.
Задачи данного этапа:
проанализировать вместе с ученицей игру;
отметить положительные стороны;
обратить внимание на то, что ещё не удалось сделать в работе;
наметить план домашней работы;
дать домашнее задание.
Заключение
Исполнение виртуозных произведений для учащихся - всегда сложная
задача, требующая активного внимания, музыкального слуха, хорошего чувства
ритма, хорошего пианистического аппарата и трудолюбия.
Список учебной литературы
1.
Л.И.Ройзман и В.А. Натансон - «Юный пианист» выпуск №3
Список методической литературы
1.
А.Д. Алексеев – «Методика обучения игре на фортепиано»
2.
Г.А. Пожидаев «Дмитрий Борисович Кабалевский»
3.
Д.Б. Кабалевский «Про трех китов и про многое другое»
4.
Л. Данилевич «Творчество Д. Б. Кабалевского»