Автор: Кычкина Туяра Николаевна
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: ГКОУ РС (Я) РСКШ-И
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Наименование материала: доклад
Тема: РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РУКОБОРЦЕВ– ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Раздел: среднее образование
РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РУКОБОРЦЕВ–
ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду
вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь
выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нарушение
такой связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что
сказывается на развитие всех познавательных процессов, и тем самым влияет
в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков.
Утрата
слуха отражается на уровне развития физических качеств, в
частности, по уровню развития силовых способностей (особенно статической и
силовой выносливости, а также силы основных мышечных групп – сгибателей
и разгибателей).
В Республиканской специальной (коррекционной) общеобразовательной
школе – интернат с 18 сентября 2018 г. по 25 мая 2019 г. мною был проведен
эксперимент, целью которого является развитие силовых способностей
обучающихся.
Армспорт — один из доступных, интересных, эмоциональных видов
спорта. В схватке за столом приходится преодолевать сопротивление
соперника.
Схватка длится порой до одной минуты, а иногда более, если никто из
рукоборцев не сумел положить кисть соперника на валик стола. Время
поединка не ограничено. Рукоборец должен сдерживать натиск соперника,
атаковать сам, преодолевать сопротивление и побеждать.
Чтобы победить за столом, необходимо преодолеть сопротивление соперника,
провести прием и положить его руку на валик. Без применения силы за столом не
достигнешь успеха. Желательно, чтобы рукоборец обладал равномерно развитой
мускулатурой всего тела. Но такое бывает редко. У одних рукоборцев развиты
мышцы рук, у других — очень сильны ноги, у третьих — развиты мышцы спины.
Вот почему в тренировочных занятиях нужно подбирать такие упражнения,
которые эффективно способствовали бы развитию наиболее слабых групп мышц.
Развитие силы нужно сочетать с развитием других физических качеств
(быстроты и гибкости). Увлечение только силовой подготовкой может привести к
огрублению мышц, потере их эластичности, гибкости в суставах. Могут появиться
скованность движений и потеря скоростных качеств. Особенно часто это бывает
при чрезмерном увлечении упражнениями с отягощениями (гантели, штанга).
В опытно – экспериментальной работе приняли участие 12 школьников
из числа учащихся 9 – 10 – 11 – 12 классов. Я разделила их на 2 группы –
экспериментальную и контрольную, соответственно по 6
спортсменов в
каждой группе. Контрольная группа тренировалась по обычной схеме,
выполняли
расписанное
тренировочное
задание,
им
не
уделялось
дополнительное внимание.
В программу занятий в экспериментальной группе введены специальные
упражнения для развития силовых способностей обучащихся:
Упражнения с гантелями:
Упражнение 1 для передних групп мышц предплечья. Ладонное
сгибание кистей.
И. п.: сидя на стуле (табурете), положить на бедра предплечья, кисти —
немного впереди коленей, ладони обращены вверх.
Выполнение: поднимать кисти кверху и опускать, не отрывая предплечья от
бедер.
Упражнение 2 для двуглавых сгибателей плеча (бицепсов). Сгибание
рук в локтевых суставах.
И. п.: основная стойка, ладони обращены вперед.
Выполнение: одновременно или попеременно сгибать руки в локтевых
суставах.
Упражнение 3 для мышц плечевого пояса и разгибателей плеч
(трицепсов). Выжимание двумя руками.
И. п.: основная стойка, кисти к плечам ладонями внутрь.
Выполнение: одновременно или попеременно поднимать гантели вверх.
Упражнение 4 для трехглавых разгибателей плеч (трицепсов).
Выжимание из-за головы.
И. п.: руки согнуты в локтях, локти подняты вверх, кисти у затылка, ладони
обращены внутрь, гантели касаются верхних краев лопаток.
Выполнение: поднимать гантели вверх одновременно или попеременно, не
опуская локтей. Делать вдох при разгибании рук, выдох — при сгибании.
Упражнение 5 для мышц плечевого пояса (мышц, сводящих лопатки, и
задних пучков дельтовидных мышц). Поднимание прямых рук в стороны в
наклоне вперед.
И. п.: туловище наклонено вперед до горизонтального положения, руки
опущены вниз, ладони обращены внутрь.
Выполнение: поднимать прямые руки в стороны, не разгибая туловища. Делать
вдох при поднимании рук, выдох при опускании.
Упражнение 6 для мышц брюшного пресса. Сгибание туловища лежа на
спине.
И. п.: лежа спиной на полу закрепить ноги, зацепившись за любой тяжелый
предмет, гантели прижать к затылочной части головы.
Выполнение: наклонять туловище вперед и возвращаться в и. п.
Упражнения с гирями (гири весом 8, 16, 24 кг)
Упражнение 1 (для мышц рук и спины). Вырывание гири одной рукой.
И. п.: ноги на ширине плеч, колени согнуты. Наклонив туловище вперед,
взяться рукой за дужку гири.
Выполнение: приподняв гирю от пола, качнуть ее назад между ногами, затем
махом по дуге вперед вырвать вверх на прямую руку. Делать вдох в начале
упражнения, выдох в конце упражнения.
Упражнение 2 для мышц рук и спины. Подъем гири одной рукой к
плечу.
И. п.: ноги на ширине плеч, колени немного согнуты. Наклонившись вперед,
взяться рукой за дужку гири.
Выполнение: приподняв от пола гирю, качнуть ее между ногами назад, затем
махом по дуге поднять к плечу. Дыхание: вдох в начале упражнения, выдох в
конце.
Упражнение 3 для мышц плечевого пояса и разгибателей плеч.
Выжимание гири двумя руками.
И. п.: ноги на ширине плеч, гиря на груди удерживается двумя руками за
дужку.
Выполнение: выжимать гирю вверх. Делать вдох при выжимании гири, выдох
при опускании.
Упражнения со штангой
Упражнение 1 для двуглавых сгибателей плеч (бицепсов). Поднимание
штанги силой, сгибая руки.
И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вниз, пальцы захватывают гриф
штанги, ладони обращены вперед.
Выполнение: сгибать руки в локтевых суставах до касания грифом штанги
груди.
Упражнение 2 для трехглавых разгибателей плеч (трицепсов).
Поднимание штанги силой, разгибая руки.
И. п.: ноги на ширине плеч, руки согнуты, локти подняты вверх, кисти у
затылка, пальцы удерживают штангу узким хватом, ладони обращены назад.
Выполнение: выжимание штанги вверх, разгибая руки в локтевых суставах
(локти не опускать).
Упражнение 3 для мышц плечевого пояса. Жим штанги из - за головы.
И. п.: ноги на ширине плеч, штанга за головой у верхних краев лопаток в
согнутых руках, хват широкий, ладони обращены вперед.
Выполнение: выжать штангу вверх. При выжимании штанги делать вдох, при
опускании — выдох.
Упражнение 4 для мышц дельтовидных, трехглавых разгибателей плеч
трицепсов). Жим штанги лежа.
И. п.: лежа на горизонтальной скамье, ноги опущены по сторонам скамьи вниз
и упираются в пол, штанга на груди, пальцы захватывают штангу узким или
широким хватом, ладони обращены вверх - вперед.
Выполнение: выжимать штангу вверх. Делать вдох при выжимании штанги,
выдох при опускании.
Упражнение 5 для мышц — сгибателей рук (бицепсов) и предплечий,
мышц, сводящих лопатки (ромбовидных), задних пучков дельтовидных,
широчайших и разгибателей спины. Тяга штанги двумя руками в наклоне.
И. п.: ноги на ширине плеч, колени почти прямые, туловище наклонено вперед
до горизонтального положения, прямые руки удерживают гриф штанги
широким хватом, штанга у середины голеней.
Выполнение: подтягивать штангу руками до груди, не разгибая туловища.
При подтягивании штанги к груди делать вдох, при опускании — выдох.
Упражнение 6 для мышц ног и спины. Приседания со штангой за
головой.
И. п.: взять штангу со стоек на плечи за голову, ноги на ширине плеч, носки
немного развернуты наружу.
Выполнение: присесть и встать со штангой, не сгибая спины.
Упражнение 7 для мышц — сгибателей стоп. Поднимание на носки со
штангой за головой.
И. п.: стать на брусок высотой 5 — 6 см или на край помоста так, чтобы пальцы
ног находились на возвышении, а пятки на полу, штанга за головой.
Выполнение: подниматься на носки и опускаться на пятки. Поднимаясь на
носки, делать вдох, опускаясь — выдох.
Упражнение 8 для мышц рук и плечевого пояса. Жим штанги двумя
руками.
И. п.: ноги на ширине плеч, носки немного наружу, колени выпрямлены, взять
штангу на грудь вышеописанным способом.
Выполнение: выжать штангу вверх. При выжимании штанги делать вдох, при
опускании — выдох.
Упражнение 9 для мышц спины, ног и рук. Подъем штанги на грудь
двумя руками в высокую стойку.
И. п.: принять стартовое положение.
Выполнение: поднять штангу на грудь двумя руками; движение начинать без
рывков, разгибая ноги; руки в начале движения прямые. Когда гриф минует
колени, скорость резко увеличить, одновременно быстро разгибая туловище и
сгибая руки, и резко, но невысоко поднимаясь на носки. В момент, когда
штанга достигнет нижней части груди, быстро подвернуть локти под гриф,
согнуть колени и опуститься на всю ступню. Когда штанга будет на груди,
колени выпрямить. Дыхание: вдох в начале упражнения, выдох — в конце.
На одном из занятий испытуемые выполняли 5 - 6 упражнений с различным
количеством повторений и в разных сочетаниях.
Каждое занятие мы начинали с разминки, включив в нее несколько
упражнений для рук, туловища и ног без отягощения. Затем выполняли прыжки
со скакалкой либо прыжки с места в длину. Разминка не должна быть
длительной и вызывать утомление.
Приступая к занятиям, учащиеся подбирали по своим силам вес гантелей,
гирь, штанги. Вес снарядов определяются следующим способом: отягощение
должно быть таким, чтобы занимающийся мог повторить каждое упражнение
не менее 10 раз, а упражнения для туловища и икроножных мышц не менее 12
раз.
Затем
учащиеся
составляют
индивидуальный
план
занятий.
Для
организации работы учащихся я составила рекомендации, на основе которой
испытуемые работали над развитием мышечной силы.
В качестве примера привожу рекомендацию:
Первые две недели упражнения комплекса следует повторять 8 — 10 раз.
На третьей неделе надо увеличить вес отягощения и уменьшить число
повторений до 5 — 6 раз. Далее на четвертой неделе с этим же отягощением
повторять каждое упражнение по 5 — 6 раз, но в двух подходах. Таким
образом комплекс проделывается в течение месяца.
Во втором месяце
рекомендуется перейти к следующему комплексу и, так же как в первом
комплексе, увеличивать нагрузку, прибавляя вес отягощения и снижая число
повторений в подходе. Таким образом, нагрузка в тренировках будет
нарастать волнообразно. Большая по объему нагрузка переходит в более
интенсивную, но меньшую по объему. И снова увеличивается объем.
Если упражнения выполняются с небольшими отягощениями, то нужно
проделывать их с максимальной отдачей и многократно. В этом случае наряду с
развитием силы развивается и быстрота движений.
Способность
к
длительным
силовым
усилиям
вырабатывается
при
повторении упражнений с небольшими или средними отягощениями до
появления усталости, не позволяющей производить дальнейшую работу (до
отказа).
Нужно неоднократно повторять эти упражнения. Если упражнения не
вызывают мощных напряжений мышц и усталости, то эффект от их выполнения
будет незначительным.
С ростом силы и тренированности рукоборца выполняемые ранее с
большими усилиями упражнения окажутся легкими и не будут вызывать
прежних напряжений.
В начале и после эксперимента проводили тестирование: подтягивание,
отжимание,
подъемы
туловища,
приседание.
Сравнительный
анализ
полученных
данных
показал,
что
экспериментальная
группа
улучшила
результат 6 – 10 %, т.е. внедрение физических упражнений улучшило силовые
способности рукоборцев.
Рост спортивных результатов у экспериментальной группы сравнительно
выше и стабильней, у контрольной группы тоже отмечается рост результатов,
но она не существенна и главное не стабильна. На мой взгляд стабильность
результатов показывает перспективность и спортивный потенциал спортсмена.
Подготовка спортсменов сложный и длительный воспитательный и
обучающий
процесс.
Он
включает
в
себя
техническую,
тактическую,
физическую,
психологическую,
моральную
подготовку.
Все
эти
виды
подготовки между собой тесно взаимосвязаны, едины обеспечивают рост
спортивно – технических результатов и дают положительный эффект в
различных соревнованиях.
Только любовь к избранному виду спорта, а так же упорство и преданность
ему дадут желаемые результаты.
По
итогам
проведенного
эксперимента
сделаны
выводы
и
даны
практические рекомендации по применению специальных упражнений в целях
развития силовых способностей у обучающихся влияющих на спортивный
результат и повышающих спортивное мастерство занимающихся.
Таким образом, целенаправленная и систематическая развитие силовых
способностей дает учащимся разносторонней физической подготовленности, а
также содействие гармоничному физическому развитию.
Мои воспитанники всегда участвуют в Республиканском Чемпионате по
армрестлингу среди взрослых инвалидов по слуху и занимают призовые места.
В 2013 г. мой воспитанник Халыев Семен Васильевич участвовал в октябре на
Чемпионате России по Армрестлингу среди инвалидов по слуху в весовой
категории 65 кг. и стал чемпионом.
Семен Халыев 10 октября 2014 г. участвовал на Чемпионате Мира по
армрестлингу в Польше и стал чемпионом в весовой категории 63 кг. и
Чемпионом России по армрестлингу в октябре 2014 г.- г. Екатеринбург.
Надеюсь, что мои воспитанники и в дальнейшем будут участвовать на
Чемпионатах России по армрестлингу среди инвалидов по слуху.
Литература
1.
Зациорский В.М. Физические качества спортсмена, Физкультура и
спорта,1970 г.
2.
Курамшин Ю.Ф.Методы обучения двигательным действиям и развития
Физических качеств : Теория и технология применения :Учебное
пособие.-СПб.,1998 г.
3.
Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. - М.2003г.
4.
Кузницов В.В. Специальная силовая подготовка спортсменов. – М.:
Физкультура и спорт, 1975.
5.
Михайлов К.В. Методы спортивной подготовки. – М.: Физкультура и
спорт, 1981.
6.
Станкин М.И. Спорт и воспитание подростков. – М. Физкультура и спорт,
1979.
7.
Филин В.П. Основы юношеского спорта . – М.: Физкультура и спорт,
1980.