Напоминание

РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РУКОБОРЦЕВ– ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА


Автор: Кычкина Туяра Николаевна
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: ГКОУ РС (Я) РСКШ-И
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Наименование материала: доклад
Тема: РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РУКОБОРЦЕВ– ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Раздел: среднее образование





Назад




РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РУКОБОРЦЕВ–

ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду

вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь

выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нарушение

такой связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что

сказывается на развитие всех познавательных процессов, и тем самым влияет

в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков.

Утрата

слуха отражается на уровне развития физических качеств, в

частности, по уровню развития силовых способностей (особенно статической и

силовой выносливости, а также силы основных мышечных групп – сгибателей

и разгибателей).

В Республиканской специальной (коррекционной) общеобразовательной

школе – интернат с 18 сентября 2018 г. по 25 мая 2019 г. мною был проведен

эксперимент, целью которого является развитие силовых способностей

обучающихся.

Армспорт — один из доступных, интересных, эмоциональных видов

спорта. В схватке за столом приходится преодолевать сопротивление

соперника.

Схватка длится порой до одной минуты, а иногда более, если никто из

рукоборцев не сумел положить кисть соперника на валик стола. Время

поединка не ограничено. Рукоборец должен сдерживать натиск соперника,

атаковать сам, преодолевать сопротивление и побеждать.

Чтобы победить за столом, необходимо преодолеть сопротивление соперника,

провести прием и положить его руку на валик. Без применения силы за столом не

достигнешь успеха. Желательно, чтобы рукоборец обладал равномерно развитой

мускулатурой всего тела. Но такое бывает редко. У одних рукоборцев развиты

мышцы рук, у других — очень сильны ноги, у третьих — развиты мышцы спины.

Вот почему в тренировочных занятиях нужно подбирать такие упражнения,

которые эффективно способствовали бы развитию наиболее слабых групп мышц.

Развитие силы нужно сочетать с развитием других физических качеств

(быстроты и гибкости). Увлечение только силовой подготовкой может привести к

огрублению мышц, потере их эластичности, гибкости в суставах. Могут появиться

скованность движений и потеря скоростных качеств. Особенно часто это бывает

при чрезмерном увлечении упражнениями с отягощениями (гантели, штанга).

В опытно – экспериментальной работе приняли участие 12 школьников

из числа учащихся 9 – 10 – 11 – 12 классов. Я разделила их на 2 группы –

экспериментальную и контрольную, соответственно по 6

спортсменов в

каждой группе. Контрольная группа тренировалась по обычной схеме,

выполняли

расписанное

тренировочное

задание,

им

не

уделялось

дополнительное внимание.

В программу занятий в экспериментальной группе введены специальные

упражнения для развития силовых способностей обучащихся:

Упражнения с гантелями:

Упражнение 1 для передних групп мышц предплечья. Ладонное

сгибание кистей.

И. п.: сидя на стуле (табурете), положить на бедра предплечья, кисти —

немного впереди коленей, ладони обращены вверх.

Выполнение: поднимать кисти кверху и опускать, не отрывая предплечья от

бедер.

Упражнение 2 для двуглавых сгибателей плеча (бицепсов). Сгибание

рук в локтевых суставах.

И. п.: основная стойка, ладони обращены вперед.

Выполнение: одновременно или попеременно сгибать руки в локтевых

суставах.

Упражнение 3 для мышц плечевого пояса и разгибателей плеч

(трицепсов). Выжимание двумя руками.

И. п.: основная стойка, кисти к плечам ладонями внутрь.

Выполнение: одновременно или попеременно поднимать гантели вверх.

Упражнение 4 для трехглавых разгибателей плеч (трицепсов).

Выжимание из-за головы.

И. п.: руки согнуты в локтях, локти подняты вверх, кисти у затылка, ладони

обращены внутрь, гантели касаются верхних краев лопаток.

Выполнение: поднимать гантели вверх одновременно или попеременно, не

опуская локтей. Делать вдох при разгибании рук, выдох — при сгибании.

Упражнение 5 для мышц плечевого пояса (мышц, сводящих лопатки, и

задних пучков дельтовидных мышц). Поднимание прямых рук в стороны в

наклоне вперед.

И. п.: туловище наклонено вперед до горизонтального положения, руки

опущены вниз, ладони обращены внутрь.

Выполнение: поднимать прямые руки в стороны, не разгибая туловища. Делать

вдох при поднимании рук, выдох при опускании.

Упражнение 6 для мышц брюшного пресса. Сгибание туловища лежа на

спине.

И. п.: лежа спиной на полу закрепить ноги, зацепившись за любой тяжелый

предмет, гантели прижать к затылочной части головы.

Выполнение: наклонять туловище вперед и возвращаться в и. п.

Упражнения с гирями (гири весом 8, 16, 24 кг)

Упражнение 1 (для мышц рук и спины). Вырывание гири одной рукой.

И. п.: ноги на ширине плеч, колени согнуты. Наклонив туловище вперед,

взяться рукой за дужку гири.

Выполнение: приподняв гирю от пола, качнуть ее назад между ногами, затем

махом по дуге вперед вырвать вверх на прямую руку. Делать вдох в начале

упражнения, выдох в конце упражнения.

Упражнение 2 для мышц рук и спины. Подъем гири одной рукой к

плечу.

И. п.: ноги на ширине плеч, колени немного согнуты. Наклонившись вперед,

взяться рукой за дужку гири.

Выполнение: приподняв от пола гирю, качнуть ее между ногами назад, затем

махом по дуге поднять к плечу. Дыхание: вдох в начале упражнения, выдох в

конце.

Упражнение 3 для мышц плечевого пояса и разгибателей плеч.

Выжимание гири двумя руками.

И. п.: ноги на ширине плеч, гиря на груди удерживается двумя руками за

дужку.

Выполнение: выжимать гирю вверх. Делать вдох при выжимании гири, выдох

при опускании.

Упражнения со штангой

Упражнение 1 для двуглавых сгибателей плеч (бицепсов). Поднимание

штанги силой, сгибая руки.

И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вниз, пальцы захватывают гриф

штанги, ладони обращены вперед.

Выполнение: сгибать руки в локтевых суставах до касания грифом штанги

груди.

Упражнение 2 для трехглавых разгибателей плеч (трицепсов).

Поднимание штанги силой, разгибая руки.

И. п.: ноги на ширине плеч, руки согнуты, локти подняты вверх, кисти у

затылка, пальцы удерживают штангу узким хватом, ладони обращены назад.

Выполнение: выжимание штанги вверх, разгибая руки в локтевых суставах

(локти не опускать).

Упражнение 3 для мышц плечевого пояса. Жим штанги из - за головы.

И. п.: ноги на ширине плеч, штанга за головой у верхних краев лопаток в

согнутых руках, хват широкий, ладони обращены вперед.

Выполнение: выжать штангу вверх. При выжимании штанги делать вдох, при

опускании — выдох.

Упражнение 4 для мышц дельтовидных, трехглавых разгибателей плеч

трицепсов). Жим штанги лежа.

И. п.: лежа на горизонтальной скамье, ноги опущены по сторонам скамьи вниз

и упираются в пол, штанга на груди, пальцы захватывают штангу узким или

широким хватом, ладони обращены вверх - вперед.

Выполнение: выжимать штангу вверх. Делать вдох при выжимании штанги,

выдох при опускании.

Упражнение 5 для мышц — сгибателей рук (бицепсов) и предплечий,

мышц, сводящих лопатки (ромбовидных), задних пучков дельтовидных,

широчайших и разгибателей спины. Тяга штанги двумя руками в наклоне.

И. п.: ноги на ширине плеч, колени почти прямые, туловище наклонено вперед

до горизонтального положения, прямые руки удерживают гриф штанги

широким хватом, штанга у середины голеней.

Выполнение: подтягивать штангу руками до груди, не разгибая туловища.

При подтягивании штанги к груди делать вдох, при опускании — выдох.

Упражнение 6 для мышц ног и спины. Приседания со штангой за

головой.

И. п.: взять штангу со стоек на плечи за голову, ноги на ширине плеч, носки

немного развернуты наружу.

Выполнение: присесть и встать со штангой, не сгибая спины.

Упражнение 7 для мышц — сгибателей стоп. Поднимание на носки со

штангой за головой.

И. п.: стать на брусок высотой 5 — 6 см или на край помоста так, чтобы пальцы

ног находились на возвышении, а пятки на полу, штанга за головой.

Выполнение: подниматься на носки и опускаться на пятки. Поднимаясь на

носки, делать вдох, опускаясь — выдох.

Упражнение 8 для мышц рук и плечевого пояса. Жим штанги двумя

руками.

И. п.: ноги на ширине плеч, носки немного наружу, колени выпрямлены, взять

штангу на грудь вышеописанным способом.

Выполнение: выжать штангу вверх. При выжимании штанги делать вдох, при

опускании — выдох.

Упражнение 9 для мышц спины, ног и рук. Подъем штанги на грудь

двумя руками в высокую стойку.

И. п.: принять стартовое положение.

Выполнение: поднять штангу на грудь двумя руками; движение начинать без

рывков, разгибая ноги; руки в начале движения прямые. Когда гриф минует

колени, скорость резко увеличить, одновременно быстро разгибая туловище и

сгибая руки, и резко, но невысоко поднимаясь на носки. В момент, когда

штанга достигнет нижней части груди, быстро подвернуть локти под гриф,

согнуть колени и опуститься на всю ступню. Когда штанга будет на груди,

колени выпрямить. Дыхание: вдох в начале упражнения, выдох — в конце.

На одном из занятий испытуемые выполняли 5 - 6 упражнений с различным

количеством повторений и в разных сочетаниях.

Каждое занятие мы начинали с разминки, включив в нее несколько

упражнений для рук, туловища и ног без отягощения. Затем выполняли прыжки

со скакалкой либо прыжки с места в длину. Разминка не должна быть

длительной и вызывать утомление.

Приступая к занятиям, учащиеся подбирали по своим силам вес гантелей,

гирь, штанги. Вес снарядов определяются следующим способом: отягощение

должно быть таким, чтобы занимающийся мог повторить каждое упражнение

не менее 10 раз, а упражнения для туловища и икроножных мышц не менее 12

раз.

Затем

учащиеся

составляют

индивидуальный

план

занятий.

Для

организации работы учащихся я составила рекомендации, на основе которой

испытуемые работали над развитием мышечной силы.

В качестве примера привожу рекомендацию:

Первые две недели упражнения комплекса следует повторять 8 — 10 раз.

На третьей неделе надо увеличить вес отягощения и уменьшить число

повторений до 5 — 6 раз. Далее на четвертой неделе с этим же отягощением

повторять каждое упражнение по 5 — 6 раз, но в двух подходах. Таким

образом комплекс проделывается в течение месяца.

Во втором месяце

рекомендуется перейти к следующему комплексу и, так же как в первом

комплексе, увеличивать нагрузку, прибавляя вес отягощения и снижая число

повторений в подходе. Таким образом, нагрузка в тренировках будет

нарастать волнообразно. Большая по объему нагрузка переходит в более

интенсивную, но меньшую по объему. И снова увеличивается объем.

Если упражнения выполняются с небольшими отягощениями, то нужно

проделывать их с максимальной отдачей и многократно. В этом случае наряду с

развитием силы развивается и быстрота движений.

Способность

к

длительным

силовым

усилиям

вырабатывается

при

повторении упражнений с небольшими или средними отягощениями до

появления усталости, не позволяющей производить дальнейшую работу (до

отказа).

Нужно неоднократно повторять эти упражнения. Если упражнения не

вызывают мощных напряжений мышц и усталости, то эффект от их выполнения

будет незначительным.

С ростом силы и тренированности рукоборца выполняемые ранее с

большими усилиями упражнения окажутся легкими и не будут вызывать

прежних напряжений.

В начале и после эксперимента проводили тестирование: подтягивание,

отжимание,

подъемы

туловища,

приседание.

Сравнительный

анализ

полученных

данных

показал,

что

экспериментальная

группа

улучшила

результат 6 – 10 %, т.е. внедрение физических упражнений улучшило силовые

способности рукоборцев.

Рост спортивных результатов у экспериментальной группы сравнительно

выше и стабильней, у контрольной группы тоже отмечается рост результатов,

но она не существенна и главное не стабильна. На мой взгляд стабильность

результатов показывает перспективность и спортивный потенциал спортсмена.

Подготовка спортсменов сложный и длительный воспитательный и

обучающий

процесс.

Он

включает

в

себя

техническую,

тактическую,

физическую,

психологическую,

моральную

подготовку.

Все

эти

виды

подготовки между собой тесно взаимосвязаны, едины обеспечивают рост

спортивно – технических результатов и дают положительный эффект в

различных соревнованиях.

Только любовь к избранному виду спорта, а так же упорство и преданность

ему дадут желаемые результаты.

По

итогам

проведенного

эксперимента

сделаны

выводы

и

даны

практические рекомендации по применению специальных упражнений в целях

развития силовых способностей у обучающихся влияющих на спортивный

результат и повышающих спортивное мастерство занимающихся.

Таким образом, целенаправленная и систематическая развитие силовых

способностей дает учащимся разносторонней физической подготовленности, а

также содействие гармоничному физическому развитию.

Мои воспитанники всегда участвуют в Республиканском Чемпионате по

армрестлингу среди взрослых инвалидов по слуху и занимают призовые места.

В 2013 г. мой воспитанник Халыев Семен Васильевич участвовал в октябре на

Чемпионате России по Армрестлингу среди инвалидов по слуху в весовой

категории 65 кг. и стал чемпионом.

Семен Халыев 10 октября 2014 г. участвовал на Чемпионате Мира по

армрестлингу в Польше и стал чемпионом в весовой категории 63 кг. и

Чемпионом России по армрестлингу в октябре 2014 г.- г. Екатеринбург.

Надеюсь, что мои воспитанники и в дальнейшем будут участвовать на

Чемпионатах России по армрестлингу среди инвалидов по слуху.

Литература

1.

Зациорский В.М. Физические качества спортсмена, Физкультура и

спорта,1970 г.

2.

Курамшин Ю.Ф.Методы обучения двигательным действиям и развития

Физических качеств : Теория и технология применения :Учебное

пособие.-СПб.,1998 г.

3.

Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. - М.2003г.

4.

Кузницов В.В. Специальная силовая подготовка спортсменов. – М.:

Физкультура и спорт, 1975.

5.

Михайлов К.В. Методы спортивной подготовки. – М.: Физкультура и

спорт, 1981.

6.

Станкин М.И. Спорт и воспитание подростков. – М. Физкультура и спорт,

1979.

7.

Филин В.П. Основы юношеского спорта . – М.: Физкультура и спорт,

1980.



В раздел образования