Автор: Савина Ольга Валерьевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: ГБОУ школа №1739
Населённый пункт: город Зеленоград, Москва
Наименование материала: выступление на педсовете
Тема: "Психологическая готовность дошкольника к школе"
Раздел: дошкольное образование
Тема: Психологическая готовность дошкольника к школе
Проблема психологической готовности дошкольника к школе в последнее
время стала очень актуальной среди исследователей различных
специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и
обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о
возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в
школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно
психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с
фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и
качества будущей постройки.
В чем проявляется неподготовленность к школьному обучению?
Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке,
часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса.
Он проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и
решениям, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и
сверстниками и по поводу учебных задач. Даже не все 7-летки готовы в
этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать, писать и считать, не
говоря уже о 6-летках. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать,
писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему
этому научиться.» ( Венгер Л.А.)
Что же означает психологическая готовность ребенка к школе? От того,
как ребенок подготовлен к школе всем дошкольным периодом, будет
зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной
жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие. Когда
говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок
должен уметь читать, пересказывать ( у него должна быть развита речь ),
писать ( у него должна быть развита мелкая моторика ), считать ( владеть
навыками счета ) – это педагогическая готовность к школе. Помимо этого,
ребенок должен обладать определенным уровнем физического здоровья.
Высидеть 4-5 уроков по 40 минут, да еще делать домашние задания –
задача непривычная для дошкольника – это физическая готовность к
школе. Но, конечно, этого недостаточно .
Социальная готовность У ребенка, поступающего в школу, должен быть
определенный уровень познавательных интересов, готовность к
изменению социальной позиции, желание учиться. Т.е. у него должна
быть сформирована мотивация учения – интерес к новым знаниям,
желание научиться чему-то новому. Также, на рубеже 6 лет формируется
внутренняя позиция школьника – эмоционально-благополучное
отношение к школе, минимальное стремление к игровым и
развлекательным (дошкольным) элементам деятельности, ребенок
осознает необходимость учения, понимает ее важность и социальную
значимость. Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться
существенно отличаются друг от друга. Многие родители понимают,
насколько важно у ребенка желание учиться, поэтому они рассказывают
ребенку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все
это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к
школе.
Личностная готовность Чтобы успешно обучаться в школе, ребенок
должен уметь строить адекватные системе обучения отношения со
взрослыми, т.е. у него должна быть развита произвольность. На пороге
школьного возраста происходит утрата «детскости». Если же уровень
произвольности остается низким, то дети не видят за вопросами
взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для
непосредственного, житейского общения. Такие дети могут прервать
учителя вопросом, не относящимся к уроку, Выкрикивать с места,
называть учителя не по имени-отчеству, а «тетя Таня». Также ребенок
должен уметь строить отношения со сверстниками. Общение ребенка с
детьми не должно отличаться особой конфликтностью, к школьному
возрасту он должен легко устанавливать деловые контакты, относиться к
сверстникам как к партнерам.
В противном случае, ребенку будет сложно выслушать ответ
одноклассника, продолжить рассказ, начатый другим, адекватно
отреагировать на успех или неудачу другого ребенка. Общение с другими
детьми важно для формирования способности к децентрации – умения
встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую,
взглянуть на себя или свою деятельность со стороны. Часто мы можем
услышать от дошкольника: «я самый сильный в группе», «мой рисунок
самый лучший» и т.п. Для дошкольников характерна необъективно
высокая оценка себя и своих способностей. Это происходит не от
избытка самоуверенности и зазнайства, а является особенностью
детского самосознания. Не нужно бороться с завышенной самооценкой и
раньше времени добиваться ее адекватности. Это должно пройти само
собой как результат прохождения ребенком кризиса 7 лет.
Но у некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже
заниженная самооценка. Это говорит о том, что дети испытывают
дефицит внимания, любви, поддержки, эмоциональной защищенности со
стороны взрослых. Низкая самооценка, сформированная на протяжении
дошкольного детства, может стать причиной неуспеваемости в школе.
Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем проявлении – отказ от
деятельности. Такие дети в школе отказываются отвечать у доски и с
места. Ребенок готов прослыть лентяем, чем неуспешным в учебе.
Интеллектуальная готовность Интеллектуальный аспект готовности к
школе – это уровень развития познавательной сферы психики. Он
затрагивает такие психические функции, как восприятие, внимание,
память, мышление, речь. Внимание: важным показателем развития
внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие
по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания.
Вызывает тревогу ребенок 6, а особенно 7 лет, который не в состоянии
сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности хотя
бы 5-10 минут. Память: для ребенка 6 – 7 лет вполне доступно такое
задание - запомнить 10 слов, не связанных по смыслу. В первый раз он
повторит от 2 до 5 слов. Можно называть слова еще раз и после 3 – 4
предъявлений ребенок
обычно запоминает более половины слов. Если ребенок 6 – 7 лет не
может запомнить более 3-х слов с 4-го предъявления, возможно, ему
необходима консультация невропатолога. К 7 годам процесс
формирования произвольного запоминания можно считать
завершенным. Мышление: совершенствуется наглядно-действенное
мышление (манипулирование предметами), улучшается наглядно-
образное мышление (манипулирование образами и представлениями).
Например, дети этого возраста уже могут понять, что такое план
комнаты. С помощью схематичного изображения групповой комнаты дети
могут найти спрятанную игрушку. Полезны игры «Найди клад»,
«Лабиринты». И начинают активно формироваться предпосылки
логического мышления.
Воображение: становится активным – произвольным. А также
воображение выполняет еще одну роль – аффективно-защитную. Она
предохраняет растущую, легко ранимую душу ребенка от чрезмерно
тяжелых переживаний и травм.
Игра как подготовка к школе Полезны игры разные. Даже «несерьезные»
игры: в «больницу», «Дочки-матери», «школу». Особенно ценно, когда в
таких играх участвуют сразу несколько детей. Это развивает
коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать
возникающие конфликты. Дети осваивают взрослую жизнь, систему
поведения, обязанности. И главное – все происходит без принуждения,
легко и охотно. Полезны также игры с пластилином, карандашами и т.д.
То есть почетное место занимает лепка, аппликация, рисование,
конструирование. В этих занятиях развивается представление о мире,
предметах, животных, людях. Также развивается умение мысленно
представлять предметы, «рассмотреть» их в уме. Позднее это окажется
важным при изучении физики, геометрии и др.
Лучше сделать заранее : 1. Познакомьте ребенка с его учителем еще до
официального начала занятий. 2. Посетите несколько раз его будущий
класс, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть,
чтобы обстановка для ребенка не казалась незнакомой, прогуляйтесь
вместе по школе и школьному двору. 3. Постарайтесь познакомить
ребенка с некоторыми из его одноклассников. 4. Расскажите ребенку о
приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки,
перемены, обед, а также когда начинаются и кончаются уроки. 5.
Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и
негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка
на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности
завести новых друзей. 6. Скажите ребенку, что чувствовать волнение
несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают
все дети без исключения.