Напоминание

"Психологическая готовность дошкольника к школе"


Автор: Савина Ольга Валерьевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: ГБОУ школа №1739
Населённый пункт: город Зеленоград, Москва
Наименование материала: выступление на педсовете
Тема: "Психологическая готовность дошкольника к школе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Психологическая готовность дошкольника к школе

Проблема психологической готовности дошкольника к школе в последнее

время стала очень актуальной среди исследователей различных

специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и

обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о

возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в

школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно

психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с

фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и

качества будущей постройки.

В чем проявляется неподготовленность к школьному обучению?

Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке,

часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса.

Он проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и

решениям, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и

сверстниками и по поводу учебных задач. Даже не все 7-летки готовы в

этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать, писать и считать, не

говоря уже о 6-летках. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать,

писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему

этому научиться.» ( Венгер Л.А.)

Что же означает психологическая готовность ребенка к школе? От того,

как ребенок подготовлен к школе всем дошкольным периодом, будет

зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной

жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие. Когда

говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок

должен уметь читать, пересказывать ( у него должна быть развита речь ),

писать ( у него должна быть развита мелкая моторика ), считать ( владеть

навыками счета ) – это педагогическая готовность к школе. Помимо этого,

ребенок должен обладать определенным уровнем физического здоровья.

Высидеть 4-5 уроков по 40 минут, да еще делать домашние задания –

задача непривычная для дошкольника – это физическая готовность к

школе. Но, конечно, этого недостаточно .

Социальная готовность У ребенка, поступающего в школу, должен быть

определенный уровень познавательных интересов, готовность к

изменению социальной позиции, желание учиться. Т.е. у него должна

быть сформирована мотивация учения – интерес к новым знаниям,

желание научиться чему-то новому. Также, на рубеже 6 лет формируется

внутренняя позиция школьника – эмоционально-благополучное

отношение к школе, минимальное стремление к игровым и

развлекательным (дошкольным) элементам деятельности, ребенок

осознает необходимость учения, понимает ее важность и социальную

значимость. Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться

существенно отличаются друг от друга. Многие родители понимают,

насколько важно у ребенка желание учиться, поэтому они рассказывают

ребенку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все

это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к

школе.

Личностная готовность Чтобы успешно обучаться в школе, ребенок

должен уметь строить адекватные системе обучения отношения со

взрослыми, т.е. у него должна быть развита произвольность. На пороге

школьного возраста происходит утрата «детскости». Если же уровень

произвольности остается низким, то дети не видят за вопросами

взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для

непосредственного, житейского общения. Такие дети могут прервать

учителя вопросом, не относящимся к уроку, Выкрикивать с места,

называть учителя не по имени-отчеству, а «тетя Таня». Также ребенок

должен уметь строить отношения со сверстниками. Общение ребенка с

детьми не должно отличаться особой конфликтностью, к школьному

возрасту он должен легко устанавливать деловые контакты, относиться к

сверстникам как к партнерам.

В противном случае, ребенку будет сложно выслушать ответ

одноклассника, продолжить рассказ, начатый другим, адекватно

отреагировать на успех или неудачу другого ребенка. Общение с другими

детьми важно для формирования способности к децентрации – умения

встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую,

взглянуть на себя или свою деятельность со стороны. Часто мы можем

услышать от дошкольника: «я самый сильный в группе», «мой рисунок

самый лучший» и т.п. Для дошкольников характерна необъективно

высокая оценка себя и своих способностей. Это происходит не от

избытка самоуверенности и зазнайства, а является особенностью

детского самосознания. Не нужно бороться с завышенной самооценкой и

раньше времени добиваться ее адекватности. Это должно пройти само

собой как результат прохождения ребенком кризиса 7 лет.

Но у некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже

заниженная самооценка. Это говорит о том, что дети испытывают

дефицит внимания, любви, поддержки, эмоциональной защищенности со

стороны взрослых. Низкая самооценка, сформированная на протяжении

дошкольного детства, может стать причиной неуспеваемости в школе.

Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем проявлении – отказ от

деятельности. Такие дети в школе отказываются отвечать у доски и с

места. Ребенок готов прослыть лентяем, чем неуспешным в учебе.

Интеллектуальная готовность Интеллектуальный аспект готовности к

школе – это уровень развития познавательной сферы психики. Он

затрагивает такие психические функции, как восприятие, внимание,

память, мышление, речь. Внимание: важным показателем развития

внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие

по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания.

Вызывает тревогу ребенок 6, а особенно 7 лет, который не в состоянии

сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности хотя

бы 5-10 минут. Память: для ребенка 6 – 7 лет вполне доступно такое

задание - запомнить 10 слов, не связанных по смыслу. В первый раз он

повторит от 2 до 5 слов. Можно называть слова еще раз и после 3 – 4

предъявлений ребенок

обычно запоминает более половины слов. Если ребенок 6 – 7 лет не

может запомнить более 3-х слов с 4-го предъявления, возможно, ему

необходима консультация невропатолога. К 7 годам процесс

формирования произвольного запоминания можно считать

завершенным. Мышление: совершенствуется наглядно-действенное

мышление (манипулирование предметами), улучшается наглядно-

образное мышление (манипулирование образами и представлениями).

Например, дети этого возраста уже могут понять, что такое план

комнаты. С помощью схематичного изображения групповой комнаты дети

могут найти спрятанную игрушку. Полезны игры «Найди клад»,

«Лабиринты». И начинают активно формироваться предпосылки

логического мышления.

Воображение: становится активным – произвольным. А также

воображение выполняет еще одну роль – аффективно-защитную. Она

предохраняет растущую, легко ранимую душу ребенка от чрезмерно

тяжелых переживаний и травм.

Игра как подготовка к школе Полезны игры разные. Даже «несерьезные»

игры: в «больницу», «Дочки-матери», «школу». Особенно ценно, когда в

таких играх участвуют сразу несколько детей. Это развивает

коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать

возникающие конфликты. Дети осваивают взрослую жизнь, систему

поведения, обязанности. И главное – все происходит без принуждения,

легко и охотно. Полезны также игры с пластилином, карандашами и т.д.

То есть почетное место занимает лепка, аппликация, рисование,

конструирование. В этих занятиях развивается представление о мире,

предметах, животных, людях. Также развивается умение мысленно

представлять предметы, «рассмотреть» их в уме. Позднее это окажется

важным при изучении физики, геометрии и др.

Лучше сделать заранее : 1. Познакомьте ребенка с его учителем еще до

официального начала занятий. 2. Посетите несколько раз его будущий

класс, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть,

чтобы обстановка для ребенка не казалась незнакомой, прогуляйтесь

вместе по школе и школьному двору. 3. Постарайтесь познакомить

ребенка с некоторыми из его одноклассников. 4. Расскажите ребенку о

приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки,

перемены, обед, а также когда начинаются и кончаются уроки. 5.

Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и

негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка

на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности

завести новых друзей. 6. Скажите ребенку, что чувствовать волнение

несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают

все дети без исключения.



В раздел образования