Автор: Антонова Елена Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: Татарстан,Ютазинский р-н, п.г.т.Уруссу
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста "посредством дидактических игр.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3» комбинированного вида п.г.т. Уруссу
Ютазинского муниципального района Республики Татарстан
Формирование экономических представлений
у детей старшего дошкольного возраста посредством
дидактических игр.
Актуальность
В связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической
грамотности
детей.
Для
того,
чтобы
ребенок
в
школе
хорошо
развивался
в
сложнейших
экономических понятиях, начинать работать в этом направлении нужно с 5-6 – летнего возраста в
тесном сотрудничестве с родителями. Согласно проведенного опроса в ДОУ 76% родителей признают
необходимость
и
полезность
экономического
воспитания
дошкольников
,обосновывая
это
требованиями
времени.
Однако
в
силу
своей
занятости
,
нехватки
времени
родители
всячески
содействуют приобщению детей к миру экономики . Впрочем, слово это древнегреческое и в переводе
означает «умение вести домашнее хозяйство». Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками,
наконец,
воспитательно
–
образовательная
работа
в
условиях
детского
сада,
формируют
тот
эмпирический
опыт,
который
становится
базой
для
дальнейшей
работы
по
экономическому
воспитанию.
Специальные экономические программы ставят своей целью.
Формировать с детских лет экономическое мышление , уважать людей, умеющих работать в
бизнесе, детей учат ориентироваться в рекламе, правильно, расчетливо, по назначению
расходовать карманные деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям
сверстников, рассчитывать на свои возможности.
Наблюдая за играми в группах детей, в своей педагогической практике, я увидела , как дети
привносят в них свой жизненный опыт общественных, социальных и экономических отношений.
Предварительный опрос показал, что у детей сформированы полезные навыки и привычки.
Многие из них связаны с воспитанием культуры поведения в быту и общей воспитанностью. У
детей наблюдается интерес к людям разных профессий, они знают профессии своих родителей ,
имеют первоначальные сведения об экономике.
Результаты опроса детей показали , что высокий уровень имеют – 13% детей , средний уровень–
17 % , низкий уровень – 70%.
Следовательно назрела необходимость предложить детям исследовать тему «экономика», с
помощью дидактических игр заложить основы экономического образа мышления, осознание
ими того, каков « я» в мире экономических ценностей и как себя вести в нем.
В основе лежат идеи известных ученых программно-методических документов
для дошкольников, таких как:
Курак Е.А. «Экономическое воспитание дошкольников.
Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий».
Сасова И.А. «Экологическое воспитание детей в семье»,
Шорыгина Т.А. «Беседы об экономике».
В данных пособиях в ненавязчивой и очень доступной форме рассказывается о потребностях
человека – от первобытного до современного, о роли труда в жизни общества, о природе и
трудовых ресурсах, профессиях.
Основная форма обучения - игра
Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Сделать экономику понятной помогут сюжетно – дидактические игры, в
которых моделируются реальные жизненные ситуации : операции купли –
продажи .производства и сбыта готовой продукции, уточняются и
закрепляются представления о мире экономических явлений. Соединение
учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения
детьми сложных экономических знаний.
Цель: обеспечение положительной динамики уровня сформированности экономического мышления
у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических
игр.
Основные задачи :
•
Дать детям знания о труде, как о ведущей категории
экономической науки.
•
Формировать умение использовать в игре полученные знания об
экономических понятиях,
•
Согласовывать собственный игровой замысел с замыслами
сверстников;
•
Формировать взаимоотношения сотрудничества; Воспитывать
культуру речевого общения.
•
Воспитать необходимые качества детей (бережное отношение к
предметному миру , ко всему, что окружает ребенка ).
•
Формировать навыки разумного поведения и потребностей
адекватных жизненных ситуаций.
Работа по приобщению дошкольников к экономической культуре проводится с постепенным
усложнением и включает 4 блока:
Потребности,
товары, услуги
Обмен и деньги
рынок, спрос, цена
Производитель и
ресурсы, реклама и
возможности
Ограниченность
ресурсов и их выбор
Дидактические игры:
•
Что из чего
изготовлено?
•
Кому для работы
что пригодится?
•
4 лишний.
Дидактические игры:
•
Профессии.
•
Маленькие
покупки.
•
Чей это сувенир
?
Дидактические игры:
•
Из чего это
сделано?
•
Подбери витрину
•
для магазина.
•
Я покупатель.
Дидактические игры:
•
Менеджер.
•
Бешеные деньги.
•
Придумай
рекламу
•
товару.
Сюжетно-ролевые
игры:
•
Семья.
•
Библиотека.
•
Больница.
Сюжетно-ролевые
игры:
•
Мы едем, едем...
•
Детское кафе.
•
Магазин.
Сюжетно-ролевые
игры:
•
Театр.
•
Аптека.
•
Ателье.
Сюжетно-ролевые
игры:
•
Путешествие.
•
Супермаркет .
•
Ярмарка.
Постепенное усложнение работы по формированию экономических представлений у дошкольников
посредством сюжетно дидактических игр способствует: насыщению элементарными экономическими
сведениями, реальному экономическому мышлению; помогает познать окружающий мир и находить
нестандартные решения проблем, возникающих в современной жизни. Для экономического воспитания
особенно важно развивающее воздействие дидактических игр. Практика работы показывает, что
наиболее целесообразной является следующая структура дидактической игры:
Тема, задачи игры Роли, содержание сюжета Средства обогащения сюжета (чтение
литературы, наблюдения, предметно – игровая среда).
Условия организации дидактических игр:
6
. Участие воспитателя в игре;
1 . Отбор знаний для игр
2.Ознакомление с доступной деятельностью взрослых
через наглядность;
3. Отображение экономического
содержания в сюжете и
содержании игры;
4.Обогащение игры по
тематике, сюжету
5 . Совместное изготовление
атрибутов для игр.
7 . Создание игровой проблемной
ситуации
Методы работы по экономическому воспитанию
дошкольников
Словесный
• чтение литературы;• беседы• сюжетно –дидактические игры;• рассматривание наглядного материала;• проведение
викторин, тематических вечеров;• ответов и вопросов педагога и детей.
Наглядный
:
• наблюдения; экскурсии;• рассматривание книжных иллюстраций;•рассматривание демонстрационного и раздаточного
материала;• проведение дидактических игр;• моделирование;• разгадывания и составления ребусов.
Практический:
• проведение игр;• проведение экскурсии;•• изготовление с детьми наглядных пособии;• на занятиях по математике
(решение задач );• сюжетных игр.
Игровой:
Использую при работе с детьми индивидуально и наблюдая за детскими играми ,которым они обучались в ходе
совместной деятельности.
Совместная деятельность педагогов и родителей по
экономическому воспитанию дошкольников.
С родителями:
Беседы
Экскурсии
Анкетирование
Консультации
Развлечения
С педагогами:
Консультации
Индивидуальная
работа с детьми
Открытые
мероприятия
Результативность
На основании требований к уровню усвоения материала по разделам «Ребенок познает предметный мир,
приобщается к труду», « В игре ребенок развивается, познает мир, общается» мною отмечены критерии для
выявления уровня сформированности экономического воспитания дошкольников посредством дидактических
игр. Экономическое представление у старших дошкольников посредством дидактических игр способствует :
формированию
экономического
сознания
дошкольника;
приближению
к
реальной
жизни;
пробуждению
экономического
мышления,
получению
знаний
об
основных
профессиях
и
умению
рассказывать
о
них,
обогащению детского словаря, выработке таких качеств как чувство собственного достоинства, умение честно
соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое дело до конца, возникновению интереса к
деньгам, осознанию правил их честно зарабатывать. Проделанный объем работы повысил уровень знаний детей
в экономическом развитии. Воспитывая у детей навыки и привычки культурного поведения в быту, умения
беречь
вещи,
предметы
и
пользоваться
ими
по
назначению,
сформировались
представления
о
том,
что
предметный мир – рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд.
Список используемой литературы:
1.Артемьева Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М.,1992.
2.Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.М.,1985.
3.Смоленцева А.А. Введение в мир экономики , или как мы играем в экономику.
Детство – Пресс. 2008.
4.Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. М. 2009.
Спасибо за внимание!
Желаю творческих
успехов.