Напоминание

"Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста "посредством дидактических игр.


Автор: Антонова Елена Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: Татарстан,Ютазинский р-н, п.г.т.Уруссу
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста "посредством дидактических игр.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3» комбинированного вида п.г.т. Уруссу

Ютазинского муниципального района Республики Татарстан

Формирование экономических представлений

у детей старшего дошкольного возраста посредством

дидактических игр.

Актуальность

В связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической

грамотности

детей.

Для

того,

чтобы

ребенок

в

школе

хорошо

развивался

в

сложнейших

экономических понятиях, начинать работать в этом направлении нужно с 5-6 – летнего возраста в

тесном сотрудничестве с родителями. Согласно проведенного опроса в ДОУ 76% родителей признают

необходимость

и

полезность

экономического

воспитания

дошкольников

,обосновывая

это

требованиями

времени.

Однако

в

силу

своей

занятости

,

нехватки

времени

родители

всячески

содействуют приобщению детей к миру экономики . Впрочем, слово это древнегреческое и в переводе

означает «умение вести домашнее хозяйство». Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками,

наконец,

воспитательно

образовательная

работа

в

условиях

детского

сада,

формируют

тот

эмпирический

опыт,

который

становится

базой

для

дальнейшей

работы

по

экономическому

воспитанию.

Специальные экономические программы ставят своей целью.

Формировать с детских лет экономическое мышление , уважать людей, умеющих работать в

бизнесе, детей учат ориентироваться в рекламе, правильно, расчетливо, по назначению

расходовать карманные деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям

сверстников, рассчитывать на свои возможности.

Наблюдая за играми в группах детей, в своей педагогической практике, я увидела , как дети

привносят в них свой жизненный опыт общественных, социальных и экономических отношений.

Предварительный опрос показал, что у детей сформированы полезные навыки и привычки.

Многие из них связаны с воспитанием культуры поведения в быту и общей воспитанностью. У

детей наблюдается интерес к людям разных профессий, они знают профессии своих родителей ,

имеют первоначальные сведения об экономике.

Результаты опроса детей показали , что высокий уровень имеют – 13% детей , средний уровень–

17 % , низкий уровень – 70%.

Следовательно назрела необходимость предложить детям исследовать тему «экономика», с

помощью дидактических игр заложить основы экономического образа мышления, осознание

ими того, каков « я» в мире экономических ценностей и как себя вести в нем.

В основе лежат идеи известных ученых программно-методических документов

для дошкольников, таких как:

Курак Е.А. «Экономическое воспитание дошкольников.

Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий».

Сасова И.А. «Экологическое воспитание детей в семье»,

Шорыгина Т.А. «Беседы об экономике».

В данных пособиях в ненавязчивой и очень доступной форме рассказывается о потребностях

человека – от первобытного до современного, о роли труда в жизни общества, о природе и

трудовых ресурсах, профессиях.

Основная форма обучения - игра

Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

Сделать экономику понятной помогут сюжетно – дидактические игры, в

которых моделируются реальные жизненные ситуации : операции купли –

продажи .производства и сбыта готовой продукции, уточняются и

закрепляются представления о мире экономических явлений. Соединение

учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения

детьми сложных экономических знаний.

Цель: обеспечение положительной динамики уровня сформированности экономического мышления

у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических

игр.

Основные задачи :

Дать детям знания о труде, как о ведущей категории

экономической науки.

Формировать умение использовать в игре полученные знания об

экономических понятиях,

Согласовывать собственный игровой замысел с замыслами

сверстников;

Формировать взаимоотношения сотрудничества; Воспитывать

культуру речевого общения.

Воспитать необходимые качества детей (бережное отношение к

предметному миру , ко всему, что окружает ребенка ).

Формировать навыки разумного поведения и потребностей

адекватных жизненных ситуаций.

Работа по приобщению дошкольников к экономической культуре проводится с постепенным

усложнением и включает 4 блока:

Потребности,

товары, услуги

Обмен и деньги

рынок, спрос, цена

Производитель и

ресурсы, реклама и

возможности

Ограниченность

ресурсов и их выбор

Дидактические игры:

Что из чего

изготовлено?

Кому для работы

что пригодится?

4 лишний.

Дидактические игры:

Профессии.

Маленькие

покупки.

Чей это сувенир

?

Дидактические игры:

Из чего это

сделано?

Подбери витрину

для магазина.

Я покупатель.

Дидактические игры:

Менеджер.

Бешеные деньги.

Придумай

рекламу

товару.

Сюжетно-ролевые

игры:

Семья.

Библиотека.

Больница.

Сюжетно-ролевые

игры:

Мы едем, едем...

Детское кафе.

Магазин.

Сюжетно-ролевые

игры:

Театр.

Аптека.

Ателье.

Сюжетно-ролевые

игры:

Путешествие.

Супермаркет .

Ярмарка.

Постепенное усложнение работы по формированию экономических представлений у дошкольников

посредством сюжетно дидактических игр способствует: насыщению элементарными экономическими

сведениями, реальному экономическому мышлению; помогает познать окружающий мир и находить

нестандартные решения проблем, возникающих в современной жизни. Для экономического воспитания

особенно важно развивающее воздействие дидактических игр. Практика работы показывает, что

наиболее целесообразной является следующая структура дидактической игры:

Тема, задачи игры Роли, содержание сюжета Средства обогащения сюжета (чтение

литературы, наблюдения, предметно – игровая среда).

Условия организации дидактических игр:

6

. Участие воспитателя в игре;

1 . Отбор знаний для игр

2.Ознакомление с доступной деятельностью взрослых

через наглядность;

3. Отображение экономического

содержания в сюжете и

содержании игры;

4.Обогащение игры по

тематике, сюжету

5 . Совместное изготовление

атрибутов для игр.

7 . Создание игровой проблемной

ситуации

Методы работы по экономическому воспитанию

дошкольников

Словесный

• чтение литературы;• беседы• сюжетно –дидактические игры;• рассматривание наглядного материала;• проведение

викторин, тематических вечеров;• ответов и вопросов педагога и детей.

Наглядный

:

• наблюдения; экскурсии;• рассматривание книжных иллюстраций;•рассматривание демонстрационного и раздаточного

материала;• проведение дидактических игр;• моделирование;• разгадывания и составления ребусов.

Практический:

• проведение игр;• проведение экскурсии;•• изготовление с детьми наглядных пособии;• на занятиях по математике

(решение задач );• сюжетных игр.

Игровой:

Использую при работе с детьми индивидуально и наблюдая за детскими играми ,которым они обучались в ходе

совместной деятельности.

Совместная деятельность педагогов и родителей по

экономическому воспитанию дошкольников.

С родителями:

Беседы

Экскурсии

Анкетирование

Консультации

Развлечения

С педагогами:

Консультации

Индивидуальная

работа с детьми

Открытые

мероприятия

Результативность

На основании требований к уровню усвоения материала по разделам «Ребенок познает предметный мир,

приобщается к труду», « В игре ребенок развивается, познает мир, общается» мною отмечены критерии для

выявления уровня сформированности экономического воспитания дошкольников посредством дидактических

игр. Экономическое представление у старших дошкольников посредством дидактических игр способствует :

формированию

экономического

сознания

дошкольника;

приближению

к

реальной

жизни;

пробуждению

экономического

мышления,

получению

знаний

об

основных

профессиях

и

умению

рассказывать

о

них,

обогащению детского словаря, выработке таких качеств как чувство собственного достоинства, умение честно

соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое дело до конца, возникновению интереса к

деньгам, осознанию правил их честно зарабатывать. Проделанный объем работы повысил уровень знаний детей

в экономическом развитии. Воспитывая у детей навыки и привычки культурного поведения в быту, умения

беречь

вещи,

предметы

и

пользоваться

ими

по

назначению,

сформировались

представления

о

том,

что

предметный мир – рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд.

Список используемой литературы:

1.Артемьева Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М.,1992.

2.Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.М.,1985.

3.Смоленцева А.А. Введение в мир экономики , или как мы играем в экономику.

Детство – Пресс. 2008.

4.Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. М. 2009.

Спасибо за внимание!

Желаю творческих

успехов.



В раздел образования