Автор: Петрук Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №39
Населённый пункт: х. Бараниковского
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Играем в музыку, или Чем занять ребенка в карантин»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №39 хутора Бараниковского
муниципального образования Славянский район
Консультация для родителей
по теме:
«Играем в музыку,
или Чем занять ребенка в карантин»
Подготовила: воспитатель
Петрук Елена Николаевна
2020 год
Уважаемые мамы и папы! Сегодня, в условиях самоизоляции и невозможности
вести привычный образ жизни, может вставать вопрос, чем заняться с ребенком
дома, как его развлечь и с пользой провести время. В этом могут помочь игры.
Игра — основной способ обучения и воспитания дошкольников. Это не
преувеличение. Игра — планета, на которой обитает ребёнок. Особенно ребёнок
дошкольного возраста. Это воздух, которым он дышит. Его способ познания мира.
Именно игра — главный способ обучения и воспитания дошкольника. Чему
угодно: спорту, живописи, музыке, практически любые задачи, возникающие в
процессе музыкального воспитания дошкольников, в том числе в семье, можно и
нужно решать с помощью игры. Привить любовь к хорошей музыке, как серьёзной,
так и лёгкой, развить музыкальный вкус, что важно, так как музыка может
оказывать на ребёнка как положительное, так и отрицательное воздействие.
Научить игре на том или ином музыкальном инструменте. Развить творческие
способности.
Научить
двигаться
под музыку.
Развить
эмоциональную
восприимчивость. Есть, конечно, и другие, но эти задачи главные. Которые, по
нашему убеждению, могут решать не только учителя, но и папы и мамы. В том
числе те, которые не играют ни на каком музыкальном инструменте и даже не
знают нот. Впрочем, и тому и другому не поздно научиться в любом возрасте.
Музыкально-игровая деятельность способствуют как музыкальному, так и общему
развитию детей, помогает воспринимать и любить музыку, развивает музыкальный
слух, музыкальные способности, закрепляет представления детей и вызывает
интерес к окружающему их миру, обогащает кругозор. Исключительно большое
значение имеет музыкально-игровая деятельность и для общего физического
развития двигательных умений: правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться
согласованно с музыкой.
Представляю вашему вниманию некоторые игры, в которые можно легко играть
как вдвоем с ребенком, так и всей семьей.
«Какой инструмент звучал?»
Перед ребёнком два инструмента. Предположим, бубен и барабан. Попросите
малыша отвернуться и постучите по одному из инструментов. Если малыш угадает,
по какому инструменту вы стучали, то получает ваше одобрение и аплодисменты.
Постепенно количество детских музыкальных инструментов, как мелодичных, так
и ударных можно увеличить. Игра развивает тонкость слуха, учит узнавать
различные тембры. Время от времени меняйтесь ролями: ребёнок спрашивает —
вы отвечаете.
«Танцуй так же, как я»
Под танцевальную музыку вы делаете самые простые движения и просите ребенка,
точно их повторить. Маленькие дети вообще любят подражать. Игровой момент
усиливается, если вы заранее объявляете, кто танцует. Например, Баба-Яга,
Золушка, или другой сказочный персонаж или зверь. Ребёнок становится старше, и
круг танцующих персонажей всё более расширяется. Особенно азартный характер
приобретает игра, если в ней участвует трое или более детей. Тогда все по очереди
могут
оценивать,
кто
станцевал
лучше,
и
кто
становится «заказчиком». Игра помогает
развитию
координации
движений
под музыку, развивает фантазию, воображение.
«Узнай песенку»
Вы играете, напеваете или насвистываете известную песенку ребёнку. Он должен
угадать, какая это песенка. В случае правильно ответа — одобрение и
аплодисменты. Игры, в которых победитель зарабатывает очки или баллы,
начнутся чуть позже.
«Слушаем тишину»
У детей повышена эмоциональность и это нормально. Они иначе не могут. За это
их нельзя ругать. Но иногда предложите им присесть, остановиться, замереть и
послушать… тишину, которую они не слышат. Не умеют слышать. Это можно
сделать и дома в период карантина, но когда карантин закончится, лучше где-
нибудь на природе. В поле, в лесу, в парке, около реки. Или просто на улице или во
дворе. Итак, условия игры.
— Тише, — говорите вы. — Ещё тише. Совсем тихо. Давай сыграем — кто лучше
услышит тишину и назовёт больше звуков.
Говорим по очереди:
— Вот машина прошла. Вот птичка пропела. Гудок поезда. Чей-то разговор.
Деревья прошелестели ветками.
Ребёнок вслушивается в тишину, в окружающие звуки. Начинает понимать, что
среди этих звуков есть и такие красивые и завораживающие, как пение птиц, шум
леса, реки или моря. Кстати, тишина, пауза — вполне музыкальная категория.
Выдержать точно паузу (ещё мгновение и она оборвётся) — большое искусство.
Как в музыке, так и в жизни… За каждый названный источник звука дается очко.
Побеждает тот, кто назвал большее количество таких источников.
«Простучи ритм»
Вы стучите на бубне или хлопаете в ладоши ритм известной песни. Попросите
ребёнка угадать песню. Теперь меняетесь ролями. Ребёнок стучит, а вы угадываете.
«Кто лучше имитирует?»
Кто лучше имитирует, изображая под весёлую музыку игру в мяч, в снежки,
фигурное катание и т. п.
«Придумай танцевальные движения»
Кто больше придумает движений под различные танцы: цыганочку, польку,
русский перепляс, быстрый современный танец и т. д.
Танцевальная игра «Воробышек»
Привлекайте к игре всех домочадцев, и тогда ребенок будет играть с особенным
удовольствием. Все встают в круг, в центре – «воробышек». Участники двигаются
по кругу и напевают на произвольный мотив: Покажи, покажи, воробышек, как
девицы ходят. (Воробышек показывает, и все повторяют его движения) Покажи,
покажи, воробышек, как молодцы ходят. (Воробышек снова показывает) В течение
игры водящему могут предложить изобразить походку не только зверей, героев
мультфильмов и т. д., но и папы, мамы, бабушки, других близких и знакомых.
Музыкальные игры, связанные с движением, не только приносят детям и взрослым
радость и хорошее настроение, но и улучшают координацию, развивают фантазию,
воображение. Выбирать лучшего среди танцующих могут как взрослые, так и
другие ребенок.
Для того чтоб дети проводили меньше времени за компьютером, телевизором,
телефоном, рекомендуем проводить с детьми не только музыкальные, но и иного
рода различные игры для детей:
- «Выложи по образцу из счетных палочек»
- «Что лишнее?»
- «Съедобное – не съедобное»
- «Плывёт – тонет»
- «Разбери по группам»
- «Убери лишнее» и многие другие игры на развитие логического мышления
детей.
На развитие речи детей рекомендуем вместе с детьми придумывать различные
загадки,
пересказывать
небольшие
рассказы,
составлять
предложения
по
картинкам, находить и называть различия между двумя картинками. Дети очень
любят игру «Скажи наоборот», «Нелепицы», «Опиши, а я угадаю», эти игры
развивают у детей внимание, речь, расширяют словарный запас, вызывают яркие
эмоции.
Детям очень нравится игра «Дополни фразу», например: «Если пройти по
мокрому песку, то …».
Так же предлагаем посоревноваться с детьми в проговаривании скороговорок,
чистоговорок, например:
- «Мама Милу мыла мылом,
Мила мыло не любила»
- Вымыла мышка миску для мышки» и другие.
Так как ваши дети идут в школу, мы рекомендуем проводить с детьми
графические диктанты, игры на развитие мелкой моторики:
- «Узнай на ощупь».
- «Волшебные прищепки»
- «Мозаика»
Различные игры с макаронами, крупами, фасолью, горохом, пуговицами.
- «Золушка»
- «Составь узор»
- «Разложи по форме» и другие.
Эти игры хорошо развивают не только пальчики, но и воображение, фантазию
детей.
Рекомендуется устраивать театрализованные представления по различным
сказкам. У многих детей есть спортивные уголки, где они вместе с папами и
мамами могут проводить тренировки, заниматься с гантелями, попрыгать на
скакалке, поотжиматься, полазать по лесенке. Все эти спортивные упражнения
можно
превратить
в
интересную
игру,
например «Обезьянки», «Весёлое
путешествие». У родителей есть огромное поле для фантазии, а мы стараемся вам
в этом помочь.
Все дети, без исключения, любят экспериментировать, играть с водой, песком,
мыльными пузырями.
Предлагаем простые игры в домашних условиях, например «Найди клад». В
обычную ёмкость можно насыпать фасоль, горох, или крупу, поместить мелкие
игрушки и ребёнок с удовольствием и интересом будет их раскапывать, находить
на ощупь, игра простоя, не требует затрат, а сколько принесёт радости и
положительных эмоций.
Любимое занятие с песком, а особенно кинетическим принесёт радость, восторг
и массу впечатлений не только ребёнку, но и родителям, тем более если этот песок
изготовить самим вместе с ребёнком. В интернете есть масса рецептов по его
изготовлению.
Так же мы рекомендуем родителям различные опыты с водой, пеной для бритья
и массу других опытов, которые тоже можно найти в интернете.
Дети очень любят рисовать, мы рекомендуем родителям различные раскраски,
но не простые, а раскраски – находилки, которые развивают у детей внимание,
мышление, воображение.
Родителям предложены различные техники рисования:
- по мокрой бумаге
- рисование ладошками
- рисование ватными палочками
- рисование отпечатками овощей и фруктов
- рисование с помощью вилки
- кляксография
- рисование набрызгом
- рисование с помощью губки и другие способы.
Даже не выходя из дома можно найти много полезных и интересных занятий с
детьми, которые принесут много пользы.
Играйте и проводите время с детьми с удовольствием!