Автор: Туманова Татьяна Михайловна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: г.Шахтерск, Сахалинской области
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование основ профессионального мастерства и творческой активности обучающихся
Раздел: среднее профессиональное
Формирование основ профессионального мастерства
и творческой активности обучающихся
Туманова Т.М.- мастер п/о
ГБПОУ «Сахалинский горный техникум»
Поиск путей подготовки рабочих позволяет сделать вывод, что в настоящее
время
важно
раскрыть
способности
и
возможности
обучающихся
в
овладении
профессией, развить их творческое мышление.
При подготовке к урокам учебной практики стараюсь использовать наиболее
эффективные методы и методические приемы активизации мыслительной деятельности
обучающихся и развития их познавательной самостоятельности и творческой активности.
При этом постоянно учитываю и использую знания обучающихся. Ставлю перед
группой обучающихся вопросы: почему делать так, а не иначе? К каким результатам
могут привести те или иные отклонения от требований технических условий? Как
выполнять операцию правильно и с меньшими затратами времени? Как можно наиболее
рационально организовать рабочее место?
На первых этапах обучения при освоении и отработке трудовых приемов и
операций применяю инструкционные карты. На первом уроке работы с картой подробно
разъясняю обучающимся содержание инструкционной карты, ее назначение и как с ней
работать.
На уроке применяю различные плоскостные и объемные наглядные пособия,
активизирующие мыслительную деятельность. Это эталон производственного задания,
который является образцом качества.
Обучающиеся,
начиная
с
первого
урока,
наглядно
представляют,
каким
требованиям должно отвечать качество работы, они сравнивают свою работу с эталоном
качества плоскостных наглядных пособий. Плакаты, рисунки, которые проецируются на
экран, дают образное представление о каждой составной части технологического процесса.
Во время текущего инструктажа постоянно побуждаю обучающихся к мышлению путем
проблемных
вопросов,
стараюсь
задавать
вопросы
направленные
на
воспитание
самостоятельности и контроля за качеством работы, анализ допущенных ошибок и поиск
путей более рациональной организации работы. Пример, при изучении темы «Штукатурные
работы» задаю вопросы:
1.
Какой густоты должен быть раствор при выравнивании поверхностей?
2.
Какие недостатки имеют растворы, в состав которых входит гипсовое вяжущее, как
их преодолевают?
Для решения заданий обучающиеся анализируют проблему, обсуждают, предлагают свои
способы решения.
Заключительный инструктаж начинаю с повторения цели урока, чтобы показать,
насколько удалось обучающимся ее достигнуть. Провожу общий анализ работы группы:
отмечаю, что именно удалось хорошо отработать обучающимся на этом уроке;
демонстрирую рациональные приемы работы; разбираю типичные ошибки и называю меры
их предупреждения; указываю на недостатки; объявляю оценки за выполненную работу.
1
Анализ ошибок приучает обучающихся к самостоятельному выявлению дефектов в
работе,
к
более
осмысленному
восприятию
изученного
материала,
побуждает
к
творческому мышлению. Обучающиеся стремятся не только выполнять задания, но и ищут
пути повышения производительности своего труда, экономии материалов и повышения
качества выполняемой работы.