Напоминание

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы


Автор: Соломохина Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: города Набережные Челны
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы
Раздел: начальное образование





Назад




Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Умники и умницы»

(О. Холодова «Юным умникам и умницам»)

Составитель: учитель начальных классов первой квалификационной категории

Соломохина Елена Александровна

Набережные Челны

2018 год

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» составлена в соответствии с требованиями

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных

способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» с использованием методического пособия О.

Холодовой

«Юным

умникам

и

умницам».

Москва:

РОСТ

книга,

2007

г.

с.

191

210.

Целью данного курса является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов

памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.

Основные задачи курса:

1.

Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.

2.

Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.

3.

Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.

4.

Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».

5.

Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.

6.

Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать

мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.

Место учебного курса «Развитие познавательных способностей»

На реализацию программы курса «Развитие познавательных способностей» в 3 классе предусмотрено 68 часов (2 часа в неделю).

Общая характеристика курса «Развитие познавательных способностей»

Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно

гуманизирует начальное образование.

Такой систематический курс как «Умники и умницы» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление

ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы

мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. Усвоение этого способа

происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении учебной задачи ученики первоначально

овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление курса связано

с тем, что:

в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;

анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков

мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;

конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет

все знания и личный опыт ученика.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования

ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению

новых знаний, умений, навыков, способностей.

Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных

результатов освоения учебного курса;

в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;

достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей 3 класса.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и

правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Особенности организации учебного процесса.

Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания,

самоконтроля и самооценки. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих

игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы,

кроссворды, что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения

самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное

качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия

для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но

учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки,

потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для

таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание

научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно

чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников

с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности,

строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами.

В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших

школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом

возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.

Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и

воспитывающий.

Познавательный аспект.

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение

контролировать и оценивать свою работу).

Развивающий аспект.

Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.

Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать,

синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект.

Воспитание системы нравственных межличностных отношений

Основные принципы распределения материала

1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

4) принцип увеличение объема материала;

5) принцип наращивание темпа выполнения заданий;

6) смена разных видов деятельности.

Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в

непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-

то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

задания на развитие внимания;

задания на развитие памяти;

задания на совершенствование воображения;

задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема

внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться,

вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся

пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и

прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового

запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и

времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо

изображения;

выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию

дважды);

выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение

того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания,

которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без

предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать

различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Основные содержательные линии

Основными аспектами выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение

ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения.

Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию

восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию

точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять

внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать

описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать

предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза,

сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения

логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация

словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные

определения понятиям.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

Для оценки эффективности занятий по РПС можно использовать следующие показатели:

- степень помощи, которую оказывает взрослый учащимся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность

учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

- поведение учащихся на занятиях: живость, активность заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

- результаты выполнения тестовых заданий и заданий для конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется справляются ли ученики с

этими заданиями самостоятельно

- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также

наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение

мыслительной деятельности).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами является формирование УДД:

Регулятивные УДД:

формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

соблюдать нормы этики и этикета;

овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные

связи.

Коммуникативные УДД:

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

учиться аргументировать, доказывать;

учиться вести дискуссию.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

выделять свойства предметов;

обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;

сопоставлять части и целое для предметов и действий;

описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

приводить примеры истинных и ложных высказываний;

приводить примеры отрицаний;

проводить аналогию между разными предметами;

выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;

рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.

Система оценки достижения планируемых результатов

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

Итоговый контроль в формах:

тестирование;

практические работы;

творческие работы;

самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

1.

степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

2.

поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

3.

результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с

ними самостоятельно;

4.

косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку,

окружающему миру.

Критерии оценки результатов тестов.

80 – 100% - высокий уровень освоения программы;

60-80% - уровень выше среднего;

50-60% - средний уровень;

30-50% - уровень ниже среднего;

меньше 30% - низкий уровень.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество

часов

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения,

памяти и мышления. Диагностика

2

2

Развитие концентрации внимания.

8

3

Тренировка внимания.

8

4

Тренировка слуховой памяти.

7

5

Тренировка зрительной памяти.

6

6

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных

операций.

22

7

Развитие быстроты реакции

4

8

Совершенствование воображения.

5

9

Конкурсы

6

Итого

68

Содержание курса

Задания повышенной сложности

Курс РПС в 3 классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления, заложенные в первых двух классах, имеет и свои особенности.

Одна из таких особенностей - смещение акцента на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления

учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес

заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их

представления.

Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников на занятиях по РПС в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы

на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной

активности детей.

Нестандартные задачи

Умение ориентироваться в тексте задачи - важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в

школьных учебниках, недостаточно. Очень важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, тематика которых не является сама по себе

объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений.

Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится

коллективное обсуждение решения задачи.

Тренировка внимания

Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема

произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно

сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые

задачи.

Тренировка слуховой памяти

Также в третьем классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у

ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд

интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности.

Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.

Тренировка зрительной памяти

Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.

У детей, в процессе выполнения заданий, увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие

и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Поиск закономерностей

Задания из области математики будут перемежаться с заданиями из области русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее.

Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из

затруднительных ситуаций.

Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ребёнок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает

типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Ведь решение логически-поисковых задач опирается на

поисковую активность и сообразительность ребёнка.

Задания по перекладыванию спичек. Ребусы

В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание

изографов, на разгадывание ребусов.

Материально-техническое обеспечение программы

1. Холодова О. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет)». Методическое пособие, 2013 г. Москва:

РОСТ книга, 2014 г.

2. Холодова О. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет)», Москва: РОСТ книга, 2014 г.

3. Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова,

И.Ю. Цибаева. – Курган, 2009 г.

4. Григорьев Д.В. «Внеурочная деятельность школьников» – М.: Просвещение, 2010г.

5. Демидова М. Ю [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» М.:

Просвещение, 2010г.

6. Асмолов А.Г. [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» М.: Просвещение,

2010 г.

Тематическое планирование курса «Умники и умницы»

(2 часа в неделю – 68 часов)

п/п

Тема урока

Виды

деятельности/

Элементы содержания

Планируемые результаты

Дата

по

плану

Дата

по

факту

предметные

метапредметные

личностные

1

Выявление уровня развития

внимания, восприятия,

воображения, памяти и

мышления. Диагностика

Различать главное и

существенное на основе

развивающих заданий и

упражнений, сравнивать

предметы

Уметь различать

главное и

существенное на

основе развивающих

заданий и упражнений,

сравнивать предметы

Потребность в

общении

со взрослыми и

сверстниками.

Осмысление

основных

критериев

оценивания

своей

деятельности

2

Волшебные нити. Развитие

концентрации внимания.

Решение логических задач.

Целенаправленно

сосредотачиваться, вести

поиск нужного пути,

находить самый короткий

путь

Уметь

демонстрировать

способность

распределять

внимание

Волевая

саморегуляция как

способность к

волевому усилию.

Формирование

учебных

мотивов.

3

Развитие концентрации

внимания. Логические

задачи на развитие

аналитических способностей.

Проводить анализ и синтез

предложенных задач,

выбирать удобный способ

решения

Уметь

демонстрировать

способность

распределять

внимание

Стимулировать

учащихся к

выражению

собственного мнения

Объективная

оценка

результатов

деятельности

4

Не верь глазам своим.

Тренировка внимания.

Логически-поисковые

задания

Проводить аналогию между

разными предметами;

выполнять логические

упражнения на нахождение

закономерностей

Уметь выделять

закономерности,

проводить аналогии

между предметами

Умение с помощью

вопросов получать

необходимые

сведения от партнера

по деятельности

Формирование

ответственности

за свою

деятельность

5

Тренировка внимания.

Логически-поисковые

задания

Целенаправленно

сосредотачиваться, вести

поиск нужного пути,

находить самый короткий

путь

Уметь

концентрировать

внимание, выделять

закономерности,

завершать схемы.

Умение с помощью

вопросов получать

необходимые

сведения от партнера

по деятельности

Интерес к

способу решения

и общему

способу действия

6

Палиндромы. Тренировка

слуховой памяти.

Описывать то, что было

обнаружено с помощью

органов чувств.

Знать понятие

палиндром. Уметь

узнавать предметы по

Взаимоконтроль и

взаимопомощь по

ходу выполнения

Стремление к

самоизменению –

приобретению

их признакам.

задания.

новых знаний

7

Тренировка слуховой

памяти. Учись решать,

стараясь рассуждать

Описывать то, что было

обнаружено с помощью

органов чувств.

Уметь узнавать

предметы по их

признакам, объяснять

закономерности.

Построение

логической цепочки

рассуждений.

Доказательство.

Интерес к

общему способу

действия.

8

Сравнение предметов

по признакам. Тренировка

зрительной памяти.

Находить и выделять общие

и отличительные признаки

разных предметов.

Уметь сравнивать

предметы, выделяя

общие и

отличительные

признаки

Анализ объектов с

целью выделения

общих признаков.

Объективная

оценка

результатов

деятельности

9

Царство дядюшки Закона.

Поиск закономерностей

Анализировать ситуацию,

устанавливать причинно -

следственные связи.

Уметь анализировать

ситуацию,

устанавливая

причинно –

следственные связи.

Выбор оснований и

критериев для

классификации

объектов.

Формирование

учебных

мотивов.

10

Поиск закономерностей.

Учись решать, стараясь

рассуждать

Определять главное и

существенное на основе

развивающих заданий и

упражнений, путем

логических задач

Уметь выполнять

простые виды анализа

и синтеза,

устанавливать связи

между понятиями

Творчески

использовать

приобретенные

знания и

умения в своей

деятельности.

Соблюдение

правил

поведения при

сотрудничестве

11

Изографы.

Совершенствование

воображения.

Дорисовывание несложных

композиций из

геометрических линий до

какого-либо целого

изображения. Составлять и

преобразовывать фигуры.

Уметь составлять и

преобразовывать

фигуры, дорисовывать

несложные

композиции

Осознанное

построение речевого

высказывания в

устной форме

Развитие

доверия,

готовности к

сотрудничеству и

дружбе.

12

Логически–поисковые

задачи. Задания по

перекладыванию спичек.

Выделять свойства

предметов; обобщать по

некоторому признаку,

находить закономерности

Уметь выделять

свойства предметов,

проводить обобщение

Создание условий для

проявления

способностей

учащихся

Эмоционально-

положительное

восприятие

учения

13

Игра «Шифровальщик».

Развитие быстроты реакции.

Различать главное и

существенное на основе

развивающих заданий и

упражнений, сравнивать

Уметь излагать свои

мысли ясно и

последовательно.

Коррекция – внесение

необходимых

дополнений

реального действия и

Формирование

ответственности

за свою

деятельность

предметы.

его продукта

14

Развитие логического

мышления.

Совершенствование

мыслительных операций.

Выделять свойства

предметов; обобщать по

некоторому признаку,

находить закономерности

Уметь выделять

свойства предметов,

проводить обобщение,

находить

закономерности

Выбор оснований и

критериев для

классификации

объектов.

Интерес к

способу решения

и общему

способу

действия.

15

Волшебные нити. Развитие

концентрации внимания.

Демонстрировать

способность переключать и

распределять внимание,

вести поиск нужного пути

Уметь

демонстрировать

способность

переключать,

распределять

внимание

Волевая

саморегуляция как

способность к

волевому усилию.

Рефлексия как

адекватное

осознанное

представление о

качествах

ученика.

16

Поиск закономерностей.

Учись решать, стараясь

рассуждать

Определять главное и

существенное на основе

развивающих заданий и

упражнений, путем

логических задач

Уметь выполнять

простые виды анализа

и синтеза,

устанавливать связи

между понятиями

Адекватно

воспринимать оценку

взрослого и

сверстников

Эмоционально-

положительное

восприятие

учения

17

Следопыты. Тренировка

внимания.

Различать предметы по

цвету, форме, размеру.

Составлять и

преобразовывать фигуры.

Уметь переключать,

распределять

внимание.

Взаимоконтроль и

взаимопомощь по

ходу выполнения

задания

Стремление к

самоизменению –

приобретению

новых знаний и

умений

18

Тренируем внимание.

Синонимы

Узнавать предметы по их

признакам и давать их

описание. Объяснять

значение слов и выражений.

Уметь описывать

предметы,

ориентироваться в

пространстве листа

Осознанное

построение речевого

высказывания в

устной форме.

Развитие

доверия,

доброжелательно

сти к людям

19

«Кодированное слово».

Развиваем слуховую память.

Логически-поисковые

задания

Формирование умений

работать с

алгоритмическими

предписаниями. Выделять

черты сходства и различия

Уметь выделять черты

сходства и различия,

составлять алгоритм и

работать по нему

Анализ объектов с

целью выделения

признаков сходства и

отличия

Широкая

мотивационная

основа учебной

деятельности

20

«Шифровальщик». Развитие

зрительной памяти,

логически-поисковые

задания

Осмысление и сохранение в

памяти различных учебных

терминов и определений.

Уметь сохранять в

памяти различные

учебные задания

Осуществлять

организацию и

планирование

собственной

деятельности

Осознание

социально

значимой и

социально

оцениваемой

деятельности

21

Тренировка зрительной

памяти. Развитие мышления.

Осмысливать и сохранять в

памяти различные учебные

термины и определения.

Описывать признаки

геометрических фигур.

Уметь сохранять в

памяти различные

учебные задания и

описывать признаки

фигур

Осуществлять

организацию и

планирование

собственной

деятельности

Интерес к

способу решения

и общему

способу

действия.

22

23

Царство дядюшки Закона.

Поиск закономерностей

Определять главное и

существенное на основе

развивающих заданий, путем

решения логических задач и

дидактических игр.

Уметь выполнять

простые виды анализа

и синтеза,

устанавливать связи

между понятиями

Высказывать свою

точку зрения и

пытаться её

обосновать, приводя

аргументы

Развитие

доверия,

готовности к

сотрудничеству и

дружбе.

24

Изографы.

Совершенствование

воображения. Задания по

перекладыванию спичек

Узнавать предметы по их

признакам.

Складывать и перекладывать

спички с целью

составления заданных фигур

Уметь узнавать

предметы по их

признакам, составлять

из спичек заданные

фигуры

Принимать учебную

задачу; понимать

смысл предлагаемой

информации

Формирование

доброжелатель-

ного отношения

к товарищам

25

Что сначала, что потом?

Развитие быстроты реакции

Различать предметы по

цвету, форме, размеру.

Составлять и

преобразовывать фигуры.

Уметь переключать,

распределять

внимание.

Волевая

саморегуляция как

способность к

волевому усилию.

Осознание своих

возможностей в

учении

26

Не верь глазам своим.

Развиваем внимание.

Целенаправленно

сосредотачиваться, вести

поиск нужного пути,

находить самый короткий

путь

Уметь

демонстрировать

способность

переключать,

распределять

внимание

Планировать

последовательность

практических

действий для

реализации замысла

Осмысление

основных

критериев

оценивания

своей

деятельности

27

Развитие внимания.

Логически-поисковые

задания

Различать предметы по

цвету, форме, размеру.

Составлять и

преобразовывать фигуры.

Уметь переключать,

распределять

внимание.

Осуществлять

организацию и

планирование

собственной

деятельности

Интерес к

способу решения

и общему

способу

действия.

28

Зоркий глаз. Тренируем

внимание

Формирование умений

работать с

алгоритмическими

предписаниями

Уметь составлять и

работать по алгоритму

Выбор оснований и

критериев для

сравнения.

Формирование

познавательных

мотивов –

интерес к

новому.

29

Тренируем внимание. Учись

решать, стараясь рассуждать

Формирование умений

работать с

алгоритмическими

предписаниями

Уметь составлять

пошаговый алгоритм и

работать по нему

Контролирование

своей деятельности

по ходу или

результатам

выполнения задания

Контроль

процесса и

результатов

деятельности

30

«Зашифрованные имена».

Развиваем слуховую память

Развивать и

совершенствовать слуховую

память. Описывать то, что

было обнаружено с помощью

органов чувств

Уметь узнавать и

описывать предметы

по их признакам.

Использовать

приобретенные

знания и

умения в своей

деятельности.

Соблюдение

правил

поведения при

сотрудничестве

31

Мозговой штурм. Тренируем

зрительную память.

Находить и выделять

признаки разных предметов.

Определять на глаз размеры

предмета.

Уметь определять

главное и

существенное на

основе развивающих

заданий

Коррекция – внесение

необходимых

дополнений

реального действия и

его продукта

Формирование

адекватной

оценки своих

достижений.

32

Фразеологизмы. Логически –

поисковые задания

Анализировать ситуацию,

устанавливать причинно-

следственные связи.

Уметь сравнивать

различные объекты,

анализировать

ситуацию

Построение

логической цепи

рассуждений.

Доказательство.

Интерес к

способу решения

и способу

действия.

33

Царство дядюшки Закона.

Поиск закономерностей

Выполнять простые виды

анализа и синтеза,

классифицировать и

обобщать понятия,

устанавливать связи

Уметь анализировать

ситуацию,

классифицировать и

обобщать понятия

Определять наиболее

целесообразные

способы выполнения

работы.

Производить

контроль и

оценку

результатов

работы.

34

Конкурс эрудитов

Сравнивать различные

объекты, выполнять простые

виды анализа и синтеза,

устанавливать связи между

понятиями

Уметь анализировать

ситуацию,

устанавливая

причинно –

следственные связи.

Выбор наиболее

эффективных

способов решения

задач.

Производить

контроль и

оценку

результатов

работы

35

Волшебные нити.

Совершенствование

воображения, логически-

поисковые задания

Узнавать предметы по их

признакам. Составлять и

преобразовывать фигуры.

Уметь узнавать

предметы по их

признакам; составлять

и преобразовывать

фигуры

Установление

причинно-

следственных связей.

Построение

логической цепи

рассуждений.

Рефлексия как

адекватное

осознанное

представление о

качествах

хорошего

ученика.

36

Эстафета. Развитие

быстроты реакции

Узнавать предметы по их

признакам, составлять

логические цепочки в

соответствии с их

признаками

Уметь

ориентироваться в

пространстве листа,

быстро строить

логические цепочки

Взаимоконтроль и

взаимопомощь по

ходу выполнения

задания.

Стремление к

самоизменению –

приобретению

новых знаний и

умений.

37

Поиск закономерностей.

Учись решать, стараясь

рассуждать

Определять главное и

существенное на основе

развивающих заданий и

упражнений, путем

логических задач

Уметь выполнять

простые виды анализа

и синтеза,

устанавливать связи

между понятиями

Волевая

саморегуляция как

способность к

волевому усилию

Осознание своих

возможностей в

учении на основе

сравнения «Я» и

«хороший

ученик».

38

Волшебные нити. Развиваем

внимание

Узнавать предметы по их

признакам. Составлять и

преобразовывать фигуры.

Уметь узнавать

предметы по их

признакам

Планировать работу,

обсуждать её с

товарищем.

Формирование

основ самоорга-

низации учебной

деятельности

39

Не верь глазам своим.

Развиваем внимание

Целенаправленно

сосредотачиваться, вести

поиск нужного пути,

находить самый короткий

путь

Уметь

концентрировать

внимание, выделять

закономерности,

завершать схемы.

Анализировать

образцы,

обсуждать их и

сравнивать.

Формирование

познавательных

потребностей и

учебных мотивов

40

Зоркий глаз. Тренируем

внимание

Формирование умений

работать с

алгоритмическими

предписаниями

Уметь составлять

пошаговый алгоритм и

работать по нему,

объяснять каждый этап

работы

Выбор оснований и

критериев для

сравнения.

Формирование

познавательных

мотивов –

интерес к

новому.

41

Развитие аналитических

способностей.

Совершенствование

мыслительных операций.

Давать несложные

определения понятиям.

Объяснять закономерности.

Выделять черты сходства и

различия

Уметь анализировать

ситуацию, объяснять

закономерности.

Умение

договариваться,

находить общее

решение.

Интерес к

способу решения

и общему

способу действия

42

Развиваем слуховую память

Развитие мышления.

Развивать и

совершенствовать слуховую

память. Описывать то, что

было обнаружено с помощью

органов чувств

Уметь узнавать

предметы по их

признакам, описывать

предметы.

Проговаривать

последовательность

действий. Учиться

работать по

предложенному

Учиться

вырабатывать

критерии оценки

и определять

степень

учителем плану.

успешности

43

Фразеологизмы. Логически –

поисковые задания

Анализировать ситуацию,

устанавливать причинно-

следственные связи.

Объяснять значение слов и

выражений.

Уметь сравнивать

различные объекты,

анализировать

ситуацию, объяснять

слова и выражения

Оценка - осознание

качества и уровня

усвоения.

Умение

договариваться,

находить общее

решение

Развитие

доверия,

доброжелательно

сти к людям,

готовности к

сотрудничеству и

дружбе.

44

Волшебное зеркало.

Тренируем зрительную

память

Находить и выделять

признаки разных предметов.

Определять на глаз размеры

предмета.

Уметь находить и

выделять главные

признаки предмета, на

основе развивающих

заданий

Коррекция – внесение

необходимых

дополнений

реального действия

Формирование

познавательных

мотивов –

интерес к

новому.

45

Логически – поисковые

задачи. Учись решать,

стараясь рассуждать

Определять главное и

существенное на основе

развивающих заданий и

упражнений, путем

логических задач

Уметь выполнять

простые виды анализа

и синтеза,

устанавливать связи

между понятиями

Определять наиболее

целесообразные

способы выполнения

работы.

Производить

контроль и

оценку

результатов

работы.

46

47

Царство дядюшки Закона.

Поиск закономерностей

Выполнять простые виды

анализа и синтеза,

классифицировать и

обобщать понятия

Уметь анализировать

ситуацию,

классифицировать и

обобщать понятия

Культура поведения в

учебном диалоге и

умение слушать

собеседника

Проектировать

собственный

творческий

замысел

48

Конкурс эрудитов №2

Анализировать ситуацию,

устанавливать причинно -

следственные связи,

находить верное решение.

Уметь анализировать

ситуацию,

устанавливая

причинно –

следственные связи.

Волевая

саморегуляция как

способность к

волевому усилию.

Формирование

учебных

мотивов.

49

Изографы.

Совершенствование

воображения. Задания со

спичками

Составлять и

преобразовывать фигуры.

Складывать и перекладывать

спички с целью

составления заданных фигур

Уметь узнавать

предметы по их

признакам, составлять

фигуры из спичек,

путем перекладывания

Оценка - осознание

качества и уровня

усвоения

Формирование

познавательных

мотивов –

интерес к новому

50

Страна советов. Развитие

быстроты реакции

Узнавать предметы по их

признакам, составлять

логические цепочки в

соответствии с их

Уметь

ориентироваться в

пространстве листа,

быстро строить

Осознанное

построение речевого

высказывания в

устной форме

Адекватная

мотивация

учебной

деятельности

признаками

логические цепочки

51

Логически – поисковые

задачи. Учись решать,

стараясь рассуждать

Определять главное и

существенное на основе

развивающих заданий и

упражнений, путем

логических задач

Уметь выполнять

простые виды анализа

и синтеза,

устанавливать связи

между понятиями

Строить работу в

соответствии с

инструкцией.

Осмысление

основных

критериев

оценивания

деятельности

52

Кто самый глазастый?

Развиваем внимание

Целенаправленно

сосредотачиваться, вести

поиск нужного пути,

находить самый короткий

путь

Уметь

концентрировать

внимание, выделять

закономерности,

завершать схемы.

Высказывать свою

точку зрения и

пытаться её

обосновать, приводя

аргументы

.

Развитие

доверия,

готовности к

сотрудничеству и

дружбе.

53

Логически – поисковые

задачи. Учись решать,

стараясь рассуждать

Определять главное и

существенное на основе

развивающих заданий и

упражнений, путем

логических задач

Уметь выполнять

простые виды анализа

и синтеза,

устанавливать связи

между понятиями

Взаимоконтроль и

взаимопомощь по

ходу выполнения

задания.

Способность

адекватно судить

о причинах

своего

успеха/неуспеха

в учении.

54

Карусель. Тренируем

внимание

Излагать свои мысли ясно,

четко и последовательно.

Находить и выделять

признаки разных предметов.

Уметь ясно и

последовательно

излагать свои мысли

Составлять план и

последовательность

действий.

Адекватная

мотивация

учебной

деятельности

55

Конкурс эрудитов №3

Узнавать предметы по их

признакам, составлять

логические цепочки в

соответствии с их

признаками

Уметь

ориентироваться в

пространстве листа,

составлять логические

цепочки

Выбор наиболее

эффективных

способов решения

задач

Стремление к

самоизменению –

приобретению

новых знаний и

умений.

56

Развитие логического

мышления.

Совершенствование

мыслительных операций.

Сравнивать различные

объекты, выполнять простые

виды анализа и синтеза,

устанавливать связи между

понятиями

Уметь анализировать

ситуацию,

устанавливая

причинно –

следственные связи.

Умение с помощью

вопросов получать

необходимые

сведения от партнера

по деятельности.

Стремление к

самоизменению –

приобретению

новых знаний и

умений

57

58

«Мы сами с ушами».

Развиваем слуховую память.

Развивать и

совершенствовать слуховую

память. Описывать то, что

было обнаружено с помощью

органов чувств

Уметь узнавать и

описывать предметы

по их признакам.

Концентрация воли

для преодоления

интеллектуальных

трудностей

Способность

адекватно судить

о причинах

своего

успеха/неуспеха

в учении.

59

Волшебное зеркало.

Тренируем зрительную

память

Находить и выделять

признаки разных предметов.

Определять на глаз размеры

предмета.

Уметь определять

главное и

существенное на

основе развивающих

заданий

Коррекция – внесение

необходимых

дополнений

реального действия и

его продукта

Интерес к

способу решения

и общему

способу действия

60

Развитие логического

мышления.

Совершенствование

мыслительных операций.

Выполнять простые виды

анализа и синтеза,

классифицировать и

обобщать понятия,

устанавливать связи

Уметь анализировать

ситуацию,

классифицировать и

обобщать понятия

Осознанное

построение речевого

высказывания в

устной форме

Проявлять

познавательную

инициативу в

оказании помощи

одноклассникам

61

Конкурс эрудитов №4

Узнавать предметы по их

признакам. Преобразовывать

фигуры, составлять

логические цепочки в

соответствии с их

признаками.

Уметь строить

логические цепочки,

преобразовывать

фигуры.

Проявлять

познавательную

инициативу в

учебном

сотрудничестве;

ставить новые

учебные задачи

Адекватно

судить о

причинах своего

успеха или

неуспеха в

учении

62

63

Царство дядюшки Закона.

Поиск закономерностей

Анализировать ситуацию,

классифицировать и

обобщать понятия,

устанавливать причинно -

следственные связи.

Уметь анализировать

ситуацию,

устанавливая

причинно –

следственные связи.

Создание условий для

проявления

способностей

учащихся

Проектировать

собственный

творческий

замысел

64

Изографы.

Совершенствование

воображения.

Дорисовывание несложных

композиций из

геометрических линий до

какого-либо целого

изображения. Составление и

преобразование фигур.

Уметь составлять и

преобразовывать

фигуры, дорисовывать

композиции из

геометрических линий

Высказывать свою

точку зрения и

пытаться её

обосновать, приводя

аргументы.

Развитие

доверия,

готовности к

сотрудничеству и

дружбе.

65

Задания по перекладыванию

спичек. Логические и

поисковые задания

Складывать и перекладывать

спички с целью

составления заданных фигур

Уметь составлять

фигуры из спичек,

путем перекладывания

Оценка - осознание

качества и уровня

усвоения

Формирование

познавательных

мотивов

66

Развитие памяти, внимания,

мышления, логики.

Давать несложные

определения понятиям.

Объяснять закономерности.

Выделять черты сходства и

Уметь давать

несложные

определения понятиям,

объяснять

Умение

договариваться,

находить общее

решение.

Формирование

основ

самоорганизации

учебной

различия

закономерности

деятельности

67

Конкурс эрудитов № 5

Сравнивать различные

объекты, выполнять простые

виды анализа и синтеза,

устанавливать связи между

понятиями

Уметь анализировать

ситуацию,

устанавливая

причинно –

следственные связи.

Выбор наиболее

эффективных

способов решения

задач.

Производить

контроль и

оценку

результатов

работы

68

Итоговая игра «Умники и

умницы»

Сравнивать объекты.

Объяснять закономерности.

Находить и выделять

признаки разных предметов.

Узнавать предметы по их

признакам.

Уметь сравнивать и

анализировать

объекты, выделять

признаки сходства и

отличия предметов,

устанавливать

причинно-

следственные связи.

Осознанное

построение речевого

высказывания в

устной форме

Формирование

познавательных

мотивов –

интерес к

новому.



В раздел образования