Автор: Исхакова Эльмира Олеговна
Должность: Тренер по кёрлингу
Учебное заведение: МБУ СШ "СТРЕЛА" г. Казани
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие координационных способностей у спортсменов керлингистов"
Раздел: дополнительное образование
Развитие координационных способностей у спортсменов керлингистов.
Основным средством воспитания координационных способностей являются
физические упражнения повышенной координационной сложности и
содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно
увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических
параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок
расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или
увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя
двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов;
выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время. Наиболее
широкую и доступную группу средств для воспитания координационных
способностей составляют общеподготовительные гимнастические
упражнения динамического характера, одновременно охватывающие
основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами
(мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.),
относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных
условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны:
элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в
равновесии. Большое влияние на развитие координационных способностей
оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега,
различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков),
метаний, лазанья. Для воспитания способности быстро и целесообразно
перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся
обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и
спортивные игры, кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной
местности, горнолыжный спорт. Специальные упражнения для
совершенствования координации движений разрабатываются с учетом
специфики избранного вида спорта, 29 профессии. Это координационно
сходные упражнения с техникотактическими действиями в данном виде
спорта или трудовыми действиями. О. Андрианова в качестве специальных
тренировочных средств, применяемых для развития координационных
способностей у керлингистов, рекомендует использовать следующие
упражнения: – произвольное скольжение по льду в керлинговой обуви, игра в
салки; – скольжение по кругу на скользящей подошве; – отталкивание из
колодки и медленное опускание в положение слайдинга; – отталкивание из
колодки без камня с максимальным усилием; – отталкивание из колодки (для
правильной фиксации туловища) с различным положением рук в замок
вперед , за спиной, над головой; – скольжение в положении слайдинга за
партнером, удерживаясь за щетку находящуюся у него в руках; –
перемещение со щеткой за движущимся камнем, щетка должна быть впереди
ходу движения, игрок должен видеть движущийся камень, скипа команды и
«дом»; – свипинг (натирание льда щёткой) – отрезки площадки различной
длины и с разной интенсивностью (по заданию); – свипинг в парах и в
тройках. В качестве тренировочных средств, применяемых для развития
тонкой дифференциации мышечных усилий, точности восприятия временных
интервалов и точности выкатывания по заданной линии (направлению),
целесообразно использовать следующие упражнения: – отталкивание и
слайдинг до остановки в заданном месте без камня и щетки: площадка
делится на несколько частей, спортсмены должны доезжать до колодок на
противоположной стороне игровой площадки. Задания чередуются таким
образом, что сначала идет более дальнее отталкивание, а затем близкое; 30 –
те же упражнения с выкатыванием по направлениям на щетку тренера (щетка
является линией прицеливания), которую ставят на разном удалении.
Спортсмены реже ошибаются на «короткую» (стоящую ближе к колодке для
отталкивания) щетку, поэтому в начале тренировки нужно давать
упражнения на «короткую» щетку; – те же самые задания выполняются с
закрытыми глазами; – отталкивание по заданию до остановки с камнем, с
камнем и щеткой; – «накатывание» временных отрезков, наиболее часто
используемых в игре (2,7 с, 2,9 с, 3,2 с, 3,5 с, 3,8 с, 4,1 с) – не обязательно
катать все отрезки на каждой тренировке, но обязательно выполнять сначала
более быстрый бросок, затем более медленный, например, в такой
последовательности: 2,7 с и 3,5 с; 2,9 с и 3,8 с; 3,2 с и 4,1 с эти отрезки
даются в различных вариантах: без камня, с камнем, с камнем и щеткой.
Количество повторений зависит от периода подготовки). Контроль за
точностью выполнения отрезков осуществляется по секундомеру одним из
игроков команды. В соревновательном периоде эти времена включаются в
игровые упражнения и выполняются со свипингом. Эти же отрезки по
линиям на щетку тренера выполняются с различным вращением (релизом)
камня, по часовой и против часовой стрелки; – группа делится на две
команды, у команд камни с ручками различных цветов. Оговаривается
максимальное число свиперов. Задание командам: поставить большее
количество своих камней в дом, с условием не пользоваться секундомером.
Игроки команд выпускают свои камни поочередно, камни противника также
нельзя засекать при помощи секундомера. Победитель – команда, имеющая
большее количество камней в доме после того, как выпущены все камни
обеими командами. В этом упражнении производится визуальная оценка
скорости движения камня и принимается коллегиальное решение по
необходимости выполнять свипинг в сжатом отрезке времени. Третье
условие – использование методов, направленных на развитие
координационных способностей спортсменов керлингистов. Для развития
координационных способностей в физическом воспитании и спорте
используются следующие методы: 1) стандартноповторного упражнения; 2)
вариативного упражнения; 3) игровой; 4) соревновательный. При
разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют
стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно
только после большого количества повторений их в относительно
стандартных условиях. Метод вариативного упражнения с его многими
разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два
подметода – со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий
и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности
методических приемов: – строго заданное варьирование отдельных
характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение
силовых параметров, например прыжки в длину или вверх с места в полную
силу, в полсилы; изменение скорости по предварительному заданию и
внезапному сигналу темпа движений и пр.); – изменение исходных и
конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение
упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе;
варьирование конечных положений – бросок мяча вверх из исходного
положения стоя – ловля сидя и наоборот); – изменение способов выполнения
действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения,
прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению
прыжка и т.п.); – «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и
маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных
снарядов «неведущей» рукой и т.п.); – выполнение освоенных двигательных
действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например,
упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков); – выполнение
упражнений с исключением зрительного контроля – в специальных очках
или с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, с булавами,
ведение мяча и броски в кольцо). Методические приемы не строго
регламентированного варьирования связаны с использованием необычных
условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной
местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий,
отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических
действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия
партнеров. Эффективным методом воспитания координационных
способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без
них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное
время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными
действиями и т.п. Игровой метод без дополнительных заданий
характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся
должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ
сложившейся ситуации. Таким образом, организационно-педагогические
условия развития координационных способностей у спортсменов
керлингистов включают учет возрастных особенностей спортсменов
старшего школьного возраста; использование общих и специальных средств
развития координационных способностей спортсменов керлингистов;
использование методов, направленных на развитие координационных
способностей спортсменов керлингистов.