Напоминание

"Развитие координационных способностей у спортсменов керлингистов"


Автор: Исхакова Эльмира Олеговна
Должность: Тренер по кёрлингу
Учебное заведение: МБУ СШ "СТРЕЛА" г. Казани
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие координационных способностей у спортсменов керлингистов"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие координационных способностей у спортсменов керлингистов.

Основным средством воспитания координационных способностей являются

физические упражнения повышенной координационной сложности и

содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно

увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических

параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок

расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или

увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя

двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов;

выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время. Наиболее

широкую и доступную группу средств для воспитания координационных

способностей составляют общеподготовительные гимнастические

упражнения динамического характера, одновременно охватывающие

основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами

(мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.),

относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных

условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны:

элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в

равновесии. Большое влияние на развитие координационных способностей

оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега,

различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков),

метаний, лазанья. Для воспитания способности быстро и целесообразно

перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся

обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и

спортивные игры, кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной

местности, горнолыжный спорт. Специальные упражнения для

совершенствования координации движений разрабатываются с учетом

специфики избранного вида спорта, 29 профессии. Это координационно

сходные упражнения с техникотактическими действиями в данном виде

спорта или трудовыми действиями. О. Андрианова в качестве специальных

тренировочных средств, применяемых для развития координационных

способностей у керлингистов, рекомендует использовать следующие

упражнения: – произвольное скольжение по льду в керлинговой обуви, игра в

салки; – скольжение по кругу на скользящей подошве; – отталкивание из

колодки и медленное опускание в положение слайдинга; – отталкивание из

колодки без камня с максимальным усилием; – отталкивание из колодки (для

правильной фиксации туловища) с различным положением рук в замок

вперед , за спиной, над головой; – скольжение в положении слайдинга за

партнером, удерживаясь за щетку находящуюся у него в руках; –

перемещение со щеткой за движущимся камнем, щетка должна быть впереди

ходу движения, игрок должен видеть движущийся камень, скипа команды и

«дом»; – свипинг (натирание льда щёткой) – отрезки площадки различной

длины и с разной интенсивностью (по заданию); – свипинг в парах и в

тройках. В качестве тренировочных средств, применяемых для развития

тонкой дифференциации мышечных усилий, точности восприятия временных

интервалов и точности выкатывания по заданной линии (направлению),

целесообразно использовать следующие упражнения: – отталкивание и

слайдинг до остановки в заданном месте без камня и щетки: площадка

делится на несколько частей, спортсмены должны доезжать до колодок на

противоположной стороне игровой площадки. Задания чередуются таким

образом, что сначала идет более дальнее отталкивание, а затем близкое; 30 –

те же упражнения с выкатыванием по направлениям на щетку тренера (щетка

является линией прицеливания), которую ставят на разном удалении.

Спортсмены реже ошибаются на «короткую» (стоящую ближе к колодке для

отталкивания) щетку, поэтому в начале тренировки нужно давать

упражнения на «короткую» щетку; – те же самые задания выполняются с

закрытыми глазами; – отталкивание по заданию до остановки с камнем, с

камнем и щеткой; – «накатывание» временных отрезков, наиболее часто

используемых в игре (2,7 с, 2,9 с, 3,2 с, 3,5 с, 3,8 с, 4,1 с) – не обязательно

катать все отрезки на каждой тренировке, но обязательно выполнять сначала

более быстрый бросок, затем более медленный, например, в такой

последовательности: 2,7 с и 3,5 с; 2,9 с и 3,8 с; 3,2 с и 4,1 с эти отрезки

даются в различных вариантах: без камня, с камнем, с камнем и щеткой.

Количество повторений зависит от периода подготовки). Контроль за

точностью выполнения отрезков осуществляется по секундомеру одним из

игроков команды. В соревновательном периоде эти времена включаются в

игровые упражнения и выполняются со свипингом. Эти же отрезки по

линиям на щетку тренера выполняются с различным вращением (релизом)

камня, по часовой и против часовой стрелки; – группа делится на две

команды, у команд камни с ручками различных цветов. Оговаривается

максимальное число свиперов. Задание командам: поставить большее

количество своих камней в дом, с условием не пользоваться секундомером.

Игроки команд выпускают свои камни поочередно, камни противника также

нельзя засекать при помощи секундомера. Победитель – команда, имеющая

большее количество камней в доме после того, как выпущены все камни

обеими командами. В этом упражнении производится визуальная оценка

скорости движения камня и принимается коллегиальное решение по

необходимости выполнять свипинг в сжатом отрезке времени. Третье

условие – использование методов, направленных на развитие

координационных способностей спортсменов керлингистов. Для развития

координационных способностей в физическом воспитании и спорте

используются следующие методы: 1) стандартноповторного упражнения; 2)

вариативного упражнения; 3) игровой; 4) соревновательный. При

разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют

стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно

только после большого количества повторений их в относительно

стандартных условиях. Метод вариативного упражнения с его многими

разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два

подметода – со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий

и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности

методических приемов: – строго заданное варьирование отдельных

характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение

силовых параметров, например прыжки в длину или вверх с места в полную

силу, в полсилы; изменение скорости по предварительному заданию и

внезапному сигналу темпа движений и пр.); – изменение исходных и

конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение

упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе;

варьирование конечных положений – бросок мяча вверх из исходного

положения стоя – ловля сидя и наоборот); – изменение способов выполнения

действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения,

прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению

прыжка и т.п.); – «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и

маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных

снарядов «неведущей» рукой и т.п.); – выполнение освоенных двигательных

действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например,

упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков); – выполнение

упражнений с исключением зрительного контроля – в специальных очках

или с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, с булавами,

ведение мяча и броски в кольцо). Методические приемы не строго

регламентированного варьирования связаны с использованием необычных

условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной

местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий,

отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических

действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия

партнеров. Эффективным методом воспитания координационных

способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без

них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное

время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными

действиями и т.п. Игровой метод без дополнительных заданий

характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся

должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ

сложившейся ситуации. Таким образом, организационно-педагогические

условия развития координационных способностей у спортсменов

керлингистов включают учет возрастных особенностей спортсменов

старшего школьного возраста; использование общих и специальных средств

развития координационных способностей спортсменов керлингистов;

использование методов, направленных на развитие координационных

способностей спортсменов керлингистов.



В раздел образования