Автор: Соснина Кира Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 30 Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Организация здоровьесозидающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Раздел: дошкольное образование
Организация здоровьесозидающей деятельности
в дошкольном образовательном учреждении.
На сегодняшний день теме здоровьесбережения и здоровьесозидания уделяется большое
внимание как в нашем государстве, так и во всем мире. Более того, особенно остро стоит
вопрос здоровья в процессе воспитания и образования будущего поколения. Однако, прежде
чем поднимать данный вопрос, стоит убедиться в том, что понимается под словом
«здоровье».
Принято считать, что здоровье – это то состояние живого организма, при котором он сам, его
органы и системы обеспечения работоспособны и функционирую. Но если переложить
здоровье на человека и упростить: здоровье равно благополучному самочувствию,
отсутствию болезней и недугов. Вопреки данному представлению, стоит заметить, что
понятие «здоровье» куда более шире, чем мы привыкли принимать. Важно помнить, что
здоровый человек – это человек физиологически благополучный, эмоционально устойчивый,
гармонично развитый. Таким образом, мы понимаем, что в здоровье включен не только
физиологический компонент, но и психологический, эмоциональный, духовный.
Динамика развития современного мира зашкаливает, что не может не отразиться на процессе
формирования подрастающего поколения. Бесспорно, прогресс шагает вперед и несет с
собой открытия, инновационные технологии, новые возможности, комфорт и удобство. Но
не стоит забывать о том, что вместе со всем новым приходят и новые сложности: то, что
раньше казалось невозможным, и местами еще не до конца понято и принято взрослыми, уже
активно используется детьми, собирая как позитивные, так и негативные «плоды». Так и с
областью здоровьесозидания и сбережения: новейшие технологии позволяют более
эффективно справляться со сложными заболеваниями и дефектами организмов, но и в тоже
время оказывает давление несовершенством, недоступностью понимания (для широких
масс),
побочными
эффектами.
Именно
поэтому
в
современном
обществе
вопрос
здоровьесоздания вызывает беспокойство и требует особого внимания.
Отчетливо понимая, что дошкольное учреждение оказывает непосредственное влияние на
формирование
личностей
подрастающего
поколения,
стоит
придерживаться
идеи
постоянного и всестороннего оздоравления приходящих к нам воспитанников. Ведь
дошкольный период является фундаментом для подрастающего поколения – фундаментом
нашего будущего. Дошкольному образовательному учреждению, отведена особая миссия:
создать необходимые условия для гармоничного развития детей;
организовать пребывание воспитанников в детском саду безопасным;
включить в деятельность реализацию таких задач, как формирование здорового
образа жизни, модели безопасного поведения, поиск способов взаимодействия с
окружающим миром (любовь к природе, отношения с людьми);
обеспечить психологически комфортный микроклимат.
Уделяя внимание тому, как чувствует себя ребенок, подразумевая под самочувствием не
только его физиологические ощущения, но и психологический комфорт, ощущение себя в
обществе, умение постоять за себя, умение найти способ поощрить или расслабить себя,
педагогу необходимо способствовать гармоничному развитию здоровой личности. Ведь
стремительно развивающееся общество дестабилизирует несформированный организм
ребенка:
инновационные
технологии
раздражают
эмоциональный
спектр,
пищевые
привычки (сложившиеся в изобилии доступных продуктов и блюд) агрессивно настраивают
дошколят в процессе формирования культуры питания, обеспокоенность родителей на фоне
широкого разнообразия заболеваний и недугов также оказывает влияние на воспитанников в
процессе формирования их режима и привычек, отражающихся на культуре здоровья.
Однако, если вовремя задуматься и заложить «крепкий» фундамент здоровьесбережения и
здоровьесозидания именно в дошкольном детстве, если сформировать привычки заботы о
себе, своем самочувствии, своем организме, то подрастающему поколению будет легче
балансировать в современном мире, развиваться в гармонии и поддерживать здоровый образ
жизни.
Сегодня дошкольное педагогическое сообщество пробует, экспериментирует, шагает вперед
и продвигает идеи здоровьесбережения и созидания в общество через своих воспитанников и
их семьи. С инструктором по физической культуре воспитанники дошкольного учреждения
принимают активное участие в различных спортивных мероприятиях. Участие в подобных
мероприятиях повышает активность и стремление дошкольников к здоровому образу жизни
и поддержанию физической формы. Не случайно существует поговорка «в здоровом теле –
здоровый дух»: чтобы поддерживать организм бодрым и активным, важно подготовить
стремительно развивающееся тело к быстрым изменениям организма и нагрузкам на опорно-
двигательный аппарат. Вместе с этим командное участие в спортивных мероприятиях
развивает коммуникабельность, повышает уровень коллективного духа, взаимодействия
между сверстниками.
До того, как в силу вступили меры профилактики распространения коронавирусной
инфекции, организовывались спортивные мероприятия для воспитанников с участием
родителей (как внутри учреждения, так и за его пределами). Привлечение родителей к
спортивным мероприятиям позволяет транслировать культуру здоровья в общество,
поддерживать здоровые привычки внутри семей воспитанников. Спортивные мероприятия,
где учувствуют семьи, оказывает влияние и на укрепление детско-родительских отношений,
что безусловно влияет на здоровье каждого человека. Ведь семья – особая среда
формирования личности, моделирующая траекторию развития дошколят.
Однако, выше отмечалось, что при реализации здоровьесозидающей деятельности не
стоит зацикливаться только на физиологическом компоненте. В связи с этим, видится
необходимым проводить активную работу над созданием благоприятных условий для
формирования культуры здоровья и воспитания здоровых личностей. Культура здоровья
«протянута ниточкой» сквозь каждую образовательную область, и каждая образовательная
область решает определённые задачи.
Социально-коммуникативное развитие: в процессе общения воспитанников со
сверстниками и взрослыми каждый педагог стремится поддерживать благоприятную
эмоциональную обстановку, чтобы собеседники могли чувствовать себя комфортно, не
испытывали раздражения и стеснения в процессе общения. Поддержанию эмоционального
комфорта
и
психологического
здоровья
способствуют
коммуникативные
игры
с
воспитанниками, коллективные задания и выполнение различных проектов группой
воспитанников, что подразумевает под собой командную работу.
Что это дает воспитаннику?
Чувство уверенности в себе и своей значимость: быть услышанным и принятым в
коллективе важно для каждого человека.
Развитие умения отстаивать свою точку зрения и защищать свои интересы в процессе
коллективной работы.
Развитие коммуникативных навыков, что в будущем позволяет чувствовать себя
комфортно, сохранять внутренний баланс и стремиться к достижению поставленных
целей.
Познавательное развитие: при решении поставленных задач в данной области особое
внимание уделяется формированию мотивации к поиску нового. Поиск новых решений,
способов взаимодействия с миром, побуждение любознательности и жажды знаний об
окружающем мире позволяет расширять представления воспитанников о мире, в котором мы
живем. Ведь чем больше ребенок узнает о мире, тем спокойнее и комфортнее чувствует
себя, когда попадает в нетипичные и нестандартные ситуации. Экспериментальная
деятельность в этом отношении выступает для нас верным другом. Также, взращивание в
дошколятах любви к природе стабилизирует эмоциональное благополучие ребенка, а значит
так же является одной из ступеней в процессе оздоровления души и тела.
Что это дает воспитаннику?
Модель безопасного поведения в процессе взаимодействия с окружающим миром.
Чувство защищенности и эмоционального благополучия.
Формирование
гармонично
развитой
личности,
не
противоречащей
природе,
оберегающей и заботящейся об окружающем мире.
Речевое развитие: речевой центр в процессе формирования личности занимает особое место
и оказывает влияние на развитие других жизнеобеспечивающих компонентов дошкольника.
Эффективное и динамичное развитие речевого аппарат ребенка оказывает воздействие не
только на процесс формирования речи, но и на физиологические ощущения ребенка. Более
того, в процессе речевого развития используются лексические темы, связанные со
здоровьесбережением
и
здоровье
созиданием,
а
также
разучивание
потешек
и
стихотворений, имеющих отношение к культуре здоровья, оказывает позитивное влияние на
формирование модели здорового образа жизни.
Что это дает воспитаннику?
Отсутствие дискомфорта в процессе общения.
Модель здорового образа жизни.
Обеспечение комфортного психологического фона.
Художественно-эстетическое развитие:
в процессе творческой продуктивной деятельности
уделяется большее внимание самостоятельности, что позволяет воспитанникам совершить
эмоциональный выплеск. Речь идет о расслаблении и снятии эмоционального напряжения,
которое копится не зависимо от «среды обитания» человека, т.к. все люди разные и так или
иначе человек сталкивается с тем, что ему может не понравится, что приводит его к
конфликту «ожиданий и реальности».
Более того, художественно – эстетическое
направление позволяет оказывать здоровьесозидающий эффект, используя элементы
цветотерапии. Добавление ярких красок, привнесение в визуальный мир прекрасного, поиск
в окружающем мире необычных и ярких явлений – все это способствует позитивному
настрою в течение всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении и участии его в
воспитательно-образовательном процессе.
Что это дает воспитаннику?
Способы снятия эмоционального напряжения.
Привнесение в «обычное, привычное и постоянное» новых красок, оказывающих
позитивное воздействие.
Формирование гармоничного развития психических процессов дошкольника.
Физическое развитие: кроме основных физических упражнений и участия в
спортивных мероприятиях, существует необходимость создавать комплексы гимнастик,
используемых в течение дня при смене деятельности,
с учетом индивидуальных
потребностей воспитанников. Также в зависимости от деятельности, возможно включение в
непрерывную
образовательную
деятельность
элементов
зрительной
и
дыхательной
гимнастик, что позволит и переключить внимание воспитанников, и организовать смену
деятельности,
и
обеспечить
комфортную
среду
для
реализации
воспитательно-
образовательного процесса.
Что это дает воспитаннику?
Развитие опорно-двигательного аппарата и обеспечение двигательной активности.
Снятие эмоционального напряжения и выплеск излишней энергии.
Формирование активной позиции в течение всего пребывания в детском саду, а в
следствие и формирование модели поведения,
обеспечивающей поддержание
здорового образа жизни.
Помимо того, что задачи по развитию культуры здоровья включены в каждую
образовательную
область,
можно
использовать
инновационные
информационно-
коммуникативные технологии. При подборе воспитательно-образовательных материалов
необходимо уделить должное внимание отбору и фильтрации информации, а возможно и
прибегнуть к самостоятельному созданию элементов развивающей среды. Процесс создания
– процесс творческий: учитывая аудиторию, для которой создаются материалы, нужно
помнить о том, что «творческий продукт» должен быть ярким, запоминающимся,
мотивирующим, обеспечивающим реализацию здоровьесозидания и здоровьесбережения
внутри детского коллектива. Так, педагоги дошкольного учреждения могут создавать
творческие презентации, видеоролики и мультипликации (самостоятельно озвученные),
отвечающие возрастным требованиям и включающие здоровьесозидающий компонент. В
старших и подготовительных группах к созданию таких материалов могу быть привлечены и
сами дошкольники: для озвучивания мультипликаций, транслирующих культуру здоровья и
как участники при съемке видеороликов, например гимнастических комплексов.
Таким образом, в дошкольном учреждении необходима организация активной работы
по здоровьесозиданию и здоровьесбережению, с акцентом не только на физиологическом
компоненте, но и всестороннем оздоровлении воспитанников. Важно помнить о том, что
современный мир диктует свои правила, и здоровье связано не только с функционирование
организма с анатомической точки зрения. Уделяя внимание потребностям ребенка быть
адаптированным к окружающему миру, идти в ногу со временем, взаимодействовать с
обществом, видеть прекрасное в мелочах и чувствовать себя единым с миром, желать
покорять вершины и совершать открытия, беречь природу, любить наш мир и уметь постоять
за себя и значит содействовать развитию культуры здоровья подрастающего поколения.