Напоминание

Организация здоровьесозидающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении


Автор: Соснина Кира Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 30 Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Организация здоровьесозидающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация здоровьесозидающей деятельности

в дошкольном образовательном учреждении.

На сегодняшний день теме здоровьесбережения и здоровьесозидания уделяется большое

внимание как в нашем государстве, так и во всем мире. Более того, особенно остро стоит

вопрос здоровья в процессе воспитания и образования будущего поколения. Однако, прежде

чем поднимать данный вопрос, стоит убедиться в том, что понимается под словом

«здоровье».

Принято считать, что здоровье – это то состояние живого организма, при котором он сам, его

органы и системы обеспечения работоспособны и функционирую. Но если переложить

здоровье на человека и упростить: здоровье равно благополучному самочувствию,

отсутствию болезней и недугов. Вопреки данному представлению, стоит заметить, что

понятие «здоровье» куда более шире, чем мы привыкли принимать. Важно помнить, что

здоровый человек – это человек физиологически благополучный, эмоционально устойчивый,

гармонично развитый. Таким образом, мы понимаем, что в здоровье включен не только

физиологический компонент, но и психологический, эмоциональный, духовный.

Динамика развития современного мира зашкаливает, что не может не отразиться на процессе

формирования подрастающего поколения. Бесспорно, прогресс шагает вперед и несет с

собой открытия, инновационные технологии, новые возможности, комфорт и удобство. Но

не стоит забывать о том, что вместе со всем новым приходят и новые сложности: то, что

раньше казалось невозможным, и местами еще не до конца понято и принято взрослыми, уже

активно используется детьми, собирая как позитивные, так и негативные «плоды». Так и с

областью здоровьесозидания и сбережения: новейшие технологии позволяют более

эффективно справляться со сложными заболеваниями и дефектами организмов, но и в тоже

время оказывает давление несовершенством, недоступностью понимания (для широких

масс),

побочными

эффектами.

Именно

поэтому

в

современном

обществе

вопрос

здоровьесоздания вызывает беспокойство и требует особого внимания.

Отчетливо понимая, что дошкольное учреждение оказывает непосредственное влияние на

формирование

личностей

подрастающего

поколения,

стоит

придерживаться

идеи

постоянного и всестороннего оздоравления приходящих к нам воспитанников. Ведь

дошкольный период является фундаментом для подрастающего поколения – фундаментом

нашего будущего. Дошкольному образовательному учреждению, отведена особая миссия:

создать необходимые условия для гармоничного развития детей;

организовать пребывание воспитанников в детском саду безопасным;

включить в деятельность реализацию таких задач, как формирование здорового

образа жизни, модели безопасного поведения, поиск способов взаимодействия с

окружающим миром (любовь к природе, отношения с людьми);

обеспечить психологически комфортный микроклимат.

Уделяя внимание тому, как чувствует себя ребенок, подразумевая под самочувствием не

только его физиологические ощущения, но и психологический комфорт, ощущение себя в

обществе, умение постоять за себя, умение найти способ поощрить или расслабить себя,

педагогу необходимо способствовать гармоничному развитию здоровой личности. Ведь

стремительно развивающееся общество дестабилизирует несформированный организм

ребенка:

инновационные

технологии

раздражают

эмоциональный

спектр,

пищевые

привычки (сложившиеся в изобилии доступных продуктов и блюд) агрессивно настраивают

дошколят в процессе формирования культуры питания, обеспокоенность родителей на фоне

широкого разнообразия заболеваний и недугов также оказывает влияние на воспитанников в

процессе формирования их режима и привычек, отражающихся на культуре здоровья.

Однако, если вовремя задуматься и заложить «крепкий» фундамент здоровьесбережения и

здоровьесозидания именно в дошкольном детстве, если сформировать привычки заботы о

себе, своем самочувствии, своем организме, то подрастающему поколению будет легче

балансировать в современном мире, развиваться в гармонии и поддерживать здоровый образ

жизни.

Сегодня дошкольное педагогическое сообщество пробует, экспериментирует, шагает вперед

и продвигает идеи здоровьесбережения и созидания в общество через своих воспитанников и

их семьи. С инструктором по физической культуре воспитанники дошкольного учреждения

принимают активное участие в различных спортивных мероприятиях. Участие в подобных

мероприятиях повышает активность и стремление дошкольников к здоровому образу жизни

и поддержанию физической формы. Не случайно существует поговорка «в здоровом теле –

здоровый дух»: чтобы поддерживать организм бодрым и активным, важно подготовить

стремительно развивающееся тело к быстрым изменениям организма и нагрузкам на опорно-

двигательный аппарат. Вместе с этим командное участие в спортивных мероприятиях

развивает коммуникабельность, повышает уровень коллективного духа, взаимодействия

между сверстниками.

До того, как в силу вступили меры профилактики распространения коронавирусной

инфекции, организовывались спортивные мероприятия для воспитанников с участием

родителей (как внутри учреждения, так и за его пределами). Привлечение родителей к

спортивным мероприятиям позволяет транслировать культуру здоровья в общество,

поддерживать здоровые привычки внутри семей воспитанников. Спортивные мероприятия,

где учувствуют семьи, оказывает влияние и на укрепление детско-родительских отношений,

что безусловно влияет на здоровье каждого человека. Ведь семья – особая среда

формирования личности, моделирующая траекторию развития дошколят.

Однако, выше отмечалось, что при реализации здоровьесозидающей деятельности не

стоит зацикливаться только на физиологическом компоненте. В связи с этим, видится

необходимым проводить активную работу над созданием благоприятных условий для

формирования культуры здоровья и воспитания здоровых личностей. Культура здоровья

«протянута ниточкой» сквозь каждую образовательную область, и каждая образовательная

область решает определённые задачи.

Социально-коммуникативное развитие: в процессе общения воспитанников со

сверстниками и взрослыми каждый педагог стремится поддерживать благоприятную

эмоциональную обстановку, чтобы собеседники могли чувствовать себя комфортно, не

испытывали раздражения и стеснения в процессе общения. Поддержанию эмоционального

комфорта

и

психологического

здоровья

способствуют

коммуникативные

игры

с

воспитанниками, коллективные задания и выполнение различных проектов группой

воспитанников, что подразумевает под собой командную работу.

Что это дает воспитаннику?

Чувство уверенности в себе и своей значимость: быть услышанным и принятым в

коллективе важно для каждого человека.

Развитие умения отстаивать свою точку зрения и защищать свои интересы в процессе

коллективной работы.

Развитие коммуникативных навыков, что в будущем позволяет чувствовать себя

комфортно, сохранять внутренний баланс и стремиться к достижению поставленных

целей.

Познавательное развитие: при решении поставленных задач в данной области особое

внимание уделяется формированию мотивации к поиску нового. Поиск новых решений,

способов взаимодействия с миром, побуждение любознательности и жажды знаний об

окружающем мире позволяет расширять представления воспитанников о мире, в котором мы

живем. Ведь чем больше ребенок узнает о мире, тем спокойнее и комфортнее чувствует

себя, когда попадает в нетипичные и нестандартные ситуации. Экспериментальная

деятельность в этом отношении выступает для нас верным другом. Также, взращивание в

дошколятах любви к природе стабилизирует эмоциональное благополучие ребенка, а значит

так же является одной из ступеней в процессе оздоровления души и тела.

Что это дает воспитаннику?

Модель безопасного поведения в процессе взаимодействия с окружающим миром.

Чувство защищенности и эмоционального благополучия.

Формирование

гармонично

развитой

личности,

не

противоречащей

природе,

оберегающей и заботящейся об окружающем мире.

Речевое развитие: речевой центр в процессе формирования личности занимает особое место

и оказывает влияние на развитие других жизнеобеспечивающих компонентов дошкольника.

Эффективное и динамичное развитие речевого аппарат ребенка оказывает воздействие не

только на процесс формирования речи, но и на физиологические ощущения ребенка. Более

того, в процессе речевого развития используются лексические темы, связанные со

здоровьесбережением

и

здоровье

созиданием,

а

также

разучивание

потешек

и

стихотворений, имеющих отношение к культуре здоровья, оказывает позитивное влияние на

формирование модели здорового образа жизни.

Что это дает воспитаннику?

Отсутствие дискомфорта в процессе общения.

Модель здорового образа жизни.

Обеспечение комфортного психологического фона.

Художественно-эстетическое развитие:

в процессе творческой продуктивной деятельности

уделяется большее внимание самостоятельности, что позволяет воспитанникам совершить

эмоциональный выплеск. Речь идет о расслаблении и снятии эмоционального напряжения,

которое копится не зависимо от «среды обитания» человека, т.к. все люди разные и так или

иначе человек сталкивается с тем, что ему может не понравится, что приводит его к

конфликту «ожиданий и реальности».

Более того, художественно – эстетическое

направление позволяет оказывать здоровьесозидающий эффект, используя элементы

цветотерапии. Добавление ярких красок, привнесение в визуальный мир прекрасного, поиск

в окружающем мире необычных и ярких явлений – все это способствует позитивному

настрою в течение всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении и участии его в

воспитательно-образовательном процессе.

Что это дает воспитаннику?

Способы снятия эмоционального напряжения.

Привнесение в «обычное, привычное и постоянное» новых красок, оказывающих

позитивное воздействие.

Формирование гармоничного развития психических процессов дошкольника.

Физическое развитие: кроме основных физических упражнений и участия в

спортивных мероприятиях, существует необходимость создавать комплексы гимнастик,

используемых в течение дня при смене деятельности,

с учетом индивидуальных

потребностей воспитанников. Также в зависимости от деятельности, возможно включение в

непрерывную

образовательную

деятельность

элементов

зрительной

и

дыхательной

гимнастик, что позволит и переключить внимание воспитанников, и организовать смену

деятельности,

и

обеспечить

комфортную

среду

для

реализации

воспитательно-

образовательного процесса.

Что это дает воспитаннику?

Развитие опорно-двигательного аппарата и обеспечение двигательной активности.

Снятие эмоционального напряжения и выплеск излишней энергии.

Формирование активной позиции в течение всего пребывания в детском саду, а в

следствие и формирование модели поведения,

обеспечивающей поддержание

здорового образа жизни.

Помимо того, что задачи по развитию культуры здоровья включены в каждую

образовательную

область,

можно

использовать

инновационные

информационно-

коммуникативные технологии. При подборе воспитательно-образовательных материалов

необходимо уделить должное внимание отбору и фильтрации информации, а возможно и

прибегнуть к самостоятельному созданию элементов развивающей среды. Процесс создания

– процесс творческий: учитывая аудиторию, для которой создаются материалы, нужно

помнить о том, что «творческий продукт» должен быть ярким, запоминающимся,

мотивирующим, обеспечивающим реализацию здоровьесозидания и здоровьесбережения

внутри детского коллектива. Так, педагоги дошкольного учреждения могут создавать

творческие презентации, видеоролики и мультипликации (самостоятельно озвученные),

отвечающие возрастным требованиям и включающие здоровьесозидающий компонент. В

старших и подготовительных группах к созданию таких материалов могу быть привлечены и

сами дошкольники: для озвучивания мультипликаций, транслирующих культуру здоровья и

как участники при съемке видеороликов, например гимнастических комплексов.

Таким образом, в дошкольном учреждении необходима организация активной работы

по здоровьесозиданию и здоровьесбережению, с акцентом не только на физиологическом

компоненте, но и всестороннем оздоровлении воспитанников. Важно помнить о том, что

современный мир диктует свои правила, и здоровье связано не только с функционирование

организма с анатомической точки зрения. Уделяя внимание потребностям ребенка быть

адаптированным к окружающему миру, идти в ногу со временем, взаимодействовать с

обществом, видеть прекрасное в мелочах и чувствовать себя единым с миром, желать

покорять вершины и совершать открытия, беречь природу, любить наш мир и уметь постоять

за себя и значит содействовать развитию культуры здоровья подрастающего поколения.



В раздел образования