Автор: Попова Наталия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: с.Выльгорт
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "«Традиционные промыслы коми народа» - «Коми йöзлöн удж»
Раздел: дошкольное образование
Администрация муниципального образования муниципального района
« Сыктывдинский »
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 8
комбинированного вида» с. Выльгорт
« Бытсяма челядьос 8№- а видзанiн» школаодз велодан Выльгорт сиктса муниципальной сьомкуд
учреждение»
Проект:
Тема: « Традиционные промыслы
коми народа» -
«Коми йöзлöн удж»
Группы №5
Воспитатели:
Парначева О.А
Попова Н.В
Актуальность.
В настоящее время одной из актуальных проблем воспитания является
воспитание национальной культуры детей. Общие задачи воспитания не могут
решаться вне содержания той национальной культуры народных традиций, которые
веками создавались народами, чей менталитет на данной территории является
приоритетным.
Изучая историю и культуру своего народа, можно узнать о жизни, традициях,
промыслах, обычаях своего народа, что поможет в дальнейшем с уважением и
интересом относиться к культурным традициям других народов.
У каждого народа есть своя история, самобытная и неповторимая культура, которая
характеризует не только уклад жизни, традиции, но и отражает суть определенного
народа.
Особенностью настоящего времени является сохранение, изучение, развитие и
популяризация самобытной коми культуры, формирование интереса и уважения
подрастающего поколения к культуре, истории и традициям своего народа;
возрождение и развитие традиционных промыслов и ремесел коми народа.
Актуальность исследовательского проекта обусловлена усиливающимся интересом
к народным ремёслам и промыслам коми.
В настоящий момент, в округе бытуют и развиваются традиционные виды
художественных промыслов и ремесел: ручное браное ткачество, плетение поясов;
плетение и художественная обработка бересты; бондарные работы, объемная и
рельефная резьба по дереву; вязание крючком и на спицах; вышивка гладью и
крестиком; плетение из ивового прута; художественная керамика, глиняная
игрушка; художественная ковка металла.
В работе необходимо использовать не только художественную литературу,
иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы (предметы одежды,
быта, посуду, орудия охоты, труда и т.д.)
Важным условием духовно- нравственного воспитания детей является тесная
взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у
ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к
памяти прошлого, к своим историческим корням.
Соприкосновение с народным промыслом и традициями, участие в праздниках,
духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают
интерес к его истории и культуре.
Проект «Традиционные промыслы коми народа» - «Коми йöзлöн удж» поможет
привить детям любовь к родному краю, воспитывать уважение к Коми народу,
приобщать к культуре народа Коми.
Паспорт проекта:
Вид проекта.
По тематике: информационно- творческий.
По составу участников: групповой.
По срокам реализации: долгосрочный.
Участники: дети, воспитатели, родители, инструктор по ФИЗО.
Возраст: дети подготовительной группы (6-7лет).
Цель проекта: Приобщение детей к коми культуре, посредством ознакомления с
особенностями традиционных промыслов и народных ремесел с целью сохранения
истории родного края, коми языка.
Задачи проекта:
Образовательная:
Познакомить детей с традициями и промыслам коренного народа Республики
Коми.
Приобщить детей к коми языку и культуре коми народа..
Познакомить с дикими животными, обитающими в РК.
Познакомить детей с «Промысловым календарём»
Прививать элементарные навыки устной речи на коми языке.
Обогащать лексику на коми языке.
Дать знания о природных богатств коми края.
Формировать познавательный интерес к культурному наследию (народные
ремесла, игры, одежда);
Развивающие.
Развивать эмоциональную сферу ребенка.
Развивать познавательные и творческие способности.
Развивать у детей положительное эмоционально-ценностное отношение к
малой Родине
Обогащать словарный запас ребенка.
Развивать языковые особенности у детей, ( память, речевого слуха,
внимания).
Развивать эмоциональное восприятие коми народной музыки.
Создавать условия для приобщения и знакомства с промыслами и
народными ремеслами Коми посредством народного фольклора, подвижных
игр
Воспитательные:
Воспитывать интерес к культуре коми народа.
Воспитывать в детях чувство гордости и уважения к своей малой Родине.
Воспитывать гражданско-патриотических чувств посредством приобщения к
народной культуре
Воспитывать интернациональные чувства, как составляющую нравственно-
патриотического воспитания дошкольников.
Воспитывать глубокую любовь к природе родного края, гордость за него,
желание сохранять природу, разумно ею пользоваться.
Укрепить детско- родительские отношения.
Формировать краеведческие и исторические представления: об истории и
традициях коми народа; о значимости исторического прошлого коми народа
и его взаимосвязь с днем сегодняшним; об укладе, культуре коми народа; о
современном обществе; о государственной символике Республики Коми; о
видах деятельности населения Республики Коми.
Основные направления работы с детьми.
Организованные формы обучения на занятиях.
Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
Самостоятельная деятельность ребёнка.
Развитие речи.
Художественная литература.
Продуктивная деятельность.
Игра.
Спортивные праздники и развлечения.
Ресурсное обеспечение проекта.
Развивающая среда в группе.
Наглядный материал: плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, дидактические
игры, альбомы, СД – диски с коми музыкой.
Технические средства: телевизор, музыкальный центр, магнитофон, компьютер,
мультимедийная установка.
Предметы домашней утвари, коми национальная одежда, предметы промысла и
орудия для промысла.
Сотрудничество с музеем с. Выльгорт.
Методическое сопровождение проекта.
Конспекты занятий, бесед, подвижные игры, чтение худ. литературы,
проведение тематических праздников, развлечений со вместо с родителями.
Консультативный материал для родителей.
Рисунки.
Презентации.
Альбомы по темам проекта.
Ожидаемые результаты.
Знание детей коми разговорной речи (обогащение пассивного словаря и
развитие активного словаря детей)
Развитие у детей интереса к коми народной культуре в процессе
ознакомления с традициями и бытом коми народа.
у детей формируются знания о традициях коми промысловиков; дети учатся
использовать коми национальные игры в свободной деятельности.
повышается профессиональный уровень педагогов; углубляются знания
традиций, через внедрение промыслового календаря.
повышается интерес родителей к образовательной деятельности
образовательного учреждения, через введение их в увлекательный мир
традиций коми народа.
Вовлечение каждого ребёнка и родителей в творческую деятельность.
Социально – нравственная проблема: не знание детей о быте и традициях и
промыслов народа Коми.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный.
1.
Изучение литературы по теме.
2.
Подбор материала, иллюстраций, книг, атрибутов, считалок картинок о
животных, картинки орудия охотников.
3.
Подбор оборудования.
4.
Разработка занятий.
5.
Подбор материалов для оформления развивающей среды в группе и
информационных уголков для родителей.
Основной.
1.
Проведение занятий с детьми. ( конспекты занятий)
2.
Организация детской деятельности по проекту в группе.
3.
Информационные стенды для родителей.
4.
Проведение праздников и развлечений с использованием коми сказок,
спортивных развлечений участием родителей.
Заключительный.
1.
Оформление и презентация проекта.
2.
Проведение праздника «Лучший охотник»
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
Мероприятия
Цели
Изучить методическую и
художественную литературу по теме:
«Традиционные промыслы
коми народа» - «Коми йöзлöн удж».
- Изучить методические основы
организационной работы по
ознакомлению и изучению коми
языка с детьми;
- подбор литературного материала
для работы с детьми;
- -подбор иллюстрационного
материла ( Картинки, атрибуты для
игр, предметы быта, орудия для
охоты)
Подбор пособий демонстративного
материала, игрушек, книг, атрибутов
Создавать развивающую среду.
Оформление родительского уголка.
Формировать интерес у родителей к
ознакомлению детей
традиционным
промыслам коми народа.
Основной этап:
Содержание
сроки
Создать развивающую среду в группе по теме проекта.
Совместная подготовка с родителями атрибутов к коми
играм по тематике «Промыслы»
Подготовка атрибутов к дидактическим играм:, «Назови
правильно», «Кодi конi оло», « Мый быдмо ворын»
«Ознакомление с традиционным ремеслом коми
народа»
И.У «Зачем прививать детям любовь к народным
промыслам»
П/Д Рисование «Коми Парма Арын»
сентябрь
Консультация для родителей по теме: «Традиционные
промыслы коми народа» - «Коми йöзлöн удж».
Развлечение «В гостях у наших предков» – занятие
(дети)
Ознакомление «Что такое «Коми промысловый
календарь» ( занятие)
П.П для родителей «Велодой миянкод» - «Учите с
нами»
Показ презентации «Народные промыслы»
октябрь
Посещение музея с.Выльгорт
Просмотр презентации « Коми охотники»
Квест - игра «Собери календарь древних коми
охотников» (дети).
Викторина «Ремесла коми народа»»
И.У «Зачем прививать детям любовь к народным
промыслам?»
Рисование теме «Коми промыслы».
Чтение коми худ. лит-ры: «Солдат, скупой мужик и злой
царь»
П/И :«Ловля оленей»
Д/и «Кому что нужно»(орудия труда)
ноябрь
Занятие «Промысловый календарь нарда коми»
«Спортивный праздник «Вслед за коми охотником»
И.У «Домашнее производство народа коми»
Ширма «Древний промысловый календарь. Откуда
это?»
Игра КВН «Чем богат наш край»
Разучивание П/И «Невод»
Чтение «Миф о Йиркапе» , «Медвежьи няньки»
Продуктивная деятельность «Красивые валенки»
декабрь
И.У «Как прививать детям к любовь к народным
промыслам?»
Создание альбома «Мастера народных промыслов РК»
Создание игры- пазлы «Коми – промыслы»
Чтение х/л «Пера богатырь», «Охотник и чукля»
Творческая мастерская «Изготовление куклы-оберега»
П.П для родителей «Велодой миянкод» - «Учите с
нами»
Развлечение « Уличные гуляния»
январь
«Лямпиада»
Создание альбома «все о Йиркапе»
Чтение «Господин Иван Сарапанчиков»
Рисование «Избушка коми охотника»
Посещение музея с.Выльгорт
Февраль
«Все в поход»
Чтение «Три брата и сестра», «Плотник коч»
март
Продуктивная деятельность «Украсим деревянную
посуду коми орнаментом»
П.П для родителей «Велодой миянкод» - «Учите с
нами»
Спортивные соревнования «Этнографическая тропа»
Спортивный праздник «Лучший охотник»
апрель