Автор: Лозовская Наталья Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ № 65
Населённый пункт: МО Дмитровский гор. округ, поселок Новосиньково
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Творческий проект "Транспорт" - интеграция образовательных задач
Раздел: дошкольное образование
Проект "Транспорт"
Методическая разработка Лозовской Н.В.
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. Беседы,
творчество, игры с изобразительными материалами - основные формы
реализации
проекта.
Простые
решения
и
новые
способы
действий
характеризуют проектную деятельность детей. Применение почтовых марок
и иллюстраций, использование разнообразных изобразительных материалов,
делает
проект
красочным
и
увлекательным
для
детей.
Основной
характеристикой
проекта
является
направленность
на
получение
индивидуально творческого и социального продукта. Для пошаговой
реализации
проекта
необходимо
создание
специальных
психолого-
педагогических условий. Проект предполагает реализацию интегративных
подходов к решению образовательных задач.
Целевая направленность проекта.
Цели:
1. Создание условий для познавательного и речевого развития детей.
Задачи познавательного и речевого развития:
- способствовать повышению познавательной активности детей, развитию
интереса к познанию и творчеству;
- развивать память, мышление и речи: расширять представления детей о
транспорте
и
его
видах,
развивать
классификационные
умения
и
способности к наблюдению и детализации; способствовать обогащению
словаря детей, развитию умения делать умозаключения, связной речи в
процессе планирования деятельности и объяснений;
- активизировать воображение, стремление выражать свои мысли и идеи в
речи и невербально, посредством творческого применения различных
изобразительных материалов;
- в процессе экспериментирования с изобразительными материалами,
развивать исследовательские умения.
Методические
приемы:
наглядность
(иллюстрации,
марки),
предоставление разнообразия изобразительных средств.
2.
Создание
психолого-педагогических
условий
для
социально-
коммуникативного развития детей.
2.1 Способствовать социализации детей:
- развивать навыки конструктивного взаимодействия в паре, подгруппе
(адекватное
общение
и
поведение
в
процессе
общей
деятельности,
направленность на достижение общего результата);
- развивать инициативность, умение высказывать свое мнение, предлагать
свои идеи, замыслы в процессе творческой деятельности;
- развивать взаимопомощь, умение оказывать поддержку другому;
- развивать умение презентовать продукты своего творчества другим детям.
2.2 Развитие коммуникативной функции речи:
- развивать диалогическую речь, стремление узнавать, задавать вопросы и
объяснять;
- развивать умение договариваться для достижения общего результата.
Методические приемы: организация взаимодействия в парах, подгруппе;
объяснение и рассказывание другим детям при демонстрации результатов.
3. Эмоционально-личностное развитие:
- способствовать развитию индивидуальных способностей детей (общих,
исследовательских, творческих, коммуникативных);
- способствовать элиминации агрессии адекватным способом, преодолению
тревоги, социализации детей с нарушениями эмоциональной сферы.
Предмет: психолого-педагогические условия, способствующие повышению
интереса к познанию, освоению новых способов действий, самостоятельной
творческой деятельности.
Объект:
1. Ситуации успеха для освоения новых способов действий и реализации
познавательной активности.
2.
Самостоятельная
творческая
деятельность
детей,
направленная
на
создание продукта проекта - галереи детских работ.
Продукт проекта: галерея детских работ с изображениями разных видов
транспортных средств.
Социальный
продукт:
презентация
детских
работ
старшими
дошкольниками детям других групп.
Участники проекта и специфика проекта: дети старшего дошкольного
возраста. Проект подходит для детей старшего дошкольного возраста с
разным
уровнем
познавательного
развития.
Доступность
проекта,
вариативные возможности организации (формы взаимодействия) и средовых
условий, позволяют участвовать в нем
детям, имеющим трудности в
освоении познавательных задач, в общении со сверстниками, и детям,
имеющим эмоциональные нарушения.
Специфика
проекта
предполагает
изменение
сложности
материала
в
зависимости от наличия или отсутствия трудностей в развитии или
поведении
детей.
При
этом,
детьми
планируются
и
реализуются
самостоятельные
замыслы
изображения
транспортных
средств
или
экспериментирование
с
изобразительными
материалами
на
готовых
контурах.
- Детям с высоким уровнем развития предлагается самостоятельное создание
замысла и его реализация посредством изображения транспортных средств;
-
Детям
с
трудностями
в
обучении,
оказывается
поддержка
при
планировании и предлагается выбор из готовых иллюстраций, контуров,
варианты применения изобразительных материалов;
- Для детей с нарушениями эмоционально-личностной сферы, общения и
поведения применяется работа в парах, создание условий для взаимопомощи,
поддержка самостоятельного выбора изобразительных средств и способов
действий.
Всем участникам проекта предоставляется возможность самостоятельного
выбора средств и способов достижения результата. Поощряется инициатива
детей в совместном выполнении работы.
Характеристика контингента воспитанников, участников проекта.
Имя
Особенности развития и поведения
1
Высокий интерес к совместной деятельности. Трудности в
освоении
представлений;
в
социально-коммуникативном
развитии
2
Низкая мотивация к занятиям. Трудности в социально-
коммуникативном развитии, недостатки эмоциональной сферы
3
Высокий интерес к совместной деятельности. Неуверенность,
тревожность
4
Высокий интерес к совместной деятельности. Неуверенность,
тревожность
5
Высокий интерес к совместной деятельности. Потребность в
самостоятельном творчестве.
6
Высокая
активность:
двигательная
и
познавательная.
Нарушения общения, недостатки эмоциональной сферы
7
На занятиях - непринятие образовательных задач, негативизм.
Творческие способности.
* Номера, указанные в таблице, соответствуют номерам в списке детей.
Принципы и подходы к реализации проекта:
Основной принцип реализации проекта - принцип доступности. На первом
этапе для детей должны быть созданы условия для реализации творческой
активности: доступные изобразительные материалы, возможность выбора
средств и способов реализации идей, поддержка в решении возникающих
проблем.
Принцип деятельностного подхода. Организация проекта предполагает
решение познавательных, исследовательских и творческих задач в процессе
практической деятельности, которая предполагает творческое применение
изобразительных средств для освоения познавательных задач.
Парное
взаимодействие,
обсуждения
и
коллективная
демонстрация
позволяют решать задачи социально-коммуникативного и эмоционально-
личностного направления. Применение такого материала, как пастель,
различных изобразительных и аппликативных техник направлены не только
на решение творческих задач. Именно с помощью этих техник возможно
решать задачи коррекции эмоционально-личностной сферы (преодоления
тревоги и агрессии).
Создание ситуаций успеха способствует развитию уверенности в себе,
стремления к достижению результата.
Доступная среда, особые изобразительные техники позволяют добиваться
творческих
успехов,
эстетического
удовлетворения
из-за
быстрых
результатов детям с разным уровнем психического развития, особенностями
развития и поведения.
Методический инструментарий:
Целевое наблюдение:
-Наблюдение на занятиях и в совместной деятельности для определения
динамики творческой активности детей;
-Наблюдение
в
процессе
совместной
деятельности
для
определения
особенностей социально-коммуникативного взаимодействия;
Изучение творческого мышления, воображения:
-
Методика
оценки
креативности:
"Дорисуй"
(изучение
творческого
мышления, воображения)
- Учет результатов плановой психодиагностики.
Показатели эффективности применения проекта:
- динамика в развитии познавательной активности, исследовательских
умений:
наличие положительной мотивации к познавательной деятельности,
любознательности;
сформированность представлений о транспорте, его функциях и видах;
стремление изучать, наблюдать, рассматривать;
наличие
стремления
научиться
самостоятельно
действовать
с
изобразительными материалами;
стремление проверять действие различных изобразительных материалов,
экспериментировать со способами изображения.
-динамика в освоении детьми новых способов действий с изобразительными
материалами:
наличие спектра способов действия с различными изобразительными
материалами, владение изобразительными и аппликативными техниками
на уровне способности отразить желаемое. *В проекте
не предполагается непосредственно обучение техникам рисования или
аппликации. Предлагается исследование детьми разных изобразительных
материалов, их свойств и изобразительных возможностей. Дети могут
ориентироваться на образец способа действия и(или) искать свой
индивидуально приемлемый способ изображения.
сознательный выбор средств и способов изображения.
- динамика в развитии самостоятельной творческой деятельности:
потребность в творческом преобразовании окружающего, стремление к
самостоятельному творчеству;
выдвижение идей и инициатив;
стремление выразить имеющиеся представления в речи и невербально (в
творческой работе), самостоятельное создание замысла работы и его
воплощение.
- динамика в изменении условий предметно-развивающей среды (освоение
пространства
кабинета,
изменение
эстетического
оформления
силами
участников проекта, пополнение галереи детских работ);
- динамика в эмоционально-личностном развитии, преодолении негативных
эмоциональных состояний:
повышение уверенности в себе, преодоление тревожности;
элиминация агрессии;
- динамика во взаимодействии участников проекта:
развитие диалогической речи, умения договариваться;
конструктивное взаимодействие детей в процессе творческой
деятельности;
- организация взаимодействия участников ВОП (других детей, не
участвующих в проекте, педагогов и родителей) в процессе достижения
целей проекта:
презентация детьми своих работ в других группах детского сада;
выставка (галерея) детских работ в кабинете и в коридоре.
Этапы проекта.
1. Изучение представлений детей о разных видах транспорта (беседы, опрос).
Проводится
в
процессе
индивидуальной
диагностики,
наблюдений
и
совместной деятельности в группе.
2.
Установление
темы
проекта
"Транспорт",
обсуждение
с
детьми
пошагового плана проекта по созданию галереи детских работ.
3. Активизация познавательного интереса - рассматривание иллюстраций,
марок с разными транспортными средствами. Наблюдение на прогулке.
4. Игра-классификация - виды транспорта. Детализация и конкретизация
представлений. Для изучения способов передвижения, можно использовать
игрушки.
5. Изображение, изготовление из бумаги и газет, рисование и раскрашивание
различных транспортных средств, пластилинография (по интересам и
собственным замыслам).
6. Обобщение, распределение транспортных средств по видам на отдельных
плакатах. (Транспортные средства, относящиеся к одному виду (воздушный,
водный, наземный (дорожный), космический) могут
изображаться на одном плакате, разные виды - на
отдельных).
7.
Раскрашивание
подписей
к
различным
видам
транспорта (дорожный, воздушный, водный, подводный,
железнодорожный,
космический)
для
оформления
галереи работ.
8. Демонстрация и презентация плакатов с разными видами транспорта в
старших группах, с беседой и рассматриванием марок с изображением
транспортных средств.
Вопросы к беседе:
- Какие виды транспорта вы знаете?
- Какой вид транспорта изображен на плакате?
- Почему он так называется? (Например, самолет летает по воздуху, поэтому
относится к воздушному транспорту и т.д.)
- Какое средство передвижения можно добавить в тот или иной вид
транспорта (какое не изображено на плакате)?
* Можно добавить вопросы, чтобы дети могли выразить собственное
мнение, идеи передвижения в определенных обстоятельствах:
- На каком транспорте вы бы отправились в далекую страну, объясните свой
выбор.
- На каком транспорте добирались бы
до города Дмитрова? Почему вы
выберете именно этот вид транспорта?
- Как (на чем) перебрались бы через океан?
7. Оформление галереи детских работ "Транспорт".
Для детей важно практическое применение - продукт проекта. На стенде
творческие работы могут посмотреть педагоги и родители, а авторы
рассказать о них. Все дети, которые подходят к стенду, имеют возможность
повторить виды транспорта. Стенд периодически меняется.
8.
В продолжение проекта (в перспективе) детям можно предложить
вспомнить знакомые сказочные средства передвижения, придумать и
изобразить их по той же технологии, как известные виды транспорта или
просто нарисовать. Придумать сказку(и) с их использованием.
Результаты проекта.
1. У старших дошкольников, участвовавших в проекте, значительно
повысился уровень мотивации к познанию и творчеству.
2. Дети освоили новые способы действий с изобразительными материалами,
изучили их свойства.
3. У всех дошкольников, участвовавших в проекте отмечена положительная
динамика
в
развитии
уверенности
в
себе,
самостоятельности
и
инициативности.
4.
У некоторых детей отмечены успехи в овладении связной речью,
свободное участие в диалоге.
5. Положительная динамика в развитии навыков общения.
6. Создана галерея детских работ.
7.
Авторы
творческих
работ
представили
их
детям
других
групп,
презентовали свои результаты. Дети других групп познакомились с
творчеством отдельных дошкольников и повторили виды транспорта.