Напоминание

Творческий проект "Транспорт" - интеграция образовательных задач


Автор: Лозовская Наталья Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ № 65
Населённый пункт: МО Дмитровский гор. округ, поселок Новосиньково
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Творческий проект "Транспорт" - интеграция образовательных задач
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект "Транспорт"

Методическая разработка Лозовской Н.В.

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. Беседы,

творчество, игры с изобразительными материалами - основные формы

реализации

проекта.

Простые

решения

и

новые

способы

действий

характеризуют проектную деятельность детей. Применение почтовых марок

и иллюстраций, использование разнообразных изобразительных материалов,

делает

проект

красочным

и

увлекательным

для

детей.

Основной

характеристикой

проекта

является

направленность

на

получение

индивидуально творческого и социального продукта. Для пошаговой

реализации

проекта

необходимо

создание

специальных

психолого-

педагогических условий. Проект предполагает реализацию интегративных

подходов к решению образовательных задач.

Целевая направленность проекта.

Цели:

1. Создание условий для познавательного и речевого развития детей.

Задачи познавательного и речевого развития:

- способствовать повышению познавательной активности детей, развитию

интереса к познанию и творчеству;

- развивать память, мышление и речи: расширять представления детей о

транспорте

и

его

видах,

развивать

классификационные

умения

и

способности к наблюдению и детализации; способствовать обогащению

словаря детей, развитию умения делать умозаключения, связной речи в

процессе планирования деятельности и объяснений;

- активизировать воображение, стремление выражать свои мысли и идеи в

речи и невербально, посредством творческого применения различных

изобразительных материалов;

- в процессе экспериментирования с изобразительными материалами,

развивать исследовательские умения.

Методические

приемы:

наглядность

(иллюстрации,

марки),

предоставление разнообразия изобразительных средств.

2.

Создание

психолого-педагогических

условий

для

социально-

коммуникативного развития детей.

2.1 Способствовать социализации детей:

- развивать навыки конструктивного взаимодействия в паре, подгруппе

(адекватное

общение

и

поведение

в

процессе

общей

деятельности,

направленность на достижение общего результата);

- развивать инициативность, умение высказывать свое мнение, предлагать

свои идеи, замыслы в процессе творческой деятельности;

- развивать взаимопомощь, умение оказывать поддержку другому;

- развивать умение презентовать продукты своего творчества другим детям.

2.2 Развитие коммуникативной функции речи:

- развивать диалогическую речь, стремление узнавать, задавать вопросы и

объяснять;

- развивать умение договариваться для достижения общего результата.

Методические приемы: организация взаимодействия в парах, подгруппе;

объяснение и рассказывание другим детям при демонстрации результатов.

3. Эмоционально-личностное развитие:

- способствовать развитию индивидуальных способностей детей (общих,

исследовательских, творческих, коммуникативных);

- способствовать элиминации агрессии адекватным способом, преодолению

тревоги, социализации детей с нарушениями эмоциональной сферы.

Предмет: психолого-педагогические условия, способствующие повышению

интереса к познанию, освоению новых способов действий, самостоятельной

творческой деятельности.

Объект:

1. Ситуации успеха для освоения новых способов действий и реализации

познавательной активности.

2.

Самостоятельная

творческая

деятельность

детей,

направленная

на

создание продукта проекта - галереи детских работ.

Продукт проекта: галерея детских работ с изображениями разных видов

транспортных средств.

Социальный

продукт:

презентация

детских

работ

старшими

дошкольниками детям других групп.

Участники проекта и специфика проекта: дети старшего дошкольного

возраста. Проект подходит для детей старшего дошкольного возраста с

разным

уровнем

познавательного

развития.

Доступность

проекта,

вариативные возможности организации (формы взаимодействия) и средовых

условий, позволяют участвовать в нем

детям, имеющим трудности в

освоении познавательных задач, в общении со сверстниками, и детям,

имеющим эмоциональные нарушения.

Специфика

проекта

предполагает

изменение

сложности

материала

в

зависимости от наличия или отсутствия трудностей в развитии или

поведении

детей.

При

этом,

детьми

планируются

и

реализуются

самостоятельные

замыслы

изображения

транспортных

средств

или

экспериментирование

с

изобразительными

материалами

на

готовых

контурах.

- Детям с высоким уровнем развития предлагается самостоятельное создание

замысла и его реализация посредством изображения транспортных средств;

-

Детям

с

трудностями

в

обучении,

оказывается

поддержка

при

планировании и предлагается выбор из готовых иллюстраций, контуров,

варианты применения изобразительных материалов;

- Для детей с нарушениями эмоционально-личностной сферы, общения и

поведения применяется работа в парах, создание условий для взаимопомощи,

поддержка самостоятельного выбора изобразительных средств и способов

действий.

Всем участникам проекта предоставляется возможность самостоятельного

выбора средств и способов достижения результата. Поощряется инициатива

детей в совместном выполнении работы.

Характеристика контингента воспитанников, участников проекта.

Имя

Особенности развития и поведения

1

Высокий интерес к совместной деятельности. Трудности в

освоении

представлений;

в

социально-коммуникативном

развитии

2

Низкая мотивация к занятиям. Трудности в социально-

коммуникативном развитии, недостатки эмоциональной сферы

3

Высокий интерес к совместной деятельности. Неуверенность,

тревожность

4

Высокий интерес к совместной деятельности. Неуверенность,

тревожность

5

Высокий интерес к совместной деятельности. Потребность в

самостоятельном творчестве.

6

Высокая

активность:

двигательная

и

познавательная.

Нарушения общения, недостатки эмоциональной сферы

7

На занятиях - непринятие образовательных задач, негативизм.

Творческие способности.

* Номера, указанные в таблице, соответствуют номерам в списке детей.

Принципы и подходы к реализации проекта:

Основной принцип реализации проекта - принцип доступности. На первом

этапе для детей должны быть созданы условия для реализации творческой

активности: доступные изобразительные материалы, возможность выбора

средств и способов реализации идей, поддержка в решении возникающих

проблем.

Принцип деятельностного подхода. Организация проекта предполагает

решение познавательных, исследовательских и творческих задач в процессе

практической деятельности, которая предполагает творческое применение

изобразительных средств для освоения познавательных задач.

Парное

взаимодействие,

обсуждения

и

коллективная

демонстрация

позволяют решать задачи социально-коммуникативного и эмоционально-

личностного направления. Применение такого материала, как пастель,

различных изобразительных и аппликативных техник направлены не только

на решение творческих задач. Именно с помощью этих техник возможно

решать задачи коррекции эмоционально-личностной сферы (преодоления

тревоги и агрессии).

Создание ситуаций успеха способствует развитию уверенности в себе,

стремления к достижению результата.

Доступная среда, особые изобразительные техники позволяют добиваться

творческих

успехов,

эстетического

удовлетворения

из-за

быстрых

результатов детям с разным уровнем психического развития, особенностями

развития и поведения.

Методический инструментарий:

Целевое наблюдение:

-Наблюдение на занятиях и в совместной деятельности для определения

динамики творческой активности детей;

-Наблюдение

в

процессе

совместной

деятельности

для

определения

особенностей социально-коммуникативного взаимодействия;

Изучение творческого мышления, воображения:

-

Методика

оценки

креативности:

"Дорисуй"

(изучение

творческого

мышления, воображения)

- Учет результатов плановой психодиагностики.

Показатели эффективности применения проекта:

- динамика в развитии познавательной активности, исследовательских

умений:

наличие положительной мотивации к познавательной деятельности,

любознательности;

сформированность представлений о транспорте, его функциях и видах;

стремление изучать, наблюдать, рассматривать;

наличие

стремления

научиться

самостоятельно

действовать

с

изобразительными материалами;

стремление проверять действие различных изобразительных материалов,

экспериментировать со способами изображения.

-динамика в освоении детьми новых способов действий с изобразительными

материалами:

наличие спектра способов действия с различными изобразительными

материалами, владение изобразительными и аппликативными техниками

на уровне способности отразить желаемое. *В проекте

не предполагается непосредственно обучение техникам рисования или

аппликации. Предлагается исследование детьми разных изобразительных

материалов, их свойств и изобразительных возможностей. Дети могут

ориентироваться на образец способа действия и(или) искать свой

индивидуально приемлемый способ изображения.

сознательный выбор средств и способов изображения.

- динамика в развитии самостоятельной творческой деятельности:

потребность в творческом преобразовании окружающего, стремление к

самостоятельному творчеству;

выдвижение идей и инициатив;

стремление выразить имеющиеся представления в речи и невербально (в

творческой работе), самостоятельное создание замысла работы и его

воплощение.

- динамика в изменении условий предметно-развивающей среды (освоение

пространства

кабинета,

изменение

эстетического

оформления

силами

участников проекта, пополнение галереи детских работ);

- динамика в эмоционально-личностном развитии, преодолении негативных

эмоциональных состояний:

повышение уверенности в себе, преодоление тревожности;

элиминация агрессии;

- динамика во взаимодействии участников проекта:

развитие диалогической речи, умения договариваться;

конструктивное взаимодействие детей в процессе творческой

деятельности;

- организация взаимодействия участников ВОП (других детей, не

участвующих в проекте, педагогов и родителей) в процессе достижения

целей проекта:

презентация детьми своих работ в других группах детского сада;

выставка (галерея) детских работ в кабинете и в коридоре.

Этапы проекта.

1. Изучение представлений детей о разных видах транспорта (беседы, опрос).

Проводится

в

процессе

индивидуальной

диагностики,

наблюдений

и

совместной деятельности в группе.

2.

Установление

темы

проекта

"Транспорт",

обсуждение

с

детьми

пошагового плана проекта по созданию галереи детских работ.

3. Активизация познавательного интереса - рассматривание иллюстраций,

марок с разными транспортными средствами. Наблюдение на прогулке.

4. Игра-классификация - виды транспорта. Детализация и конкретизация

представлений. Для изучения способов передвижения, можно использовать

игрушки.

5. Изображение, изготовление из бумаги и газет, рисование и раскрашивание

различных транспортных средств, пластилинография (по интересам и

собственным замыслам).

6. Обобщение, распределение транспортных средств по видам на отдельных

плакатах. (Транспортные средства, относящиеся к одному виду (воздушный,

водный, наземный (дорожный), космический) могут

изображаться на одном плакате, разные виды - на

отдельных).

7.

Раскрашивание

подписей

к

различным

видам

транспорта (дорожный, воздушный, водный, подводный,

железнодорожный,

космический)

для

оформления

галереи работ.

8. Демонстрация и презентация плакатов с разными видами транспорта в

старших группах, с беседой и рассматриванием марок с изображением

транспортных средств.

Вопросы к беседе:

- Какие виды транспорта вы знаете?

- Какой вид транспорта изображен на плакате?

- Почему он так называется? (Например, самолет летает по воздуху, поэтому

относится к воздушному транспорту и т.д.)

- Какое средство передвижения можно добавить в тот или иной вид

транспорта (какое не изображено на плакате)?

* Можно добавить вопросы, чтобы дети могли выразить собственное

мнение, идеи передвижения в определенных обстоятельствах:

- На каком транспорте вы бы отправились в далекую страну, объясните свой

выбор.

- На каком транспорте добирались бы

до города Дмитрова? Почему вы

выберете именно этот вид транспорта?

- Как (на чем) перебрались бы через океан?

7. Оформление галереи детских работ "Транспорт".

Для детей важно практическое применение - продукт проекта. На стенде

творческие работы могут посмотреть педагоги и родители, а авторы

рассказать о них. Все дети, которые подходят к стенду, имеют возможность

повторить виды транспорта. Стенд периодически меняется.

8.

В продолжение проекта (в перспективе) детям можно предложить

вспомнить знакомые сказочные средства передвижения, придумать и

изобразить их по той же технологии, как известные виды транспорта или

просто нарисовать. Придумать сказку(и) с их использованием.

Результаты проекта.

1. У старших дошкольников, участвовавших в проекте, значительно

повысился уровень мотивации к познанию и творчеству.

2. Дети освоили новые способы действий с изобразительными материалами,

изучили их свойства.

3. У всех дошкольников, участвовавших в проекте отмечена положительная

динамика

в

развитии

уверенности

в

себе,

самостоятельности

и

инициативности.

4.

У некоторых детей отмечены успехи в овладении связной речью,

свободное участие в диалоге.

5. Положительная динамика в развитии навыков общения.

6. Создана галерея детских работ.

7.

Авторы

творческих

работ

представили

их

детям

других

групп,

презентовали свои результаты. Дети других групп познакомились с

творчеством отдельных дошкольников и повторили виды транспорта.



В раздел образования