Напоминание

"Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"


Автор: Капралова Мария Сергеевна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Эрудит" г. Перми
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: «Использования цифровых технологий учителем-логопедом в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР»
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Капралова Мария Сергеевна,

МАДОУ «Детский сад «Эрудит», г. Пермь

Использования цифровых технологий учителем-логопедом в

коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР

В настоящее время цифровые технологии обучения широко применяются

в сфере дошкольного образования. В качестве преимуществ данных технологий

обучения

отмечают:

индивидуализацию

образовательного

процесса;

значительное влияние на контрольно – оценочные функции занятий, игровой

характер занятий, активизацию учебно–познавательной деятельности учащихся

за

счет

более

высокого

уровня

наглядности

предлагаемого

материала,

возможности

применения

разнообразных

упражнений,

обеспечения

непрерывной

обратной

связи,

подкрепленной

тщательно

продуманными

стимулами учения и т.д. Все это оживляет учебный процесс, способствует

повышению его динамизма, и, в конечном счете, ведет к достижению одной из

основных целей обучения – формированию положительного отношения

учащихся

к

изучаемому

материалу,

интереса

к

нему,

удовлетворения

результатами каждого локального этапа в обучении.

У детей с ОНР – нарушено формирование всех компонентов речевой

системы,

относящихся к ее звуковой и смысловой стороне. Это

дети с

нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, низкой умственной и

физической работоспособностью. А также у этих детей наблюдается нарушение

внимания, памяти и гиперактивное поведение.

В нашем детском саду создана интерактивная цифровая среда для

развития детей дошкольного возраста – это и интерактивная стена, смарт доска,

интерактивный

стол

и

песочница.

Изучив

специальные

компьютерные

программы, разработанные для развития речи детей дошкольного возраста, мы

начали применять их на практике, и пришли к выводу, что используемые

технологии и программы повышают интерес детей к занятиям, дают хороший

положительный эффект в коррекции речевых нарушений у дошкольников.

Среди используемых в практике программ, хотелось бы выделить: онлайн-

платформу «Мерсибо», флэшкарту «Конструктор картинок», компьютерную

программу «Учимся говорить правильно» и «Трудные звуки». Данные

программы

поддерживаются

такими

интерактивными

ресурсами,

как

интерактивная

стена,

компьютер,

ноутбук,

планшет.

Применение

их

в

коррекционно – образовательной практике показывает высокую эффективность

в развитии всех сторон речи.

Интерактивный стол и песочница позволяют решить несколько задач: это

- и развитие речи, и коррекция психоэмоционального состояния ребенка.

Включение интерактивных, цифровых технологий в коррекционные

занятия сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые

могут долго удерживать внимание ребенка. Мультимедийные презентации

используются для группового и индивидуального обучения, а также как целое

занятие или его часть. Тот интерес, который вызывают

такие занятия, лежит в

основе формирования таких важных структур, как

познавательная мотивация,

произвольные память и внимание. Развитие этих

качеств особенно важно для

детей с ОНР, так как именно они во многом и обеспечивают развитие высших

психических

функций

(внимания,

памяти,

мышления,

воображения),

эмоционально-волевой сферы (уровня развития самооценки, особенностей

развития качеств личности и черт характера), а также психологическую

готовность ребенка к школе.

Об эффективности применения цифровых образовательных ресурсов

свидетельствуют и следующие позитивные факторы: дети лучше воспринимают

изучаемый материал за счет того, что они несут в себе образный тип

информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать.

У

воспитанников

повышается

мотивация

к

работе

на

занятии

за

счет

привлекательности

мультимедийных

эффектов.

Движения,

звук,

мультипликация, надолго привлекают внимание детей. Полученные знания

остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для

применения на практике после краткого повторения. Презентации позволяют

моделировать

такие

жизненные

ситуации,

которые

нельзя

увидеть

в

повседневной жизни.

Использование большого и разнообразного спектра

заданий способствует расширению кругозора дошкольников, развитию их

познавательных процессов. Дети получают эмоциональный и познавательный

заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться

к этому занятию вновь.

В процессе замысла, создания новых заданий для коррекционно-

развивающих занятий с использованием цифровой среды, также развиваются и

совершенствуются

креативные

качества

педагога,

растёт

уровень

его

профессиональной компетентности.

Таким образом, внедрение в систему специального образования цифровых

технологий,

учитывающих

закономерности,

особенности

развития

и

возможности детей дошкольного возраста с различными нарушениями речи,

повышает эффективность коррекеционно-образовательного процесса в целом.

Литература

1.

Бельтюков

В.И.

Взаимодействие

анализаторов

в

процессе

восприятия устной речи. – М.: Педагогика, 1997.

2.

Гергей Т., Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы

эффективного

применения

компьютера

в

учебном

процессе//

Вопросы

психологии. -1985. -№3. –с.41-48.

3.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего

недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. – 2-е изд.. перераб. –

М.: Просвещение, 1990 - 239с.; ил.

4.

Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и

устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология.

- 1998. - №1. с.47-55.

5.

Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы,

поиски, подходы //Дефектология.-1994.



В раздел образования