Автор: Мамышева Елена Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ Белоярский д/с "Теремок"
Населённый пункт: с. Белый Яр
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация к детскому саду: советы детского психолога"
Раздел: дошкольное образование
Адаптация к детскому саду:
советы детского психолога
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым
встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок
впервые встречается с требованиями общества. Эти требования
могут совпадать с требованиями в семье, а могут и отличаться.
Очень важное умение, которое осваивает ребенок, адаптируясь к
детскому саду, - это умение различать ситуации и анализировать,
что можно и что нельзя с теми или другими людьми, в тех или
иных случаях.
Теперь не только мама и папа, но и очень много разных людей (и
взрослых, и сверстников) и разных обстоятельств (режим,
расписание занятий, правила поведения и даже меню) влияют на
малыша. Ему нужно научиться отстаивать свое мнение - но
уважать правила, защищать себя - но не обижать других, быть
личностью - но ценить коллектив, иметь свои постоянные вкусы -
но допускать и что-то новое.
Это не просто. Новые обстоятельства потребуют времени для
адаптации ребенка к новым условиям. По мнению психологов, у
ребенка трех-четырех лет период адаптации длится 2-3 месяца.
Если такой период длится дольше, родителям стоит
проконсультироваться с психологом и помочь ребенку. Возможно,
переживания по поводу садика совпали с какими-то не менее
важными переживаниями, и ребенок не может самостоятельно с
ними справиться, тогда "отказ" от садика означает его потребность
в помощи и поддержке родителей.
У ребенка адаптация к детскому саду:
варианты поведения
Вот несколько типичных ситуаций, с которыми сталкиваются
родители, когда ребенок начинает ходить в детский сад (то есть
начался адаптационный период).
"НЕ ХОЧУ!" Ребенок плачет, капризничает каждый раз, когда
приходит время идти в садик.
(как ни странно) самый "благоприятный" вариант: он позволяет
ребенку открыто говорить о том, что ему не нравится. Родители
могут ему сочувствовать, говорить, что им действительно жалко,
когда он грустит, расставаясь с ними, но "так уж устроен мир -
мамы и папы работают, а дети ходят в садики и в школы". Ребенок,
который открыто протестует против садика, чаще всего довольно
хорошо адаптируется, если родители не ругают его, не стыдят, а
выражают сочувствие, оставаясь уверенными в том, что садик -
хороший выбор для их ребенка.
ЧАСТЫЕ БОЛЕЗНИ. Ребенок начинает болеть буквально с первых
дней посещения садика: "неделя в садике - неделя (а порой и две)
дома". Многие родители сетуют на садик: мол, недосмотрели,
сквозняки, детей заболевших принимают, инфекция... Считая, что
дело в конкретном садике, родители переводят ребенка в другой, в
третий, но ситуация радикально не меняется. Почему? Просто
потому, что виноват чаще всего не садик, точнее, не КОНКРЕТНЫЙ
садик, а сама ситуация перехода ребенка к самостоятельному
пребыванию где-то без родителей. Как известно, физическое и
психическое развитие ребенка взаимосвязаны, и организм
ребенка иногда помогает ему справляться с тревогами и
переживаниями. Чаще всего болеют именно те дети, которые не
очень сильно капризничают и плачут, не выражая явно, словами и
слезами, нежелание идти в садик. Это "послушные" дети, они
хотят, чтобы мамы и папы были довольны их самостоятельностью,
и стараются их не расстраивать. Но если адаптация для такого
ребенка происходит сложно, организм дает эмоциям "передышку":
ребенок болеет, остается дома. Многие родители замечают, что
спустя несколько месяцев после того, как ребенок пошел в садик,
он болеет все реже и становится активнее, разговорчивее,
взрослее. Если "болезненная" адаптация не проходит в течение
полугода, родителям необходимо посоветоваться с детским
психологом.
ДОМА - КАПРИЗЫ, В САДИКЕ - УСПЕХИ.
"Удивительно, но мой сын в садике
совершенно не такой, как дома. Мне даже
обидно, ведь я дома так стараюсь, а он там
гораздо лучше себя ведет, чем со мной. Во-
первых, он там ЕСТ. Причем воспитательница говорит, что
старается съесть первый и поднимает тарелку похвастаться! А
дома я за ним бегаю с ложкой! Во-вторых, он сам ОДЕВАЕТСЯ!
Дома может часами ходить в одном носке! Такое впечатление, что
всеми плодами моего воспитания и моих усилий пользуются
воспитатели в садике: я с ним дома борюсь, а там - "Какой у вас
самостоятельный, развитый ребенок!".
Дело в том, что в садике ребенок часто видит именно то место, где
его готовы воспринять таким, каким он себя ПОКАЖЕТ. Он пока
не может постоянно БЫТЬ таким самостоятельным,
целеустремленным и "взрослым", он набирается сил и выражает
все свои тревоги и сомнения дома, маме, в виде капризов и
непослушания, а в садик он приносит ту форму поведения,
которая, как он считает, больше всего ценится в обществе. Он
хочет общественного уважения! Скорее всего, скоро он сможет так
же "достойно" себя вести и в других местах, а дома будет иногда
безобразничать, отдыхая от тяжелой социальной роли "хорошего
ребенка". Конечно, родителям, особенно мамам, бывает обидно,
что ребенок хорошо себя ведет с другими, а с ними капризничает!
Однако важно понимать, что это непослушание ребенка именно с
близкими людьми означает, что он старается приспособиться к
обществу и тратит на это много сил. Понимая теперь, как велик
мир и как много в нем разных людей, только самым близким он
может полностью и безоглядно доверить свои тревоги, эмоции и
переживания.
ДОМА - "ХОРОШИЙ", В САДИКЕ - "УЖАСНЫЙ". "По-моему,
воспитательница предвзято относится к моему сыну. Каждый день
она рассказывает мне, как он безобразно себя ведет, дерется,
забирает у детей игрушки и т. д. Но этого не может быть: он очень
послушный, вежливый мальчик! Мы всегда проводили с ним очень
много времени, пока я не вышла на работу, я всегда объясняла ему,
что можно и что нельзя. Он всегда спрашивает у меня разрешения,
если хочет что-то взять! Я просто не понимаю, разве может так
быть, что я вижу одно, а без меня происходит совсем другое?.."
Да, такое вполне может быть, и даже часто так и бывает. И
воспитательница, скорее всего, абсолютно не преувеличивает.
Дело в том, что если родители очень много внимания уделяют
правильному воспитанию, слишком контролируют ребенка,
оберегают от принятия неверных решений, то ребенок трех-
четырех лет, оставшись в садике без них, просто теряется. Он как
бы остается без своей СОВЕСТИ, как говорит пословица - "без царя
в голове", ведь его способность к самоконтролю еще не развилась,
а дома его совестью и контролем были мама и папа.
Оставшись один, ребенок пытается найти взрослого, который смог
бы, как мама, помогать ему быть "правильным". Именно для этого
он ведет себя вызывающе, этот вызов говорит: "Пожалуйста,
обуздайте меня, укажите мне мои границы, ВЫДЕРЖИТЕ меня!"
Чаще всего доброжелательность окружающих взрослых помогает в
скором времени ребенку поверить, что для того чтобы быть
достаточно хорошим, вовсе не обязателен постоянный контроль
взрослых. "Я МОГУ САМ СЕБЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ!" - вдруг говорит
себе ребенок, если видит, что его проделки - вовсе не катастрофа
для окружающего мира, а взрослые, в общем-то, любят
совершенно разных малышей - и тихих, и шустрых. Успокоившись
по поводу отсутствия постоянного постороннего контроля за
собой, ребенок начинает чувствовать себя увереннее и лучше
общаться как со взрослыми, так и со своими сверстниками.
Как уход из садика домой может рассказать
о чувствах ребенка
Первая ситуация: "Меня моя дочь удивляет: утром она устраивает
сцены, что не хочет идти в садик, а вечером, когда я прихожу ее
забирать домой, она меня просто не замечает. Продолжает играть,
болтает со своими девочками! Я ее зову, жду, разговариваю с
воспитателем - в общем, минут сорок проходит, пока мы выйдем
на улицу. А утром опять: "Не хочу!"
Вторая ситуация: "Мне кажется, что моего сына в садике обижают.
Нет, он об этом не говорит. Даже идет утром в садик с
удовольствием, игрушки какие-то собирает, меня торопит, чтобы
не опоздать, а то "Лена Николаевна ругается" - в общем, все как бы
хорошо. Но ведь когда я прихожу за ним вечером, он сразу за меня
хватается, тянет уходить, не дает ни с кем поговорить, иногда даже
плачет, если я хочу задержаться, о чем-то спросить воспитателя. Я
его спрашиваю: "Тебя кто-то обидел?" - он говорит "нет", у
воспитательницы спрашиваю, что случилось, она говорит, что все
было нормально... Но ведь ЧТО-ТО происходит?!"
Встреча ребенка с мамой после разлуки о многом может
рассказать. Действительно, и родители, и воспитатели, и
психологи давно заметили, что дети делятся условно на три
группы. Встреча одних с мамой очень похожа на первую ситуацию,
встреча других - на вторую. А вот третьи, увидев, что за ними
пришла мама, подбегают к ней, здороваются, потом бегут
попрощаться со всеми или положить на место игрушки,
возвращаются к маме, одеваются и т. д.
Конечно, третья ситуация гораздо удобнее и приятнее для
родителей. Такое развитие событий говорит о том, что ребенок
уже вполне адаптировался к садику, новым друзьям и порядкам.
Еще это показывает, что ребенок уверен в том, что мама тоже
неплохо проводит свой день и за нее не нужно волноваться.
А еще это говорит о том, что режим дня в семье устоялся, что
малыш достаточно хорошо ориентируется во времени, примерно
знает, когда нужно заканчивать игру и идти домой, когда мама
закончит работу, в каком настроении придет и какие дела
предстоят ей и ему потом.
Как правило, все дети приходят к такому пониманию расставания
с родителями на целый день. Но не сразу.
Психологи середины XX века много наблюдали за тем, как
маленькие дети отпускают своих родителей и как встречаются с
ними снова. Задавали вопросы родителям о разных аспектах их
отношений с детьми. Эти исследования дают нам сейчас
возможность понять, что же происходит с малышом, не
желающим покидать садик или жалующимся маме на
несуществующие обиды.
Дело в том, что готовность малыша к расставанию с мамой
заключается не только в его понимании, что вокруг будут добрые
люди и интересные игрушки. Главное в этой готовности - это
сохранение представления о маме в своей душе, ведь именно на ее
мнение маленький ребенок ориентируется в разных ситуациях.
Вы замечали, как годовалый ребенок перед тем, как что-то взять,
бросает быстрый взгляд на маму, как бы спрашивая: "Можно? Все в
порядке?" Трехлетний ребенок уже не всегда смотрит на маму, но
он всегда старается "свериться" в своих мыслях: "А мама не
заругает? А маме это понравится?"
Такая "сверка" легче дается ребенку, мама которого достаточно
предсказуемый и постоянный человек, и ребенок хорошо знает, за
что она ругает, за что хвалит, когда какое настроение у нее может
быть. Если же ребенок не очень хорошо понимает маму, ему нужно
ее присутствие, чтобы "изучить" ее и понять, в каком она
настроении, как у нее дела, и вообще "все ли в порядке в мире".
Если мама - очень импульсивная натура и у нее часто меняется
настроение или она слишком часто и непредсказуемо для ребенка
уходит и приходит с разными, непонятными ему впечатлениями и
эмоциями, ребенок может встречать ее так, как описано в первой
ситуации.
Ребенок не "не замечает" маму, он хорошо знает, что она пришла.
Но он не знает, какое у нее настроение, как прошел ее день, рада
она ему или чем-то озабочена и не думает о нем...
Вот чем занимается малыш, когда "не хочет" уходить из садика! Он
знакомится с мамой! Ему просто нужно время, чтобы с ней
встретиться, почувствовать ее, вернуться к ней и пойти с мамой,
понятной и родной.
Если мама много работает, устает, волнуется из-за работы или
других "взрослых" дел и ее озабоченность и переживания часто
видит малыш, он может встречать ее так, как описывается во
второй ситуации. Его никто не обидел в садике! Просто он очень
переживает, не обидел ли кто-то маму, пока ЕГО не было рядом с
ней! Именно поэтому, увидев маму, он крепко-крепко держит ее,
как бы говоря: "Никому тебя не отдам!"
В такой ситуации ребенок действительно может спокойно утром
собираться в садик (ведь он хочет помочь маме!), но к вечеру его
волнение за нее становится слишком сильным, и маленький
защитник (или защитница) просто не справляется со своими
эмоциями.