Напоминание

"Детский альбом П.И. Чайковского "


Автор: Кочина Ирина Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Дворец творчества
Населённый пункт: г.Иваново
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Детский альбом П.И. Чайковского "
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тема занятия: «Детский альбом» П.И.Чайковского

Возраст воспитанников: 5-6 лет

Тип занятия: комбинированное.

Цель занятия: создать условия для личностной самореализации каждого воспитанника в процессе знакомства с

произведениями, входящими в «Детский альбом» П.И.Чайковского.

Задачи:

Учебные (овладение различными видами предметной деятельности):

Расширение познавательной сферы воспитанников через знакомство с творчеством П.И.Чайковсого.

Формирование первоначальных навыков музыкального анализа.

Развивающие (формирование способностей к самостоятельному

построению новых способов действий (саморазвитию):

Развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения занятии.

Развитие коммуникативных умений воспитанников через организацию совместной деятельности.

Развитие рефлексивных умений через проведение самоанализа достижений на нём.

Развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ребёнка через представление собственных

достижений на занятии.

Воспитательные (развитие личностных качеств):

Развитие эстетического вкуса воспитанников, формирование у них чувства прекрасного через освоение лучших

образцов классической музыки.

Развитие коммуникативных умений воспитанников через организацию групповой работы на занятии.

Воспитание культуры поведения и общения друг с другом и педагогом.

Развитие эстетического вкуса воспитанников на образцах классического репертуара.

Воспитание личностных качеств: чувство собственного достоинства, трудолюбия, способности к преодолению

трудностей, ответственности, доброжелательности, партнерства.

Ключевые слова: характер, маршевость, напевность, пьеса, балет, цикл пьес.

Материалы и оборудование, используемые педагогом: настроенный инструмент фортепиано, музыкальный

центр, аудиозаписи, нотный материал, портрет композитора П.И. Чайковского.

Этапы работы

Содержание этапа

(деятельность педагога)

Деятельность детей

Оценка

эксперта (по

базовым

педагогическ

им

компетенция

м и уровню

владения

учебным

материалом)

1.

Организационный момент:

- старт занятия;

- установление взаимодействия между

всеми субъектами на занятии;

мотивация учебной деятельности.

Цели для обучающихся:

- настроиться на работу в рамках

занятия (организационно и

эмоционально)

Цели и задачи для педагога:

- создать благоприятную

психологическую атмосферу на занятии;

- включить всех воспитанников в работу.

Методы организации работы:

- беседа.

Форма организации работы:

-

фронтальная.

Приветствие, создание эмоционального настроя

на работу

Звучит «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского.

Рассаживаются на свои

Педагог приветствует детей, создает комфортную

эмоциональную обстановку, настраивает ребят на

учебную деятельность.

Здравствуйте,

ребята!

Очень

рада

видеть

вас

радостными, энергичными, бодрыми. Как только что

прозвучавшая мелодия! Обратили на нее внимание?

Понравилась

она вам?

Хотите о ней узнать

побольше?

Дети входят в кабинет под

«Марш

деревянных

солдатиков»

П.

Чайковского.

Рассаживаются

на

свои

места.

Дети

приветствуют

педагога, они настроены на

занятие и готовы

к учебной деятельности.

Да. Понравилась! Хотим!

2.

Актуализация знаний

Цель для обучающихся:

-развивать мыслительную деятельность

в ходе беседы;

Педагог совместно с детьми обобщает знания по

данной теме:

Тогда я открою вам секрет: этот марш написал

П.

Чайковский

замечательный

русский

-

воспроизведение понятий, встречающихся

в процессе творчества: марш, песня, танец.

Цель для педагога:

- в процессе включения воспитанников

в активную деятельность

оценить уровень представлений

воспитанников, скорректировать их

знания, смотивировать на активное

восприятие нового материала;

-развитие речи как показателя

интеллектуального и общего развития

ребенка через представление

собственных знаний;

- развитие культуры общения.

Методы организации работы:

- беседа;

Формы организации работы:

коллективная деятельность.

Критерии достижения целей и задач

данного этапа занятия: успешные ответы

воспитанников, понимание ими связи

вопросов и заданий с темой занятия;

положительный эмоциональный фон

занятия.

Методы мотивирования учебной

активности обучающихся: создание

условий для личностной самореализации

воспитанников через возможность

высказывать собственное мнение по

обсуждаемым вопросам.

композитор, с творчеством которого мы знакомились

с вами на прошлом занятии.

Ребята, мы с вами уже говорили о том, что Петр

Ильич Чайковский написал много красивых и

интересных произведений для детей, вошедших в

этот цикл. Какие?

Дети актуализируют знания

по данной теме, отвечают

на вопросы.

Дети

перечисляют

знакомые

произведения,

входящие в цикл: «Игра в

лошадки»,

«Баба

Яга»,

«Старинная

французская

песенка».

3.

Объяснение нового материала.

Цель для обучающихся:

- в процессе практического сравнения

изучить понятия:

Ребята, скажите пожалуйста, а у вас дома есть

солдатики?

Вы

любите

играть

с

ними?

Солдатиками любили играть во все времена. Раньше

они были оловянными (такой металл, достаточно

Дети отвечают на вопросы.

- совершенствовать умение слушать и

слышать педагога в процессе

выполнения задания.

Цель для педагога :

- познакомить воспитанников с

понятиями: ленточный, замкнутый,

сетчатый виды орнаментов и

познакомиться со схемами их

построения;

- развитие у учащихся метапредметных

знаний (универсальных учебных

действий (познавательных) через

выполнение заданий, связанных со

сравнением, анализом, классификацией,

обобщением.

Методы организации работы:

использование проблемных вопросов и

заданий, рассказ учителя с элементами

беседы, работа со схемами, метод

«неоконченное предложение».

Формы организации работы:

индивидуальная, фронтальная.

Критерии достижения целей и задач

данного этапа занятия:

-могут при работе с образцами

орнамента выделить мотив, назвать его;

-могут пользоваться в процессе работы

схемами, читать и понимать их.

Критерии определения уровня внимания

и познавательной активности

крепкий). Помните стойкого оловянного солдатика

из сказки Ганса Христиана Андерсена? Он был

сделан из олова. Но были еще и деревянные

солдатики — очень красивые и нарядные, в ярких

мундирах, с ружьями. Такие солдатики были у

племянника Чайковского Володи Давыдова. Давайте

послушаем пьесу П. И. Чайковского о деревянных

солдатиках.

Как вы думаете, что делают деревянные солдатики?

Правильно. Как можно назвать эту пьесу?

Конечно. Эта пьеса так и называется — «Марш

деревянных солдатиков».

А какой характер у этой музыки, какое настроение,

чувства она предает?

Молодцы,

солдатики хоть и игрушечные, но очень

смелые, решительные, стойкие.

Какой темп использует композитор медленный?

(если

затрудняются,

использовать

наводящие

вопросы) Почему?

В каком регистре звучит музыка низком, высоком

или среднем?

А

как

вы

думаете,

если

переместить

это

произведение в другой регистр оно изменит свое

настроение? Если регистр будет низкий, кто будет

маршировать?

Если регистр будет средним, то будет этот марш

игрушечным?

Сейчас

музыка

прозвучит

еще

раз,

а

вы

Дети слушают музыкальное

произведение

«Марш

деревянных солдатиков».

Предполагаемые ответы

детей: Маршируют

Марш. Марш солдатиков.

Солдатики

маршируют.

Шествие ...

Музыка веселая, бодрая,

смелая,

решительная,

радостная, уверенная.

Умеренный. Не быстрый.

Потому что в этом темпе

удобно маршировать.

Высоком.

Да.

Воины, тигры, слоны.

Медведи, великаны м т.д

Нет. Он станет детским.

Дети маршируют по залу

воспитанников, их интереса к

изучаемому материалу:

- заинтересованность в работе;

Методы мотивирования учебной

активности воспитанников:

смена видов деятельности,

использование различных

педагогических технологий, создание

условий для личностной самореализации

воспитанников через возможность

высказывать собственное мнение по

обсуждаемым вопросам.

внимательно

прислушайтесь

к

ее

звучанию

и

постарайтесь

представить

себя

не

ребятами,

а

деревянными солдатиками и прошагайте так, как

подсказывает музыка. Педагог (по обстоятельствам)

предлагает руководить движением войска генералу

(одному из воспитанников).

под музыку.

Физкультминутка — пальчиковая

гимнастика

Цель для воспитанника:

-снятие напряжения и усталости;

- положительный эмоциональный фон.

Цель для педагога:

-

создание

психологически

комфортной

ситуации на занятии;

-

поддержание

учебной

мотивации

и

активности воспитанника.

Методы организации работы:

Показ, игра.

Формы

организации

работы:

работа

коллективная.

Критерии достижения целей и задач данного

этапа занятия:

- снятие напряжения, положительный

эмоциональный

фон;

настрой

на

дальнейшую работу.

А теперь из бравых солдатиков я предлагаю вам превратиться в маленьких

гномиков.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА "ГНОМИК".

Как в огромнейшей горе — дети показывають руками в гору.

Дремлет гномик на заре: - склалывают ладошки, закрывают глаза.

"Снурк-пш-ш, снурк-пш-ш!"

Восходит солнце над горой - кулачок в кулачке поднимают вверх

и резко разжимаются пальцы в стороны

Словно шарик золотой. - "рисуют" шар над головой

Поют птички: "Чик-чирик! - сложить пальцы" клювиком"

Лежебока, встань, не спи!" - по очереди соединяют и раскрывают

большой и остальные пальцы

Гном не слышит песни той, - покачать головой

Спит и спит весь день-деньской: - махнуть рукой

"Снурк-пш-ш, снурк-пш-ш!" - сложить ладошки под щечку– "спать"

Но вот усатенький жучок - указательным и средним пальцами по-

шевелить, как усами

Забрался гному под бочок. - убрать ручку за спину

Потом залез под мышку - убрать ручку в подмышечную впадину

Усатенький плутишка - пошевелить "усами"

По шее к щечкам пробежал - пробежать по шее пальцами

Усами нос пощекотал - пощекотать нос

И скрылся вмиг под колпаком – пробежать пальцами по голове

"А-пчхи, а-пчхи!" - прикрыть рот ладошками

Проснулся гном. - развести руки в стороны, потянуться.

Дети выполняют элементы пальчиковой гимнастики, произнося текст в слух

совместно с педагогом.

Песенный репертуар

Цель для педагога:

-создание условий для самореализации

воспитанников через песенное

творчество;

-удержание песенного репертуара в

памяти воспитанников;

-в процессе деятельности

оценить уровень знаний

воспитанников репертуара;

- развитие эмоциональной

отзывчивости;

развитие культуры общения.

Цель для воспитанников:

-совершенствование вокальных

навыков;

- закрепление песенного репертуара;-

-реализация творческих и

эмоциональных потребностей.

Методы организации работы:

песенная практическая деятельность,

репродуктивный метод

Формы организации работы: -

коллективная деятельность с

включением сольного пения

воспитанников.

Критерии достижения целей и задач

Педагог предлагает ребятам вспомнить и исполнить

для гномика песенку о нем.

Педагог обращает внимание детей на эмоциональное

исполнение.

Г. Струве «Пестрый колпачок»

Педагог предлагает вспомнить песенки про друзей

гномика: «Про меня и муравья» или «Песенка про

хомячка»

Музыкально-танцевальное творчество

Ребята, сегодня мы с вами помаршировали,

попели, но забыли еще об одном ките.

В нашем танцевальном коллективе и без танца !

Педагог предлагает вспомнить и исполнить песню –

танец «Два веселых гуся», движения для которой

придумали сами ребята на предыдущих занятиях.

Ребята исполняют

изученный песенный

репертуар.

Дети отвечают — о танце.

Дети стоят по кругу и

выполняют движения под

музыку народной песни

«Жили у бабуси два

веселых гуся».

данного этапа занятия: успешное

эмоциональное исполнение песенного

репертуара, положительный

эмоциональный фон занятия.

Методы мотивирования учебной

активности обучающихся: создание

условий для личностной самореализации

воспитанников через исполнение

песенного репертуара.

4.

Закрепление учебного материала.

Цель для обучающихся:

- определить первичный уровень

освоения нового материала;

- научиться с первого предъявления

принимать задание педагога, активно

включаться в его выполнение.

- научиться коллективному творчеству в

процессе групповой работы.

Цель для педагога:

- в процессе применения ИКТ

технологий проверить первичный

уровень усвоения воспитанниками

новых знаний;

- используя различные методические

приемы способствовать повышению

мотивации воспитанников к

закреплению нового материала.

Методы организации работы:

-использование проблемных вопросов и

заданий, слайд-опрос,

индивидуальная и групповая

рефлексии, - тематическая

физкультминутка.

Формы организации работы:

Ребята, с творчеством какого композитора мы

сегодня продолжили с вами свое знакомство?

Как называется цикл пьес, который П.И.

Чайковский написал специально для детей?

С какими пьесами, входящими в этот цикл мы с

вами уже знакомы?

Какие еще произведения П.И.Чайковского вы

знаете?

Давайте вспомним, что такое балет?

Предполагаемые ответы

детей: П.И. Чайковского

- «Детский альбом»

- «Игра в лошадки», «Баба

Яга», «Марш деревянных

солдатиков»,

«Старинная

французская песенка».

-

Балеты:

«Щелкунчик»,

«Спящая

красавица»,

«Лебединое озеро».

-

Это

музыкальный

спектакль,

где

все

действующие

лица

танцуют.

индивидуальная, фронтальная.

Критерии достижения целей и задач

данного этапа занятия:

- успешное выполнение слайд-теста и

тематической физкультминутки;

- удовлетворение от проделанной

работы и полученных знаний.

Методы мотивирования учебной

активности обучающихся:

смена видов деятельности,

использование различных

педагогических технологий, создание

условий для личностной самореализации

воспитанников через возможность

высказывать собственное мнение по

обсуждаемым вопросам.

5.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель для

обучающихся

:

-

в ходе проведения рефлексии

определить уровень удовлетворенности

и комфорта от заняти

Цель для педагога:

-

подвести итоги занятия;

-

закрепить интерес к занятиям;

Методы организации работы:

-

беседа;

-

метод кинестетической

рефлексии;

Форма организации работы:

-фронтальная.

Молодцы! Мы все сегодня очень хорошо

потрудились. Скажите, пожалуйста, что вам больше

всего сегодня понравилось на занятии?

Покажите, пожалуйста, если вам понравилось на

зянятии - вверх, если не понравилось вниз, если

что-то понравилось, а что-то нет - горизонтально.

И мне очень понравилось, как вы играли, отвечали

на вопросы, танцевали, пели. Давайте поблагодарим

друг друга за взаимное удовольствие от нашего с

вами общения. Ну, а теперь нам осталось только

попрощаться и сказать «До свидания!»

(педагог с

воспитанниками выстраивают пирамидку из ладошек,

проговаривая по слогам «До -сви -да -ни -я!»)

Дети отвечают на вопрос.

Демонстрируют с помощью

жестов свое отношение к

занятию.

Дети

с

педагогом

выстраивают

пирамидку

из

ладошек,

проговаривая

по

слогам «До -сви -да -ни -я!»



В раздел образования