Автор: Барышева Людмила Фёдоровна
Должность: воспитатель,
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 64 "Непоседа"
Населённый пункт: городской округ Подольск город Подольск
Наименование материала: статья
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
Раздел: дошкольное образование
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№64 «Непоседа»
Тема выступления:
«ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОПЫТНО-
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Воспитатель -
Барышева
Людмила Фёдоровна
2017г.
1
«ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОПЫТНО-
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Экология – это мировоззрение современного человека, осознающего
ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля. И на
сегодняшний
день
нет
актуальней
и
важней
задачи,
чем
экологическое
образование
и
воспитание
детей
дошкольного
возраста.
Именно
в
дошкольном
детстве
закладываются
основы
правильного
отношения
к
окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нём.
Поэтому, в какой бы области не специализировался педагог, он не может не
заниматься экологическим воспитанием и развитием детей. Я достаточно
долго (19 лет) работаю с детьми дошкольного возраста. Мои наблюдения
показывают,
что
у
современного
ребенка,
живущего
в
век
научно-
технического прогресса, ослабевает интерес к растительному и животному
миру, стремление к познанию гармонического взаимодействия общества и
природы. Современные
дети
большое количество времени
находятся в
помещении, мало
гуляют.
Им
гораздо
интереснее
компьютерные
технологии, современные
гаджеты, телевидение,
чем
наблюдения за
животным и растительным миром. Природа воспринимается ими как нечто
незыблемое,
вечное,
то,
что
было,
есть
и
будет
всегда… Но
к
сожалению
это
не
так! 2017 год в России
объявлен Годом
экологии.
Почему
эти
проблемы
стали
актуальными?
Причина
заключается
в
деятельности
человека
в
природе,
часто
безграмотная,
расточительная,
ведущая
к
нарушению
экологического
равновесия.
Каждый
из
тех,
кто
наносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль
дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей. В системе и
подготовке
молодого
поколения
к
рациональному
использованию,
ответственному отношению к природе,
ДОУ
можно рассматривать как
начальную ступень обогащения человека знаниями о природном окружении,
знакомство
его
с
целостной
картиной
мира
и
формирования
научно-
обоснованного нравственного и эстетического отношения к нему. Поэтому
проблема экологического воспитания дошкольников, над которой я работаю,
актуальна, соответствует потребностям детского сада.
Современные
дети
живут
и
развиваются
в
эпоху
информатизации.
В
условиях
быстро
меняющейся
жизни
от
человека
требуется
не
только
владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания
самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Опытно-
экспериментальная
деятельность, в
соответствии с
требованиями
ФГОС, должна быть не только процессом усвоения знаний, умений и
навыков, а поиском интересной и достоверной информации, приобретённой
самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
К старшему дошкольному возрасту у детей накоплено много сведений о
большом
мире.
Задача
педагогов
направить
процесс
познания
на
2
содержательное
упорядочивание
информации,
установление
осмысленных
взаимосвязей
(причинно-следственных)
нашего
мира,
дальнейшее
формирование положительного отношения к миру.
Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и
сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных,
привычных
действий,
а
подвижности
мышления,
быстрой
ориентировки,
творческого подхода к решению больших и малых задач. Перед государством,
школой,
дошкольным
учреждением
и
родителями
встает
задача
чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не
только
сознательным
членом
общества,
не
только
здоровым
и
крепким
человеком, но и - обязательно! - инициативным, думающим, способным на
творческий подход к любому делу. Именно об этом говорится в законе РФ
“Об образовании”. Активная жизненная позиция может иметь основание,
если
человек
мыслит
творчески,
если
видит
возможность
для
самосовершенствования.
В работах многих отечественных педагогов : Н.Н. Поддьякова (1995
год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько сказано, что «детское экспериментирование
претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития».
Основная особенность этой познавательной деятельности заключается в
том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, а
практические
действия,
совершаемые
ребёнком,
выполняют
познавательную,
ориентировочно-исследовательскую
функцию.
В
дошкольном
возрасте
основной
формой
организации
исследовательской
деятельности являются опыты. Опыт – это специфическое, организованное
педагогом,
но
осуществляемое
самими
детьми
наблюдение
за
теми
изменениями,
которые
происходят
с
объектами
природы
под
влиянием
определённых,
искусственно
созданных
условий.
Специально
организованные
опытные
ситуации,
в
отличии
от
простых
наблюдений,
позволяют
более
отчётливо
увидеть
отдельные
свойства,
стороны,
особенности
растений,
их
жизнедеятельности.
Через
опыты
можно
ярко
продемонстрировать их связь со средой обитания. Опыты побуждают детей
сравнивать,
сопоставлять,
поэтому
они
развивают
наблюдательность,
восприятие и мышление. Воспитание любви к природе должно идти через
практическое применение знаний о ней. В своей работе основной упор я
делаю на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в
природе.
Стараюсь
научить
детей
наблюдать,
анализировать,
вносить
предложения, отвечать за принятые решения.
Я хочу помочь детям осознать свою позитивную роль в жизни
природы, способность оказать благотворное влияние не только на развитие
эмоциональной и интеллектуальной сфер, но и на развитие духовности и
нравственности.
Цель:
создание условий для осознания детьми исследования, как
способа
познания
окружающего
мира:
через
игру,
постановку
опытов,
3
экспериментов
помочь
постичь сложный мир взаимосвязи человека и
природы.
Задачи:
Образовательные
-
Формирование
диалектического
мышления
,
т.е.
системы
элементарных
экологических
знаний,
доступных
пониманию
ребенка-
дошкольника (взаимосвязь и взаимозависимость всего живого на Земле) ;
- развитие познавательного интереса и собственного познавательного
опыта
в
обобщённом
виде
с
помощью
наглядных
средств
(эталонов,
символов, условных заместителей, модулей).
Развивающие
-
развитие
наблюдательности,
умения
сравнивать,
анализировать,
обобщать,
- развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
Воспитательные
-
Воспитывать
гуманное,
эмоционально-положительное,
бережное
отношение к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства
эмпатии к объектам природы.
Свою
работу
по
формированию
системы
элементарных
экологических знаний через опытно-экспериментальную деятельность я
начала с детьми средней группы. Для определения форм и методов
работы в начале учебного года была проведена диагностика, которая
позволила выявить природоведческие знания, умения и навыки детей,
познавательный
интерес,
экспериментально
–
исследовательскую
активность. Оказалось¸ что наивысший процент детей со средним и
низким уровнем развития. И всего около 20% имеют высокий уровень
развития
знаний
о природе,
проявляют
интерес
и
познавательную
активность к опытно-экспериментальной деятельности. Чтобы изменить
ситуацию в сторону её улучшения, я решила изменить развивающую
среду в группе. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи
– и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и
надолго, когда ребенок слышит, видит и все делает сам. Вот это я и решила
взять за основу при внедрении детского экспериментирования в практику
нашей работы.
Для того, чтобы предметная среда стала развивающей, она должна
соответствовать требованиям программы, возрастным особенностям детей,
соблюдению
правил
техники
безопасности,
иметь
педагогическую
направленность,
и
эстетически
оформлена.
В
группе
создан
уголок
«Лаборатория
Чевостика»,
оснащенный
разнообразным
материалом
и
оборудованием,
которое
распределено
по
разделам
и
расположено
в
доступном для детей месте и в достаточном количестве. Это :
—
Приборы-помощники:
увеличительные
стекла,
весы.
Песочные
часы, магниты, линейки, компас.
4
—
Разнообразные
сосуды
разного
объема
и
формы
–
колбочки,
стаканчики, песочные формы.
— Природный материал: желуди, каштаны, семена, спилы и листья
деревьев, камешки, ракушки, скорлупа орехов, перья.
—
Утилизированный:
деревянные
катушки,
пробки,
трубочки
от
коктейля,
цветные
резинки,
цветные
и
прозрачные
стекла,
колесики,
воздушные шарики.
— Различные виды бумаги и ткани.
— Красители: гуашь, акварель.
— Медицинский: деревянные палочки, пипетки, одноразовые шприцы
без игл, мерные ложечки, губки, резиновые груши, вата, и ватные диски.
—
Неструктурированный:
песок,
глина,
земля,
древесная
стружка,
опилки, кусочки пенопласта.
А также в наличии:
—
Халаты
детские,
клеенки,
фартуки,
контейнеры
для
хранения
мелких и сыпучих предметов.
— Карточки-схемы, мнемотаблицы.
Материал постоянно пополняется и обновляется.
Это интересное оборудование привлекло внимание детей, вызвало
желание действовать с ним. А когда стали получаться неожиданные,
интересные
результаты,
у
детей
проснулся
и
возрос
интерес
к
окружающей их природе. Главным методом, который я использую в работе
с дошкольниками, является наблюдение. Оно пронизывает все сферы
детской деятельности и проводится как на занятиях, так и в свободной
самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.
С помощью
наблюдений знакомлю детей с объектами и явлениями окружающего мира,
учу сравнивать, сопоставлять, выделять свойства объектов.
При постановке
вопроса стараюсь учитывать игровой практический опыт детей, «Как ты
думаешь, почему песок рассыпается?», «Что будет, если льдинку бросить
в воду?»… Огромную радость доставляет детям демонстрация опытов :
— Куда снег убежал? (таяние снега)
— Тонет – не тонет (плавучесть предметов)
— Веселые краски (окрашивание воды)
— Разноцветные льдинки (таяние льда в теплой и холодной воде)
— Вкусная водичка (вода, чай, компот, кофе)
— Красивые цветочки (распускание бумажных цветов под действием
воды)
5
Во
время
проведения
опыта
обязательно
сопровождаю
последовательность
всех
действий
словами,
привлекаю
детей
к
формулированию выводов. Чтобы у детей возникло желание повторить
опыт, стараюсь построить работу так, чтобы в каждом опыте была
«точка удивления».
В старшей группе, предлагая детям поставить опыт, сообщаю им цель
или задачу, которая должна быть решена, даю время на обдумывание и затем
привлекаю детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Но стараюсь
этим
не злоупотреблять, так как не
хочу
лишать детей инициативы и
свободы воли. Постановка
экспериментов
один
из способов развития
детского мышления. И
участие детей в планировании работы решает эту
задачу эффективнее, чем любой другой вид деятельности.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием
пищи,
игровая
деятельность
детей,
наблюдения
на
прогулке,
чтение.
Интеграция
исследовательской
работы
с
другими
видами
детской
деятельности позволяет создать условия для закрепления представлений о
явлениях природы, свойствах материалов, веществ.
Стараюсь
включить элементы
эксперимента
в
НОД
разных
образовательных
областей. Так,
после
чтения
рассказа
Пришвина
«Золотой луг», провели эксперимент с двумя вазочками одуванчиков на
теневой и солнечной стороне в группе. Дети на собственном опыте
убедились в правдивости событий, описанных в рассказе. В процессе
экспериментирования
с
новыми
объектами
ребенок
может
получить
совершенно неожиданную для него информацию. Но разве наблюдатель-
ность не является природным свойством ребенка. Оказывается, что нет, это
то качество, которое необходимо развивать так же, как развивают у детей
память, внимание, логику.
Чтобы
опытно-экспериментальная
деятельность
вызывала
у
детей
интерес, необходимо было подобрать содержание, доступное их пониманию.
Поэтому
опытно-экспериментальную
деятельность
я
распределила
по
направлениям:
живая
природа:
характерные
особенности
сезонов
разных
природно-климатических
зон,
многообразие
живых
организмов
и
их
приспособленность к окружающей среде.
неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
человек:
функционирование
организма,
рукотворный
мир,
материалы и их свойства.
Структура детского экспериментирования:
6
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
Разработала перспективное планирование занятий по теме: «Опытно-
экспериментальная деятельность дошкольников», которое включает в себя:
- экспериментальная деятельность, организованная педагогом;
- познавательные занятия с элементами экспериментирования;
-
демонстрационные
опыты,
реализуемые
педагогом
совместно
с
детьми
- долгосрочные наблюдения-эксперименты.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только
интеллектуальные
впечатления,
но
и
развиваются
умения
работать
в
коллективе
и
самостоятельно,
отстаивать
собственную
точку
зрения,
доказывать
ее
правоту,
определять
причины
неудачи
опытно-
экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
Одним из важнейших направлений опытно-экспериментальной
деятельности,
осуществляемой
в
группе,
является
работа
с
родителями.
Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:
- установление
партнёрские взаимоотношений
с семьями
каждого
воспитанника и объединение усилий для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы общности интересов;
- активизация и обогащение воспитательских умений родителей;
- формирование у родителей ответственного отношения за природу родного
края через воспитание ребенка.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от
нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны
развития
каждого
ребёнка
и
порекомендовать
соответствующие
приёмы
воспитания. Для этого мною был разработан перспективный план совместной
деятельности родителей с детьми дома. Осознавая важность выбранной темы,
мною была подобрана специальная литература и оборудование, созданы все
условия для познавательной активности детей.
Для коллег-воспитателей были разработаны памятки :
-
по планированию работы по опытно-экспериментальной деятельности с
детьми разного дошкольного возраста,
- по проведению экспериментов,
- рекомендации по оборудованию уголков экспериментальной деятельности,
7
- подобраны речевые-логические задачи для создания проблемных ситуаций.
Перспективный план, разработанный мной по опытно - экспери-
ментальной деятельности, помог систематизировать и структурировать
работу по развитию поисково-познавательной активности дошкольников.
Средняя группа
Начало года
Конец года
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Старшая группа
Начало года
Конец года
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Подготовительная группа
Начало года
Конец года
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
8
Благодаря проделанной работе по опытно-экспериментальной деятельности,
в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие
говорить
о
целесообразности
использования
данного
опыта.
Дети
стали
намного
наблюдательнее
и
внимательнее,
более
осознанно
стали
относиться к окружающей природе, что отразилось в речи: дети, с помощью
языковых средств, стараются подробно рассказать о событиях, изображённых
на
картинах
или
картинках,
увереннее
подбирают
и
используют
слова,
характеризующие
настроения,
внутренние
переживания,
эмоциональные
состояния героев.
Результатом моего опыта работы явилось:
– дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;
– у них развита высокая творческая активность;
– самостоятельность, инициативность;
–
они
быстро
осмысливают
задания,
точно
выполняют
их
без
помощи
взрослого;
– умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
– многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами
поведения в ней;
– ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.
Я часто наблюдаю, как дети рассуждают и даже спорят, изучая страницы
энциклопедий. Особенно радует то, что ребята не стесняются подходить с
возникшими вопросами не только к воспитателям, но и к своим сверстникам.
Подводя итог своему многолетнему опыту работы, я пришла к выводу
о
том,
что
поощряя
детскую
любознательность,
утоляя
жажду
познания
маленьких “почемучек” и направляя их активную двигательную деятельность
мы
способствуем
развитию
детских
способностей
в
процессе
опытно-
экспериментальной деятельности.
В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом
“Умейте
открыть
перед
ребенком
в
окружающем
мире
что-то
одно,
но
открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками
радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось
еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В.А.Сухомлинский).
9