Автор: Жирнова Марина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №122 комбинированного вида"
Населённый пункт: РМ,г.Саранск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Роль семьи в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Роль семьи в патриотическом воспитании»
Храни тепло родного очага
И не позарься на костры чужие.
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!
О.Фокина
Что такое патриотизм и какого человека можно
назвать
патриотом?
Ответы
на
этот
вопрос
достаточно сложны. Для простоты суждения можно
считать
Владимира
Даля
первым,
кто
внятно
определил понятие «патриотизм». Патриот, по Далю,
- «любитель Отечества, ревнитель о благе его,
отчизнолюб, отечественник или отчизник».
Патриотизм включает:
1.Почитание места своего рождения и места
постоянного проживания как своей Родины, любовь и
заботу о данном территориальном формировании,
уважение к местным традициям, преданность до
конца своей жизни данной территориальной области.
2.Уважение к своим предкам, проживавшим на
данной территории, любовь и терпимость к землякам,
желание помогать им.
3.Конкретные
каждодневные
дела
для
улучшения состояния Родины, её приукрашивания и
обустройства (начиная от поддержания порядка и
упрочения дружеских отношений с соседями в своей
квартире,
подъезде,
доме, дворе до достойного
развития всего города, района, края, Отчизны в
целом),
взаимопомощь
и
взаимовыручка
среди
земляков и соотечественников.
Патриотизм –
очень
сокровенное
чувство,
находящееся
глубоко
в
душе
(подсознании).
О
патриотизме судят не по словам, а по делам каждого
человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а
тот, кого будут чтить в этом качестве другие, прежде
всего его соотечественники. Чем шире территория,
которую патриот считает своей Родиной (вплоть до
границ своего государства), чем больше любви он
проявляет к своим соотечественникам, чем больше
каждодневных дел он совершает для блага данной
территории и её обитателей (по нарастающей: дом,
двор, улица, район, город, край и т.д.), тем больший
патриот данный человек, тем выше и истиннее его
патриотизм.
Таким
образом, настоящим
(идеальным)
патриотом можно считать человека,
постоянно укрепляющего своё физическое и
нравственное здоровье,
хорошо
воспитанного,
образованного
и
просвещённого,
имеющего нормальную семью,
почитающего своих предков,
растящего
и
воспитывающего
в
лучших
традициях своих потомков,
содержащего в надлежащем состоянии своё
жилище (квартиру, подъезд, дом, двор),
постоянно улучшающего свой быт, образ жизни
и культуру поведения,
работающего во благо своего Отечества,
участвующего в общественных мероприятиях
или в деятельности организаций патриотической
направленности.
Исходя из этого, можно определить основные
направления в работе по воспитанию патриотических
чувств у учащихся:
1.Воспитание любви к своей Родине.
2.Приобщение к боевым и трудовым традициям
народа, Российской армии.
3.Разъяснение
истоков
героизма
и
самоотверженности людей.
4.Воспитание
гордости
за
подвиги
представителей
разных
поколений
защитников
Отечества и стремления подражать им.
5.Изучение своей семьи: семейных реликвий,
профессий
членов
семьи,
увлечений
родителей,
бабушек, дедушек. Это направление в работе по
воспитанию патриотических чувств у учащихся мы
считаем приоритетным среди других.
Ведь народная мудрость гласит: «Без корня и
полынь не растёт».
Для каждого ребёнка первый шаг к познанию
Родины – изучение своей семьи. Изучение истории
семьи не только способствует духовному сближению
взрослых членов семьи и детей, но и является первым
шагом в познании Родины, её традиций, истории.
В результате такой поисковой работы дети
должны усвоить, что мир семьи – это…
- родной дом, уют, тепло;
- взаимопонимание, любовь, уважение;
- праздники, традиции.
А взрослые должны постараться объяснить
детям: чтобы в семье царили мир и дружба, надо
запомнить пять важных правил:
- уважай старших и люби их;
- позаботься о младших в семье;
- помни, что своей жизнью ты обязан многим
поколениям своей семьи;
- дорожи всеми своими родственниками;
-
помни,
что
ты
в
семье
помощник
и
продолжатель семейных традиций.
«Познание,
постижение
человеком
своей
Родины, становление в нашей душе патриотической
сердцевины,
патриотическое
воспитание
в
годы
детства, отрочества и ранней юности,– это самые
тонкие, самые сложные вещи в том безгранично
сложном переплетении идей, поступков, стремлений,
которое называется патриотическим воспитанием», -
писал В.А.Сухомлинский. Об этом надо постоянно
помнить, воспитывая детей.
Что значит сегодня воспитывать в семье детей
убежденными патриотами своей Родины?
Воспитывать
в
семье
детей
убежденными
патриотами –
значит
поддерживать,
развивать
и
направлять
их
стремление
к
приобретению
и
использованию на практике знаний, в том числе
знаний Родины и ее народа-патриота, совершившего
невиданный в истории человечеству подвиг.
Воспитывать
в
семье
детей
убежденными
патриотами – значит вырабатывать у них потребность
своей
повседневной
учебной
и
трудовой
деятельностью вносить вклад в ускорение социально-
экономического развития страны, в преодолении
сложных и трудных задач.
Воспитывать детей убежденными патриотами –
значит вырабатывать у них потребность и любовь к
многонациональной
Родине,
чувство
дружбы
и
товарищества между нациями, помогать обретать
самому
с
раннего
возраста
чувство
интернационализма в межнациональном общении,
учебе, труде.
Воспитывать
в
семье
детей
убежденными
патриотами – значит готовить их к выполнению
своего гражданского долга.
Воспитывать
в
семье
детей
убежденными
патриотами – значит готовить их стойкими борцами
за сохранение богатств и природы родной земли,
гуманистических
ценностей
и
традиций
нашей
материальной и духовной культуры и идеологии.
Семья,
в
отличие
от
школы,
является
специфической
сферой
(микроколлективом),
в
которой
у
детей
рождаются
первоначальные
патриотические чувства, воспитывается уважение к
родителям и родословной семьи, к ее боевым и
трудовым традициям, любовь к своему дому, деревне,
городу, к Родине.
Семья
является
благодатной
средой
для
воспитания
патриотического
сознания,
чувств
и
убеждений у детей. Это обусловлено:
Во-первых, тем, что она представляет собой
своеобразный
микроколлектив,
который
основывается
на самых
близких,
доверительных
отношениях между супругами, родителями и детьми.
Во-вторых,
в
семейной
среде
живым
воплощением патриотических чувств для ребенка
являются его родители — мать и отец. С ними у детей
связываются понятия о своем доме, своих родных
местах, своем крае, его городе, своей Родине. Не
случайно, как подметил В. А. Сухомлинский, «слова
Родина,
Отечество
являются
единокровными
братьями слов родить, отец».
В-третьих, в семейной среде ни на минуту не
прекращается
процесс
внутрисемейного
общения
между
старшим
и
младшим
поколениями.
Это
общение способствует не только простому обмену
информацией,
но
и
передаче
детям
и
внукам
богатейшего духовного опыта и героики прошлых
лет,
формированию
патриотического
сознания,
чувств и убеждений, установок и поведения.
Практика показывает, что дети, внуки, правнуки,
если с ними ведется в семье целенаправленная
работа, наследуют боевую и трудовую славу своих
отцов, дедов, прадедов. Для воспитания у них
патриотического сознания и чувств следует активнее
использовать неисчерпаемый материал о боевых
событиях и трудовых свершениях людей в годы
Великой Отечественной войны, в послевоенные годы.
По
словам
педагога
В.
А.
Сухомлинского, «никогда человек не переживает так
глубоко чувство долга перед Родиной, как в те часы
размышлений над судьбами Отчизны, когда он сам
мысленно
повторяет
путь,
пройденный
своим
народом, видит и ощущает себя как частицу народа».
Дети
растут,
и приходит время,
когда они
спрашивают, как прожили жизнь дедушка и бабушка,
отец и мать. На этот закономерный и серьезный
вопрос нельзя не дать ответа, так как в нем — прямой
путь к воспитанию чувства патриотизма у сына и
дочери, внука и правнука, продолжающих дела
родителей, своей родословной. <Где был до войны ты
и твой отец?., <Где ты был в годы войны?, <Как
погибли мои дедушка и бабушка? С этими и
десятками других вопросов сталкиваются отцы и
матери,
дедушки
и
бабушки.
Дети,
особенно
подростки, готовые день и ночь слушать, читать и
смотреть о войне, уже имеют свой идеал из книг,
теле-
и
кинофильмов,
рассказов,
воспоминаний
ветеранов и др. Но им прежде всего хочется иметь
таким идеалом своих самых близких людей —
дедушку и бабушку, отца и мать, старших членов
семьи. Вот почему и возникают у них бесконечные
вопросы о жизни, боевых и трудовых делах своей
семьи, ее родословной. Дети хотят сравнивать свой
обобщенный идеал с конкретным человеком, который
должен быть хоть в чем-то героическим. Они должны
знать
о
жизни
и
деятельности
родителей,
родственников, старших. И если те заслуживают,
гордиться
ими
и
их
делами,
подражать
им,
продолжать их дела, обогащать лучшие семейные
традиции.
Все ли родители говорят с детьми о Родине? Все
ли отцы и матери говорят о ее богатстве и красоте, о
преданности и служении ей, о защите ее чести и
славы? Отдельные родители считают, что в семье об
этом говорить излишне, много об этом говорят и в
школе. Но в том-то и ценность семейных бесед и
разговоров,
что
проходят
они
чаще
всего
в
непосредственной доверительной обстановке.
Именно в такой непринужденной обстановке
сердца ребят открыты для патриотических чувств. И
тогда умное и умелое слово отца или матери о
Родине, долге, труде глубоко входит как в сознание,
так и в сердце сына или дочери.
Рассказы и беседы-воспоминания о Семейной
чести,
о
патриотических
делах
родителей,
размышления над прошлым своей Родины — это
хорошие уроки мужества для детей. В то же время это
и связь времен, это и передача эстафеты от поколения
к поколению. В эти минуты и часы дети чувствуют
себя как бы единым целым, неотъемлемым от
героического прошлого своих дедов, отцов.
Семья вместе с детьми путешествует по дорогам
нашей необъятной Родины, совершает поездки и
походы в соседние и отдаленные страны. Важно,
чтобы эти путешествия, поездки и походы носили не
только
познавательный
характер
но
и
воспитательный, уважение к людям населяющим
нашу страну, их традициям, обычаям.
Большая роль в семье отводится чтению книг о
ВОВ, подвиге народа. Родители должны стремиться к
тому, чтобы посредством литературы и искусства
ребенок как можно раньше прикоснулся сердцем к
человеческим судьбам, судьбам героических людей.
Чувство любви к Родине — это лишь основа
формирования
патриотизма.
Его
высшим
проявлением является осознание молодыми людьми
своего
гражданского
долга,
готовность
активно
включаться в труд, быть сознательными тружениками
уже в школьные годы.
Для наших детей-школьников их важнейшим
трудом
является
учение,
приобретение
знаний,
умений
применять
их
в
различных
сферах
деятельности.
Опыт лучших семей показывает, что родители
могут оказать действенную помощь школе в работе
по формированию у детей сознательного отношения к
приобретению знаний. Кроме функций требования и
контроля учебной деятельности детей, в этих семьях
главное внимание уделяется следующим важным
путям и средствам работы:
-
создание
необходимых
условий
для
развития
познавательных
интересов
детей
(приобретение
научной
и
справочной
литературы,
технических
средств обучения, материалов для конструирования;
- привитие навыков рациональной работы с книгой;
- использование радио-телепередач для обогащения
детей знаниями;
- приведение ярких и убедительных доводов о
необходимости и важности знаний для прогресса
нашей Родины и благосостояния семьи.
Практика
семейного
воспитания
убедительно
говорит о том, что в воспитании детей сознательными
тружениками особенно велика роль отца. Как хочется
ребенку, чтобы отец его был личностью сильной,
ярко выраженной, умеющей быть ответственной.
Отцы
личным
примером
и
повседневными
трудовыми делами вырабатывают у своих детей
активную позицию в труде.
Школа
как
центр
воспитательной
работы
признана
квалифицированно
руководить
патриотическим воспитанием детей в семье. Она
имеет возможности вовлекать в эту работу родителей,
общественность. В осуществлении педагогического
руководства воспитанием детей в семье патриотами
своей Родины школа использует разнообразные пути,
формы и средства.
Остановимся на некоторых из них:
- сочинения на темы «Сыны Отечества», «Я –
гражданин России!», «Россия. Что я могу о ней
сказать»;
- конкурс рисунков «Мой дом. Мое Отечество»,
«Дружат дети всей Земли», «Возьмемся за руки,
друзья».
- проведение военно-спортивных соревнований «А
ну-ка, мальчики!»
- физкультурно-массовые мероприятия;
- смотры строя и песни;
-
встречи
с
ветеранами
и
тыловиками
ВОВ,
участниками локальных войн;
- проведение уроков-мужества;
-тематические заочные экскурсии;
-
проведение
общегосударственных
всенародных
праздников;
- просмотры и обсуждения к/ф о ВОВ.
Заключение
А закончить я хочу стихотворением:
Я – русский человек, и русская природа
Любовна мне, и я ее пою.
Я – русский человек, сын своего народа,
Я с гордостью гляжу на Родину свою.
Ты сыновей растишь – пилотов, мореходов,
У крымских скал, в полуночном краю.
Я – русский человек, сын своего народа,
Я с гордостью гляжу на Родину свою.