Напоминание

" Роль семьи в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"


Автор: Жирнова Марина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №122 комбинированного вида"
Населённый пункт: РМ,г.Саранск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Роль семьи в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль семьи в патриотическом воспитании»

Храни тепло родного очага

И не позарься на костры чужие.

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

О.Фокина

Что такое патриотизм и какого человека можно

назвать

патриотом?

Ответы

на

этот

вопрос

достаточно сложны. Для простоты суждения можно

считать

Владимира

Даля

первым,

кто

внятно

определил понятие «патриотизм». Патриот, по Далю,

- «любитель Отечества, ревнитель о благе его,

отчизнолюб, отечественник или отчизник».

Патриотизм включает:

1.Почитание места своего рождения и места

постоянного проживания как своей Родины, любовь и

заботу о данном территориальном формировании,

уважение к местным традициям, преданность до

конца своей жизни данной территориальной области.

2.Уважение к своим предкам, проживавшим на

данной территории, любовь и терпимость к землякам,

желание помогать им.

3.Конкретные

каждодневные

дела

для

улучшения состояния Родины, её приукрашивания и

обустройства (начиная от поддержания порядка и

упрочения дружеских отношений с соседями в своей

квартире,

подъезде,

доме, дворе до достойного

развития всего города, района, края, Отчизны в

целом),

взаимопомощь

и

взаимовыручка

среди

земляков и соотечественников.

Патриотизм –

очень

сокровенное

чувство,

находящееся

глубоко

в

душе

(подсознании).

О

патриотизме судят не по словам, а по делам каждого

человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а

тот, кого будут чтить в этом качестве другие, прежде

всего его соотечественники. Чем шире территория,

которую патриот считает своей Родиной (вплоть до

границ своего государства), чем больше любви он

проявляет к своим соотечественникам, чем больше

каждодневных дел он совершает для блага данной

территории и её обитателей (по нарастающей: дом,

двор, улица, район, город, край и т.д.), тем больший

патриот данный человек, тем выше и истиннее его

патриотизм.

Таким

образом, настоящим

(идеальным)

патриотом можно считать человека,

постоянно укрепляющего своё физическое и

нравственное здоровье,

хорошо

воспитанного,

образованного

и

просвещённого,

имеющего нормальную семью,

почитающего своих предков,

растящего

и

воспитывающего

в

лучших

традициях своих потомков,

содержащего в надлежащем состоянии своё

жилище (квартиру, подъезд, дом, двор),

постоянно улучшающего свой быт, образ жизни

и культуру поведения,

работающего во благо своего Отечества,

участвующего в общественных мероприятиях

или в деятельности организаций патриотической

направленности.

Исходя из этого, можно определить основные

направления в работе по воспитанию патриотических

чувств у учащихся:

1.Воспитание любви к своей Родине.

2.Приобщение к боевым и трудовым традициям

народа, Российской армии.

3.Разъяснение

истоков

героизма

и

самоотверженности людей.

4.Воспитание

гордости

за

подвиги

представителей

разных

поколений

защитников

Отечества и стремления подражать им.

5.Изучение своей семьи: семейных реликвий,

профессий

членов

семьи,

увлечений

родителей,

бабушек, дедушек. Это направление в работе по

воспитанию патриотических чувств у учащихся мы

считаем приоритетным среди других.

Ведь народная мудрость гласит: «Без корня и

полынь не растёт».

Для каждого ребёнка первый шаг к познанию

Родины – изучение своей семьи. Изучение истории

семьи не только способствует духовному сближению

взрослых членов семьи и детей, но и является первым

шагом в познании Родины, её традиций, истории.

В результате такой поисковой работы дети

должны усвоить, что мир семьи – это…

- родной дом, уют, тепло;

- взаимопонимание, любовь, уважение;

- праздники, традиции.

А взрослые должны постараться объяснить

детям: чтобы в семье царили мир и дружба, надо

запомнить пять важных правил:

- уважай старших и люби их;

- позаботься о младших в семье;

- помни, что своей жизнью ты обязан многим

поколениям своей семьи;

- дорожи всеми своими родственниками;

-

помни,

что

ты

в

семье

помощник

и

продолжатель семейных традиций.

«Познание,

постижение

человеком

своей

Родины, становление в нашей душе патриотической

сердцевины,

патриотическое

воспитание

в

годы

детства, отрочества и ранней юности,– это самые

тонкие, самые сложные вещи в том безгранично

сложном переплетении идей, поступков, стремлений,

которое называется патриотическим воспитанием», -

писал В.А.Сухомлинский. Об этом надо постоянно

помнить, воспитывая детей.

Что значит сегодня воспитывать в семье детей

убежденными патриотами своей Родины?

Воспитывать

в

семье

детей

убежденными

патриотами –

значит

поддерживать,

развивать

и

направлять

их

стремление

к

приобретению

и

использованию на практике знаний, в том числе

знаний Родины и ее народа-патриота, совершившего

невиданный в истории человечеству подвиг.

Воспитывать

в

семье

детей

убежденными

патриотами – значит вырабатывать у них потребность

своей

повседневной

учебной

и

трудовой

деятельностью вносить вклад в ускорение социально-

экономического развития страны, в преодолении

сложных и трудных задач.

Воспитывать детей убежденными патриотами –

значит вырабатывать у них потребность и любовь к

многонациональной

Родине,

чувство

дружбы

и

товарищества между нациями, помогать обретать

самому

с

раннего

возраста

чувство

интернационализма в межнациональном общении,

учебе, труде.

Воспитывать

в

семье

детей

убежденными

патриотами – значит готовить их к выполнению

своего гражданского долга.

Воспитывать

в

семье

детей

убежденными

патриотами – значит готовить их стойкими борцами

за сохранение богатств и природы родной земли,

гуманистических

ценностей

и

традиций

нашей

материальной и духовной культуры и идеологии.

Семья,

в

отличие

от

школы,

является

специфической

сферой

(микроколлективом),

в

которой

у

детей

рождаются

первоначальные

патриотические чувства, воспитывается уважение к

родителям и родословной семьи, к ее боевым и

трудовым традициям, любовь к своему дому, деревне,

городу, к Родине.

Семья

является

благодатной

средой

для

воспитания

патриотического

сознания,

чувств

и

убеждений у детей. Это обусловлено:

Во-первых, тем, что она представляет собой

своеобразный

микроколлектив,

который

основывается

на самых

близких,

доверительных

отношениях между супругами, родителями и детьми.

Во-вторых,

в

семейной

среде

живым

воплощением патриотических чувств для ребенка

являются его родители — мать и отец. С ними у детей

связываются понятия о своем доме, своих родных

местах, своем крае, его городе, своей Родине. Не

случайно, как подметил В. А. Сухомлинский, «слова

Родина,

Отечество

являются

единокровными

братьями слов родить, отец».

В-третьих, в семейной среде ни на минуту не

прекращается

процесс

внутрисемейного

общения

между

старшим

и

младшим

поколениями.

Это

общение способствует не только простому обмену

информацией,

но

и

передаче

детям

и

внукам

богатейшего духовного опыта и героики прошлых

лет,

формированию

патриотического

сознания,

чувств и убеждений, установок и поведения.

Практика показывает, что дети, внуки, правнуки,

если с ними ведется в семье целенаправленная

работа, наследуют боевую и трудовую славу своих

отцов, дедов, прадедов. Для воспитания у них

патриотического сознания и чувств следует активнее

использовать неисчерпаемый материал о боевых

событиях и трудовых свершениях людей в годы

Великой Отечественной войны, в послевоенные годы.

По

словам

педагога

В.

А.

Сухомлинского, «никогда человек не переживает так

глубоко чувство долга перед Родиной, как в те часы

размышлений над судьбами Отчизны, когда он сам

мысленно

повторяет

путь,

пройденный

своим

народом, видит и ощущает себя как частицу народа».

Дети

растут,

и приходит время,

когда они

спрашивают, как прожили жизнь дедушка и бабушка,

отец и мать. На этот закономерный и серьезный

вопрос нельзя не дать ответа, так как в нем — прямой

путь к воспитанию чувства патриотизма у сына и

дочери, внука и правнука, продолжающих дела

родителей, своей родословной. <Где был до войны ты

и твой отец?., <Где ты был в годы войны?, <Как

погибли мои дедушка и бабушка? С этими и

десятками других вопросов сталкиваются отцы и

матери,

дедушки

и

бабушки.

Дети,

особенно

подростки, готовые день и ночь слушать, читать и

смотреть о войне, уже имеют свой идеал из книг,

теле-

и

кинофильмов,

рассказов,

воспоминаний

ветеранов и др. Но им прежде всего хочется иметь

таким идеалом своих самых близких людей —

дедушку и бабушку, отца и мать, старших членов

семьи. Вот почему и возникают у них бесконечные

вопросы о жизни, боевых и трудовых делах своей

семьи, ее родословной. Дети хотят сравнивать свой

обобщенный идеал с конкретным человеком, который

должен быть хоть в чем-то героическим. Они должны

знать

о

жизни

и

деятельности

родителей,

родственников, старших. И если те заслуживают,

гордиться

ими

и

их

делами,

подражать

им,

продолжать их дела, обогащать лучшие семейные

традиции.

Все ли родители говорят с детьми о Родине? Все

ли отцы и матери говорят о ее богатстве и красоте, о

преданности и служении ей, о защите ее чести и

славы? Отдельные родители считают, что в семье об

этом говорить излишне, много об этом говорят и в

школе. Но в том-то и ценность семейных бесед и

разговоров,

что

проходят

они

чаще

всего

в

непосредственной доверительной обстановке.

Именно в такой непринужденной обстановке

сердца ребят открыты для патриотических чувств. И

тогда умное и умелое слово отца или матери о

Родине, долге, труде глубоко входит как в сознание,

так и в сердце сына или дочери.

Рассказы и беседы-воспоминания о Семейной

чести,

о

патриотических

делах

родителей,

размышления над прошлым своей Родины — это

хорошие уроки мужества для детей. В то же время это

и связь времен, это и передача эстафеты от поколения

к поколению. В эти минуты и часы дети чувствуют

себя как бы единым целым, неотъемлемым от

героического прошлого своих дедов, отцов.

Семья вместе с детьми путешествует по дорогам

нашей необъятной Родины, совершает поездки и

походы в соседние и отдаленные страны. Важно,

чтобы эти путешествия, поездки и походы носили не

только

познавательный

характер

но

и

воспитательный, уважение к людям населяющим

нашу страну, их традициям, обычаям.

Большая роль в семье отводится чтению книг о

ВОВ, подвиге народа. Родители должны стремиться к

тому, чтобы посредством литературы и искусства

ребенок как можно раньше прикоснулся сердцем к

человеческим судьбам, судьбам героических людей.

Чувство любви к Родине — это лишь основа

формирования

патриотизма.

Его

высшим

проявлением является осознание молодыми людьми

своего

гражданского

долга,

готовность

активно

включаться в труд, быть сознательными тружениками

уже в школьные годы.

Для наших детей-школьников их важнейшим

трудом

является

учение,

приобретение

знаний,

умений

применять

их

в

различных

сферах

деятельности.

Опыт лучших семей показывает, что родители

могут оказать действенную помощь школе в работе

по формированию у детей сознательного отношения к

приобретению знаний. Кроме функций требования и

контроля учебной деятельности детей, в этих семьях

главное внимание уделяется следующим важным

путям и средствам работы:

-

создание

необходимых

условий

для

развития

познавательных

интересов

детей

(приобретение

научной

и

справочной

литературы,

технических

средств обучения, материалов для конструирования;

- привитие навыков рациональной работы с книгой;

- использование радио-телепередач для обогащения

детей знаниями;

- приведение ярких и убедительных доводов о

необходимости и важности знаний для прогресса

нашей Родины и благосостояния семьи.

Практика

семейного

воспитания

убедительно

говорит о том, что в воспитании детей сознательными

тружениками особенно велика роль отца. Как хочется

ребенку, чтобы отец его был личностью сильной,

ярко выраженной, умеющей быть ответственной.

Отцы

личным

примером

и

повседневными

трудовыми делами вырабатывают у своих детей

активную позицию в труде.

Школа

как

центр

воспитательной

работы

признана

квалифицированно

руководить

патриотическим воспитанием детей в семье. Она

имеет возможности вовлекать в эту работу родителей,

общественность. В осуществлении педагогического

руководства воспитанием детей в семье патриотами

своей Родины школа использует разнообразные пути,

формы и средства.

Остановимся на некоторых из них:

- сочинения на темы «Сыны Отечества», «Я –

гражданин России!», «Россия. Что я могу о ней

сказать»;

- конкурс рисунков «Мой дом. Мое Отечество»,

«Дружат дети всей Земли», «Возьмемся за руки,

друзья».

- проведение военно-спортивных соревнований «А

ну-ка, мальчики!»

- физкультурно-массовые мероприятия;

- смотры строя и песни;

-

встречи

с

ветеранами

и

тыловиками

ВОВ,

участниками локальных войн;

- проведение уроков-мужества;

-тематические заочные экскурсии;

-

проведение

общегосударственных

всенародных

праздников;

- просмотры и обсуждения к/ф о ВОВ.

Заключение

А закончить я хочу стихотворением:

Я – русский человек, и русская природа

Любовна мне, и я ее пою.

Я – русский человек, сын своего народа,

Я с гордостью гляжу на Родину свою.

Ты сыновей растишь – пилотов, мореходов,

У крымских скал, в полуночном краю.

Я – русский человек, сын своего народа,

Я с гордостью гляжу на Родину свою.



В раздел образования