Автор: Чиркова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад № 210" г. Перми
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Консультация
Тема: "Особенности восприятия пространства дошкольниками"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Особенности восприятия пространства дошкольниками».
Проблема ориентации человека в пространстве достаточно многогранна. Она
включает как представления о размерах, форме предмета, как способность
различать расположение предметов в пространстве, понимание различных
пространственных отношений.
Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются
более сложным процессом, чем умение различать качества предметов. В
формировании пространственных представлений и способов ориентации в
пространстве
участвуют
различные
анализаторы
(кинестетический,
осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный). У маленьких детей
особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.
Пространственная
ориентировка
осуществляется
на
основе
непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения
пространственных
категорий
(местоположения,
удаленности,
пространственных
отношений
между
предметами).
В
понятие
пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы,
взаимного
положения
предметов
и
их
положения
относительно
ориентирующегося.
В более узком значении выражение «пространственная ориентация» имеет
ввиду ориентировку на местности. В этом смысле под ориентировкой в
пространстве мыслится:
определение «точки стояния», т. е. местонахождение субъекта по
отношению к окружающим его объектам, например, «Я нахожусь
справа от дома» и т. п.;
определение
местонахождения
объектов
относительно
человека,
ориентирующегося в пространстве, например, «Шкаф находится
справа, а дверь слева от меня»;
определение
пространственного
расположения
предметов
относительно друг друга, например, «Справа от куклы сидит мишка, а
слева от нее лежит мяч».
При передвижении человека пространственная ориентация происходит
постоянно, включая решение следующих задач: постановку цели и выбор
маршрута движения (выбор направления), сохранения направления движения
и достижение цели. Только при этом условии можно успешно перейти из
одного пункта в другой.
Восприятие пространства детьми раннего возраста.
Восприятие пространства возникает уже тогда, когда ребенок в возрасте 4 – 5
недель начинает фиксировать глазами предмет на расстоянии 1 – 1,5 м.
Перемещение взгляда за движущимся предметом наблюдается у детей 2 – 4
месяцев. По мере развития механизма фиксации взгляда формируются
дифференцированные движения головы, корпуса тела, изменяется само
положение ребенка в пространстве.
Слежение за движением предмета в пространстве постепенно развивается:
сначала ребенок воспринимает предмет, движущийся в горизонтальном
направлении, затем в результате длительных упражнений он приучается
следить за движением предмета в вертикальном направлении и по кругу.
Длительное сохранение вертикального положения тела (ходьба) значительно
расширяет практическое освоение пространства. С ходьбой возникают и
новые ощущения преодоления пространства – ощущение равновесия,
ускорение или замедление движения, которые сочетаются со зрительными
ощущениями.
Накопление
практического
опыта
освоения
пространства
позволяет
постепенно овладеть и словом, обобщающим этот опыт. Однако ведущую
роль в познании пространства в раннем и младшем дошкольном возрасте
играет
непосредственный
жизненный
опыт.
Он
накапливается
в
разнообразной
деятельности
(подвижные
и
строительные
игры)
изодеятельность, наблюдения на прогулках.
Дошкольный возраст.
Ориентировка в пространстве требует умения пользоваться какой-либо
системой отсчета. В период раннего детства ребенок ориентируется в
пространстве по сторонам собственного тела.
В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по
основным пространственным направлениям: вперед – назад, вверх – вниз,
направо – налево. Происходит это в результате закрепления за чувственно
различимым ребенком направлениями относящихся к ним названий: вверх,
вниз, вперед, назад, направо, налево.
Как же ребенок овладевает ею?
Различаемые направления ребенок соотносит прежде всего с определенными
частями собственного тела. Так упорядочиваются связи типа: вверху – где
голова, а внизу – где ноги, впереди – где лицо, а сзади – где спина, направо –
где правая рука, налево – где левая. Ориентировка на собственном теле
служит опорой в освоении ребенком пространственных направлений.
С развитием пространственной ориентации изменяется, совершенствуется и
характер отражения воспринимаемого пространства.
Восприятие
внешнего
мира
пространственно
расчленено.
Соотнося
расположенные
в
пространстве
предметы
с
различными
сторонами
собственного
тела,
человек
как
бы
расчленяет
его
по
основным
направлениям: переднюю (правостороннюю и левостороннюю) и заднюю
(тоже правостороннюю и левостороннюю).
Вначале объектами, расположенными впереди, сзади, справа или слева от
себя, ребенок считает лишь те, что непосредственно примыкают к
соответствующим сторонам его тела. Сама ориентировка осуществляется
контактной близости, т. е. в буквальном смысле слова на себе и от себя.
В 3 года у детей появляется возможность зрительной оценки расположения
объекта относительно исходной точки отсчета. Границы отражаемого
пространства как бы отодвигаются от самого ребенка, однако определение
объектов, расположенных впереди, сзади, справа или слева, связывается с
представлением о крайне узких участках пространства.
К 5 годам площадь выделенных ребенком участков: переднего, заднего,
правого, левого – постепенно увеличивается. Теперь даже удаленные
объекты определяются ребенком как расположенные впереди или сзади,
справа или слева от него. Постепенно местность начинает осознаваться
ребенком как целое в ее непрерывном единстве. Каждый участок или зона
еще абсолютизируется и определяется как передний, задний, правый или
левый, которые вначале