Напоминание

"Особенности восприятия пространства дошкольниками"


Автор: Чиркова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад № 210" г. Перми
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Консультация
Тема: "Особенности восприятия пространства дошкольниками"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Особенности восприятия пространства дошкольниками».

Проблема ориентации человека в пространстве достаточно многогранна. Она

включает как представления о размерах, форме предмета, как способность

различать расположение предметов в пространстве, понимание различных

пространственных отношений.

Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются

более сложным процессом, чем умение различать качества предметов. В

формировании пространственных представлений и способов ориентации в

пространстве

участвуют

различные

анализаторы

(кинестетический,

осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный). У маленьких детей

особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.

Пространственная

ориентировка

осуществляется

на

основе

непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения

пространственных

категорий

(местоположения,

удаленности,

пространственных

отношений

между

предметами).

В

понятие

пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы,

взаимного

положения

предметов

и

их

положения

относительно

ориентирующегося.

В более узком значении выражение «пространственная ориентация» имеет

ввиду ориентировку на местности. В этом смысле под ориентировкой в

пространстве мыслится:

определение «точки стояния», т. е. местонахождение субъекта по

отношению к окружающим его объектам, например, «Я нахожусь

справа от дома» и т. п.;

определение

местонахождения

объектов

относительно

человека,

ориентирующегося в пространстве, например, «Шкаф находится

справа, а дверь слева от меня»;

определение

пространственного

расположения

предметов

относительно друг друга, например, «Справа от куклы сидит мишка, а

слева от нее лежит мяч».

При передвижении человека пространственная ориентация происходит

постоянно, включая решение следующих задач: постановку цели и выбор

маршрута движения (выбор направления), сохранения направления движения

и достижение цели. Только при этом условии можно успешно перейти из

одного пункта в другой.

Восприятие пространства детьми раннего возраста.

Восприятие пространства возникает уже тогда, когда ребенок в возрасте 4 – 5

недель начинает фиксировать глазами предмет на расстоянии 1 – 1,5 м.

Перемещение взгляда за движущимся предметом наблюдается у детей 2 – 4

месяцев. По мере развития механизма фиксации взгляда формируются

дифференцированные движения головы, корпуса тела, изменяется само

положение ребенка в пространстве.

Слежение за движением предмета в пространстве постепенно развивается:

сначала ребенок воспринимает предмет, движущийся в горизонтальном

направлении, затем в результате длительных упражнений он приучается

следить за движением предмета в вертикальном направлении и по кругу.

Длительное сохранение вертикального положения тела (ходьба) значительно

расширяет практическое освоение пространства. С ходьбой возникают и

новые ощущения преодоления пространства – ощущение равновесия,

ускорение или замедление движения, которые сочетаются со зрительными

ощущениями.

Накопление

практического

опыта

освоения

пространства

позволяет

постепенно овладеть и словом, обобщающим этот опыт. Однако ведущую

роль в познании пространства в раннем и младшем дошкольном возрасте

играет

непосредственный

жизненный

опыт.

Он

накапливается

в

разнообразной

деятельности

(подвижные

и

строительные

игры)

изодеятельность, наблюдения на прогулках.

Дошкольный возраст.

Ориентировка в пространстве требует умения пользоваться какой-либо

системой отсчета. В период раннего детства ребенок ориентируется в

пространстве по сторонам собственного тела.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по

основным пространственным направлениям: вперед – назад, вверх – вниз,

направо – налево. Происходит это в результате закрепления за чувственно

различимым ребенком направлениями относящихся к ним названий: вверх,

вниз, вперед, назад, направо, налево.

Как же ребенок овладевает ею?

Различаемые направления ребенок соотносит прежде всего с определенными

частями собственного тела. Так упорядочиваются связи типа: вверху – где

голова, а внизу – где ноги, впереди – где лицо, а сзади – где спина, направо –

где правая рука, налево – где левая. Ориентировка на собственном теле

служит опорой в освоении ребенком пространственных направлений.

С развитием пространственной ориентации изменяется, совершенствуется и

характер отражения воспринимаемого пространства.

Восприятие

внешнего

мира

пространственно

расчленено.

Соотнося

расположенные

в

пространстве

предметы

с

различными

сторонами

собственного

тела,

человек

как

бы

расчленяет

его

по

основным

направлениям: переднюю (правостороннюю и левостороннюю) и заднюю

(тоже правостороннюю и левостороннюю).

Вначале объектами, расположенными впереди, сзади, справа или слева от

себя, ребенок считает лишь те, что непосредственно примыкают к

соответствующим сторонам его тела. Сама ориентировка осуществляется

контактной близости, т. е. в буквальном смысле слова на себе и от себя.

В 3 года у детей появляется возможность зрительной оценки расположения

объекта относительно исходной точки отсчета. Границы отражаемого

пространства как бы отодвигаются от самого ребенка, однако определение

объектов, расположенных впереди, сзади, справа или слева, связывается с

представлением о крайне узких участках пространства.

К 5 годам площадь выделенных ребенком участков: переднего, заднего,

правого, левого – постепенно увеличивается. Теперь даже удаленные

объекты определяются ребенком как расположенные впереди или сзади,

справа или слева от него. Постепенно местность начинает осознаваться

ребенком как целое в ее непрерывном единстве. Каждый участок или зона

еще абсолютизируется и определяется как передний, задний, правый или

левый, которые вначале



В раздел образования