Автор: Елена Анатольевна Мишахина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1532
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Взаимодействие педагога ДО с родителями по художественно-эстетическому воспитанию детей
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие педагога ДО с родителями по
художественно-эстетическому воспитанию детей
Художественно-эстетическое воспитание дошкольника – одно из
важных направлений развития личности. Оно предполагает введение его в
мир
искусства,
воспитание
средствами
прекрасного.
К
сожалению,
некоторые
родители
считают,
что
основной
задачей
воспитания
в
дошкольный период должна быть подготовка ребенка к обучению в школе,
поэтому вопросам эстетического воспитания не обязательно отводить много
времени. Вместе с тем, исследования современных ученых доказывают, что
эстетическое развитие положительно влияет на уровень общей подготовки к
школе. Возникает необходимость педагогического просвещения родителей в
сфере
художественно-эстетического
воспитания,
вовлечения
их
в
педагогический процесс дошкольного учреждения.
Взаимодействие детского сада и семьи детей мы строим по следующим
принципам:
доверительность отношений;
помощь родителям в самообразовании;
личная заинтересованность родителей;
организация продуктивного общения всех участников педагогического
процесса (педагоги, дети, родители).
Реализация
обозначенных
принципов
способствуют
формированию
отношений к родителям как к партнерам по общению. Особое внимание
уделяется педагогическому просвещению родителей.
Во взаимодействии с родителями с целью их просвещения условно выделен
информационный блок. Он включает в себя ознакомление родителей с
задачами
художественно-эстетического
воспитания,
его
значением
в
развитии ребенка, созданием необходимых условий в семье для решения
задач художественно-эстетического воспитания.
С этой целью мы используем папки-передвижки, обсуждаем с родителями
книги или публикации в периодической печати, организуем
выставки
новинок литературы с краткой аннотацией, на родительском собрании
осуществляем обзор новинок литературы. В дошкольном учреждении
проводятся родительские собрания, семинары-практикумы, Дни открытых
дверей, консультации и др. В учреждении в 2008 году по заявкам родителей
был организован «Клуб для родителей», цель которого – повышение их
педагогической
грамотности
в
сфере
художественно-эстетического
воспитания детей. Особенно это было актуально в «Год Семьи». Первая
встреча
была
посвящена
приобщению
и
расширению
семейного
мировоззрения на основе народного и декоративно-прикладного искусства.
Встреча прошла в тёплой, дружественной обстановке в кабинете изостудии.
Родители с удовольствием участвовали в семинаре-практикуме, где смогли
поделиться
своим
опытом
и
возможностями.
Совместные
заседания,
практикумы помогают родителям глубже понять вопросы воспитания своего
ребенка, заинтересоваться
деятельностью детского сада. На заседаниях
Клуба обсуждаются вопросы развития детского творчества, приобщения
детей к миру музыки и т.д.
Иногда
возникает
потребность
в
предварительной
подготовке
к
мероприятию: предлагаем родителям прочитать статьи, выявить передовой
опыт семейного воспитания, чтобы затем вынести на коллективное или
групповое обсуждение.
Основной задачей просвещения родителей в этом блоке является создание в
семье условий для художественно-эстетического развития ребенка. Мы даем
родителям советы по созданию дома среды, стимулирующей детскую
художественную деятельность. Рекомендуем создать в доме уголок детского
творчества с разнообразным материалами для рисования, лепки, ручного
труда. Совместная художественная деятельность детей и родителей в семье
является важным условием развития детей.
Целесообразно организовывать в выходные дни совместно с детьми
посещение театров,
музеев,
выставок,
концертов,
а также
просмотр
телепрограмм,
чтение
художественной
литературы.
Мы
рекомендуем
приобщать
детей
к
различным
видам
художественной
деятельности:
посещать детскую библиотеку, кружки различного профиля. Важно при этом
соблюдать
режим,
чередовать
разные
виды
деятельности,
учитывать
потребности детей, их интересы, способности.
Успешное
решение
задач
художественно-эстетического
воспитания
возможно при использовании метода поощрения. Напоминаем родителям,
что нельзя смеяться над детскими рисунками, даже если они еще далеки от
совершенства. В беседах с родителями отмечаем, что при создании у ребенка
положительного
отношения
к
художественной
деятельности
следует
поощрять любые, даже самые незначительные «личные находки». Например,
во время рисования говорить: «Как красиво ты нарисовал траву, она такая
яркая
и
сочная!»,
или:
«Ботинки
у
клоуна
получились,
как
настоящие!». Поощряя инициативу ребенка, мы способствуем дальнейшему
развитию его творчества и самостоятельности. Важно создание в семье
атмосферы Радости и Понимания. Успех порождает интерес к деятельности,
к процессу творчества, радости от возможности реализовать себя, свои
замыслы и устремления. Прекрасным девизом здесь могут быть следующие
слова: «Хочу! Знаю! Могу!». Наглядным выражением поощрения детского
творчества в семье могут стать домашняя «Стена славы» или «Стена Побед».
В зоне особого внимания - помощь родителям в самообразовании [1]. С этой
целью мы создали в библиотеку для родителей, подобрали для них
литературу
по
вопросам
семейного
и
художественно-эстетического
воспитания, включая и журнальные статьи. Материалы подбираются
сотрудниками детского сада – логопедом, психологом, воспитателем по
физическому и музыкальному воспитанию. К комплектованию библиотеки
мы привлекаем самих родителей, которые охотно передают в общественное
пользование прочитанные книги, журналы и даже подписные издания
энциклопедий. Пропаганда литературы по педагогической тематике входит в
обязанности педагогов дошкольного учреждения.
Нами выделен условно практический блок взаимодействия с целью
организации продуктивного общения всех участников педагогического
процесса
(педагоги,
дети,
родители).
В
него
входит
демонстрация
достижений
детей
в
различных
видах
художественной
деятельности
(музыкальная,
речевая,
изобразительное
творчество,
ручной
труд);
совместные
мероприятия
родителей,
педагогов
и
детей.
Например,
проводятся музыкальные праздники и развлечения, театральные постановки
с участием родителей. Организуются тематические и персональные выставки
детского творчества, выставки родителей. Это могут быть фотовыставки,
различные хобби. Например, была организована фотовыставка «Как мы
отдыхали в Новогодние каникулы»; выставка «Игрушки - своими руками».
Популярностью пользуются совместные выставки детей и родителей,
например, «Семейное древо», «Сочиняем и рисуем сказку» и т.д., конкурсы
семейных талантов, вернисажи детских рисунков. Родители оказывают
помощь в организации мини-музея в группе детского сада. Были созданы при
участии родителей «Музей настенных тарелок», экспозиция «Дамы эпохи»,
групповая коллекция игрушки своими руками, старые вещи и др.
Правила, которых мы придерживаемся во взаимодействии с родителями:
проявлять искренне уважение;
общение должно быть не во вред, а во благо;
изучение
семей
воспитанников
должно
быть
тактичным
и
предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную
работу.
Между взрослыми и детьми много разного и в то же время общего. И это
общее ярко проявляется в совместной деятельности, особенно если она носит
творческий характер. Поделки, картины, коллажи, которые взрослый создаёт
в сотворчестве с ребёнком, имеют эмоциональную силу, несут в себе заряд
радости и красоты. В таких работах удивительным образом сочетаются
детская непосредственность и опыт взрослого. Созданная общими усилиями
картина, как правило, получается более впечатляющая, она эмоционально
затрагивает детей. На совместных праздниках, выставках, конкурсах,
вернисажах родители и мы, педагоги, имеют возможность не только увидеть
художественные успехи детей, но и, что особенно важно, можем вместе с
ними порадоваться их «творениям».
Активное участие родителей в
различных мероприятиях дошкольного
образовательного учреждения повышает их интерес к творчеству детей,
способствует развитию у ребят чувства уверенности в своих силах и
стремления к самореализации, а также сближает родителей и педагогов в
решении задач воспитания и обучения, делая их союзниками и друзьями.
Как результат проведенной работы можно отметить повышение процента
посещаемости родителями собраний и совместных мероприятий. Родители
стали полноправными участниками педагогического процесса в детском
саду, повысилось количество семей, участвующих в различных конкурсах.
Таким образом, организация разного рода совместных дел родителей и
педагогов приближает семью к детскому саду и стимулирует эффективное
взаимодействие семьи и ДОУ.
Литература
1.
Зверева О. Л., Ганичева А. Н., Кротова Т. В. Семейная педагогика и
домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебное
пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
2.
Иванова В.М. Сотрудничество воспитателей и родителей: пути,
проблемы, поиск //Как помочь ребенку войти в современный мир? /
Под. Ред. Т. В. Антоновой. М., 1995.
3.
Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в
ДОУ. Учебное методическое пособие. – М., 2005.