Напоминание

Взаимодействие педагога ДО с родителями по художественно-эстетическому воспитанию детей


Автор: Елена Анатольевна Мишахина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1532
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Взаимодействие педагога ДО с родителями по художественно-эстетическому воспитанию детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимодействие педагога ДО с родителями по

художественно-эстетическому воспитанию детей

Художественно-эстетическое воспитание дошкольника – одно из

важных направлений развития личности. Оно предполагает введение его в

мир

искусства,

воспитание

средствами

прекрасного.

К

сожалению,

некоторые

родители

считают,

что

основной

задачей

воспитания

в

дошкольный период должна быть подготовка ребенка к обучению в школе,

поэтому вопросам эстетического воспитания не обязательно отводить много

времени. Вместе с тем, исследования современных ученых доказывают, что

эстетическое развитие положительно влияет на уровень общей подготовки к

школе. Возникает необходимость педагогического просвещения родителей в

сфере

художественно-эстетического

воспитания,

вовлечения

их

в

педагогический процесс дошкольного учреждения.

Взаимодействие детского сада и семьи детей мы строим по следующим

принципам:

доверительность отношений;

помощь родителям в самообразовании;

личная заинтересованность родителей;

организация продуктивного общения всех участников педагогического

процесса (педагоги, дети, родители).

Реализация

обозначенных

принципов

способствуют

формированию

отношений к родителям как к партнерам по общению. Особое внимание

уделяется педагогическому просвещению родителей.

Во взаимодействии с родителями с целью их просвещения условно выделен

информационный блок. Он включает в себя ознакомление родителей с

задачами

художественно-эстетического

воспитания,

его

значением

в

развитии ребенка, созданием необходимых условий в семье для решения

задач художественно-эстетического воспитания.

С этой целью мы используем папки-передвижки, обсуждаем с родителями

книги или публикации в периодической печати, организуем

выставки

новинок литературы с краткой аннотацией, на родительском собрании

осуществляем обзор новинок литературы. В дошкольном учреждении

проводятся родительские собрания, семинары-практикумы, Дни открытых

дверей, консультации и др. В учреждении в 2008 году по заявкам родителей

был организован «Клуб для родителей», цель которого – повышение их

педагогической

грамотности

в

сфере

художественно-эстетического

воспитания детей. Особенно это было актуально в «Год Семьи». Первая

встреча

была

посвящена

приобщению

и

расширению

семейного

мировоззрения на основе народного и декоративно-прикладного искусства.

Встреча прошла в тёплой, дружественной обстановке в кабинете изостудии.

Родители с удовольствием участвовали в семинаре-практикуме, где смогли

поделиться

своим

опытом

и

возможностями.

Совместные

заседания,

практикумы помогают родителям глубже понять вопросы воспитания своего

ребенка, заинтересоваться

деятельностью детского сада. На заседаниях

Клуба обсуждаются вопросы развития детского творчества, приобщения

детей к миру музыки и т.д.

Иногда

возникает

потребность

в

предварительной

подготовке

к

мероприятию: предлагаем родителям прочитать статьи, выявить передовой

опыт семейного воспитания, чтобы затем вынести на коллективное или

групповое обсуждение.

Основной задачей просвещения родителей в этом блоке является создание в

семье условий для художественно-эстетического развития ребенка. Мы даем

родителям советы по созданию дома среды, стимулирующей детскую

художественную деятельность. Рекомендуем создать в доме уголок детского

творчества с разнообразным материалами для рисования, лепки, ручного

труда. Совместная художественная деятельность детей и родителей в семье

является важным условием развития детей.

Целесообразно организовывать в выходные дни совместно с детьми

посещение театров,

музеев,

выставок,

концертов,

а также

просмотр

телепрограмм,

чтение

художественной

литературы.

Мы

рекомендуем

приобщать

детей

к

различным

видам

художественной

деятельности:

посещать детскую библиотеку, кружки различного профиля. Важно при этом

соблюдать

режим,

чередовать

разные

виды

деятельности,

учитывать

потребности детей, их интересы, способности.

Успешное

решение

задач

художественно-эстетического

воспитания

возможно при использовании метода поощрения. Напоминаем родителям,

что нельзя смеяться над детскими рисунками, даже если они еще далеки от

совершенства. В беседах с родителями отмечаем, что при создании у ребенка

положительного

отношения

к

художественной

деятельности

следует

поощрять любые, даже самые незначительные «личные находки». Например,

во время рисования говорить: «Как красиво ты нарисовал траву, она такая

яркая

и

сочная!»,

или:

«Ботинки

у

клоуна

получились,

как

настоящие!». Поощряя инициативу ребенка, мы способствуем дальнейшему

развитию его творчества и самостоятельности. Важно создание в семье

атмосферы Радости и Понимания. Успех порождает интерес к деятельности,

к процессу творчества, радости от возможности реализовать себя, свои

замыслы и устремления. Прекрасным девизом здесь могут быть следующие

слова: «Хочу! Знаю! Могу!». Наглядным выражением поощрения детского

творчества в семье могут стать домашняя «Стена славы» или «Стена Побед».

В зоне особого внимания - помощь родителям в самообразовании [1]. С этой

целью мы создали в библиотеку для родителей, подобрали для них

литературу

по

вопросам

семейного

и

художественно-эстетического

воспитания, включая и журнальные статьи. Материалы подбираются

сотрудниками детского сада – логопедом, психологом, воспитателем по

физическому и музыкальному воспитанию. К комплектованию библиотеки

мы привлекаем самих родителей, которые охотно передают в общественное

пользование прочитанные книги, журналы и даже подписные издания

энциклопедий. Пропаганда литературы по педагогической тематике входит в

обязанности педагогов дошкольного учреждения.

Нами выделен условно практический блок взаимодействия с целью

организации продуктивного общения всех участников педагогического

процесса

(педагоги,

дети,

родители).

В

него

входит

демонстрация

достижений

детей

в

различных

видах

художественной

деятельности

(музыкальная,

речевая,

изобразительное

творчество,

ручной

труд);

совместные

мероприятия

родителей,

педагогов

и

детей.

Например,

проводятся музыкальные праздники и развлечения, театральные постановки

с участием родителей. Организуются тематические и персональные выставки

детского творчества, выставки родителей. Это могут быть фотовыставки,

различные хобби. Например, была организована фотовыставка «Как мы

отдыхали в Новогодние каникулы»; выставка «Игрушки - своими руками».

Популярностью пользуются совместные выставки детей и родителей,

например, «Семейное древо», «Сочиняем и рисуем сказку» и т.д., конкурсы

семейных талантов, вернисажи детских рисунков. Родители оказывают

помощь в организации мини-музея в группе детского сада. Были созданы при

участии родителей «Музей настенных тарелок», экспозиция «Дамы эпохи»,

групповая коллекция игрушки своими руками, старые вещи и др.

Правила, которых мы придерживаемся во взаимодействии с родителями:

проявлять искренне уважение;

общение должно быть не во вред, а во благо;

изучение

семей

воспитанников

должно

быть

тактичным

и

предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную

работу.

Между взрослыми и детьми много разного и в то же время общего. И это

общее ярко проявляется в совместной деятельности, особенно если она носит

творческий характер. Поделки, картины, коллажи, которые взрослый создаёт

в сотворчестве с ребёнком, имеют эмоциональную силу, несут в себе заряд

радости и красоты. В таких работах удивительным образом сочетаются

детская непосредственность и опыт взрослого. Созданная общими усилиями

картина, как правило, получается более впечатляющая, она эмоционально

затрагивает детей. На совместных праздниках, выставках, конкурсах,

вернисажах родители и мы, педагоги, имеют возможность не только увидеть

художественные успехи детей, но и, что особенно важно, можем вместе с

ними порадоваться их «творениям».

Активное участие родителей в

различных мероприятиях дошкольного

образовательного учреждения повышает их интерес к творчеству детей,

способствует развитию у ребят чувства уверенности в своих силах и

стремления к самореализации, а также сближает родителей и педагогов в

решении задач воспитания и обучения, делая их союзниками и друзьями.

Как результат проведенной работы можно отметить повышение процента

посещаемости родителями собраний и совместных мероприятий. Родители

стали полноправными участниками педагогического процесса в детском

саду, повысилось количество семей, участвующих в различных конкурсах.

Таким образом, организация разного рода совместных дел родителей и

педагогов приближает семью к детскому саду и стимулирует эффективное

взаимодействие семьи и ДОУ.

Литература

1.

Зверева О. Л., Ганичева А. Н., Кротова Т. В. Семейная педагогика и

домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебное

пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

2.

Иванова В.М. Сотрудничество воспитателей и родителей: пути,

проблемы, поиск //Как помочь ребенку войти в современный мир? /

Под. Ред. Т. В. Антоновой. М., 1995.

3.

Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в

ДОУ. Учебное методическое пособие. – М., 2005.



В раздел образования