Напоминание

Особенности физической и технической подготовки прыгунов с шестом на различных периодах годичного цикла


Автор: Латыпов Артур Фанисович
Должность: тренер
Учебное заведение: МБУ "Спортивная школа олимпийского резерва "Атлетика""
Населённый пункт: г.Казани
Наименование материала: статья
Тема: Особенности физической и технической подготовки прыгунов с шестом на различных периодах годичного цикла
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности физической и технической подготовки прыгунов с

шестом на различных периодах годичного цикла

В процессе практической и научной деятельности в вертикальных

прыжках

сложилось

двух

пиковое

планирование

(наличие

двух

подготовительных периодов) обеспечивающее успешное выступление в

зимнем и летнем соревновательных периодах. В зависимости от уровня

подготовленности и квалификации спортсмена годичные планы бывают:

однопиковые (для начинающих спортсменов), двухпиковые (для КМС и МC)

и трёхпиковые (для членов сборных команд). В основе подготовки прыгунов

в годичном цикле лежит комплексно-блоковая система распределения

нагрузки. Такой подход тренировочному процессу позволяет параллельно

использовать средства различной направленности с выделением этапов

целенаправленного воздействия на развитие определённых качества, органов

и систем организма спортсмена. Основным звеном годичного планирования

является период подготовки (включающий в себя подготовку и участие в

соревнованиях) состоящий из определённых этапов [12;14;15].

Прыжок с шестом относится к видам легкой атлетики, в которых

сочетаются

требования

к

высокому

скоростно-силовому

физическому

развитию спортсмена и совершенному владению техническим мастерством.

Физическая

подготовка

проходит

в

условиях

больших

напряжений

организма, усталости и даже недовосстановления. Процесс же роста

технического мастерства, как известно, протекает лучше в условиях полного

восстановления. Сочетание этих противоположных требований в едином

тренировочном процессе является наиболее важной проблемой, в связи с чем

возрастает роль управления тренировкой [2].

В прыжках с шестом планирование тренировки предусматривает два

подготовительных (зимний и весенний) и два соревновательных (зимний и

летний) периода [5].

В зимнем подготовительном периоде на этапе общей подготовки

(ноябрь) большое внимание уделяется силовой подготовке (упражнения со

Штангой, гирями, набивными мячами), а также акробатике и упражнениям

на гимнастических снарядах.

Вторая часть осенне-зимнего этапа (декабрь—январь) характеризуется

более специальной направленностью занятий. В декабре следует выполнять

большое количество специальных упражнений с шестом, даже при хорошей

технике [6].

С приближением зимних соревнований все большее место в тренировке

занимают прыжки с больших разбегов. Подбор большого разбега обычно

выполняют постепенно, увеличивая предыдущий разбег на 2 беговых шага.

В прыжках через планку со среднего и большого разбегов следует осваивать

и совершенствовать технику прыжка при максимальной амплитуде движений

и в ритме, требуемом для преодоления больших высот. Занятия проводятся 6

раз в неделю. Продолжительность занятий 2-3 часа [17].

В период подготовки к зимним соревнованиям (январь—февраль)

уменьшается общий объем тренировочной работы. Сокращается количество

прыжков с шестом, но они выполняются в основном с большого разбега и на

больших высотах. Специальные упражнения с шестом применяются лишь

для настройки. Спринтерский бег выполняется легко, свободно. Иногда он

заменяется бегом с шестом. Гимнастическая подготовка служит в основном

для тонизации тех групп мышц, которые важны для прыгуна с шестом. На

зимнем соревновательном этапе желательно участвовать в состязаниях

каждую неделю. Очень полезно участие в прикидках и соревнованиях в

спринте и прыжках в длину [14;15] .

Весенний подготовительный этап (март—апрель) посвящается главным

образом развитию определенных физических качеств, и в первую очередь

скорости бега. Поэтому в весеннюю тренировку следует включать большое

количество беговых упражнений, свободных пробежек и стартов. В это время

желательно отдельные тренировки проводить совместно со спринтерами [6].

Для дальнейшего повышения всесторонней физической подготовки

используются общеразвивающие, акробатические упражнения, а также

кроссы в спокойном темпе в течение 20—30 мин.

Для

весеннего

подготовительного

этапа

характерна

большая

интенсивность.

Занятия

в

это

время

следует

разнообразить.

Продолжительность занятий в разные дни неодинакова. Следует чередовать

легкие тренировочные дни с тяжелыми, занятия на стадионе с занятиями на

местности. Только тогда можно добиться большой физической нагрузки, не

перегружая нервную систему. Специальные подготовительные упражнения

выполняются

перед

прыжками

с

шестом

для

настройки

и

для

совершенствования отдельных элементов техники.

Овладение техникой происходит главным образом в прыжках с шестом

со среднего и большого разбега. Цель этих прыжков — достигнуть

автоматизма и стабильности, несмотря на различные условия и усталость.

Количество прыжков с большого разбега доходит до 15—20 в занятие. Все

прыжки следует проводить независимо от состояния дорожки, направления

ветра и погоды, не создавая облегченных условий.

Спринтерская подготовка проводится в полном объеме, но больше на

коротких отрезка. Следует чаще включать бег с шестом. Очень важно чтобы

он был свободным, без излишних напряжений, но быстрым (20—30 м с ходу

с шестом на 0,1—0,2 сек. хуже, чем в гладком беге).

Упражнения

для

развития

силы,

ловкости

и

гибкости

(на

гимнастических снарядах) занимают меньшее место, чем на этом же этапе

зимой. В занятия следует включать метания, но использовать их как средство

активного отдыха [5;6].

Тренировочные

занятия

проводятся

5

раз

в

неделю

продолжительностью 1,5—3 часа. Одно-два занятия в неделю желательно

проводить на местности .

В соревновательном периоде (май—сентябрь) тренировочные занятия

обычно

планируются

с

учетом

календаря

состязаний.

Подготовка

к

соревнованиям

характеризуется

уменьшением

объема

и

увеличением

интенсивности нагрузки. Прежде всего это относится к сопровождающим

разделам подготовки. Большинство прыжков с шестом выполняется с

большого разбега. Вход на шест используется только как предварительная

настройка перед прыжками. Общее количество прыжков уменьшается до 10

—15 в занятие. Прыжки следует проводить не подряд один за другим, а

делать отдых после прыжка, анализируя его недостатки, и лишь затем

готовиться к следующему прыжку, концентрируя на нем внимание и

настраиваясь психологически. Многие прыжки выполняются с задачей

прыгнуть

выше

личного

тренировочного

достижения.

Преодоление

рекордной высоты вселяет веру в свои силы, помогает спортсмену успешно

участвовать в соревнованиях.

В тренировках этого периода основное внимание обращается на

сохранение целостного ритма, в особенности на убыстрение входа на шест,

отвала

и

удлинение

подъема

вверх.

Рекомендуется

многократно

воспроизводить вслух ритм убыстренного прыжка.

Тренировка в спринтерском беге должна быть легкой, свободной, не

напряженной. Следует помнить, что основная нагрузка в спринте была

весной и в начале лета. Теперь важно поддержать достигнутый уровень

скорости бега и полнее использовать ее в разбеге [14;15;17;19] .

Уровень мышечной силы следует поддерживать упражнениями на

гимнастических снарядах, ветках деревьев, канате и т. п. Но главное — надо

учиться в это время полнее использовать силу мышц в самом прыжке,

убыстрять движения, развивать ловкость в эффективном сгибании планки.

Для поддержания общей физической подготовленности и активного отдыха

можно включать в занятия и метания, а также проводить кроссы, в

особенности на следующий день после соревнований или тренировки

сбольшой нагрузкой. Продолжительность кроссов 15—20 мин. Темп очень

спокойный, равномерный.

Тренировки по время переходного периода предполагают решение след

основных задач:

1.

организовать

полноценных

отдых

после

тренировочных

и

соревновательных нагрузок;

2.

поддержать на определенном уровне тренированность для обеспечения

оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла.

Эти задачи определяют продолжительность ПП, состав средств и методов,

диамику нагрузки т.п.

Продолжительность ПП регламентируют такие факторы как:

- этап многолетней подготовки;

- система планирования тренировочного процесса в течении года;

- продолжительность соревновательного периода;

- сложность и ответственность основных соревнований;

- индивидуальные особенности спортсмена.

Содержание ПП:

1й подход – сочетание активного и пассивного отдыха

2й подход- активный и пассивный отдых(несколько дней)-достаточно

напряженная

тренировка(по

принципу

планирования

втягивающего

мезоцикла обще-подготовительного этапа) и т.д.

3й подход – применение средства активного отдыха и неспецифические

нагрузки,

обеспечивающие

поддержание

основных

компонентов

тренированности.

Таблица 2 - Распределение средств и методов в комплексно-блоковой

системе по этапам подготовки прыгунов с шестом в годичном цикле на

осенне-зимнем подготовительном этапе [14]

Периоды

I Подготовительный

I Соревнователь-

ный

Всего

Направлен-

ность этапа

1

2

3

4

5%

100%

1. ОФП и

развитие

координации

50%

10%

11%

12%

17%

100%

2. Развитие

силы

15%

40%

20%

15%

10%

100%

3. Развитие

скоростно –

силовых

качеств

12%

25%

40%

15%

8%

100%

4. Развитие

скорости бега

13%

17%

15%

40%

15%

100%

5. Технико-

соревнова-

тельная

10%

8%

14%

18%

50%

100%

Таблица 3 - распределение средств и методов в комплексно-блоковой

системе по этапам подготовки прыгунов с шестом в годичном цикле на

весеннее – летнем этапе [14]

Периоды

II Подготовительный

II Соревнователь-

ный

Всего

Направлен-

ность этапа

1

2

3

4

5%

100%

1. ОФП и

развитие

координации

50%

2%

15%

15%

18%

100%

2. Развитие

силы

20%

40%

18%

12%

10%

100%

3. Развитие

скоростно –

силовых

качеств

30%

40%

21%

-

9%

100%

4. Развитие

скорости бега

20%

15%

12%

40%

13%

100%

5. Технико-

соревнова-

тельная

10%

13%

15%

12%

50%

100%

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Берштейн Н. А. О ловкости и ее развитии / Берштейн. Н. А. – М. :

Физическая культура и спорт. , 1991. – 287с.

2.

Бондарчук А. П. Управление тренировочным процессом спортсменов

высокого класса / А. П. Бондарчук. – М. : Олимпия Пресс, 2007. – 272с.

3.

Бойко В.В Прыжки в небо 7 В.В. Бойко, И.И. Никонов. – Минск:

Полымя, 1990-96 с.

4.

Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки

спортсменов / Верхошанский Ю.В. – М. : Физическая культура, 1988. –

331 с.

5.

Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного

процесса / Верхошанский Ю.В. – М. : Физическая культура, 1985. –

207 с.

6.

Верхошанский Ю. В. На пути к научной теории и методологии

спортивной тренировки / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика

физической культуры. 1998. - № 2. - С. 21-42.

7.

Ганзелен Р.В. Прыжок с шестом / Р.В. Ганзелен. – Москва:

Физкультура и спорт, 1977. – 88 с.

8.

Горбунов

В.А.

Спортивно-прикладная

гимнастика

в

системе

специализированных средств подготовки спортсменов в прыжках с

шестом: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / В.А. Горбунов. – Омск, 2001.

– 144 с.

9.

Губа В. П. Резервные возможности спортсменов / В. П. Губа, Н. Н.

Чесноков. – М: Физическая культура, 2008. – 146с.

10.Дьячков

В.М.

Совершенствование

технического

мастерства

спортсменов / В.М. Дьячков [и др.]. – Москва: Физкультура и спорт,

1967. – 183 с.

11.Жбанков О.В. Методика совершенствования взаимодействия с упругим

снарядом в прыжке с шестом / О.В. Жбанков, Ю.Г. Кожевников, В.А.

Петров // Теория и практика физической культуры. – 1988. – № 7. – С.

39–40.

12. Креер В.А. Легкоатлетические прыжки / В.А. Креер, В.Б. Попов. –

Москва: Физкультура и спорт, 1986. – 175 с.

13. Лапутин А.Н. Технические средства обучения: учеб. пособ. для инст.

физ. культуры / А.Н. Лапутин, В.Л. Уткин. – Москва: Физкультура и

спорт, 1990. – 78 с.

14.

Лёгкая атлетика: учеб. / под общ. Ред. Н.Н. Чеснокова, В.Г.

Никитушкина. – М. : Физическая культура, 2010.

15. Лёгкая атлетика : учеб. для ин-тов физ. культ./Под ред. Озолина, В. И.

Воронкина Ю. Н. Примакова. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Альянс,

2017. – 671 с. с ил.

16. Мироненко, И. Н. Классификация элементарной структурной единицы

прыжковых

локомоций

отталкивания

/

И.

Н.

Мироненко

//

Современный олимпийский спорт: материалы междунар. конгресса. -

М., 2003.-С.263264.

17.

Оганджанов А.Л. Управление подготовкой квалифицированных

легкоатлетов-прыгунов. М.: ФК , 2005. - 200 с.

18.

Петров

В.А.

Техническая

подготовка

прыгунов

с

шестом.

/

Московский

региональный

центр

развития

Международной

ассоциации легкоатлетических федераций. М., 2002. 150 с.

19.Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М:

Физкультура и спорт, 1986.

20. Пьянзин А. И. Спортивная подготовка легкоатлетов-прыгунов / А. И.

Пьянзин М.: Теория и практика физической культуры. - 2004. - 370

21. Хельбик Р. Применение технических средств в учебно-тренировочном

процессе теннисистов 13 14 лет.: автореф. дисс.канд.пед. наук.-

М.,2006.- 24 с.

22. Ягодин В.М. Обучение и специальные упражнения прыгуна с шестом

Легкая атлетика, 1965 , №6. с.9.

23. Ягодин В.М. Осваиваем фиберглассовый шест .- Легкая атлетика,№12,

С.11.

24.

Ягодин В.М. Многолетняя тренировка прыгуна с шестом.- М.,:

СпортАкадемПресс, 2000. – 52 с.

25. Ягодин В.М.Прыжок с шестом. Тенденции и возможности. Легкая

атлетика, 1982, № 2, с.8



В раздел образования