Автор: Латыпов Артур Фанисович
Должность: тренер
Учебное заведение: МБУ "Спортивная школа олимпийского резерва "Атлетика""
Населённый пункт: г.Казани
Наименование материала: статья
Тема: Особенности физической и технической подготовки прыгунов с шестом на различных периодах годичного цикла
Раздел: дополнительное образование
Особенности физической и технической подготовки прыгунов с
шестом на различных периодах годичного цикла
В процессе практической и научной деятельности в вертикальных
прыжках
сложилось
двух
пиковое
планирование
(наличие
двух
подготовительных периодов) обеспечивающее успешное выступление в
зимнем и летнем соревновательных периодах. В зависимости от уровня
подготовленности и квалификации спортсмена годичные планы бывают:
однопиковые (для начинающих спортсменов), двухпиковые (для КМС и МC)
и трёхпиковые (для членов сборных команд). В основе подготовки прыгунов
в годичном цикле лежит комплексно-блоковая система распределения
нагрузки. Такой подход тренировочному процессу позволяет параллельно
использовать средства различной направленности с выделением этапов
целенаправленного воздействия на развитие определённых качества, органов
и систем организма спортсмена. Основным звеном годичного планирования
является период подготовки (включающий в себя подготовку и участие в
соревнованиях) состоящий из определённых этапов [12;14;15].
Прыжок с шестом относится к видам легкой атлетики, в которых
сочетаются
требования
к
высокому
скоростно-силовому
физическому
развитию спортсмена и совершенному владению техническим мастерством.
Физическая
подготовка
проходит
в
условиях
больших
напряжений
организма, усталости и даже недовосстановления. Процесс же роста
технического мастерства, как известно, протекает лучше в условиях полного
восстановления. Сочетание этих противоположных требований в едином
тренировочном процессе является наиболее важной проблемой, в связи с чем
возрастает роль управления тренировкой [2].
В прыжках с шестом планирование тренировки предусматривает два
подготовительных (зимний и весенний) и два соревновательных (зимний и
летний) периода [5].
В зимнем подготовительном периоде на этапе общей подготовки
(ноябрь) большое внимание уделяется силовой подготовке (упражнения со
Штангой, гирями, набивными мячами), а также акробатике и упражнениям
на гимнастических снарядах.
Вторая часть осенне-зимнего этапа (декабрь—январь) характеризуется
более специальной направленностью занятий. В декабре следует выполнять
большое количество специальных упражнений с шестом, даже при хорошей
технике [6].
С приближением зимних соревнований все большее место в тренировке
занимают прыжки с больших разбегов. Подбор большого разбега обычно
выполняют постепенно, увеличивая предыдущий разбег на 2 беговых шага.
В прыжках через планку со среднего и большого разбегов следует осваивать
и совершенствовать технику прыжка при максимальной амплитуде движений
и в ритме, требуемом для преодоления больших высот. Занятия проводятся 6
раз в неделю. Продолжительность занятий 2-3 часа [17].
В период подготовки к зимним соревнованиям (январь—февраль)
уменьшается общий объем тренировочной работы. Сокращается количество
прыжков с шестом, но они выполняются в основном с большого разбега и на
больших высотах. Специальные упражнения с шестом применяются лишь
для настройки. Спринтерский бег выполняется легко, свободно. Иногда он
заменяется бегом с шестом. Гимнастическая подготовка служит в основном
для тонизации тех групп мышц, которые важны для прыгуна с шестом. На
зимнем соревновательном этапе желательно участвовать в состязаниях
каждую неделю. Очень полезно участие в прикидках и соревнованиях в
спринте и прыжках в длину [14;15] .
Весенний подготовительный этап (март—апрель) посвящается главным
образом развитию определенных физических качеств, и в первую очередь
скорости бега. Поэтому в весеннюю тренировку следует включать большое
количество беговых упражнений, свободных пробежек и стартов. В это время
желательно отдельные тренировки проводить совместно со спринтерами [6].
Для дальнейшего повышения всесторонней физической подготовки
используются общеразвивающие, акробатические упражнения, а также
кроссы в спокойном темпе в течение 20—30 мин.
Для
весеннего
подготовительного
этапа
характерна
большая
интенсивность.
Занятия
в
это
время
следует
разнообразить.
Продолжительность занятий в разные дни неодинакова. Следует чередовать
легкие тренировочные дни с тяжелыми, занятия на стадионе с занятиями на
местности. Только тогда можно добиться большой физической нагрузки, не
перегружая нервную систему. Специальные подготовительные упражнения
выполняются
перед
прыжками
с
шестом
для
настройки
и
для
совершенствования отдельных элементов техники.
Овладение техникой происходит главным образом в прыжках с шестом
со среднего и большого разбега. Цель этих прыжков — достигнуть
автоматизма и стабильности, несмотря на различные условия и усталость.
Количество прыжков с большого разбега доходит до 15—20 в занятие. Все
прыжки следует проводить независимо от состояния дорожки, направления
ветра и погоды, не создавая облегченных условий.
Спринтерская подготовка проводится в полном объеме, но больше на
коротких отрезка. Следует чаще включать бег с шестом. Очень важно чтобы
он был свободным, без излишних напряжений, но быстрым (20—30 м с ходу
с шестом на 0,1—0,2 сек. хуже, чем в гладком беге).
Упражнения
для
развития
силы,
ловкости
и
гибкости
(на
гимнастических снарядах) занимают меньшее место, чем на этом же этапе
зимой. В занятия следует включать метания, но использовать их как средство
активного отдыха [5;6].
Тренировочные
занятия
проводятся
5
раз
в
неделю
продолжительностью 1,5—3 часа. Одно-два занятия в неделю желательно
проводить на местности .
В соревновательном периоде (май—сентябрь) тренировочные занятия
обычно
планируются
с
учетом
календаря
состязаний.
Подготовка
к
соревнованиям
характеризуется
уменьшением
объема
и
увеличением
интенсивности нагрузки. Прежде всего это относится к сопровождающим
разделам подготовки. Большинство прыжков с шестом выполняется с
большого разбега. Вход на шест используется только как предварительная
настройка перед прыжками. Общее количество прыжков уменьшается до 10
—15 в занятие. Прыжки следует проводить не подряд один за другим, а
делать отдых после прыжка, анализируя его недостатки, и лишь затем
готовиться к следующему прыжку, концентрируя на нем внимание и
настраиваясь психологически. Многие прыжки выполняются с задачей
прыгнуть
выше
личного
тренировочного
достижения.
Преодоление
рекордной высоты вселяет веру в свои силы, помогает спортсмену успешно
участвовать в соревнованиях.
В тренировках этого периода основное внимание обращается на
сохранение целостного ритма, в особенности на убыстрение входа на шест,
отвала
и
удлинение
подъема
вверх.
Рекомендуется
многократно
воспроизводить вслух ритм убыстренного прыжка.
Тренировка в спринтерском беге должна быть легкой, свободной, не
напряженной. Следует помнить, что основная нагрузка в спринте была
весной и в начале лета. Теперь важно поддержать достигнутый уровень
скорости бега и полнее использовать ее в разбеге [14;15;17;19] .
Уровень мышечной силы следует поддерживать упражнениями на
гимнастических снарядах, ветках деревьев, канате и т. п. Но главное — надо
учиться в это время полнее использовать силу мышц в самом прыжке,
убыстрять движения, развивать ловкость в эффективном сгибании планки.
Для поддержания общей физической подготовленности и активного отдыха
можно включать в занятия и метания, а также проводить кроссы, в
особенности на следующий день после соревнований или тренировки
сбольшой нагрузкой. Продолжительность кроссов 15—20 мин. Темп очень
спокойный, равномерный.
Тренировки по время переходного периода предполагают решение след
основных задач:
1.
организовать
полноценных
отдых
после
тренировочных
и
соревновательных нагрузок;
2.
поддержать на определенном уровне тренированность для обеспечения
оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла.
Эти задачи определяют продолжительность ПП, состав средств и методов,
диамику нагрузки т.п.
Продолжительность ПП регламентируют такие факторы как:
- этап многолетней подготовки;
- система планирования тренировочного процесса в течении года;
- продолжительность соревновательного периода;
- сложность и ответственность основных соревнований;
- индивидуальные особенности спортсмена.
Содержание ПП:
1й подход – сочетание активного и пассивного отдыха
2й подход- активный и пассивный отдых(несколько дней)-достаточно
напряженная
тренировка(по
принципу
планирования
втягивающего
мезоцикла обще-подготовительного этапа) и т.д.
3й подход – применение средства активного отдыха и неспецифические
нагрузки,
обеспечивающие
поддержание
основных
компонентов
тренированности.
Таблица 2 - Распределение средств и методов в комплексно-блоковой
системе по этапам подготовки прыгунов с шестом в годичном цикле на
осенне-зимнем подготовительном этапе [14]
Периоды
I Подготовительный
I Соревнователь-
ный
Всего
Направлен-
ность этапа
1
2
3
4
5%
100%
1. ОФП и
развитие
координации
50%
10%
11%
12%
17%
100%
2. Развитие
силы
15%
40%
20%
15%
10%
100%
3. Развитие
скоростно –
силовых
качеств
12%
25%
40%
15%
8%
100%
4. Развитие
скорости бега
13%
17%
15%
40%
15%
100%
5. Технико-
соревнова-
тельная
10%
8%
14%
18%
50%
100%
Таблица 3 - распределение средств и методов в комплексно-блоковой
системе по этапам подготовки прыгунов с шестом в годичном цикле на
весеннее – летнем этапе [14]
Периоды
II Подготовительный
II Соревнователь-
ный
Всего
Направлен-
ность этапа
1
2
3
4
5%
100%
1. ОФП и
развитие
координации
50%
2%
15%
15%
18%
100%
2. Развитие
силы
20%
40%
18%
12%
10%
100%
3. Развитие
скоростно –
силовых
качеств
30%
40%
21%
-
9%
100%
4. Развитие
скорости бега
20%
15%
12%
40%
13%
100%
5. Технико-
соревнова-
тельная
10%
13%
15%
12%
50%
100%
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Берштейн Н. А. О ловкости и ее развитии / Берштейн. Н. А. – М. :
Физическая культура и спорт. , 1991. – 287с.
2.
Бондарчук А. П. Управление тренировочным процессом спортсменов
высокого класса / А. П. Бондарчук. – М. : Олимпия Пресс, 2007. – 272с.
3.
Бойко В.В Прыжки в небо 7 В.В. Бойко, И.И. Никонов. – Минск:
Полымя, 1990-96 с.
4.
Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки
спортсменов / Верхошанский Ю.В. – М. : Физическая культура, 1988. –
331 с.
5.
Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного
процесса / Верхошанский Ю.В. – М. : Физическая культура, 1985. –
207 с.
6.
Верхошанский Ю. В. На пути к научной теории и методологии
спортивной тренировки / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика
физической культуры. 1998. - № 2. - С. 21-42.
7.
Ганзелен Р.В. Прыжок с шестом / Р.В. Ганзелен. – Москва:
Физкультура и спорт, 1977. – 88 с.
8.
Горбунов
В.А.
Спортивно-прикладная
гимнастика
в
системе
специализированных средств подготовки спортсменов в прыжках с
шестом: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / В.А. Горбунов. – Омск, 2001.
– 144 с.
9.
Губа В. П. Резервные возможности спортсменов / В. П. Губа, Н. Н.
Чесноков. – М: Физическая культура, 2008. – 146с.
10.Дьячков
В.М.
Совершенствование
технического
мастерства
спортсменов / В.М. Дьячков [и др.]. – Москва: Физкультура и спорт,
1967. – 183 с.
11.Жбанков О.В. Методика совершенствования взаимодействия с упругим
снарядом в прыжке с шестом / О.В. Жбанков, Ю.Г. Кожевников, В.А.
Петров // Теория и практика физической культуры. – 1988. – № 7. – С.
39–40.
12. Креер В.А. Легкоатлетические прыжки / В.А. Креер, В.Б. Попов. –
Москва: Физкультура и спорт, 1986. – 175 с.
13. Лапутин А.Н. Технические средства обучения: учеб. пособ. для инст.
физ. культуры / А.Н. Лапутин, В.Л. Уткин. – Москва: Физкультура и
спорт, 1990. – 78 с.
14.
Лёгкая атлетика: учеб. / под общ. Ред. Н.Н. Чеснокова, В.Г.
Никитушкина. – М. : Физическая культура, 2010.
15. Лёгкая атлетика : учеб. для ин-тов физ. культ./Под ред. Озолина, В. И.
Воронкина Ю. Н. Примакова. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Альянс,
2017. – 671 с. с ил.
16. Мироненко, И. Н. Классификация элементарной структурной единицы
прыжковых
локомоций
отталкивания
/
И.
Н.
Мироненко
//
Современный олимпийский спорт: материалы междунар. конгресса. -
М., 2003.-С.263264.
17.
Оганджанов А.Л. Управление подготовкой квалифицированных
легкоатлетов-прыгунов. М.: ФК , 2005. - 200 с.
18.
Петров
В.А.
Техническая
подготовка
прыгунов
с
шестом.
/
Московский
региональный
центр
развития
Международной
ассоциации легкоатлетических федераций. М., 2002. 150 с.
19.Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М:
Физкультура и спорт, 1986.
20. Пьянзин А. И. Спортивная подготовка легкоатлетов-прыгунов / А. И.
Пьянзин М.: Теория и практика физической культуры. - 2004. - 370
21. Хельбик Р. Применение технических средств в учебно-тренировочном
процессе теннисистов 13 14 лет.: автореф. дисс.канд.пед. наук.-
М.,2006.- 24 с.
22. Ягодин В.М. Обучение и специальные упражнения прыгуна с шестом
Легкая атлетика, 1965 , №6. с.9.
23. Ягодин В.М. Осваиваем фиберглассовый шест .- Легкая атлетика,№12,
С.11.
24.
Ягодин В.М. Многолетняя тренировка прыгуна с шестом.- М.,:
СпортАкадемПресс, 2000. – 52 с.
25. Ягодин В.М.Прыжок с шестом. Тенденции и возможности. Легкая
атлетика, 1982, № 2, с.8