Автор: Шушакова Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБ НОУ "Гимназия №48"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Формирование познавательных логических универсальных учебных действий у младших школьников при решении задач
Раздел: начальное образование
Развитие коммуникативной компетенции на уроках
в начальной школе
УМК «Перспектива» соответствует
стандартам нового поколения и
способствует повышению качества образования.
Основная идея данного УМК – оптимальное развитие каждого ребёнка
на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста,
способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально
организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли
обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Развитие коммуникативных умений младших школьников – актуальная
проблема, решение которой важно, как для каждого человека, так и для
общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере
коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные
планы. Здесь он получает поддержку и сочувствие, помощь в реализации
жизненных планов.
А ведь младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для
овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым
явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.
Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего
школьника?
Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если
ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную
тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции)
будет
хуже
имеющих
знаний,
а
его
оценка,
соответственно,
ниже.
Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую
учебную деятельность.
Во-вторых,
от коммуникативной компетенции во многом зависит
процесс адаптации ребёнка в школе, его эмоциональное благополучие в
классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками,
то
испытывает
психологический
комфорт.
И
наоборот,
неумение
контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение
дискомфорта, а в дальнейшем может спровоцировать асоциальные формы
поведения и даже агрессию.
В-третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в
образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности,
но и благополучия его будущей жизни.
УМК «Перспектива» способствует формированию коммуникативной
компетенции. Всё начинается в беседе, когда ученики отвечают на вопросы
учителя,
учатся
сами
задавать
вопросы,
запрашивать
недостающую
информацию. Во время работы в парах (группах) обсуждают выполнение
совместных действий, распределение ролей, контроль и оценку.
Освоение школьниками жанров письменного общения (поздравить
родных и знакомых открыткой, написать им письмо) идёт на уроках русского
языка с использованием специально подобранной системы упражнений и
проработанной методики.
Главные условия, способствующие развитию коммуникативных умений:
1. Компетентность учителя. В традиционной школе 60-70% учебного
времени занимает речь учителя. Это убивает активность детей, приводит
к пассивной и незаинтересованной работе учащихся.
В УМК «Перспектива» каждый урок начинается с постановки проблемы.
На уроках присутствует единая внешняя интрига и общие сквозные герои.
Наличие несколько точек зрения на исследуемую проблему позволяет ребёнку
применить свою точку зрения, своё мнение, свой жизненный опыт к одной из
них. Дети учатся доказывать правильность собственного мнения, и уже никого
не удивляет наличие нескольких верных решений.
Детям начальных классов свойственна определенная собственническая
позиция, они не любят, когда сосед по парте заглядывает в их тетрадь, а уж
~ 2 ~
порисовать или раскрасить картинку в своей тетради они не позволят никому.
Дети закрывают ладошками выполненные работы.
Учебники нацеливают детей на работу в паре, в группе, предлагают
посмотреть у соседа, сравнить свою работу с работой одноклассника,
обменяться тетрадями, оценить работу соседа. В учебниках существуют
условные значки, с помощью которых, ребёнок сам ориентируется. Парная и
групповая работа способствует формированию нравственных основ личности.
Она учит налаживать контакт, доверять соседу по парте, планировать общую
работу,
распределять
обязанности,
обсуждать
предложенную
учителем
проблему, осваивать умения устного общения – доказательно излагать свою
точку зрения, уважительно выслушивать чужую точку зрения, принимать
общее решение, осуществлять взаимопроверку, таким образом, формируется
так называемая корпоративная и коммуникативная компетенции.
Одно из главных условий организации диалога – это создание
атмосферы доверия и доброжелательности. Выстраивая отношения, можно
выделить некоторые правила ведения диалога:
любое мнение ценно;
ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;
повернись так, чтобы видеть лицо говорящего,
хочешь говорить – подними руку;
дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его;
обращение начинается с имени;
критика должна быть тактичной;
отсутствие результата – тоже результат;
голос – твой божественный дар, умей им владеть
2.
Для того чтобы учащиеся могли эффективно общаться в рамках
школьного урока, нужно учить их это делать именно на школьном
уроке. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении
– «учиться общению общаясь».
~ 3 ~
3.
Учебник – средство развития коммуникативных УУД. Следя по
учебнику за размышлениями главных героев Ани и Вани, ребята пытаются
принимать собственные решения, высказывать свою точку зрения на
следующие вопросы – прав ли, помоги, а как ты думаешь, ты тоже так
считаешь, а ты сумеешь ответить и так далее. Речь детей приобретает
личностную окраску, абсолютное большинство начинает высказывать свое
мнение словами: «Я считаю..., я думаю..., мне кажется, а у меня другое
мнение...».
4.
Развивая коммуникативные умения нужно помнить, что только
хорошо продуманная система может дать положительные результаты.
На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе
следующие умения:
- готовность учащихся участвовать в урочном общении;
- отвечать на вопросы, давая полный ответ;
- задавать вопросы, следя за темой;
- делать сообщения.
На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:
- простота и чёткость речевого высказывания;
- отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому;
- умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание;
- вступать в контакт с другими людьми.
На
третьем
этапе
уже
отрабатываются
умения
коммуникативного
сотрудничества:
- умение вести беседу в паре, группе;
- умение вести конструктивный диалог, дебаты;
- умение участвовать в дискуссии;
- участвовать в конференциях, играх.
Развитие коммуникативных умений – непрерывный педагогический
процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя.
~ 4 ~
Ценность и значимость коммуникативных умений в том, что они выходят за
рамки чисто учебных умений. За четыре года ученик встречается с сотнями
учебных задач, решения которых, не помогают ему справиться с элементарной
жизненной ситуацией. Коммуникативные задачи – это те ситуации, с
которыми
ребёнок
постоянно
встречается
в
жизни.
Сформированные
коммуникативные умения это уже новообразования личности,
которые
присваиваются личностью и становятся её достоянием. Коммуникативный
ребёнок умеет слушать и слышать, и не только делиться переживаниями, но и
сопереживать.
Для формирования и развития коммуникативных способностей младших
школьников можно использовать разнообразные средства: сюжетно-ролевые
игры, игры-импровизации, театрализованные игры, игровые задания. Особую
роль приобретает работа детей в постоянных и временных микро группах
(игровых командах). Такая работа уменьшает дистанцию между детьми, учит
искать эффективные способы общения друг с другом, актуализировать в себе
терпимость, выделять в качестве приоритета ценности общего дела.
Мой опыт позволяет говорить о том, что форма работы на уроке малыми
группами является привлекательной для школьников, потому что реализует их
стремление
к
совместному
поиску;
позволяет
совершать
действия
в
благоприятных условиях – и не у всех на виду, и не в одиночку, активизирует
эмоциональный, мыслительный, контактный настрой, самостоятельность
мышления, познавательную инициативу. В группе совместно работающих
детей первые познавательные вопросы к учителю рождаются в условиях
необходимости договориться о чём-то, иногда таким толчком становится спор
между детьми, предлагающими разные способы решения общей задачи.
Однако чтобы взаимодействие детей было содержательным и не сводилось к
взаимным
обвинениям,
у
собеседников
должны
быть
сформированы
коммуникативные умения.
Список используемой литературы
~ 5 ~
1.
Букатов В.М. Я иду на урок: хрестоматия игровых приемов обучения:
книга для учителя / В.М. Букатов, А.П. Ершова. – М.: Первое сентября,
2011
2.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский; под ред.
В.В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 2009
3.
Петровский В.А. Учимся общаться с ребенком / В.А. Петровский, А.М.
Виноградова, Л.М. Кларина. – М.: Просвещение, 2008
~ 6 ~