Напоминание

Формирование познавательных логических универсальных учебных действий у младших школьников при решении задач


Автор: Шушакова Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБ НОУ "Гимназия №48"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Формирование познавательных логических универсальных учебных действий у младших школьников при решении задач
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие коммуникативной компетенции на уроках

в начальной школе

УМК «Перспектива» соответствует

стандартам нового поколения и

способствует повышению качества образования.

Основная идея данного УМК – оптимальное развитие каждого ребёнка

на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста,

способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально

организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли

обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Развитие коммуникативных умений младших школьников – актуальная

проблема, решение которой важно, как для каждого человека, так и для

общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере

коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные

планы. Здесь он получает поддержку и сочувствие, помощь в реализации

жизненных планов.

А ведь младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для

овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым

явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего

школьника?

Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если

ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную

тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции)

будет

хуже

имеющих

знаний,

а

его

оценка,

соответственно,

ниже.

Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую

учебную деятельность.

Во-вторых,

от коммуникативной компетенции во многом зависит

процесс адаптации ребёнка в школе, его эмоциональное благополучие в

классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками,

то

испытывает

психологический

комфорт.

И

наоборот,

неумение

контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение

дискомфорта, а в дальнейшем может спровоцировать асоциальные формы

поведения и даже агрессию.

В-третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в

образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности,

но и благополучия его будущей жизни.

УМК «Перспектива» способствует формированию коммуникативной

компетенции. Всё начинается в беседе, когда ученики отвечают на вопросы

учителя,

учатся

сами

задавать

вопросы,

запрашивать

недостающую

информацию. Во время работы в парах (группах) обсуждают выполнение

совместных действий, распределение ролей, контроль и оценку.

Освоение школьниками жанров письменного общения (поздравить

родных и знакомых открыткой, написать им письмо) идёт на уроках русского

языка с использованием специально подобранной системы упражнений и

проработанной методики.

Главные условия, способствующие развитию коммуникативных умений:

1. Компетентность учителя. В традиционной школе 60-70% учебного

времени занимает речь учителя. Это убивает активность детей, приводит

к пассивной и незаинтересованной работе учащихся.

В УМК «Перспектива» каждый урок начинается с постановки проблемы.

На уроках присутствует единая внешняя интрига и общие сквозные герои.

Наличие несколько точек зрения на исследуемую проблему позволяет ребёнку

применить свою точку зрения, своё мнение, свой жизненный опыт к одной из

них. Дети учатся доказывать правильность собственного мнения, и уже никого

не удивляет наличие нескольких верных решений.

Детям начальных классов свойственна определенная собственническая

позиция, они не любят, когда сосед по парте заглядывает в их тетрадь, а уж

~ 2 ~

порисовать или раскрасить картинку в своей тетради они не позволят никому.

Дети закрывают ладошками выполненные работы.

Учебники нацеливают детей на работу в паре, в группе, предлагают

посмотреть у соседа, сравнить свою работу с работой одноклассника,

обменяться тетрадями, оценить работу соседа. В учебниках существуют

условные значки, с помощью которых, ребёнок сам ориентируется. Парная и

групповая работа способствует формированию нравственных основ личности.

Она учит налаживать контакт, доверять соседу по парте, планировать общую

работу,

распределять

обязанности,

обсуждать

предложенную

учителем

проблему, осваивать умения устного общения – доказательно излагать свою

точку зрения, уважительно выслушивать чужую точку зрения, принимать

общее решение, осуществлять взаимопроверку, таким образом, формируется

так называемая корпоративная и коммуникативная компетенции.

Одно из главных условий организации диалога – это создание

атмосферы доверия и доброжелательности. Выстраивая отношения, можно

выделить некоторые правила ведения диалога:

любое мнение ценно;

ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;

повернись так, чтобы видеть лицо говорящего,

хочешь говорить – подними руку;

дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его;

обращение начинается с имени;

критика должна быть тактичной;

отсутствие результата – тоже результат;

голос – твой божественный дар, умей им владеть

2.

Для того чтобы учащиеся могли эффективно общаться в рамках

школьного урока, нужно учить их это делать именно на школьном

уроке. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении

– «учиться общению общаясь».

~ 3 ~

3.

Учебник – средство развития коммуникативных УУД. Следя по

учебнику за размышлениями главных героев Ани и Вани, ребята пытаются

принимать собственные решения, высказывать свою точку зрения на

следующие вопросы – прав ли, помоги, а как ты думаешь, ты тоже так

считаешь, а ты сумеешь ответить и так далее. Речь детей приобретает

личностную окраску, абсолютное большинство начинает высказывать свое

мнение словами: «Я считаю..., я думаю..., мне кажется, а у меня другое

мнение...».

4.

Развивая коммуникативные умения нужно помнить, что только

хорошо продуманная система может дать положительные результаты.

На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе

следующие умения:

- готовность учащихся участвовать в урочном общении;

- отвечать на вопросы, давая полный ответ;

- задавать вопросы, следя за темой;

- делать сообщения.

На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:

- простота и чёткость речевого высказывания;

- отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому;

- умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание;

- вступать в контакт с другими людьми.

На

третьем

этапе

уже

отрабатываются

умения

коммуникативного

сотрудничества:

- умение вести беседу в паре, группе;

- умение вести конструктивный диалог, дебаты;

- умение участвовать в дискуссии;

- участвовать в конференциях, играх.

Развитие коммуникативных умений – непрерывный педагогический

процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя.

~ 4 ~

Ценность и значимость коммуникативных умений в том, что они выходят за

рамки чисто учебных умений. За четыре года ученик встречается с сотнями

учебных задач, решения которых, не помогают ему справиться с элементарной

жизненной ситуацией. Коммуникативные задачи – это те ситуации, с

которыми

ребёнок

постоянно

встречается

в

жизни.

Сформированные

коммуникативные умения это уже новообразования личности,

которые

присваиваются личностью и становятся её достоянием. Коммуникативный

ребёнок умеет слушать и слышать, и не только делиться переживаниями, но и

сопереживать.

Для формирования и развития коммуникативных способностей младших

школьников можно использовать разнообразные средства: сюжетно-ролевые

игры, игры-импровизации, театрализованные игры, игровые задания. Особую

роль приобретает работа детей в постоянных и временных микро группах

(игровых командах). Такая работа уменьшает дистанцию между детьми, учит

искать эффективные способы общения друг с другом, актуализировать в себе

терпимость, выделять в качестве приоритета ценности общего дела.

Мой опыт позволяет говорить о том, что форма работы на уроке малыми

группами является привлекательной для школьников, потому что реализует их

стремление

к

совместному

поиску;

позволяет

совершать

действия

в

благоприятных условиях – и не у всех на виду, и не в одиночку, активизирует

эмоциональный, мыслительный, контактный настрой, самостоятельность

мышления, познавательную инициативу. В группе совместно работающих

детей первые познавательные вопросы к учителю рождаются в условиях

необходимости договориться о чём-то, иногда таким толчком становится спор

между детьми, предлагающими разные способы решения общей задачи.

Однако чтобы взаимодействие детей было содержательным и не сводилось к

взаимным

обвинениям,

у

собеседников

должны

быть

сформированы

коммуникативные умения.

Список используемой литературы

~ 5 ~

1.

Букатов В.М. Я иду на урок: хрестоматия игровых приемов обучения:

книга для учителя / В.М. Букатов, А.П. Ершова. – М.: Первое сентября,

2011

2.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский; под ред.

В.В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 2009

3.

Петровский В.А. Учимся общаться с ребенком / В.А. Петровский, А.М.

Виноградова, Л.М. Кларина. – М.: Просвещение, 2008

~ 6 ~



В раздел образования