Автор: Синицына Екатерина Станиславовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ "Читинский медицинский колледж"
Населённый пункт: Забайкальский край город Чита
Наименование материала: статья
Тема: "Современный педагог - путь стремления к идеалу"
Раздел: среднее профессиональное
Современный педагог – путь стремления к идеалу.
Профессию педагога невозможно сравнить с какой – либо другой,
потому
как
-
это
не
только
работа,
это
редкий
дар
души.
Это
самоотверженность и желание отдавать свое тепло, свою энергию десяткам,
сотням детей.
Какие они, педагоги, что для них важно в жизни, в профессии? Какими
чертами характера они обладают и на какие ценности ориентируются в
профессиональной деятельности?
Великий педагог России Константин Дмитриевич Ушинский – отец
русских
учителей
охарактеризовал
общественное
значение
профессии
учителя
следующими
словами:
«Воспитатель,
стоящий
в
уровень
с
современным ходом воспитания чувствует себя живым, деятельным членом
великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества,
посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей
истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей,
боровшихся за истину и за благо», а его дело, «скромное по наружности, –
одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им
живут целые поколения» [11].
Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это
основополагающее
качество
является
предпосылкой
самосовершенствования,
целенаправленного
саморазвития
многих
профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-
педагогическую направленность учителя.
Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам,
исходя из которых, они должны строить образовательный процесс так, чтобы
не только учитывались возможности и способности учащихся, но и
осуществлялось максимальное развитие их личности, а также воспитание.
Существуют две группы профессиональнообусловленных требований к
педагогу:
психологическая, психофизиологическая и физическая готовность;
научнотеоретическая и практическая компетентность как основа
профессионализма.
Профессиональная направленность педагога - стержень, формирующий
вокруг себя все его профессиональные качества.
Познавательная деятельность педагога — его стремление к овладению
новыми знаниями, интерес к новому в педагогической науке и предметной
области учителя, способность к самообразованию.
Говоря
об
объектах
педагогической
профессии,
стоит
назвать
воспитательную
среду,
деятельность
воспитанников,
воспитательный
коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Исходя из этого,
среди
ведущих
задач
педагога
можно
выделить
формирование
воспитательной среды, организацию деятельности воспитанников, создание
воспитательного
коллектива,
развитие
и
контроль
индивидуальности
личности.
Проявлением
свойств
педагогической
деятельности
является
педагогическое действие, которое, в свою очередь, объясняется единством
целей
и
содержания.
Первичная
задача,
в
которой
проявляется
педагогическое действие, - познавательная. По окончании которая переходит
в задачу проектирования и преобразования. Таким образом, решение
множества задач разных уровней сложности, классов и видов - вот процесс
педагогической
деятельности.
Причем
в
большинстве
случаев
педагогические задачи не поддаются алгоритмизации, зачастую требуя
нестандартного
эвристического
решения,
возникающего
в
процессе
напряженной работы. Такая работа включает в себя исследование, анализ,
прогнозирование, эксперимент, контроль и вывод. Каждый новый шаг
педагога - источник новой информации, преобразующийся в накапливаемый
со временем опыт.
Традиционно принято считать, что основные виды педагогической
деятельности - это воспитание и преподавание.
Цель воспитательной деятельности - гармоничное развитие личности,
включающее в себя организацию коллектива воспитанников и направление
его деятельности на решение воспитательных задач, ведущих к достижению
цели. Во главе этого процесса должен стоять сам педагог. Наличие
положительных изменений в сознании воспитанников - есть успешность
решения задач воспитания. Проявляется она и в поведении, эмоциях и
повседневной деятельности. В воспитательной деятельности отсутствует
формализация конкретных действий педагога. Все, что он может - это
прогнозировать свои действия и направлять воспитанников. В каждом
конкретном случае выбор средств и методов воспитания напрямую зависит
от индивидуальных особенностей воспитанника или атмосферы, состава
коллектива в котором он находится [1].
Компоненты
педагогической
деятельности,
ее
структура
-
это
взаимозависимые
элементы,
однако
они
обладают
некоторой
обособленностью. Это позволяет рассматривать эти компоненты независимо
друг от друга. Таким образом, в педагогической деятельности следует
выделять такие компоненты, как конструктивный, организаторский и
коммуникативный.
В педагогической деятельности существуют требования к личности
педагога. К ним можно отнести обладание устойчивой социальной и
профессиональной позицией (она выражается в отношениях педагога к
окружающему миру, профессии и субъектам педагогики). В позиции
педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип
гражданского поведения и деятельности.
Начиная с детского возраста, формируется социальная позиция будущего
педагога.
Она
продолжает
развиваться
в
процессе
обучения
в
общеобразовательной школе и является основой для формирования взглядов
и убеждений, связанных с педагогической профессией [2]. Однако есть
мнение и о том, что к педагогической деятельности непременно должно быть
призвание, своего рода талант. Беря во внимание такое утверждение, можно
сделать вывод, что не имеющий дар преподавания человек никогда не
сможет стать педагогом, хорошим или плохим. Решение этого вопроса также
можно возложить на педагога. В процессе формирования личности ему
необходимо выявить определенную предрасположенность у воспитанников
и, по возможности, акцентировать формирование личности, опираясь на нее.
Профессиональная
готовность
педагога
—
это
соответствие
его
личностных и профессиональных качеств в профессиограмме, объединяющая
их
идеализированный
вариант
в
три
взаимосвязанных
комплекса:
общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии
учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету.
Личностная направленность педагога играет важнейшую роль в его
деятельности. Она отражена в профессиограмме и характеризует социально-
нравственную,
профессиональнопедагогическую
и
познавательную
направленность педагога [3].
Однако
идейная
убежденность
является
основой
всех
видов
педагогической деятельности, определяя его нравственную основу. Ведь
выбор профессии педагога неизменно должен, прежде всего, основываться на
любви к детям (и воспитанникам разного возраста в целом), желании всеми
силами помочь им в самосовершенствовании и самореализации путем
открытия путей достижения этих целей.
Современный
педагог
-
это
человек,
находящийся
в
постоянном
творческом поиске. Главным условием успешной работы педагога является
любовь к своим обучающимся. Изменяются время, методы и технологии
обучения, но педагог всегда был и будет человеком, к которому хочется
тянуться, ему подражать, он всегда готов прийти на помощь, выслушать и
вселить уверенность и надежду. Таким образом, профессия преподавателя
требует от него присутствия таких качеств, как отзывчивость, эмпатия,
мудрость, терпение и симпатия к людям. О таком педагоге всегда и везде
говорят с уважением и признательностью, к нему обращаются за помощью и
советом, его ценят.
В заключение хотелось бы отметить, что современный педагог - это
личность, всецело отдающаяся преподаваемому предмету и осознающая
свою ответственность перед обучающимися.
Идеальный
педагог
–
это
человек,
который
имеет
значительный
профессиональный опыт; в совершенстве знает свой предмет и методику его
преподавания; обладает высоким уровнем методологической культуры;
занимается самообразованием; справедлив и ровен в общении со всеми
учащимися, эмпатичен; знает верный выход из любой педагогической
ситуации и может преодолеть любую сложность как в обучении, так и в
воспитании школьников.
Как в капле росы отражается весь мир, так в педагоге должна отражаться
вся культура. Каждый педагог должен нести в себе всё богатство культуры,
как любой кусочек голограммы хранит информацию о целом. Только тогда
педагог получает право стать образцом, матрицей, передающей эстафету
знаний, культуры.
Литература
1. Бондарчук Е.И. Основы психологии и педагогики. К., 2002.
2. Клюева Н.В. Педагогическая психология. М., 2006.
3. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 2005
4. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1951. - Т. 2. - С. 32.
5. Есекешова М., Сагалиева Ж. Педагогика высшей школы. Учебное пособие.
М.: Фолиант, 2018. 256 с.
6. Куцебо Г. И., Пономарева Н. С. Общая и профессиональная педагогика.
Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 128 с.
7. Суртаева Н. Н. Педагогика. педагогические технологии. Учебное пособие
для СПО. М.: Юрайт, 2019. 250 с.