Напоминание

Развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников в процессе их ознакомления с окружающим миром по теме «Космос»


Авторы: Лабазанова Мадина Асановна, Мадина Асановна Лабазанова
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ СД № 47
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: опыт работы
Тема: Развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников в процессе их ознакомления с окружающим миром по теме «Космос»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников в процессе их

ознакомления с окружающим миром по теме «Космос»

1.

Актуальность педагогического опыта

В последние годы в современном обществе наблюдается активное реформирование

системы дошкольного образования: появляются новые программы дошкольного воспитания,

разрабатываются оригинальные методические материалы. Резко повысился социальный престиж

интеллекта и научного знания. Развитие научно - технического прогресса давно стали причиной

обучения детей, прежде всего умениям читать, писать и считать, а не делать и чувствовать. С этой

тенденцией связано стремление, в первую очередь, дать детям конкретные знания, а не развивать в

них способность чувствовать, неординарно мыслить, творить. Но обойти сенсорно - чувственный

опыт невозможно.

Влияние музыки в развитии эмоциональности и творческой деятельности детей очень

велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие

ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию

окружающего, к активному мышлению.

Задача настоящего педагога – растить человека, способного к самостоятельному

творческому труду, личность активную, ищущую. Музыкальному руководителю в этом вопросе

отводится особая роль, так как музыкальная деятельность носит творческий характер, но

оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития. Это

заставляет продумать иные подходы к организации педагогического процесса, планирования

работы, построения занятий.

2.

Идея и новизна педагогического опыта.

Музыкальное и эстетическое воспитание дошкольников не менее важно, чем изучение

языков и арифметики. Занятия музыкой развивают воображение, творческое мышление и память,

делают ребенка более восприимчивым к получению любых других знаний. Современная ситуация

в обществе, культуре, науке требует переориентации целей дошкольного образования на освоение

детьми общечеловеческой культуры.

Новизна моего педагогического опыта состоит в приоритете формирования ценностного

отношения к окружающему миру средствами музыкального искусства. Система музыкального

образования должна являться неотъемлемой частью общего процесса, направленного на

становление гармоничной личности и развитие творческой индивидуальности и креативного

мышления, чутко реагировать на все изменения, происходящие в современном обществе, искать

новые методы и подходы в решении целей и задач музыкального развития детей.

Переход к личностно - ориентированной модели воспитания предполагает качественное

улучшение музыкального воспитания, обновления его содержания, методов, путей достижения

целей. Одним из таких путей является реализация задач ознакомления с окружающим миром

различными интегративными средствами. В данном опыте я постаралась показать возможности

использования космической тематики для развития музыкально-творческих способностей в

процессе образования старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного

учреждения.

3.

Цель и задачи педагогического опыта.

Цель: развитие способности старших дошкольников к свободному творческому восприятию

окружающего мира, отражению его впечатления и отношения к окружающему миру через

музыкально-творческую деятельность в процессе ознакомления с космосом.

С этой целью мною был разработан цикл из 6 занятий для старших дошкольников (3

занятия – для детей 5-6 лет, 3 занятия – для детей 6-7 лет), 2 музыкальных развлечений.

Задачи:

1.

Развитие музыкального восприятия, музыкально-творческого мышления дошкольников,

умений владеть выразительными средствами музыки.

2.

Развитие познавательных способностей, повышение интереса к космонавтике, расширение

кругозора знаний о Ю.А. Гагарине, о первом полете человека в космос, о начале освоения

космического пространства.

3.

Повышение интереса к музыкальным занятиям.

4.

Воспитание чувства патриотизма за свой народ, ответственности за свои дела и поступки,

воспитание любви к своему народу, Родине, уважение к чести и достоинству человека,

мужеству и героизму людей, нравственных качеств.

4.

Описание содержания образовательной работы по развитию музыкально-творческих

способностей старших дошкольников в процессе их ознакомления с окружающим

миром по теме «Космос».

Для полноценной реализации поставленных задач необходима, в первую очередь

предварительная работа. В группе дети знакомятся с произведениями о космосе, о первом

космонавте Ю.А. Гагарине. Детям предлагается рассматривание иллюстраций, прослушивание и

просмотра аудио и видео, конструирование различных космических кораблей и станций. На

занятиях по изодеятельности дошкольники в различных формах изобразительной деятельности

(лепка, рисование, аппликация, бумагопластика) закрепляют полученные знания и выражают свое

мировоззрение. Большая совместная работа проводится и с родителями воспитанников: дома

взрослые и дети изготавливают газеты, плакаты, познавательную информацию о космосе.

Музыкальная деятельность гармонично включается в образовательную работу по

данному направлению. Учитывая сложности восприятия детьми-дошкольниками музыкальных

произведений (наглядно-образное мышление, неустойчивое внимание, малый объем музыкальной

памяти),

на

музыкальных

занятиях

используются

различные

средства

выразительности:

выкладывание мозаики, использование стихов и отрывков литературных произведений, игра со

светом,

использование

цветного

зеркального

шара,

музыкально-ритмические

движения,

психогимнастика,

рассматривание

иллюстраций,

музыкально-ритмическая

импровизация,

сочинение мелодий.

Важное познавательное и мотивационное значение перед прослушиванием музыкального

произведения имеет вступительное слово педагога, в котором расширяются представления

дошкольников о космосе, профессиях, связанных с космосом, организуется небольшая

дискуссия.

Слуховое внимание - наиболее трудная область развития для дошкольников. Для того,

чтобы продолжительное время слушать серьезную музыку, необходима определенная подготовка.

Дети должны научиться понимать, откуда берутся звуки, различать их по тембру, следить за

развитием звука в динамике, определять характер звука и музыки в целом. Этому уделяется

большое внимание в подготовительном периоде. Прослушивание музыкального произведения

предусматривает сосредоточение внимания, настрой слухового аппарата. Используются игры:

“Что слышно”, “Слушай звук”, “Полет на Луну”, помогающие настроиться на нужный лад.

Большое значение принадлежит выбору музыкального произведения, которое будет

действительно интересовать детей, будет соответствовать возможностям и особенностям данного

возраста, будет отвечать развивающим задачам, удовлетворит детский творческий порыв и

желание,

принесет

детям

радость

общения

и

раскроет

индивидуальность.

Специально

подобранный репертуар “космической музыки”, звучащей в атмосфере занятия, позволяет

вызывать у детей яркий эмоциональный отклик, побуждает рассказывать о своих представлениях,

переживаниях, характере звука, тембре, делиться впечатлениями об услышанном.

Для прослушивания используется репертуар: Голубая планета (из к/ф «Большое

путешествие») — исп. Государственный симфонический оркестр кинематографии БССР п/у Г.

Гараняна; Гос. симф. орк. кинематографии дир. К.Кримец — Звезды.

Музыкальные фрагменты могут звучать как фон, могут иллюстрировать описания какого-

либо персонажа или действия, помогает войти в нужное эмоциональное состояние, сопровождает

все ритмические действия от простейшей игры или сигнала до сюжетного танца и, конечно же,

музыка помогает усилить и ярче представить космические образы.

Логоритмические упражнения: «Заведи ракету», «Звуки космоса», «Инопланетянин»

разучиваются в процессе музыкально-ритмической игры, что позволяет в доступной форме

развивать голосовой аппарат, научить четко, понятно, эмоционально произносить текст, развивать

координацию движений. Доступные игровые образы способствуют развитию образной речи.

Правильное дыхание является основой правильного пения. В работе с дошкольниками

используется дыхание по музыкальным фразам, где развивается умение брать дыхание перед

началом музыкальной фразы, петь на одном дыхании сначала мотив, а после музыкальную фразу.

В соответствии с темой занятия подбирается свой комплект развивающих упражнений и игр:

“Громко – тихо запоем”, “Земля и Солнце” (Земля ищет Солнце по громкой музыке), “Маленький

– большой инопланетянин”, “Веселый капитан, грустный капитан”. На занятиях используется

певческий репертуар: «Наш звездолет», «Песенка про космос» автор О. Емельянова

Окружающий мир полон различных звуков. Чтобы показать космическое пространство,

загадочную планету необходимо развивать такие качества, как внимание, наблюдательность,

изобретательность и научиться дифференцировать звуки окружающего мира. Музыкально-

ритмические игры: «Полет в космос», «Невесомость», «Моя звезда» способствуют развитию

музыкальных способностей – динамический, гармонический, ритмический слух, помогают

выразить эмоции, развивают мимику.

Для передачи чувств и эмоций, характеров и настроений практикуется элементарное

музицирование с использованием инструментов и заместителей для передачи характерных чувств.

Очень эффективно использовать “Космический” оркестр”. Игры на музыкальных инструментах

нетрадиционного звучания – самодельных шумелках, трещетках, маракасах в подобном оркестре

импровизационного характера создают необыкновенную “космическую” атмосферу.

Космический

образ или действие рождаются в обычной обстановке и возникает

необходимость изменить ее, приспособить окружающие предметы для более яркого наглядного

отражения той или иной ситуации. В работу включается ассоциативное мышление. Как создать

космическую ракету? Какие они - инопланетяне? Обычные модули, столы, стулья, ткань помогут

создать желаемый образ. При внимательном рассматривании предметов, оказывается, что один и

тот же предмет, может быть использован для определения многих персонажей. Например:

колпачок – Ракета, Звездочет. Накидка – Космическое пространство, Планета. Корона – Звезда,

Солнце. Для поиска пластического решения образа необходима музыка, которая подскажет, как

передавать образ в движении. Дошкольникам необходима помощь, чтобы “разбудить” мышцы

лица на основе психогимнастики М.И.Чистяковой.

Художественное слово и музыка дополняют друг друга, усиливают впечатления от

услышанного и побуждают детей взять в руки карандаши или краски и выразить свои впечатления

на бумаге. Это становится возможным в процессе интегрированных занятий с воспитателем по

изодеятельности.

На

занятиях используются

загадки

о космосе,

отрывки литературных

произведений, стихотворения.

Музыкальное развлечение является волнующим и ответственным этапом в нашей работе.

В процессе него ребенок не только обогащает свой познавательный опыт, но и

получает

возможность заявить о себе и поверить в себя, ощутить радость общения со сверстниками и со

взрослыми. Таким образом, формируется чувство ответственности за общее дело. Взрослым

отводится роль помощников и ценителей.

5.

Результативность педагогического опыта.

Для оценки музыкально-творческих способностей старших дошкольников в начале и

конце 2020-2021 учебного года использовались следующие критерии диагностики музыкально-

творческих способностей по методике Радыновой О.П.:

1. Эмоциональная отзывчивость на музыку;

2. Музыкальное мышление (репродуктивное, продуктивное)

3. Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки (с использованием смены

ритма).

Результаты

показывают

значительные

изменения

уровня

музыкального-творческих

способностей

старших

дошкольников.

Что

позволяет

нам

говорить

об

эффективности

применяемых методов во время проведения музыкальных занятий.

Высокий уровень музыкально-творческих способностей старших дошкольников особенно

ярко проявился в эмоционально-ценностном отношении: эмоциональный отклик на содержание

произведения, восприятие музыкальных интонаций, умение охарактеризовать свое внутреннее

состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания, мысли, рожденные данной

музыкой.

Высокий уровень музыкального восприятия младшими школьниками проявился в подаче

вербальной и невербальной (в рисунке, пластике) характеристики прослушанного произведения,

его

образно-эмоционального

содержания,

также

в

определении

средств

музыкальной

выразительности.

Заключение.

Работа по развитию музыкально-творческих способностей старших дошкольников в

процессе их ознакомления с окружающим миром по теме «Космос» на основе использования

данного педагогического опыта позволяет развить у детей интерес к музыкальной деятельности,

способствует личностному росту детей, развитию социальных навыков, общему развитию.

Проводимая работа с детьми с учетом задач развития, позволяет придать музыкальным

занятиям развивающий характер, а включение педагогов дополнительного образования и

родителей позволяет стимулировать личностный рост каждого ребенка.

Библиография

1. Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (От детского сада - к начальной школе)

[Текст] / Ю.Б. Алиев. - Воронеж: НПО "МОДЕК", 1998.

2. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н. А. Ветлугина. - М.:

Просвещение, 1981.

3. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические

технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-

методическое пособие. – ООО «ИЗДАТЕЛЬНСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010г. – 656с.

4. Кононова Н.Г. обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: кн. Для

воспитателя и муз. руководителя дет. сада: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.

5. Метлов Н.А. Музыка – детям: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада/сост. С.И.

Чешева, А.П. Николаичева. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.

6. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для

родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

7. Радынова О.П. Слушаем музыку: Кн. Для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. – М.:

Просвещение, 1990. – 160 с.

8. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] : учеб. для студентов высш. и

сред. пед. учеб. заведений / О. П. Радынова, А. И. Катинен, М. Л. Палавандашвили. - М., 1998.

9. Усачева В.О. Импровизация и сочинение музыки как творческий метод развивающего обучения

детей. М., 2002.

10. Царева Н. А. Слушание музыки: методическое пособие. – М.: ООО «Издательство»

«РОСМЭН-ПРЕСС», 2002. – 93 с.



В раздел образования