Автор: Сергеева Елена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУСОШ №50
Населённый пункт: г.Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование ИКТ в условиях ФГОСНОО в рамках начального образования"
Раздел: начальное образование
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)
календарно-тематическое планирование
5 класс
0,5 – 17 ч
№
Раздел и основное содержание
Количество
часов
Дата
план
Дата
факт
Диагностика
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (6 ч)
Предметные
личностные
метапредметные
формирование умения выделять проблематику
русских народных и литературных сказок,
пословиц и поговорок как основу для развития
представлений о нравственном идеале русского
народа в контексте диалога культур с другими
народами России; осмысление ключевых для
русского национального сознания культурных и
нравственных смыслов в произведениях о Москве
как столице России и о русском лесе;
формирование представлений о богатстве
русской литературы и культуры в контексте
культур народов России; русские национальные
традиции в рождественских произведениях и
произведениях о семейных ценностях;
формирование начальных представлений о
русском национальном характере, его парадоксах и
загадках русской души в произведениях о защите
Родины в Отечественной войне 1812 года, о
проблемах подростков и о своеобразии русского
языка и родной речи;
развитие умений давать смысловой анализ
фольклорного и литературного текста на основе
наводящих вопросов; под руководством учителя
создавать элементарные историко-культурные
комментарии и собственные тексты
интерпретирующего характера в формате ответа на
вопрос, сопоставлять произведения словесного
искусства с произведениями других искусств и
учиться отбирать произведения для
самостоятельного чтения; формирование
начальных представлений о проектно-
•
осознание обучающимися российской
гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности; проявление патриотизма, уважения
к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России; чувство
ответственности и долга перед Родиной; понимание
гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского
общества;
•
способность и готовность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, уважительное
отношение к труду;
•
формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
•
осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира;
•
развитие эстетического сознания через
освоение художественного наследия народов России
и мира творческой деятельности эстетического
характера; осознание значимости художественной
культуры народов России и стран мира;
•
способность и готовность вести диалог с
другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания; готовность к совместной
деятельности, активное участие в коллективных
учебно-исследовательских, проектных и других
творческих работах;
Регулятивные УУД:
•
умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, самостоятельно
планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
•
умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий
в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
•
владение основами самоконтроля, самооценки,
принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
•
умение определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
•
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
•
навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД:
•
умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
•
умение осознанно использовать речевые средства в
исследовательской деятельности и оформлении ее
результатов, начальных умений работы с разными
источниками информации.
•
неприятие любых нарушений социальных (в
том числе моральных и правовых) норм; ориентация
на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора; оценочное отношение к
своему поведению и поступкам, а также к поведению
и поступкам других.
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
•
формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий;
развитие мотивации к овладению культурой активного
пользования словарями и другими поисковыми системами.
Преданья старины глубокой (2 ч)
1
Пословицы и поговорки о Родине, России, русском
народе. Русские народные и литературные сказки. Сказка
«Лиса и медведь» (русская народная сказка).
1
15.01
2
К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь».
1
Города земли русской (2 ч)
3
А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…»
М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как
сын…»
1
4
Л. Н. Мартынов. «Красные ворота».
А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».
1
Родные просторы (2 ч)
5
И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес».
А. В. Кольцов. «Лес».
1
6
В. А. Рождественский. «Берёза».
В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»
1
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (6 часов)
Предметные
личностные
метапредметные
формирование умения выделять проблематику
русских народных и литературных сказок,
пословиц и поговорок как основу для развития
представлений о нравственном идеале русского
народа в контексте диалога культур с другими
народами России; осмысление ключевых для
русского национального сознания культурных и
нравственных смыслов в произведениях о Москве
как столице России и о русском лесе;
формирование представлений о богатстве
русской литературы и культуры в контексте
культур народов России; русские национальные
•
осознание обучающимися российской
гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности; проявление патриотизма, уважения
к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России; чувство
ответственности и долга перед Родиной; понимание
гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского
общества;
•
способность и готовность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, уважительное
отношение к труду;
•
формирование целостного мировоззрения,
Регулятивные УУД:
•
умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, самостоятельно
планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
•
умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий
в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
традиции в рождественских произведениях и
произведениях о семейных ценностях;
формирование начальных представлений о
русском национальном характере, его парадоксах и
загадках русской души в произведениях о защите
Родины в Отечественной войне 1812 года, о
проблемах подростков и о своеобразии русского
языка и родной речи;
развитие умений давать смысловой анализ
фольклорного и литературного текста на основе
наводящих вопросов; под руководством
учителя создавать элементарные историко-
культурные комментарии и собственные тексты
интерпретирующего характера в формате
ответа на вопрос, сопоставлять произведения
словесного искусства с произведениями других
искусств и учиться отбирать произведения для
самостоятельного чтения; формирование
начальных представлений о проектно-
исследовательской деятельности и оформлении
ее результатов, начальных умений работы с
разными источниками информации.
соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
•
осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира;
•
развитие эстетического сознания через
освоение художественного наследия народов России
и мира творческой деятельности эстетического
характера; осознание значимости художественной
культуры народов России и стран мира;
•
способность и готовность вести диалог с
другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания; готовность к совместной
деятельности, активное участие в коллективных
учебно-исследовательских, проектных и других
творческих работах;
•
неприятие любых нарушений социальных (в
том числе моральных и правовых) норм; ориентация
на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора; оценочное отношение к
своему поведению и поступкам, а также к поведению
и поступкам других.
•
владение основами самоконтроля, самооценки,
принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
•
умение определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
•
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
•
навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД
•
умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
•
умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
•
формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий;
развитие мотивации к овладению культурой активного
пользования словарями и другими поисковыми системами.
Праздники русского мира (4 ч)
7
Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент).
1
8
В. Д. Берестов. «Перед Рождеством».
1
9
А. И. Куприн. «Бедный принц».
1
10
И. А. Ильин. «Рождественское письмо».
1
Тепло родного дома (2 ч)
11
И. А. Крылов. «Дерево». И. А. Бунин. «Снежный бык».
1
29
12
В. И. Белов. «Скворцы».
1
05
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (5 часов)
Предметные
Личностные
Метапредметные
•
формирование умения выделять проблематику
русских народных и литературных сказок, пословиц и
поговорок как основу для развития представлений о
нравственном идеале русского народа в контексте
•
осознание обучающимися российской
гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности; проявление патриотизма, уважения
к Отечеству, прошлому и настоящему
Регулятивные УУД:
•
умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, самостоятельно
диалога культур с другими народами России;
осмысление ключевых для русского национального
сознания культурных и нравственных смыслов в
произведениях о Москве как столице России и о
русском лесе;
формирование представлений о богатстве
русской литературы и культуры в контексте
культур народов России; русские национальные
традиции в рождественских произведениях и
произведениях о семейных ценностях;
формирование начальных представлений о
русском национальном характере, его
парадоксах и загадках русской души в
произведениях о защите Родины в
Отечественной войне 1812 года, о проблемах
подростков и о своеобразии русского языка и
родной речи;
развитие умений давать смысловой анализ
фольклорного и литературного текста на основе
наводящих вопросов; под руководством
учителя создавать элементарные историко-
культурные комментарии и собственные тексты
интерпретирующего характера в формате
ответа на вопрос, сопоставлять произведения
словесного искусства с произведениями других
искусств и учиться отбирать произведения для
самостоятельного чтения; формирование
начальных представлений о проектно-
исследовательской деятельности и оформлении
ее результатов, начальных умений работы с
разными источниками информации.
многонационального народа России; чувство
ответственности и долга перед Родиной; понимание
гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского
общества;
•
способность и готовность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, уважительное
отношение к труду;
•
формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
•
осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира;
•
развитие эстетического сознания через
освоение художественного наследия народов России
и мира творческой деятельности эстетического
характера; осознание значимости художественной
культуры народов России и стран мира;
•
способность и готовность вести диалог с
другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания; готовность к совместной
деятельности, активное участие в коллективных
учебно-исследовательских, проектных и других
творческих работах;
•
неприятие любых нарушений социальных (в
том числе моральных и правовых) норм; ориентация
на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора; оценочное отношение к
своему поведению и поступкам, а также к поведению
и поступкам других.
планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
•
умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий
в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
•
владение основами самоконтроля, самооценки,
принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
•
умение определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
•
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
•
навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД
•
умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
•
умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
•
формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий;
развитие мотивации к овладению культурой активного
пользования словарями и другими поисковыми системами.
Не до ордена – была бы Родина (2 ч)
13
Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь». Д. В. Давыдов.
«Партизан» (отрывок).
1
12
14
Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).
1
19
Загадки русской души (1 ч)
15
К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога»
(солдатская сказка). Ю. Я. Яковлев. «Сыновья
Пешеходова».
1
26
О ваших ровесниках (1 ч)
16
К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент). А. А.
Гиваргизов. «Контрольный диктант».
1
17
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
17
И. А. Бунин. «Слово». В. Г. Гордейчев. «Родная речь».
1
24