Напоминание

Искусство общения учителя с учащимися: правила интернет-общения в интернет-пространстве


Автор: Дандык Ирина Андреевна
Должность: учитель иностранных языков
Учебное заведение: ЦДО ГБОУ "Белгородский инженерный лицей-интернат"
Населённый пункт: Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Искусство общения учителя с учащимися: правила интернет-общения в интернет-пространстве
Раздел: полное образование





Назад




Искусство общения учителя с учащимися: правила интернет-общения в

интернет-пространстве

Дандык И.А.,

учитель английского языка

ЦДО при ГБОУ «БИЮЛИ»,

г. Белгород.

В человеческой культуре самое древнее искусство-искусство общения.

Когда не было ни театра, ни живописи, ни музыки, было общение. Из него

родились все искусства. Одним из значений слова «искусство» является

«умение, мастерство, тонкое знание дела». В чём же заключается это

мастерство общения учителя с учащимися в процессе их обучения и

воспитания?

Как правило, в процессе обучения педагог передаёт своему ученику

частицу самого себя, а во многих случаях - и всего себя. Поэтому, чем

значительней масштаб личности учителя, тем больше положительного

влияния он сможет оказать на рост личности своего воспитанника. Масштаб

личности

учителя

определяется

мерой

его

включенности

в

общечеловеческую культуру, профессиональными знаниями и навыками,

мерой человеческого такта в поведении. Часто именно через любовь ученика

к учителю приходит и любовь к тому предмету, который он преподаёт.

Поэтому: «к себе, а не к предмету прежде вызовем интерес»,- писал

известный педагог-литератор Е.Н. Ильин в своих «Записках из блокнота».

Любимый учитель передаёт учащемуся содержание своего отношения к

самому себе, к другим людям, к окружающему миру в целом. «Учим не

только предметы, но и собою» (Е.Н. Ильин).

В современных условиях технологии быстро развиваются. Развивается

дистанционные способы обучения. IT-технологии предоставляют целый

перечень инструментов для коммуникаций преподавателей с учениками не

только в учебное время, но и за стенами школ. Особенно актуальны они для

как для классных руководителей, которые ищут новые, нестандартные

методы сплочения своего класса, повышения авторитета в глазах детей,

установления дружественной связи со своими воспитанниками, так и для

учителей-предметников, на примере обучения детей-инвалидов в Центре

дистанционного образования при ГБОУ «БИЮЛИ» г. Белгорода, где

дистанционные уроки проводятся уже более 10 лет.

Какая бы ни была специфика учебного предмета, но многие хорошие

учителя имеют общие черты, которые позволяют им успешно общаться со

своими учениками и передавать им свои знания. Какие же секреты

успешного общения учителя с учениками в интернет-пространстве?

Прежде всего, необходимо понимать, что культура общения, а также

языковая и ролевая среда в реальном и виртуальном пространствах очень

сильно различаются. Для общения в виртуальном пространстве характерно:

Снижение

уровня

ответственности

за

коммуникацию,

ввиду

опосредовательности

и,

в

определенных

случаях,

анонимности

общения - общаясь в социальной сети, в чате или на форуме человек

взрослый или школьник может позволить себе то, что не стал бы

делать при личном общении.

Опосредование

влияния

демографических

характеристик

пол,

возраст, уровень образования, социальный статус – на ролевые модели

поведения в коммуникациях (в виртуальном пространстве человек - это

пользователь, субординация возрастная и по иным основаниям

смягчается).

Виртуальное пространство предъявляет пониженные требования к

чистоте и грамматической правильности использования языковых

средств.

Широко

распространены:

сленг,

сокращения

и

квази

невербальные средства коммуникации (у интернета есть свой «язык» -

взрослому в общении с детьми нужно это учитывать)

В классе педагог в силу возраста, профессиональных навыков и

профессиональной роли устанавливает достаточно жесткую субординации с

общении с учениками. В большинстве случаев она совершенно необходима

для

того,

чтобы

образовательный

процесс

был

успешен.

Подобная

субординация накладывает ограничения не только на поведение ученика, но

и на поведение учителя: как минимум, учитель должен быть примером в

интеллектуальном и этическом смысле, а также должен четко разделять

профессиональный и личный планы общения (последнему отводится

достаточно мало места). По причинам, описанным выше, общение в

социальной сети может быть субординировано куда в меньшей степени. Это

неизбежно и будет происходить в любом случае. Общение в виртуальном

пространстве, в некоторой степени, выравнивает коммуникативные роли

ученика и учителя, а также открывает им друг для друга персональные

пространства.. По своему опыту могу сказать, что общение становится менее

формальным, исчезают элементы речевого этикета, и я принимаю это как

данность. Определенный уровень субординации вводится, пожалуй, только

благодаря личному и профессиональному авторитету, завоеванному в классе

( чтобы влиять на учеников дистанционно, нужно, чтобы ученики уважали

педагога прежде всего как человека).

В силу возраста и коммуникативного опыта моего поколения, молодым

педагогам проще общаться с учениками в виртуальном пространстве. Мы

спокойнее относимся к упрощению языка, понимаем сленг, разделяем с

детьми общий информационный контекст (находимся «в теме») и наравне с

детьми используем картинки и символы как инструмент для передачи

информации. С другой стороны, небольшая разница в возрасте, порой

затрудняющая работу в классе, тем более проявляется в виртуальном

пространстве. Чтобы быть успешным в качестве педагога, я не могу

позволить себе быть для детей исключительно другом или старшем

товарищем. Кроме того, как учитель иностранного языка, я вынуждена

следить за своей письменной речью и корректировать письменную речь

учеников. Хотя такое внимание к языковым нормам для интернета

совершенно не свойственно.

Учитель, вступая во взаимодействие со своим учеником, должен уметь

отслеживать как свои исходные установки, так и установки своего ученика,

которые в значительной мере будут влиять на стандартизированные

содержание

и

методы

обучения,

не

забывая

о

про

сохранения

неприкосновенности персонального, приватного пространства.

Чтобы учащийся раскрылся на таком уроке и доверительно изложил

свои мысли, требуется постоянно его поощрять к этому. Это означает, что

педагог не должен категорично оценивать его суждения и его самого. Как это

ни парадоксально, но чем меньше мы судим говорящего, тем больше он

становится самокритичным, выражает свои мысли и чувства более открыто и

честно, чем тогда, когда он чувствует над собою строгий контроль.

И, в заключении, хочется добавить: «Общение- тот путь, по которому

идёшь не один, а с учениками, следующими за тобой не по принуждению и

до определённого предела, а по внутренней потребности и до конца»

(Е.Н.Ильин).

Список литературы

1.Ильин Е. Из блокнота словесника. Санкт-Петербург, 1988

2. Крашенинникова Е. Шаг навстречу. Москва, 1988

3.Лапатухин М. Школьный толковый словарь русского языка. Москва, 1981

4.Петрушин В. Музыкальная психология. Москва, 1997

5.Юсупов И., Бевзова Л. Учителю об искусстве общения. Фрунзе, 1990



В раздел образования