Напоминание

Приобщение детей к истокам русской культуры


Автор: Мужикова Светлана Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: республика Хакасия, город Черногорск
Наименование материала: опыт работы
Тема: Приобщение детей к истокам русской культуры
Раздел: дошкольное образование





Назад




Приобщение детей к истокам русской культуры.

Система работы в приобщении детей к истокам русской народной

культуры требует организации особых условий, создания обстановки,

которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивает детям

особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Практический

опыт показывает, что для полного восприятия детьми даже коротких

фольклорных произведений необходимы специальные наглядные средства,

которые способствуют более глубокому пониманию истории и быта русского

народа. Для поддержания интереса детей вводится сказочный персонаж –

бабушка Матрёна в русском народном костюме. Внешнему облику должны

соответствовать манера общения, и строй речи, наполненный народными

пословицами, поговорками и прибаутками.

Содержание материала по ознакомлению детей с русской народной

культурой распределено в трёх видах деятельности:

- непосредственно-образовательная деятельность;

-

совместная

деятельность

(дидактические

игры,

упражнения,

игры-

инсценировки,

игры-драматизации,

загадки,

чтение

художественной

литературы,

рассматривание

иллюстраций,

обрядовые

праздники,

развлечения и другие);

- свободная самостоятельная деятельность (применение полученного опыта в

самостоятельной деятельности).

Для младшего дошкольного возраста более доступными являются малые

фольклорные формы - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. Они

знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. В цикле встреч

"Сказки из сундучка бабушки Матрёны" дети знакомятся с первыми

русскими народными сказками. Бабушка Матрёна и рассказывает их по-

особенному

с

присказками,

шутками,

прибаутками,

загадками.

Предложенное моделирование эпизодов сказок помогает детям легче усвоить

её образное содержание. Очень важно активное сотворчество взрослого и

детей, их общее переживание чувства сопричастности к поступкам героев

сказок, потешек.

В средней группе детского сада продолжается работа по ознакомлению

с бытом, фольклором, декоративными промыслами русского народа, с

национальной одеждой. Впервые дети знакомятся с русскими народными

инструментами: свистулькой, балалайкой, колокольчиком. На встречах с

Бабушкой Матрёной дети знакомятся с трёхчастной структурой сказки, с

некоторыми

особенностями

литературного

языка

(образные

слова

и

выражения, эпитеты, сравнения, гиперболы). Красота русской природы

широко воспета народом в музыке, пенях, сказках, потешках, поэтому мы

используем их при ознакомлении с сезонными изменениями в природе, с

трудом людей, с жизнью животных.

В старшей возрастной группе, так же, как и в предыдущих, проводятся

встречи с бабушкой Матрёной, где происходит первоначальное знакомство

детей с Русью, Древней Москвой, с нашей республикой. Также дети

знакомятся с символикой Российского государства и республики Хакасия.

Продолжается знакомство с предметами быта - серпом, с различными

источниками

освещения,

различными

способами

глажения

белья,

различными видами обуви, головных уборов и т.д. Важно не просто

сообщить детям сведения, а помочь окунуться в другую историческую эпоху,

помочь детям понять, что в разное время люди жили по-разному. Бабушка

Матрёна на своих встречах знакомит детей с историческими произведениями

- былинами. При знакомстве она использует много иллюстративного

материала. Дети знакомятся с доспехами, оружием богатырей, узнают об их

подвигах, знакомятся с народными обычаями и приметами.

Для приобщения детей к высокохудожественной литературе педагоги

знакомят детей с жизнью и творчеством великих русских поэтов -

А.С.Пушкина,

Н.А.

Некрасова.

Небольшие

рассказы

о

детских

воспоминаниях поэтов помогают ребенку почувствовать их внутренний мир.

В

подготовительной

группе

детского

сада

проводится

работа

по

систематизации и обогащению знаний, полученных в предыдущих группах.

Основным в изучении истории в этом возрасте является не простое

сообщение сведений, а умение видеть за отдельным явлением историческую

эпоху, прослеживать её приметы в современности. Основным в работе по

культуре становится понимания общего и различного в традициях народов.

Полученные опыт и знания дети используют в совместной и самостоятельной

деятельности: выполняют постройки макетов старинных теремов, кремля,

рисуют русские народные костюмы, разыгрывают исторические путешествия

в

Древнюю

Русь

богатырскую,

организуют

творческие

игры

по

литературным сюжетам. Большое внимание уделяется знакомству детей с

общегосударственными праздниками: 12 июня - День независимости России,

23 февраля - День Защитника Отечества, 8 марта - Международный женский

день, 9 мая - День Победы.

Впервые дети знакомятся с таким литературным жанром, как басня. Также

продолжается

работа

по

ознакомлению

с

эпитетами,

сравнениями,

метафорой.

Творческие

задания,

включающие

использование

детьми

сравнений, эпитетов, загадок помогает детям почувствовать и понять, как эти

средства делают языковой материал поэтическим.

Дети вместе с родителями принимают участие в "народных гуляниях",

посвященных русским народным обрядовым праздникам. При подготовке

развлечения "Ярмарка, ярмарка, веселая ярмарка" дети изготавливают

народные игрушки - сувениры, продолжают знакомиться с новыми видами

декоративного искусства, такими как гжель, жостово.

Большое место в приобщении детей к истокам русской народной культуры

занимает

народные

праздники,

развлечения.

Такие

как

"Осенины",

"Капустник", "Ярмарка", "Колядки", "Масленица", "Пасха", "Грачевник",

"День семьи, любви и верности". С детьми разучиваются обрядовые песни,

народные, хороводные и подвижные игры, заклички.

Практический

опыт

показывает,

что

использование

предметного

планирования по ознакомлению детей с русской народной культурой,

включающие в себя элементарные сведения по истории, географии, культуре

Родины, способствуют формированию самосознания ребенка-дошкольника, и

помогают ему в его стремлении найти своё место в окружающем мире. Если

предложенная работа ведется в системе, с учетом всех рекомендаций, то это

способствует воспитанию в детях любви к Родине, к родной природе,

национальному искусству, развитию интереса к быту и истории своего

народа.



В раздел образования