Автор: Мужикова Светлана Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: республика Хакасия, город Черногорск
Наименование материала: опыт работы
Тема: Приобщение детей к истокам русской культуры
Раздел: дошкольное образование
Приобщение детей к истокам русской культуры.
Система работы в приобщении детей к истокам русской народной
культуры требует организации особых условий, создания обстановки,
которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивает детям
особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Практический
опыт показывает, что для полного восприятия детьми даже коротких
фольклорных произведений необходимы специальные наглядные средства,
которые способствуют более глубокому пониманию истории и быта русского
народа. Для поддержания интереса детей вводится сказочный персонаж –
бабушка Матрёна в русском народном костюме. Внешнему облику должны
соответствовать манера общения, и строй речи, наполненный народными
пословицами, поговорками и прибаутками.
Содержание материала по ознакомлению детей с русской народной
культурой распределено в трёх видах деятельности:
- непосредственно-образовательная деятельность;
-
совместная
деятельность
(дидактические
игры,
упражнения,
игры-
инсценировки,
игры-драматизации,
загадки,
чтение
художественной
литературы,
рассматривание
иллюстраций,
обрядовые
праздники,
развлечения и другие);
- свободная самостоятельная деятельность (применение полученного опыта в
самостоятельной деятельности).
Для младшего дошкольного возраста более доступными являются малые
фольклорные формы - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. Они
знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. В цикле встреч
"Сказки из сундучка бабушки Матрёны" дети знакомятся с первыми
русскими народными сказками. Бабушка Матрёна и рассказывает их по-
особенному
с
присказками,
шутками,
прибаутками,
загадками.
Предложенное моделирование эпизодов сказок помогает детям легче усвоить
её образное содержание. Очень важно активное сотворчество взрослого и
детей, их общее переживание чувства сопричастности к поступкам героев
сказок, потешек.
В средней группе детского сада продолжается работа по ознакомлению
с бытом, фольклором, декоративными промыслами русского народа, с
национальной одеждой. Впервые дети знакомятся с русскими народными
инструментами: свистулькой, балалайкой, колокольчиком. На встречах с
Бабушкой Матрёной дети знакомятся с трёхчастной структурой сказки, с
некоторыми
особенностями
литературного
языка
(образные
слова
и
выражения, эпитеты, сравнения, гиперболы). Красота русской природы
широко воспета народом в музыке, пенях, сказках, потешках, поэтому мы
используем их при ознакомлении с сезонными изменениями в природе, с
трудом людей, с жизнью животных.
В старшей возрастной группе, так же, как и в предыдущих, проводятся
встречи с бабушкой Матрёной, где происходит первоначальное знакомство
детей с Русью, Древней Москвой, с нашей республикой. Также дети
знакомятся с символикой Российского государства и республики Хакасия.
Продолжается знакомство с предметами быта - серпом, с различными
источниками
освещения,
различными
способами
глажения
белья,
различными видами обуви, головных уборов и т.д. Важно не просто
сообщить детям сведения, а помочь окунуться в другую историческую эпоху,
помочь детям понять, что в разное время люди жили по-разному. Бабушка
Матрёна на своих встречах знакомит детей с историческими произведениями
- былинами. При знакомстве она использует много иллюстративного
материала. Дети знакомятся с доспехами, оружием богатырей, узнают об их
подвигах, знакомятся с народными обычаями и приметами.
Для приобщения детей к высокохудожественной литературе педагоги
знакомят детей с жизнью и творчеством великих русских поэтов -
А.С.Пушкина,
Н.А.
Некрасова.
Небольшие
рассказы
о
детских
воспоминаниях поэтов помогают ребенку почувствовать их внутренний мир.
В
подготовительной
группе
детского
сада
проводится
работа
по
систематизации и обогащению знаний, полученных в предыдущих группах.
Основным в изучении истории в этом возрасте является не простое
сообщение сведений, а умение видеть за отдельным явлением историческую
эпоху, прослеживать её приметы в современности. Основным в работе по
культуре становится понимания общего и различного в традициях народов.
Полученные опыт и знания дети используют в совместной и самостоятельной
деятельности: выполняют постройки макетов старинных теремов, кремля,
рисуют русские народные костюмы, разыгрывают исторические путешествия
в
Древнюю
Русь
богатырскую,
организуют
творческие
игры
по
литературным сюжетам. Большое внимание уделяется знакомству детей с
общегосударственными праздниками: 12 июня - День независимости России,
23 февраля - День Защитника Отечества, 8 марта - Международный женский
день, 9 мая - День Победы.
Впервые дети знакомятся с таким литературным жанром, как басня. Также
продолжается
работа
по
ознакомлению
с
эпитетами,
сравнениями,
метафорой.
Творческие
задания,
включающие
использование
детьми
сравнений, эпитетов, загадок помогает детям почувствовать и понять, как эти
средства делают языковой материал поэтическим.
Дети вместе с родителями принимают участие в "народных гуляниях",
посвященных русским народным обрядовым праздникам. При подготовке
развлечения "Ярмарка, ярмарка, веселая ярмарка" дети изготавливают
народные игрушки - сувениры, продолжают знакомиться с новыми видами
декоративного искусства, такими как гжель, жостово.
Большое место в приобщении детей к истокам русской народной культуры
занимает
народные
праздники,
развлечения.
Такие
как
"Осенины",
"Капустник", "Ярмарка", "Колядки", "Масленица", "Пасха", "Грачевник",
"День семьи, любви и верности". С детьми разучиваются обрядовые песни,
народные, хороводные и подвижные игры, заклички.
Практический
опыт
показывает,
что
использование
предметного
планирования по ознакомлению детей с русской народной культурой,
включающие в себя элементарные сведения по истории, географии, культуре
Родины, способствуют формированию самосознания ребенка-дошкольника, и
помогают ему в его стремлении найти своё место в окружающем мире. Если
предложенная работа ведется в системе, с учетом всех рекомендаций, то это
способствует воспитанию в детях любви к Родине, к родной природе,
национальному искусству, развитию интереса к быту и истории своего
народа.