Автор: Наталья Владимировна Гречневикова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ "Горняцкая СОШ"
Населённый пункт: ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ, ВЫШНЕВОЛОЦКИЙ РАЙОН, ГОРНЯК
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование знаний о сезонных изменениях в природе у младших школьников при изучении окружающего мира посредством игровых методов обучения».
Раздел: начальное образование
Гречневикова Наталья Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ «Горняцкая СОШ»
Вышневолоцкого городского округа Тверской области.
Статья на тему:
«Формирование знаний о сезонных изменениях в природе у младших
школьников при изучении окружающего мира посредством игровых
методов обучения».
Глобальные проблемы современности требуют немедленного
переосмысления
исторически
сложившейся
в
человеческом
сознании
установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения
не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Именно поэтому
одним из актуальнейших вопросов современного общества является проблема
формирования
экологической
культуры
личности.
В
настоящее
время
формирование экологической культуры школьников становится приоритетным
направлением в педагогической теории и практики. Экологическое воспитание
является неотъемлемой частью нравственного воспитания личности.
Решая задачи экологического образования в школьном возрасте, в
первую очередь необходимо сформировать систему знаний о природе, научить
детей
понимать
и
устанавливать
существенные
связи
и
зависимости,
действовать в соответствии с полученными знаниями.
Экологическое образование включает в себя знания о природе, а знания
о природе немыслимы без знаний о сезонных изменениях в природе.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит
проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового
знания и активное освоение различных способов познания окружающего [1].
Становится
актуальным
совершенствование
форм
и
методов
обучения
окружающему миру, которые стимулируют мыслительную деятельность
школьников, развивают их познавательную активность, учат практически
использовать знания о сезонных изменениях в природе. В решении данных
проблем могут найти свое место игровые формы организации занятий, которые
способны выступать в качестве действенного средства обучения[2]. Атмосфера
игры создает условия, при которых ребята незаметно для себя вовлекаются и
активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда
имеешь определенный запас знаний. Кроме того, игровая форма проведения
занятий предполагает коллективное сотрудничество учителя и учащихся[3].
Целью исследования было разработать и апробировать программу
формирования
знаний
о
сезонных
изменениях
в
природе
у
младших
школьников посредством игровых методов обучения.
Базой исследования была МОБУ «Горняцкая СОШ» Вышневолоцкого
района Тверской области.
1
В исследовании участвовали 13 учащихся 3 класса. Исследование
включало три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе проводилась диагностика уровня
сформированности знаний о сезонных изменениях в природе у учащихся с
помощью тестирования. Тест включал в себя 20 вопросов, разделённых на 4
тематических блока: 1 блок – знания о сезонных изменениях в неживой
природе; 2 блок – знания о сезонных изменениях в жизни растений; 3 блок –
знания о сезонных изменениях в жизни животных; 4 блок – знания о сезонных
изменениях в жизни людей. Ответы на вопросы теста оценивались в баллах.
В зависимости от результатов тестирования, знания детей отнесли к
тому или иному уровню сформированности знаний о сезонных изменениях в
природе.
Всего было выделено три уровня сформированности знаний: низкий,
средний и высокий. Учащиеся, ответившие верно на 0–12 вопросов, имели
низкий уровень сформированности знаний, ответившие на 13–17 вопросов –
средний, ответившие на 18–20 вопросов – высокий.
Критериями, в соответствии с которыми были выделены эти три
уровня сформированности знаний, являлись правильность, точность и полнота
ответов.
Анализ результатов тестирования дал следующие результаты. Лучше
всего школьники справились с вопросами теста по блоку о сезонных
изменениях в жизни людей. Самыми сложными оказались для учащихся
вопросы о сезонных изменениях в жизни растений.
Подсчёт результатов, полученных на констатирующем этапе, показал,
что высокий уровень знаний никто из учащихся не показал – 0%, средний
уровень у 54%, низкий – у 46% учащихся (Рис.1).
низкий
средний
высокий
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
Уровень
Процент учащихся
Рис.1
Уровень
сформированности
знаний
учащихся
о
сезонных
изменениях в природе на констатирующем этапе исследования.
На основании этих данных была разработана программа занятий с
использованием игровых методов и приёмов обучения для формирования
2
знаний
о
сезонных
изменениях
в
природе
для
формирующего
этапа
исследования. Программа включила в себя пятнадцать занятий, разных по
своей форме проведения. Это были и уроки, и внеклассные мероприятия, и
экскурсии, уроки – путешествия, уроки – игры. На каждом из этих занятий
использовался элемент игры: это разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок,
это инсценирование моментов о жизни в лесу: кто- то был ветром и рассказал о
том, что видел, кто – то деревцем, кто – то насекомым, первым цветком.
Очень понравилась ребятам игра с мячом «Назови приметы весны».
Использовав
различные
бумажные
костюмы,
в
игровой
форме,
дети
вспоминали перелётных, кочующих и зимующих птиц. Особый интерес
вызвало занятие - интеллектуальная игра «Поле чудес». На внеклассном
занятии «Тайны леса» о сезонных изменениях в природе ребята повторили
вместе с необычными героями сорокой и Лесовичком, что вызвало особый
интерес к данному занятию.
Принимая участие в проектной задаче «У природы нет плохой погоды»,
учащиеся делились на команды и совершали путешествие в мир природы.
Проходя из тура в тур, дети повторяют в игровой форме важные знания о
сезонных изменениях в природе. Занятие вызвало интерес учеников и тем, что
было проведено совместно с учащимися 9 класс и учителем географии, которые
приготовили занимательные и познавательные задания для третьеклассников.
На
данном
занятии
дети
отгадывали
загадки,
решали
кроссворды,
анализировали пословицы и поговорки о природе. Таким образом,
были
повторены знания о временах года: зиме, весне, лете, осени.
Надолго запомнилась учащимся интеллектуальная игра -
«Счастливый случай» по теме «Мир вокруг нас». Целью данной игры стало
повторение
знаний
о
сезонных
изменениях
в
природе,
побуждать
к
самообразованию, воспитывать у них любовь и бережное отношение к
окружающему миру. В ходе игры дети были разделены на две команды. Игра
проходила в виде соревнования, ребята показали свои знания по изучаемой
теме и узнавали для себя что-то новое, интересное.
Внеклассное занятие «Вопрос на засыпку» было проведено в виде
игры
–
соревнования.
Дети
с
удовольствием
отгадывали
загадки,
инсценировали сценки из жизни животных и птиц.
На каждом занятии использовались разнообразные игровые методы
обучения.
После апробации всех занятий, было проведено повторное тестирование
на
контрольном
этапе
исследования,
показавшее
повышение
уровня
сформированности знаний учащихся о сезонных изменениях в природе. Так у
31% учащихся был выявлен высокий уровень сформированности знаний о
сезонных изменениях в природе, у 54% средний уровень, у 15% - низкий
уровень (Рис.2).
3
низкий
средний
высокий
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
уровень
процент учащихся
Рис.2. Уровень сформированности знаний о сезонных изменениях в природе на
констатирующем этапе исследования.
низкий
средний
высокий
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
46%
15%
54%
31%
констатирующий
этап
контрольный
этап
Уровни знаний
процент ущащихся
Рис.3. Сравнение уровней знаний о сезонных изменениях в природе на
констатирующем и контрольном этапах исследования.
Проанализировав данные рисунка, можно сделать следующий
вывод. Результаты, полученные на контрольном этапе исследования, показали,
что посредствам игровых методов и приёмов обучения, учащиеся успешно
усвоили и сумели применить знания о сезонных изменениях в природе. Так на
констатирующем этапе исследования ни один из учащихся не имел высокого
уровня знаний о сезонных изменениях в природе, а на контрольном этапе
4
четверо детей показали высокий уровень знаний по данной теме. Заметно
уменьшилось количество учеников, имеющих низкий уровень знаний о
сезонных изменениях в природе. На констатирующем этапе низкий уровень
знаний был у 46% учащихся класса, а на контрольном этапе – это лишь 15%
учеников (Рис.3.). Программа занятий по формированию знаний о сезонных
изменениях в природе имела положительные результаты, хотя число учащихся,
имеющих средний уровень знаний о сезонных изменениях в природе,
сохранилось. Можно сделать вывод о том, что необходимо на уроках
окружающего мира применять игровые методы и приёмы обучения, с целью
повышения уровня знаний у учащихся. Игровые приёмы, использованные на
всех уроках и занятиях формирующего этапа исследования, заинтересовали
детей, вызвали положительный настрой, а также желание учиться и познавать
окружающий мир.
Список литературы
1.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. -
М.: Народное образование. – 1998г.- 256 с.
2.
Тарабанина Т. И. И игра, и учёба: природоведение. – Ярославль: Академия. –
2007. – 163 с.
3.
Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном
процессе. – М.: Просвещение. – 2009. – 160 с.
5
6