Напоминание

«Формирование знаний о сезонных изменениях в природе у младших школьников при изучении окружающего мира посредством игровых методов обучения».


Автор: Наталья Владимировна Гречневикова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ "Горняцкая СОШ"
Населённый пункт: ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ, ВЫШНЕВОЛОЦКИЙ РАЙОН, ГОРНЯК
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование знаний о сезонных изменениях в природе у младших школьников при изучении окружающего мира посредством игровых методов обучения».
Раздел: начальное образование





Назад




Гречневикова Наталья Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ «Горняцкая СОШ»

Вышневолоцкого городского округа Тверской области.

Статья на тему:

«Формирование знаний о сезонных изменениях в природе у младших

школьников при изучении окружающего мира посредством игровых

методов обучения».

Глобальные проблемы современности требуют немедленного

переосмысления

исторически

сложившейся

в

человеческом

сознании

установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения

не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Именно поэтому

одним из актуальнейших вопросов современного общества является проблема

формирования

экологической

культуры

личности.

В

настоящее

время

формирование экологической культуры школьников становится приоритетным

направлением в педагогической теории и практики. Экологическое воспитание

является неотъемлемой частью нравственного воспитания личности.

Решая задачи экологического образования в школьном возрасте, в

первую очередь необходимо сформировать систему знаний о природе, научить

детей

понимать

и

устанавливать

существенные

связи

и

зависимости,

действовать в соответствии с полученными знаниями.

Экологическое образование включает в себя знания о природе, а знания

о природе немыслимы без знаний о сезонных изменениях в природе.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит

проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового

знания и активное освоение различных способов познания окружающего [1].

Становится

актуальным

совершенствование

форм

и

методов

обучения

окружающему миру, которые стимулируют мыслительную деятельность

школьников, развивают их познавательную активность, учат практически

использовать знания о сезонных изменениях в природе. В решении данных

проблем могут найти свое место игровые формы организации занятий, которые

способны выступать в качестве действенного средства обучения[2]. Атмосфера

игры создает условия, при которых ребята незаметно для себя вовлекаются и

активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда

имеешь определенный запас знаний. Кроме того, игровая форма проведения

занятий предполагает коллективное сотрудничество учителя и учащихся[3].

Целью исследования было разработать и апробировать программу

формирования

знаний

о

сезонных

изменениях

в

природе

у

младших

школьников посредством игровых методов обучения.

Базой исследования была МОБУ «Горняцкая СОШ» Вышневолоцкого

района Тверской области.

1

В исследовании участвовали 13 учащихся 3 класса. Исследование

включало три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе проводилась диагностика уровня

сформированности знаний о сезонных изменениях в природе у учащихся с

помощью тестирования. Тест включал в себя 20 вопросов, разделённых на 4

тематических блока: 1 блок – знания о сезонных изменениях в неживой

природе; 2 блок – знания о сезонных изменениях в жизни растений; 3 блок –

знания о сезонных изменениях в жизни животных; 4 блок – знания о сезонных

изменениях в жизни людей. Ответы на вопросы теста оценивались в баллах.

В зависимости от результатов тестирования, знания детей отнесли к

тому или иному уровню сформированности знаний о сезонных изменениях в

природе.

Всего было выделено три уровня сформированности знаний: низкий,

средний и высокий. Учащиеся, ответившие верно на 0–12 вопросов, имели

низкий уровень сформированности знаний, ответившие на 13–17 вопросов –

средний, ответившие на 18–20 вопросов – высокий.

Критериями, в соответствии с которыми были выделены эти три

уровня сформированности знаний, являлись правильность, точность и полнота

ответов.

Анализ результатов тестирования дал следующие результаты. Лучше

всего школьники справились с вопросами теста по блоку о сезонных

изменениях в жизни людей. Самыми сложными оказались для учащихся

вопросы о сезонных изменениях в жизни растений.

Подсчёт результатов, полученных на констатирующем этапе, показал,

что высокий уровень знаний никто из учащихся не показал – 0%, средний

уровень у 54%, низкий – у 46% учащихся (Рис.1).

низкий

средний

высокий

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

Уровень

Процент учащихся

Рис.1

Уровень

сформированности

знаний

учащихся

о

сезонных

изменениях в природе на констатирующем этапе исследования.

На основании этих данных была разработана программа занятий с

использованием игровых методов и приёмов обучения для формирования

2

знаний

о

сезонных

изменениях

в

природе

для

формирующего

этапа

исследования. Программа включила в себя пятнадцать занятий, разных по

своей форме проведения. Это были и уроки, и внеклассные мероприятия, и

экскурсии, уроки – путешествия, уроки – игры. На каждом из этих занятий

использовался элемент игры: это разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок,

это инсценирование моментов о жизни в лесу: кто- то был ветром и рассказал о

том, что видел, кто – то деревцем, кто – то насекомым, первым цветком.

Очень понравилась ребятам игра с мячом «Назови приметы весны».

Использовав

различные

бумажные

костюмы,

в

игровой

форме,

дети

вспоминали перелётных, кочующих и зимующих птиц. Особый интерес

вызвало занятие - интеллектуальная игра «Поле чудес». На внеклассном

занятии «Тайны леса» о сезонных изменениях в природе ребята повторили

вместе с необычными героями сорокой и Лесовичком, что вызвало особый

интерес к данному занятию.

Принимая участие в проектной задаче «У природы нет плохой погоды»,

учащиеся делились на команды и совершали путешествие в мир природы.

Проходя из тура в тур, дети повторяют в игровой форме важные знания о

сезонных изменениях в природе. Занятие вызвало интерес учеников и тем, что

было проведено совместно с учащимися 9 класс и учителем географии, которые

приготовили занимательные и познавательные задания для третьеклассников.

На

данном

занятии

дети

отгадывали

загадки,

решали

кроссворды,

анализировали пословицы и поговорки о природе. Таким образом,

были

повторены знания о временах года: зиме, весне, лете, осени.

Надолго запомнилась учащимся интеллектуальная игра -

«Счастливый случай» по теме «Мир вокруг нас». Целью данной игры стало

повторение

знаний

о

сезонных

изменениях

в

природе,

побуждать

к

самообразованию, воспитывать у них любовь и бережное отношение к

окружающему миру. В ходе игры дети были разделены на две команды. Игра

проходила в виде соревнования, ребята показали свои знания по изучаемой

теме и узнавали для себя что-то новое, интересное.

Внеклассное занятие «Вопрос на засыпку» было проведено в виде

игры

соревнования.

Дети

с

удовольствием

отгадывали

загадки,

инсценировали сценки из жизни животных и птиц.

На каждом занятии использовались разнообразные игровые методы

обучения.

После апробации всех занятий, было проведено повторное тестирование

на

контрольном

этапе

исследования,

показавшее

повышение

уровня

сформированности знаний учащихся о сезонных изменениях в природе. Так у

31% учащихся был выявлен высокий уровень сформированности знаний о

сезонных изменениях в природе, у 54% средний уровень, у 15% - низкий

уровень (Рис.2).

3

низкий

средний

высокий

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

уровень

процент учащихся

Рис.2. Уровень сформированности знаний о сезонных изменениях в природе на

констатирующем этапе исследования.

низкий

средний

высокий

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

46%

15%

54%

31%

констатирующий

этап

контрольный

этап

Уровни знаний

процент ущащихся

Рис.3. Сравнение уровней знаний о сезонных изменениях в природе на

констатирующем и контрольном этапах исследования.

Проанализировав данные рисунка, можно сделать следующий

вывод. Результаты, полученные на контрольном этапе исследования, показали,

что посредствам игровых методов и приёмов обучения, учащиеся успешно

усвоили и сумели применить знания о сезонных изменениях в природе. Так на

констатирующем этапе исследования ни один из учащихся не имел высокого

уровня знаний о сезонных изменениях в природе, а на контрольном этапе

4

четверо детей показали высокий уровень знаний по данной теме. Заметно

уменьшилось количество учеников, имеющих низкий уровень знаний о

сезонных изменениях в природе. На констатирующем этапе низкий уровень

знаний был у 46% учащихся класса, а на контрольном этапе – это лишь 15%

учеников (Рис.3.). Программа занятий по формированию знаний о сезонных

изменениях в природе имела положительные результаты, хотя число учащихся,

имеющих средний уровень знаний о сезонных изменениях в природе,

сохранилось. Можно сделать вывод о том, что необходимо на уроках

окружающего мира применять игровые методы и приёмы обучения, с целью

повышения уровня знаний у учащихся. Игровые приёмы, использованные на

всех уроках и занятиях формирующего этапа исследования, заинтересовали

детей, вызвали положительный настрой, а также желание учиться и познавать

окружающий мир.

Список литературы

1.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. -

М.: Народное образование. – 1998г.- 256 с.

2.

Тарабанина Т. И. И игра, и учёба: природоведение. – Ярославль: Академия. –

2007. – 163 с.

3.

Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном

процессе. – М.: Просвещение. – 2009. – 160 с.

5

6



В раздел образования