Автор: Меликян Наталья Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ ШСОШ №10
Населённый пункт: х.Шаумяновский, Ростовская область
Наименование материала: Самообразование педагога
Тема: Интерактивная игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шаумяновская средняя общеобразовательная школа № 10
(дошкольное отделение)
«Интерактивная игра как средство
речевого развития детей дошкольного
возраста»
Подготовила воспитатель: Меликян. Н.А.
х. Шаумяновский
2021г.
Хорошая речь - важное условие развития личности ребенка. Чем
правильнее и богаче у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,
тем шире его возможности познания окружающего мира, тем активнее
осуществляется
его
психическое
развитие.
Речь
ребенка
постепенно
развивается, вместе с его ростом и развитием.
Большую
помощь
педагогам
в
развитии
речи
детей
оказывают
интерактивные игры. Интерактивные игры вызывают у детей:
1.
Познавательный интерес;
2.
Способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомления;
3.
Могут служить средствами развития речи и двигательной
активности;
4.
Развивают мелкую моторику и координацию;
5.
Повышает работоспособность головного мозга;
6.
Готовят руку к письму.
Так же широки возможности при ознакомлении с произведениями
художественной литературы. Детям очень нравятся красочное изображение
сюжетов любимых произведений, и это стимулирует их активность к
слушанию. « Назови сказки про медведя», « Чей голос?» необходимо сначало
прослушать звук, а затем выбрать зверя, который его издает. Для развития
фонематического слуха выделение картинок на заданный звук.
Попросить детей назвать, чей хвостик потерялся. Найти хозяина легко, а
вот сказать правильно, ой как сложно. Так происходит знакомство со
словами, отвечающими на вопросы: чей? чья? чье? чьи? – лисий, волчий,
медвежий и т. д.
Подобные упражнения «Чьи следы?»; «Чья тень?»; «Кто, где живет?».
Таким
образом,
систематическое
и
целенаправленное
внедрение
в
образовательный процесс интерактивных развивающихся игр позволяют
развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствуют
активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, расширяет
словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность,
формируют навыки правильной речи.
Самый ответственный период в развитии детей – развитие речи
дошкольников. В условиях реализации Федеральных государственных
образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), эта
область была пересмотрена и разделена на две самостоятельные
области: познавательное и речевое развитие, т.к. показала практика речевое
развитие зачастую отстает от познавательного.
Цель педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является
становление
начальной
коммуникативной
компетентности
ребенка.
Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста
речь
становится
универсальным
средством
общения,
т.е.
старший
дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального
положения.
Практика же свидетельствует об увеличении количества дошкольников с
речевыми
нарушениями.
На
сегодняшний
день-
образная,
богатая
синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного
возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о
своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности,
предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются
любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие задачи
познавательного и речевого развития.
1.
Обогащать познавательную сферу детей информацией через
занятия, наблюдая, экспериментательную деятельность, речь.
2.
Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе
непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3.
Помочь
упорядочить
сведения
об
окружающем
мире,
формировать представления о его целостности.
4.
Формировать
бережное
отношение
к
окружающему
миру,
закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
5.
Создавать
условия,
способствующие
выявлению
и
поддерживанию
интересов,
проявления
самостоятельности
в
познавательно – речевой деятельности.
6.
Поддерживать условия для развития познавательно – речевых
процессов дошкольника и во всех видах деятельности.
Современный ребенок с рождения окружен насыщенной медиасредой.
Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимают все
большее
место
в
досуговой
деятельности
дошкольника,
накладывая
определенный отпечаток на формирование их психофизических качеств и
развитие личности.
Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в
которой
они
по
желанию
объединяются,
самостоятельно
действуют.
Осуществляют свои замыслы, познают мир. Обучающий материал, который
преподносится ребенку в игре, усваивается быстрее, легче и дает более
высокие результаты. В игровой форме сложные и порой малоинтересные
речевые упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
Новые современные возможности направляют нас педагогов на решение
образовательных задач разными путями, один из которых применение
интерактивного оборудование и интерактивных игр.
Интерактивность – это способность взаимодействовать или находиться в
режиме беседы, диалога с кем – либо, или непосредственно с самим
человеком, это – одна из характеристик диалоговых форм познания.
Обучение детей дошкольного возраста никогда еще не было столь
захватывающим и привлекательным.
Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам
памяти: зрительной, слуховой, моторной.
В процессе работы на их основе у детей:
- формируются необходимые речевые навыки, а в дальнейшем и
самоконтроль за своей речью;
- повышается мотивация обучения детей, активизация непроизвольного
внимания за счет использования новых способов подачи материала, помогает
развитию непроизвольного внимания;
- развитие мелкой моторики детей, за счет управления мышью и работой
с клавиатурой;
- формирование и развитие совместной координированной деятельности
зрительного и моторного анализаторов, т.к. мозг ребенка одновременно
выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает
команды пальцами, и активизирует умственную деятельность;
- повышение
самооценки
ребенка
за
счет
системы
поощрений,
возможности исправить недочеты самостоятельно;
- формирование активной позиции, за счет представления себя в новой
роли;
- побуждение детей к познавательной деятельности;
- расширение объема получаемой информации, увеличение восприятия,
лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества
иллюстративного материала (это важно, поскольку в дошкольном возрасте
преобладает наглядно – образное мышление);
- высокая динамика способствует эффективному усвоению материала,
памяти, воображения, творчества у детей;
- восприятие образной информации, понятной детям, которые пока не
владеют навыками письма и чтения;
- развитие таких волевых качеств, как самостоятельность, собранность,
усидчивость
(т.к.
решая
проблемную
задачу,
ребенок
стремится
к
достижению результата, подчиняет свои действия поставленной цели).
Использование
интерактивных
игр,
помогает
детям
приобрести
недостающие знания и навыки по изучаемым темам, расширить их
познавательные
способности
и
доступ
к
специальным
наглядным
программам.