Напоминание

Интерактивная игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста


Автор: Меликян Наталья Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ ШСОШ №10
Населённый пункт: х.Шаумяновский, Ростовская область
Наименование материала: Самообразование педагога
Тема: Интерактивная игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шаумяновская средняя общеобразовательная школа № 10

(дошкольное отделение)

«Интерактивная игра как средство

речевого развития детей дошкольного

возраста»

Подготовила воспитатель: Меликян. Н.А.

х. Шаумяновский

2021г.

Хорошая речь - важное условие развития личности ребенка. Чем

правильнее и богаче у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,

тем шире его возможности познания окружающего мира, тем активнее

осуществляется

его

психическое

развитие.

Речь

ребенка

постепенно

развивается, вместе с его ростом и развитием.

Большую

помощь

педагогам

в

развитии

речи

детей

оказывают

интерактивные игры. Интерактивные игры вызывают у детей:

1.

Познавательный интерес;

2.

Способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомления;

3.

Могут служить средствами развития речи и двигательной

активности;

4.

Развивают мелкую моторику и координацию;

5.

Повышает работоспособность головного мозга;

6.

Готовят руку к письму.

Так же широки возможности при ознакомлении с произведениями

художественной литературы. Детям очень нравятся красочное изображение

сюжетов любимых произведений, и это стимулирует их активность к

слушанию. « Назови сказки про медведя», « Чей голос?» необходимо сначало

прослушать звук, а затем выбрать зверя, который его издает. Для развития

фонематического слуха выделение картинок на заданный звук.

Попросить детей назвать, чей хвостик потерялся. Найти хозяина легко, а

вот сказать правильно, ой как сложно. Так происходит знакомство со

словами, отвечающими на вопросы: чей? чья? чье? чьи? – лисий, волчий,

медвежий и т. д.

Подобные упражнения «Чьи следы?»; «Чья тень?»; «Кто, где живет?».

Таким

образом,

систематическое

и

целенаправленное

внедрение

в

образовательный процесс интерактивных развивающихся игр позволяют

развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствуют

активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, расширяет

словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность,

формируют навыки правильной речи.

Самый ответственный период в развитии детей – развитие речи

дошкольников. В условиях реализации Федеральных государственных

образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), эта

область была пересмотрена и разделена на две самостоятельные

области: познавательное и речевое развитие, т.к. показала практика речевое

развитие зачастую отстает от познавательного.

Цель педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является

становление

начальной

коммуникативной

компетентности

ребенка.

Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста

речь

становится

универсальным

средством

общения,

т.е.

старший

дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального

положения.

Практика же свидетельствует об увеличении количества дошкольников с

речевыми

нарушениями.

На

сегодняшний

день-

образная,

богатая

синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного

возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о

своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности,

предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются

любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие задачи

познавательного и речевого развития.

1.

Обогащать познавательную сферу детей информацией через

занятия, наблюдая, экспериментательную деятельность, речь.

2.

Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе

непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3.

Помочь

упорядочить

сведения

об

окружающем

мире,

формировать представления о его целостности.

4.

Формировать

бережное

отношение

к

окружающему

миру,

закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5.

Создавать

условия,

способствующие

выявлению

и

поддерживанию

интересов,

проявления

самостоятельности

в

познавательно – речевой деятельности.

6.

Поддерживать условия для развития познавательно – речевых

процессов дошкольника и во всех видах деятельности.

Современный ребенок с рождения окружен насыщенной медиасредой.

Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимают все

большее

место

в

досуговой

деятельности

дошкольника,

накладывая

определенный отпечаток на формирование их психофизических качеств и

развитие личности.

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в

которой

они

по

желанию

объединяются,

самостоятельно

действуют.

Осуществляют свои замыслы, познают мир. Обучающий материал, который

преподносится ребенку в игре, усваивается быстрее, легче и дает более

высокие результаты. В игровой форме сложные и порой малоинтересные

речевые упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Новые современные возможности направляют нас педагогов на решение

образовательных задач разными путями, один из которых применение

интерактивного оборудование и интерактивных игр.

Интерактивность – это способность взаимодействовать или находиться в

режиме беседы, диалога с кем – либо, или непосредственно с самим

человеком, это – одна из характеристик диалоговых форм познания.

Обучение детей дошкольного возраста никогда еще не было столь

захватывающим и привлекательным.

Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам

памяти: зрительной, слуховой, моторной.

В процессе работы на их основе у детей:

- формируются необходимые речевые навыки, а в дальнейшем и

самоконтроль за своей речью;

- повышается мотивация обучения детей, активизация непроизвольного

внимания за счет использования новых способов подачи материала, помогает

развитию непроизвольного внимания;

- развитие мелкой моторики детей, за счет управления мышью и работой

с клавиатурой;

- формирование и развитие совместной координированной деятельности

зрительного и моторного анализаторов, т.к. мозг ребенка одновременно

выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает

команды пальцами, и активизирует умственную деятельность;

- повышение

самооценки

ребенка

за

счет

системы

поощрений,

возможности исправить недочеты самостоятельно;

- формирование активной позиции, за счет представления себя в новой

роли;

- побуждение детей к познавательной деятельности;

- расширение объема получаемой информации, увеличение восприятия,

лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества

иллюстративного материала (это важно, поскольку в дошкольном возрасте

преобладает наглядно – образное мышление);

- высокая динамика способствует эффективному усвоению материала,

памяти, воображения, творчества у детей;

- восприятие образной информации, понятной детям, которые пока не

владеют навыками письма и чтения;

- развитие таких волевых качеств, как самостоятельность, собранность,

усидчивость

(т.к.

решая

проблемную

задачу,

ребенок

стремится

к

достижению результата, подчиняет свои действия поставленной цели).

Использование

интерактивных

игр,

помогает

детям

приобрести

недостающие знания и навыки по изучаемым темам, расширить их

познавательные

способности

и

доступ

к

специальным

наглядным

программам.



В раздел образования