Автор: Петрук Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №39
Населённый пункт: х. Бараниковского
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Квест-технология в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
КВЕСТ - ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ
Актуальность
На
современном
этапе
развития образовательной системы в
России
появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и
их родителями, в основе которых лежит активизация первых и включение
вторых в непосредственное участие в образовательный процесс ДОУ.
Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как его еще
называют
образовательный
квест,
который
чаще
всего
пользуется
популярностью
у
подростков
и
взрослых,
благодаря
неординарной
организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. Но и
в детском саду мы тоже используем эту технологию и она знакома нам под
таким название как игра по станциям.
Так что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? И что мы
подразумеваем, когда говорим об образовательном квесте, о квест-
технологии?
Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет
обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных
умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету,
который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор
будет зависеть от действий самого игрока.
Из истории квестов
Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры, в
которых
игрокам
приходилось
решать
головоломки,
преодолевать
препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. Только
все
эти
задания
выполнялись
в
виртуальном
мире.
В
отличии
от
компьютерных квестов, квесты в «реальности» еще только развиваются, и их
история не насчитывает и десятилетия..
Впервые попытку перенести виртуальный компьютерный квест в реальность,
предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали
внедрять и в Европе, а затем и в России (2013г.). Как видим, это достаточно
новое, молодое нововведение, но несмотря на это оно уверенно набирает
обороты и становится популярным и востребованным направлением.
Образовательный квест
– это совершенно новая форма обучающих и
развлекательных
программ,
с
помощью
которой
дети
полностью
погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и
активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее
хорошей игры? Живой квест не только позволяет каждому участнику
проявить
свои
знания,
способности,
но
и
способствует
развитию
коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует
общение и служит хорошим способом сплотить играющих.
В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект
неожиданности
(неожиданная
встреча,
таинственность,
атмосфера,
1
декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей,
развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять живые
квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от
традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки
образовательного пространства.
Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время,
обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность
каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как
в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения.
Идей для квестов может быть много, но самое главное – грамотно все
реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным
до мелочей.
При подготовке и организации образовательных квестов необходимо
определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор,
учитывая ту категорию участников (дети, родители), то пространство, где
будет проходить игра и написать сценарий. Самое главное и, наверное, самое
трудное, это заинтересовать участников.
Теперь перейдем к тому, что принято называть мотивацией в достижении
поставленной цели. Все просто. На финише должен быть приз!
Как и любая технология образовательный квест имеет свою структуру,
которая представлена на слайде., все сводится к следующему:
Этап
Содержание деятельности
- Хочется обратить внимание на следующие этапы:
Порядок
выполнения.
-бонусы
-штрафы
Оценка. Приз.
Рефлексия
(подведение
итогов и оценка
мероприятия)
Воспитатель ориентируется на 4 вида рефлексии
для оценки мероприятия:
1)
Коммуникационная - обмен мнениями и новой
информацией между детьми и педагогами;
2)
Информационная - приобретение детьми нового
знания;
3)
Мотивационная - побуждение детей и родителей к
дальнейшему расширению информационного поля;
4)
Оценочная - соотнесение новой информации и уже
имеющихся у детей знаний, высказывание собственного
отношения, оценка процесса.
Механизмом стимулирования рефлексии могут быть
вопросы для беседы: «Что нового узнали?», «Что было
интересно?», «Что вас удивило?», «Что было трудно?»,
«Все ли у вас получилось так, как хотелось?».
Этапы организации
Итак: Организационный момент. Вступительное слово ведущего с целью
переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышение
интереса, создание соответствующего эмоционального настроя:
2
- деление детей на группы;
- обсуждение правил квеста;
-
раздача
карт
и
путеводителей,
на
которых
представлен
порядок
прохождения зон.
Этапы игры. В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам,
решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и
пр.).
Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на
следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку,
снаряжение и т.п. Но изюминка такой организации игровой деятельности
состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к
выполнению следующего, что является эффективным средством повышения
двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и
исследованию. Также в ходе выполнения заданий дети получают бонусы
(фишки) и штрафы.
Виды квестов
При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам
сюжет и то образовательное пространство где будет проходить игра. Будет
ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько
будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут
двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать
маршрут. В зависимости от этого квесты можно условно разделить на три
группы.
Для составления маршрута можно использовать разные варианты:
Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно
станции
и
где
они
расположены;
а
могут
быть
загадки,
ребусы,
зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо
последовать);
«Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены
записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно
разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
Карта (схематическое изображение маршрута);
«Волшебный экран»
(планшет или ноутбук, где последовательно
расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)
Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как
выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть
название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на
определенной территории) и т.п.
Чаще всего используем в своей работе линейные квесты, где участники идут
от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке,
на конечной станции.
Принципы организации квестов
3
Для
того
чтобы
эффективно
организовать
детские
квесты,
следует
придерживаться определенных принципов и условий:
- все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей
перепрыгнуть через костер или залезть на дерево); задачи, поставленные
перед
детьми,
должны
соответствовать
возрасту
участников
и
их
индивидуальным особенностям; ни при каких обстоятельствах нельзя каким-
либо образом унижать достоинство ребенка; в содержание сценария
требуется
внедрить
разные
виды
деятельности,
так
как
выполнять
однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-
возрастным особенностям, не могут; задания необходимо продумать таким
образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;
игра
должна
быть
эмоционально
окрашена
с
помощью
декораций,
музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря; дошкольники должны
четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти
клад или спасти доброго персонажа от злого); следует продумать временные
интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не
потеряют к нему интерес; роль педагога в игре — направлять детей,
«наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети
должны делать самостоятельно.
В детском саду квесты можно проводить в разных возрастных группах,
начиная с младшей. Но чаще всего в старших группах, где у детей уже
имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Во многих квестах
принимают участие не только дети, но и родители.
Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую
помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-
образовательный
процесс,
сделать
его
необычным,
запоминающимся,
увлекательным, веселым, игровым.
Преимущество данной технологии в том, что она не требует какой-то
специальной
подготовки
воспитателей,
покупки
дополнительного
оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание
педагогического коллектива заложить основы полноценной социально
успешной личности в период дошкольного детства.
Квест - технология, которая имеет четко поставленную дидактическую
задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника),
четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и
умений.
Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. педагог
определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры,
оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует
поисково-исследовательскую образовательную деятельность.
Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для
участников,
оригинальность,
логичность,
целостность,
подчинённость
4
определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового
пространства.
ВЫВОД: самое главное, это то, что квесты помогают нам активизировать и
детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется
одновременно
и
интеллект
участников,
их
физические
способности,
воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и
наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка
памяти
и
внимания,
это
развитие
аналитических
способностей
и
коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом,
распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга,
помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива,
но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские
отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся
активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и
формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и
саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с
активной познавательной позицией. Что и является основным требованием
ФГОС ДО.
5