Напоминание

"Квест-технология в ДОУ"


Автор: Петрук Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №39
Населённый пункт: х. Бараниковского
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Квест-технология в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




КВЕСТ - ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ

Актуальность

На

современном

этапе

развития образовательной системы в

России

появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и

их родителями, в основе которых лежит активизация первых и включение

вторых в непосредственное участие в образовательный процесс ДОУ.

Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как его еще

называют

образовательный

квест,

который

чаще

всего

пользуется

популярностью

у

подростков

и

взрослых,

благодаря

неординарной

организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. Но и

в детском саду мы тоже используем эту технологию и она знакома нам под

таким название как игра по станциям.

Так что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? И что мы

подразумеваем, когда говорим об образовательном квесте, о квест-

технологии?

Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет

обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных

умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету,

который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор

будет зависеть от действий самого игрока.

Из истории квестов

Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры, в

которых

игрокам

приходилось

решать

головоломки,

преодолевать

препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. Только

все

эти

задания

выполнялись

в

виртуальном

мире.

В

отличии

от

компьютерных квестов, квесты в «реальности» еще только развиваются, и их

история не насчитывает и десятилетия..

Впервые попытку перенести виртуальный компьютерный квест в реальность,

предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали

внедрять и в Европе, а затем и в России (2013г.). Как видим, это достаточно

новое, молодое нововведение, но несмотря на это оно уверенно набирает

обороты и становится популярным и востребованным направлением.

Образовательный квест

– это совершенно новая форма обучающих и

развлекательных

программ,

с

помощью

которой

дети

полностью

погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и

активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее

хорошей игры? Живой квест не только позволяет каждому участнику

проявить

свои

знания,

способности,

но

и

способствует

развитию

коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует

общение и служит хорошим способом сплотить играющих.

В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект

неожиданности

(неожиданная

встреча,

таинственность,

атмосфера,

1

декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей,

развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять живые

квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от

традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки

образовательного пространства.

Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время,

обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность

каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как

в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения.

Идей для квестов может быть много, но самое главное – грамотно все

реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным

до мелочей.

При подготовке и организации образовательных квестов необходимо

определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор,

учитывая ту категорию участников (дети, родители), то пространство, где

будет проходить игра и написать сценарий. Самое главное и, наверное, самое

трудное, это заинтересовать участников.

Теперь перейдем к тому, что принято называть мотивацией в достижении

поставленной цели. Все просто. На финише должен быть приз!

Как и любая технология образовательный квест имеет свою структуру,

которая представлена на слайде., все сводится к следующему:

Этап

Содержание деятельности

- Хочется обратить внимание на следующие этапы:

Порядок

выполнения.

-бонусы

-штрафы

Оценка. Приз.

Рефлексия

(подведение

итогов и оценка

мероприятия)

Воспитатель ориентируется на 4 вида рефлексии

для оценки мероприятия:

1)

Коммуникационная - обмен мнениями и новой

информацией между детьми и педагогами;

2)

Информационная - приобретение детьми нового

знания;

3)

Мотивационная - побуждение детей и родителей к

дальнейшему расширению информационного поля;

4)

Оценочная - соотнесение новой информации и уже

имеющихся у детей знаний, высказывание собственного

отношения, оценка процесса.

Механизмом стимулирования рефлексии могут быть

вопросы для беседы: «Что нового узнали?», «Что было

интересно?», «Что вас удивило?», «Что было трудно?»,

«Все ли у вас получилось так, как хотелось?».

Этапы организации

Итак: Организационный момент. Вступительное слово ведущего с целью

переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышение

интереса, создание соответствующего эмоционального настроя:

2

- деление детей на группы;

- обсуждение правил квеста;

-

раздача

карт

и

путеводителей,

на

которых

представлен

порядок

прохождения зон.

Этапы игры. В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам,

решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и

пр.).

Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на

следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку,

снаряжение и т.п. Но изюминка такой организации игровой деятельности

состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к

выполнению следующего, что является эффективным средством повышения

двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и

исследованию. Также в ходе выполнения заданий дети получают бонусы

(фишки) и штрафы.

Виды квестов

При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам

сюжет и то образовательное пространство где будет проходить игра. Будет

ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько

будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут

двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать

маршрут. В зависимости от этого квесты можно условно разделить на три

группы.

Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно

станции

и

где

они

расположены;

а

могут

быть

загадки,

ребусы,

зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо

последовать);

«Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены

записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно

разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

Карта (схематическое изображение маршрута);

«Волшебный экран»

(планшет или ноутбук, где последовательно

расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)

Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как

выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть

название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на

определенной территории) и т.п.

Чаще всего используем в своей работе линейные квесты, где участники идут

от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке,

на конечной станции.

Принципы организации квестов

3

Для

того

чтобы

эффективно

организовать

детские

квесты,

следует

придерживаться определенных принципов и условий:

- все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей

перепрыгнуть через костер или залезть на дерево); задачи, поставленные

перед

детьми,

должны

соответствовать

возрасту

участников

и

их

индивидуальным особенностям; ни при каких обстоятельствах нельзя каким-

либо образом унижать достоинство ребенка; в содержание сценария

требуется

внедрить

разные

виды

деятельности,

так

как

выполнять

однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-

возрастным особенностям, не могут; задания необходимо продумать таким

образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;

игра

должна

быть

эмоционально

окрашена

с

помощью

декораций,

музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря; дошкольники должны

четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти

клад или спасти доброго персонажа от злого); следует продумать временные

интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не

потеряют к нему интерес; роль педагога в игре — направлять детей,

«наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети

должны делать самостоятельно.

В детском саду квесты можно проводить в разных возрастных группах,

начиная с младшей. Но чаще всего в старших группах, где у детей уже

имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Во многих квестах

принимают участие не только дети, но и родители.

Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую

помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-

образовательный

процесс,

сделать

его

необычным,

запоминающимся,

увлекательным, веселым, игровым.

Преимущество данной технологии в том, что она не требует какой-то

специальной

подготовки

воспитателей,

покупки

дополнительного

оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание

педагогического коллектива заложить основы полноценной социально

успешной личности в период дошкольного детства.

Квест - технология, которая имеет четко поставленную дидактическую

задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника),

четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и

умений.

Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. педагог

определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры,

оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует

поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для

участников,

оригинальность,

логичность,

целостность,

подчинённость

4

определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового

пространства.

ВЫВОД: самое главное, это то, что квесты помогают нам активизировать и

детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется

одновременно

и

интеллект

участников,

их

физические

способности,

воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и

наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка

памяти

и

внимания,

это

развитие

аналитических

способностей

и

коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом,

распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга,

помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива,

но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские

отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся

активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и

формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и

саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с

активной познавательной позицией. Что и является основным требованием

ФГОС ДО.

5



В раздел образования