Автор: Шелягина Ирина Дмитриевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Бычиха
Населённый пункт: Хабаровского района Хабаровского края
Наименование материала: статья
Тема: "Система работы учителя математики по подготовке учащихся к итоговой аттестации"
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с.Бычиха Хабаровского муниципального района
Хабаровского края
Описание опыта инновационной педагогической деятельности на
тему:
«
Система работы учителя математики по
подготовке учащихся к итоговой аттестации
»
Автор: Шелягина Ирина Дмитриевна
1
учитель математики МБОУ СОШ с.Бычиха
По сравнению с другими учебными предметами математика, несомненно,
выделяется
своей
трудоемкостью,
необходимостью
большой
самостоятельной, повседневной работы. Надо вдумчиво, ежедневно, серьезно
работать, чтобы овладеть математикой даже в минимальных размерах, не
говоря, уже о более значительных успехах.
Одна из задач учителя
математики - психологически и методически подготовить школьников к
итоговой аттестации таким образом, чтобы он самостоятельно сумел набрать
максимально возможное для него количество баллов.
Успех сдачи экзамена зависит от многих аспектов:
- от ученика, его желания и его настроя,
- от мастерства и опыта учителя
(роль учителя в школе действительно велика, но
он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится)
,
-от родителей, их позиции, их умения воспитывать в своих детях
трудолюбие, упорство, усидчивость.
Идеального варианта подготовки к ЕГЭ, ОГЭ не существует, тем более,
что это не является самоцелью обучения.
Поэтому усилия учителя должны быть направлены на формирование у
школьников потребности в учебной деятельности. Необходимо выработать
положительное отношение учеников
к математике, создавать ситуации
успеха, ликвидировать боязнь решения математических задач, формировать у
детей уверенность в своих способностях.
Для реализации поставленных задач, начиная с пятого класса, провожу
уроки – практикумы, предполагающие разноуровневую дифференциацию
заданий, бальную систему оценивания, оперативную коррекцию знаний и
результат.
Урок-практикум представляет собой своеобразную самостоятельную
работу
учащихся.
Для
проведения
такого
урока
составляются
разноуровневые задания на три варианта. Первый вариант рассчитан на
обязательное усвоение учебного материала учащимися. Задания здесь простые
по содержанию и форме предъявления, широко представлена методическая
помощь (карточки - консультанты), которая позволяет приобрести опыт
разработки технологий по реализации цели - 2 уу.
Взаимоотношения второго и третьего вариантов состоит в том, что третий
вариант несколько усложнен по сравнению со вторым, и рассчитан на
учащихся, готовых или желающих развивать у себя элементы творческой
деятельности. Здесь встречаются задания, требующие не только свободного
2
владения
приобретенными
знаниями
по
математике,
способами
их
применения, но и творческого подхода, то есть готовности переносить знания
в
новую
ситуацию,
проявлять
смекалку
или
другие
характеристики
творческого решения ситуации.
Варианты распределяются с учетом индивидуальных способностей, но
каждый ученик вправе выбрать себе вариант самостоятельно в зависимости
от обстоятельств (степень усвоения материала, мотивация развития и другие
причины.) Однако интересно то, что дети не стремятся выбирать варианты по
принципу легкости его выполнения. Возможность свободного выбора
варианта работы отражает не только гуманные отношения между учителем и
учащимися, но и позволяет детям осуществить свободу выбора и нести
ответственность
за
этот
выбор
-
реализовать
свои
потенциальные
возможности в учении и приобрети опыт самообучения.
Урок-практикум начинается с актуализации изученного материала в
форме фронтальной работы с классом. Для реализации образовательной цели
(1 и 2 уу) используются разнообразные «задания-тренажеры», что в свою
очередь способствует достижению обязательного уровня математической
подготовки. Можно рассмотреть решение заданий, которые вызывают
затруднения
у
учащихся
при
разработке
алгоритма
решения.
Затем
обсуждаются коллективно нормы отметок, которые могут быть записаны на
доске.
Объем заданий учащиеся выбирают сами, самостоятельная работа
записана на доске. Выполнив одно задание, ученик подходит к учителю для
проверки. За верное объяснение выполненного задания ученик отмечает на
полях в тетради "+". Если допущена ошибка (что выясняется при защите
своей работы), то учащемуся предоставляется право "продолжить работу
над этим упражнением, то есть исправить допущенные им ошибки. После
того, как ученик получил верный результат (добился цели, адекватно
построенной технологией), учитель на полях отмечает "V", что означает
победу, успех. Важно то, что проверяется не только и не столько ответ, но и
объяснение учащимся хода решения по применению той технологии,
которую он либо построил сам, либо выбрал и применил готовую. При
необходимости любой ученик может обратиться к учителю за консультацией,
что
также
учитывается
на
полях
знаком
"К"
и
т.д.
Правильно
сформулированный и заданный вопрос свидетельствует о продвижении
ученика в осознании себя субъектом познавательной деятельности и
осуществлении ее рефлексии. Результаты заносятся в сводную ведомость, в
которой указаны фамилии, номера заданий. В конце урока подводятся итоги:
по знакам "+", "V", "К" и другим выставляется оценка, и обсуждаются с
учениками достижение дидактических целей урока.
Можно утверждать, анализируя выше сказанное, что ученики при такой
организации урока учатся управлять и своей деятельностью, и
своим
развитием, формируя качества субъекта учения и самовоспитания. Учитель
находится в постоянной
ситуации
творческой
профессиональной
деятельности, которая требует большого напряжения сил. Однако этот труд
оправдан своим результатом.
3
Обратим внимание на то, что уроки-практикумы на первый взгляд могут
показаться неинтересными, но они приносят продуктивность. Здесь идет
кропотливая работа по ликвидации пробелов в знаниях, углублению
изученного материала, а самое главное - они являются формой и средством
развития ученика как субъекта образовательного пространства. Такая форма
учебной работы позволяет учителю устанавливать взаимоотношения с
каждым учеником для оказания ему помощи в моделировании системы учения
и самообразования. Испытывающему затруднения ученику дать необходимую
консультацию в любой момент, помочь побороть волнение, повысить веру в
успех, привить интерес к предмету и работе, что при фронтальной форме
организации учебной деятельности не всегда возможно. Учитель ведет себя
как субъект педагогической деятельности, наставник, помощник, а не
урокодатель и контролер.
Дифференциация
заданий,
самостоятельная
индивидуальная
работа
учащихся повышает сознательность в обучении. Также к положительным
результатам данной методики проведения уроков, в частности практикумов,
можно отнести:
-проявление высокой работоспособности учащихся;
-прочность усвоения учебного материала;
-оперативную коррекцию в овладении учебной деятельностью;
-возможность
осуществлять
оперативную
оценку
деятельности
в
достижении спрогнозированных целей урока;
-повышение качества образования;
-главное, становление учеников субъектами своего интеллектуального,
духовно-нравственного и профессионального саморазвития.
В своей работе необходимо максимально практиковать технику
осмысленного чтения математического текста. Ведь, при выполнении ЕГЭ
надо очень внимательно читать не только условие, но и формулировку
задания (что именно требуется сделать), и инструкцию по выполнению
задания (как записать ответ).
Полезно использовать короткие опорные фразы. Ребенок запоминает с их
помощью сам алгоритм и в дальнейшем уже без посторонней помощи
сможет производить необходимые операции. Например, решая квадратное
неравенство графическим способом, после слов «введем функцию…»
алгоритм решения выстраивается сам собою.
Начиная с пятого класса, мои ученики создают свой «справочник» (блокнот,
в котором записывают определения, основные формулы, правила, алгоритмы
и т.д.), который помогает при решении заданий.
Включение в изучение текущего учебного материала заданий,
соответствующих экзаменационным заданиям.
Если по тематическому плану содержание урока переплетается с заданиями
КИМов, то при закреплении и обобщении знаний по теме в урок включить
4
реальный пример или задачу из тестов, а затем необходимо включать задачи
из КИМ и в домашнее задание с обязательной проверкой на последующем
уроке.
Включение экзаменационных задач в содержание текущего контроля.
В контрольные и тестовые работы включаю задания из открытого банка
задач.
К
аждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные
методы, формы и технологии обучения
.
Применение компьютерных технологий
на уроках усиливает
положительную
мотивацию
обучения,
активизирует
познавательную
деятельность
учащихся. Использование
компьютерных
технологий
позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном
уровне;
обеспечивает
наглядность,
привлечение
большого
количества
дидактического материала. Уроки с применением презентаций зрелищны и
эффективны в работе над информацией, на уроках повторения и обобщения.
Мой кабинет оборудован интерактивной доской и шестью компьютерами
с которых имеется доступ в Интеренет
,
что позволяет работать в Телешколе ,
проходить On-line тестирование на уроках и во внеурочное время,
обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным
библиотекам, другим информационным ресурсам.
На уроках в 5-9 классах использую тестирующие программы, тем самым
обеспечивается высокая степень индивидуализации обучения, расширяется
возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно
исследовательской деятельности.
Провожу элективные курсы (предпрофиль, профиль), факультативы,
способствующие углублению и расширению базового курса, что позволяет
получить дополнительную подготовку к сдаче ЕГЭ, ОГЭ по математике.
Индивидуальные консультации
как для сильных учащихся, с которыми
разбираются задания повышенной сложности, так и для слабоуспевающих
учащихся, с которыми отрабатываются базовые знания, умения и навыки
.
Промежуточная аттестация по алгебре и началам анализа в 10 классе в
форме ЕГЭ.
Тематическое повторение по материалам ЕГЭ, ОГЭ с целью
систематизации учебного материала и ликвидации пробелов в знаниях
учащихся.
Тематическую подготовку начинаю в 10 классе. Перед началом
изучения каждой темы, я обязательно просматриваю задания, которые
предлагают авторы учебника и литературу по подготовке к ЕГЭ, с той целью,
чтобы дополнить набор упражнений учебника, заданиями, которые могут
встретиться учащимся на экзамене по изучаемой теме.
У меня в кабинете
имеется методическая копилка тренировочных тестов, это и тематические и
5
тесты, выстроенные по содержательным линиям курса, и просто КИМ
разных лет. Эта копилка постоянно обновляется и пополняется. В течение
учебного года в 10-11 классе провожу тестовые работы. После проверки
учащимся рекомендуется выполнить работу над ошибками. С учащимися, не
справившимися с заданиями теста, организую дополнительные
консультации, после которых они выполняют подобный тест.
Совершенствование навыка работы с бланками: в полном соответствии
с образцами начертания символов заполнять все поля бланка регистрации,
правильно заполнять поля ответов и вносить исправления; строго следовать
указаниям КИМ при внесении ответов.
Контроль и учет знаний, сводная ведомость (информация о пробелах в
знаниях ученика, видно какие варианты тестов учащийся выполнял).
Учет знаний позволяет:
-развивать способность анализировать свои возможности;
-самостоятельно определять для себя приоритетные вопросы при изучении
нового материала или при ликвидации пробелов в знаниях;
-видеть динамику сформированности навыков своей учебной деятельности;
Наглядность результатов. Все результаты заносятся в тетрадь учета, работы
и бланки ответов хранятся в отдельных файлах для каждого ученика.
“Диагностическая карта”, в которой выставляются результаты работ.
Фамилия ученика
вариант
дата
В1
В2
В3
В4
В5
В6
В7
В8
В9
В10
В11
В12
В13
В14
В15
первичный
балл
С1
С2
тестовый
балл
1
+
-
+
+
-
-
+
-
-
-
-
-
+
-
-
5
24
2
+
+
+
+
+
-
+
-
+
+
+
-
+
-
-
10
44
3
+
+
+
+
+
-
+
-
+
+
+
-
-
-
-
9
40
4
+
+
+
-
+
-
+
-
-
+
+
-
-
-
-
7
32
5
+
+
+
-
+
-
+
-
+
+
+
-
+
+
-
10
1(2)
48
6
-
+
+
+
+
-
+
+
+
-
+
-
+
-
-
9
40
7
+
+
-
+
+
-
+
-
-
+
-
-
+
-
-
7
32
8
+
+
+
-
+
-
+
+
-
+
+
-
+
-
+
10
1(2)
1(2
)
52
9
+
+
+
+
+
-
+
-
+
+
+
-
-
-
-
9
40
10
+
+
+
+
+
+
+
+
-
+
-
+
+
+
+
13
56
Тренировочные варианты рассчитаны на 2 урока, поэтому предлагаются не все задания части С.
Рефлексия. Домашняя самостоятельная деятельность учащихся по КИМам.
Работа с родителями. Высокие результаты ЕГЭ – это не только
качественная учебная подготовка, но и определенный психологический
настрой.
6
Проблема взаимодействия семьи и школы не нова. Время идет, мир меняется,
меняются и взаимоотношения родителей и школы. Но ответственными за
воспитание и образование детей остаются родители и школа. Следовательно,
учитель и родители должны быть партнерами в этом вопросе. Нередко
трудно бывает привлечь родителей к процессу воспитания детей, и часто
родителям самим требуется помощь учителя в решении многих вопросов.
Эффективность воспитания в большей степени зависит от согласованности
усилий семьи и школы, единства их требований к учащимся. От того, умеет
ли школа грамотно побудить и направить инициативы родителей в нужное
русло, способна ли она выстроить такую систему взаимодействия, которая
перейдет в сотрудничество, зависит результат воспитания и подготовки к
экзамену выпускников школы.
В начале учебного года, я обычно посещаю первое родительское
собрание. На этих собраниях:
знакомлю родителей с планом работы по математике на предстоящий
учебный год;
характеризую структуру контрольно измерительных материалов (КИМов) по
математике;
рассказываю о формах заданий и поясняю подходы к оценке результатов
выполнения заданий разной формы;
анализируя содержание проверяемых на экзамене разделов и тем школьного
курса
математики,
обращаю
внимание
родителей
какими
знаниями,
умениями и навыками должен обладать каждый ученик.
Рекомендации родителям.
Уважаемые папы и мамы!
Неверно думать, что если у Вас нет математического образования, то Вы
ничем не можете помочь своему ребенку при подготовке к ЕГЭ.
1. Это всегда можно сделать, организуя и контролируя его самоподготовку.
Здесь Ваша помощь просто необходима.
2. Ознакомьтесь с “Рекомендациями ученику” и помогайте ребенку их
выполнять.
3. Контролируйте его работу и посещаемость на уроках математики в школе
(не реже 1 раза в месяц встречайтесь с учителем математики и старайтесь
выполнять его рекомендации).
4. Организуйте качественное питание и отдых ребенка в течение всего
учебного года (особенно в период сдачи экзаменов). Вечером накануне
экзамена родители должны проследить, чтобы ребенок прогулялся и лег
спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку
организма, а не знаний. Не повышайте тревожность ребенка накануне
экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования.
Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в
7
ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в
силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
Рекомендации учащимся.
1.
ПОМНИТЕ!
Фундамент
математических
знаний
закладывается
на
обычных уроках математики и при систематической подготовке к ним.
2. Необходимо внимательно выслушивать теоретический материал, который
учитель объясняет на уроках.
3. Старайтесь не пропускать без уважительной причины уроки математики,
потому что качественно восполнить пропущенный теоретический или
практический материал самостоятельно сложно.
4. Не допускайте формального усвоения программного материала.
5. Все математические понятия и утверждения нужно обязательно понимать
и уметь самостоятельно воспроизводить.
6. Помните, что умение решать задачи является следствием глубоко
понятого соответствующего теоретического материала.
7. Выполняйте все домашние задания самостоятельно, консультируйтесь с
учителем.
8. Составьте свой, личный справочник теоретического материала и
старайтесь постепенно все выучить наизусть, регулярно повторяя выученное.
9. Чем больше информации Вы запомните, тем лучше и быстрее будете
выполнять как устные задания, так и задания, требующие значительных
умственных усилий.
10. Составьте свой личный план подготовки к экзамену. Регулярно
занимайтесь по личному плану, не реже 1 раза в неделю.
Помните: вся подготовка к экзамену зависит лично от каждого из вас. Как
вы относитесь к учебе, какой интерес проявляете к учебе, самостоятельно ли
выполняете все учебные задания, используете ли вы полученные знания и
умения по математике в своей жизненной практике.
РЕЗУЛЬТАТ:
Уверенность в себе, нет страха перед экзаменом.
8
Говоря о качестве обучения, необходимо сделать акцент на личность
учителя. Роль учителя в школе действительно велика. Учитель должен
находиться в постоянном развитии.
Некоторые рекомендации учителю.
1
. Материал на уроках необходимо излагать в простой, доступной, понятной
большинству учащихся, форме.
2.
Необходимо
добиваться
от
учащихся
не
формального
усвоения
программного материала, а глубокого осознанного его понимания.
3. Применять уровневую дифференциацию учащихся.
4. Создавать положительную мотивацию
5. Наряду с традиционными методами и формами проверки знаний, умений и
навыков учащихся включать тестовые формы контроля.
6. Разработать систему контроля знаний учеников и возможность устранения
пробелов в их знаниях.
7. Необходимо сформировать у учащихся навыки самоконтроля.
9
10