Напоминание

"Роль кабинета как одна из ключевых компетенций учителя в условиях образовательной среды"


Автор: Дьяконова Акулина Ильинична
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Тыайинская СОШ им.Н.Х.Дьяконова
Населённый пункт: п.Тыайа Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль кабинета как одна из ключевых компетенций учителя в условиях образовательной среды"
Раздел: среднее образование





Назад




Роль кабинета как одна из ключевых компетенций

учителя в условиях образовательной среды

Эффективность

преподавания

во

многом

зависит

не

только

от

содержания

учебного

материала,

но

и

от

условий

обучения.

Одним

из

важнейших

факторов

совершенствования учебно-воспитательного процесса является кабинетная система.

Ю.Ф. Кузнецов отмечает, что «школьный учебный кабинет - это единая, органически

связанная

система

учебного

оборудования

по

предмету,

смонтированная

в

одной

классной комнате, оформленная в соответствии с требованиями научной организации

труда, как учителя, так и учащихся и обеспечивающая достаточно высокий уровень

преподавания».

Таким

образом,

кабинет

представляет

собой

комплексную

материальную базу обучения, опираясь на которую учитель оказывает функциональное

воздействие на весь учебно-воспитательный процесс. У российских учителей сегодня

немало проблем. Одна из них - это оформление учебных классов. Надо найти такой

вариант его оформления, который действительно бы помогал бы обучению ребят.

Понятно, что работать в красивом и удобном кабинете приятнее, чем в комнате с

голыми стенами, да и отношение школьников к предмету также зависит от внешнего

вида помещения. Но не только красивые шторы и расставленные цветы по всему

классу играют важную роль в обучении школьников. Важно находятся ли в кабинете

библиотека, учебно-наглядные пособия и другие компоненты базы кабинета и как они

используются на уроках и используются ли вообще. Учебно-материальная база должна

постоянно

совершенствоваться

с

развитием

науки,

техники

и

педагогики

применительно к потребностям сегодняшнего дня и в соответствии с требованиями

о б я з а т е л ь н ы х

д о к у м е н т о в

М и н и с т е р с т в а

о б р а з о в а н и я .

В настоящее время основным направлением изменений в преподавании,

бесспорно, становится применение информационных технологий на уроках. Это влечет

за

собой

и

соответствующее

изменение

кабинета.

Компьютер

все

больше

рассматривается как обучающая машина, открывающая новые возможности, как для

преподавателя, так и для учащихся. Сегодня накоплен достаточно большой опыт в

использовании

готовых

программных

продуктов

при

проведении

лекций,

тестирования, изучения исторических источников.

Значимость школьного кабинета в учебном процессе очевидна. И от того, каким он

будет,

во

многом

зависит

качество

обучения.

Создание

учебного

кабинета

как

творческой лаборатории учителя – актуальная задача для многих общеобразовательных

учреждений.

Я работаю в кабинете, который полностью соответствует специфике деятельности

учителя русского языка и литературы. В нем созданы оптимально комфортные условия

для

применения

современных

образовательных

технологий,

в

том

числе

и

информационно-коммуникативных. В кабинете есть современная мебель, компьютер с

мультимедийным проектором, магнитофон, видеотека, учебные диски, электронные

библиотеки, аудиокассеты.

Большое место в кабинете отведено наглядным средствам обучения, которые

являются

не

только

источниками

информации,

но

помогают

также

управлять

познавательной

деятельностью

учащихся,

обеспечивают

новые

способы

передачи

информации,

позволяют

чередовать

различные

вид ы

р аботы

(коллективные,

индивидуальные, устные, письменные), расширяют возможности для самостоятельной

работы учащихся и значительно облегчают воспитание культуры общения.

Средства наглядности делятся на три группы:

1)

зрительные

(таблицы,

опорные

конспекты,

демонстрационные

карточки,

репродукции, иллюстрации, раздаточный изобразительный материал).

2) слуховые (магнитофонные записи).

3)

зрительно-слуховые

(видеофильмы

и

кинофрагменты,

DVD,

компьютерные

программы)

Составлен каталог справочной литературы, дидактического материала, учебных

пособий, таблиц, репродукций, книг, чтобы не только учитель, работающий в кабинете,

мог

оперативно

находить

материалы,

необходимые

для

проведения

интересного,

эффективного урока, но и любой учитель, обратившийся за помощью.

Как известно, большую часть информации человек воспринимает зрительно,

поэтому

с

помощью

средств

наглядности

снимается

дополнительная

нагрузка

на

память

учащихся,

школьники

лучше

запоминают

изучаемый

материал.

Средства

наглядности я использую при изучении всех разделов курса русского языка.

Ведущее место среди других наглядных средств обучения занимают опорные

конспекты.

Объясняется

это

несколькими

причинами:

в

таблицах

материал

сгруппирован

и

систематизирован,

это

упрощает

восприятие

и

запоминание

изучаемого. На них нет больших текстовых пояснений; раскрытие материала опира-

ется на использование графических средств, что позволяет создать яркий зрительный

образ. Теперь опорные конспекты я выполняю в виде компьютерных презентаций.

Работе с учебником способствуют методические пособия, которые помогают

организовать

учебный

процесс

рационально.

Это

методические

рекомендации

к

учебникам,

дидактические

материалы,

сборники

изложений

и

диктантов,

словари,

справочники и другая методическая литература.

Использую я в своей работе раздаточный материал. Прежде всего – с целью

организации

на

уроке

дифференцированного

обучения,

самостоятельной

работы

учащихся и затем, чтобы проконтролировать степень сформированности у учащихся

того

или

иного

навыка.

Это

индивидуальные

карточки,

перфокарты,

тесты,

контрольные и проверочные работы. Они хранятся в отдельных коробочках и папках

по темам.

Имеются различные словари, справочники, научно–популярная литература, с

которыми ребята учатся работать самостоятельно.

В кабинете имеется репродукции художественных полотен, иллюстрации к

литературным

произведениям,

различные

рисунки

том

числе

и

выполненные

учащимися), портреты писателей.

В кабинете имеются стенды.

Оформлены папки, где собраны памятки-рекомендации для учащихся,

нормативные документы по русскому языку и литературе.

Составлен

каталог

справочной

литературы,

дидактического

материала,

учебных

пособий, таблиц, репродукций, книг, чтобы не только учитель, работающий в кабинете,

мог

оперативно

находить

материалы,

необходимые

для

проведения

интересного,

эффективного урока, но и любой учитель, обратившийся за помощью.

Хочется, чтобы дети в современной школе учились с интересом и максимальной

эффективностью. Согласитесь, что сегодня ученики обошли нас в

современных

информационных технологиях, они лучше нас ориентируются в этом. Сегодня просто

необходимо, чтобы учитель–предметник имел навык работы на компьютере, умел

использовать информационно-коммуникативные технологии.

Владея такими технологиями, я имею возможность создавать, тиражировать и

хранить дидактические материалы к уроку. ИКТ значительно расширяют круг поиска

дополнительной информации при подготовке к уроку, дают возможность подготовить

презентации иллюстративного и информационного характера. Ученики за урок могут

не

только

познакомиться

с

портретами,

фотографиями,

иллюстрациями,

но

и

просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и

даже

побывать

на

экскурсии

в

музее.

Подготовка

к

такому

уроку

становится

творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов

урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным,

увлекательным и запоминающимся.

В моей методической копилке имеются презентации по русскому языку и

литературе, созданные мною и моими учениками.

На

уроке

литературы

иногда

уместно

показать

видеофрагмент

из

фильма,

поставленного

по

изучаемому

произведению.

Всего

несколько

минут

показа,

но

учащиеся смогут уловить главное в характерах и поведении героев.

Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает, когда

необходимо

продемонстрировать

образец

правильного,

выразительного

чтения.

С

прошлого года мы по литературе перешли на учебник В.Я. Коровиной с электронным

приложением и фонохрестоматией к учебнику. Туда включены записи произведений:

рассказы, басни, сказки. Они помогают, конечно, изучение литературы более живым и

эмоциональным.

Задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от целей и

задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель – это

развитие

творческой

личности,

раскрытие

души

ребенка,

это

проблемы

нравственности.

Информационные технологии становятся хорошим помощником учителю-

словеснику наряду с другими средствами обучения. Конечно, подготовка и проведение

уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя времени и терпения, зато

такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю.

Комплексное применение учебного оборудования, дидактических материалов,

учебной

и

справочной

литературы,

творческих

работ

позволяют

наиболее

полно

реализовывать в учебном процессе единство содержания, методов и средств обучения.

Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на образовательном процессе в целом.

МО «Кобяйский улус (район)» Республика Саха (Якутия)

МБОУ – Тыайинская средняя общеобразовательная школа им. Н.Х. Дьяконова

Дьяконова А.И.- учитель русского языка и литературы



В раздел образования