Автор: Дьяконова Акулина Ильинична
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Тыайинская СОШ им.Н.Х.Дьяконова
Населённый пункт: п.Тыайа Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль кабинета как одна из ключевых компетенций учителя в условиях образовательной среды"
Раздел: среднее образование
Роль кабинета как одна из ключевых компетенций
учителя в условиях образовательной среды
Эффективность
преподавания
во
многом
зависит
не
только
от
содержания
учебного
материала,
но
и
от
условий
обучения.
Одним
из
важнейших
факторов
совершенствования учебно-воспитательного процесса является кабинетная система.
Ю.Ф. Кузнецов отмечает, что «школьный учебный кабинет - это единая, органически
связанная
система
учебного
оборудования
по
предмету,
смонтированная
в
одной
классной комнате, оформленная в соответствии с требованиями научной организации
труда, как учителя, так и учащихся и обеспечивающая достаточно высокий уровень
преподавания».
Таким
образом,
кабинет
представляет
собой
комплексную
материальную базу обучения, опираясь на которую учитель оказывает функциональное
воздействие на весь учебно-воспитательный процесс. У российских учителей сегодня
немало проблем. Одна из них - это оформление учебных классов. Надо найти такой
вариант его оформления, который действительно бы помогал бы обучению ребят.
Понятно, что работать в красивом и удобном кабинете приятнее, чем в комнате с
голыми стенами, да и отношение школьников к предмету также зависит от внешнего
вида помещения. Но не только красивые шторы и расставленные цветы по всему
классу играют важную роль в обучении школьников. Важно находятся ли в кабинете
библиотека, учебно-наглядные пособия и другие компоненты базы кабинета и как они
используются на уроках и используются ли вообще. Учебно-материальная база должна
постоянно
совершенствоваться
с
развитием
науки,
техники
и
педагогики
применительно к потребностям сегодняшнего дня и в соответствии с требованиями
о б я з а т е л ь н ы х
д о к у м е н т о в
М и н и с т е р с т в а
о б р а з о в а н и я .
В настоящее время основным направлением изменений в преподавании,
бесспорно, становится применение информационных технологий на уроках. Это влечет
за
собой
и
соответствующее
изменение
кабинета.
Компьютер
все
больше
рассматривается как обучающая машина, открывающая новые возможности, как для
преподавателя, так и для учащихся. Сегодня накоплен достаточно большой опыт в
использовании
готовых
программных
продуктов
при
проведении
лекций,
тестирования, изучения исторических источников.
Значимость школьного кабинета в учебном процессе очевидна. И от того, каким он
будет,
во
многом
зависит
качество
обучения.
Создание
учебного
кабинета
как
творческой лаборатории учителя – актуальная задача для многих общеобразовательных
учреждений.
Я работаю в кабинете, который полностью соответствует специфике деятельности
учителя русского языка и литературы. В нем созданы оптимально комфортные условия
для
применения
современных
образовательных
технологий,
в
том
числе
и
информационно-коммуникативных. В кабинете есть современная мебель, компьютер с
мультимедийным проектором, магнитофон, видеотека, учебные диски, электронные
библиотеки, аудиокассеты.
Большое место в кабинете отведено наглядным средствам обучения, которые
являются
не
только
источниками
информации,
но
помогают
также
управлять
познавательной
деятельностью
учащихся,
обеспечивают
новые
способы
передачи
информации,
позволяют
чередовать
различные
вид ы
р аботы
(коллективные,
индивидуальные, устные, письменные), расширяют возможности для самостоятельной
работы учащихся и значительно облегчают воспитание культуры общения.
Средства наглядности делятся на три группы:
1)
зрительные
(таблицы,
опорные
конспекты,
демонстрационные
карточки,
репродукции, иллюстрации, раздаточный изобразительный материал).
2) слуховые (магнитофонные записи).
3)
зрительно-слуховые
(видеофильмы
и
кинофрагменты,
DVD,
компьютерные
программы)
Составлен каталог справочной литературы, дидактического материала, учебных
пособий, таблиц, репродукций, книг, чтобы не только учитель, работающий в кабинете,
мог
оперативно
находить
материалы,
необходимые
для
проведения
интересного,
эффективного урока, но и любой учитель, обратившийся за помощью.
Как известно, большую часть информации человек воспринимает зрительно,
поэтому
с
помощью
средств
наглядности
снимается
дополнительная
нагрузка
на
память
учащихся,
школьники
лучше
запоминают
изучаемый
материал.
Средства
наглядности я использую при изучении всех разделов курса русского языка.
Ведущее место среди других наглядных средств обучения занимают опорные
конспекты.
Объясняется
это
несколькими
причинами:
в
таблицах
материал
сгруппирован
и
систематизирован,
это
упрощает
восприятие
и
запоминание
изучаемого. На них нет больших текстовых пояснений; раскрытие материала опира-
ется на использование графических средств, что позволяет создать яркий зрительный
образ. Теперь опорные конспекты я выполняю в виде компьютерных презентаций.
Работе с учебником способствуют методические пособия, которые помогают
организовать
учебный
процесс
рационально.
Это
методические
рекомендации
к
учебникам,
дидактические
материалы,
сборники
изложений
и
диктантов,
словари,
справочники и другая методическая литература.
Использую я в своей работе раздаточный материал. Прежде всего – с целью
организации
на
уроке
дифференцированного
обучения,
самостоятельной
работы
учащихся и затем, чтобы проконтролировать степень сформированности у учащихся
того
или
иного
навыка.
Это
индивидуальные
карточки,
перфокарты,
тесты,
контрольные и проверочные работы. Они хранятся в отдельных коробочках и папках
по темам.
Имеются различные словари, справочники, научно–популярная литература, с
которыми ребята учатся работать самостоятельно.
В кабинете имеется репродукции художественных полотен, иллюстрации к
литературным
произведениям,
различные
рисунки
(в
том
числе
и
выполненные
учащимися), портреты писателей.
В кабинете имеются стенды.
Оформлены папки, где собраны памятки-рекомендации для учащихся,
нормативные документы по русскому языку и литературе.
Составлен
каталог
справочной
литературы,
дидактического
материала,
учебных
пособий, таблиц, репродукций, книг, чтобы не только учитель, работающий в кабинете,
мог
оперативно
находить
материалы,
необходимые
для
проведения
интересного,
эффективного урока, но и любой учитель, обратившийся за помощью.
Хочется, чтобы дети в современной школе учились с интересом и максимальной
эффективностью. Согласитесь, что сегодня ученики обошли нас в
современных
информационных технологиях, они лучше нас ориентируются в этом. Сегодня просто
необходимо, чтобы учитель–предметник имел навык работы на компьютере, умел
использовать информационно-коммуникативные технологии.
Владея такими технологиями, я имею возможность создавать, тиражировать и
хранить дидактические материалы к уроку. ИКТ значительно расширяют круг поиска
дополнительной информации при подготовке к уроку, дают возможность подготовить
презентации иллюстративного и информационного характера. Ученики за урок могут
не
только
познакомиться
с
портретами,
фотографиями,
иллюстрациями,
но
и
просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и
даже
побывать
на
экскурсии
в
музее.
Подготовка
к
такому
уроку
становится
творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов
урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным,
увлекательным и запоминающимся.
В моей методической копилке имеются презентации по русскому языку и
литературе, созданные мною и моими учениками.
На
уроке
литературы
иногда
уместно
показать
видеофрагмент
из
фильма,
поставленного
по
изучаемому
произведению.
Всего
несколько
минут
показа,
но
учащиеся смогут уловить главное в характерах и поведении героев.
Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает, когда
необходимо
продемонстрировать
образец
правильного,
выразительного
чтения.
С
прошлого года мы по литературе перешли на учебник В.Я. Коровиной с электронным
приложением и фонохрестоматией к учебнику. Туда включены записи произведений:
рассказы, басни, сказки. Они помогают, конечно, изучение литературы более живым и
эмоциональным.
Задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от целей и
задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель – это
развитие
творческой
личности,
раскрытие
души
ребенка,
это
проблемы
нравственности.
Информационные технологии становятся хорошим помощником учителю-
словеснику наряду с другими средствами обучения. Конечно, подготовка и проведение
уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя времени и терпения, зато
такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю.
Комплексное применение учебного оборудования, дидактических материалов,
учебной
и
справочной
литературы,
творческих
работ
позволяют
наиболее
полно
реализовывать в учебном процессе единство содержания, методов и средств обучения.
Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на образовательном процессе в целом.
МО «Кобяйский улус (район)» Республика Саха (Якутия)
МБОУ – Тыайинская средняя общеобразовательная школа им. Н.Х. Дьяконова
Дьяконова А.И.- учитель русского языка и литературы