Напоминание

ИКТ на уроках русского языка и литературы в системе дистанционного обучения как средство повышения познавательной активности учащихся


Автор: Пелых Светлана Арсентьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КОГОБУ ЦДОД
Населённый пункт: город Киров Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: ИКТ на уроках русского языка и литературы в системе дистанционного обучения как средство повышения познавательной активности учащихся
Раздел: полное образование





Назад




ИКТ на уроках русского языка и литературы в системе дистанционного

обучения как средство повышения познавательной активности учащихся

Аннотация. В статье приведен опыт работы учителя по использованию ИКТ на

уроках русского языка и литературы при обучении детей-инвалидов и детей с ОВЗ в

дистанционной форме. Описывается содержание предметных курсов, созданных в

электронной оболочке Moodle.

Ключевые

слова:

ИКТ,

дистанционные

образовательные

технологии,

интерактивные задания, интерактивная доска.

Уровень развития информационных технологий, современные концепции

образования, необходимость развития у обучающихся умения непрерывного

самообразования на протяжении всей жизни, умения находить решения в

нестандартных ситуациях заставляют выбирать те технологии, которые повышают

эффективность и качество обучения, обеспечивают мотивы к самостоятельной

познавательной деятельности, способствуют углублению межпредметных связей,

формируют ключевые компетенции [2]. Соответствовать данным требованиям

позволяет использование на уроках ИКТ.

Использование

информационно-коммуникационных

технологий

особенно

актуально при обучении детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями

здоровья в системе дистанционного образования. Данная форма обучения

позволяет детям-инвалидам, детям с ОВЗ обучаться на дому удаленно, независимо

от

расстояния

от

образовательного

учреждения.

Обучение

проводится

с

применением дистанционных образовательных технологий в форме групповых и

индивидуальных занятий по адаптированным рабочим программам.

При обучении детей с ОВЗ учитель сталкивается с рядом проблем: низкой

познавательной

активностью,

замедленностью

мыслительных

действий,

неустойчивым

вниманием

и

восприятием,

кратковременной

памятью,

эмоциональной нестабильностью и незрелостью, повышенной утомляемостью,

неумением работать самостоятельно, без пошаговой инструкции и помощи.

Ученикам сложно воспринимать теоретический материал без нагладности.

В системе школьного образования русский язык и литература занимают особое

место: русский язык является не только объектом изучения, но и средством

обучения,

которое

обеспечивает

развитие

интеллектуальных

и

творческих

способностей

ребенка,

развивает

его

абстрактное

мышление,

память

и

воображение,

формирует

навыки

самостоятельной

учебной

деятельности,

самообразования и самореализации личности. Он неразрывно связан со всеми

школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе

способствует овладению будущей профессией [4]. Литература как учебный предмет

не только развивает интеллектуальные и творческие способности, но и обладает

огромным воспитательным потенциалом, формирует ценностные мировоззренческие

ориентиры. Успешно овладевать данными предметами детям с ОВЗ непросто,

поэтому задача педагога состоит в том, чтобы сделать уроки максимально

интересными чтобы вызвать у школьников мотивацию к изучению родного языка и

чтению

художественной

литературы,

для

этого

активно

использовать

информационные технологии, позволяющие вовлекать детей в творческий процесс,

учить инициативности и самостоятельности, умению добывать новые знания,

применять их на практике.

Для решения этих задач мною созданы предметные курсы в электронной

оболочке Moodle по русскому языку и литературе для 5-11 классов. В начале курса

представлены справочные материалы: нормы оценок по предмету, ссылки на

словари, справочники, примерные задания ВОШ, демоверсии ОГЭ, и ЕГЭ по

русскому языку и литературе, ссылки на банк открытых заданий на сайте ФИПИ, на

онлайн-тесты. Так, например, выглядит курс в 11 классе (рис. 1).

Рис. 1. Начало курса “Русский язык 11 класс”

Предметные курсы по русскому языку разработаны поурочно, где представлены

необходимые материалы для занятий в виде различных элементов: лекций, тестов,

упражнений,

интерактивных

заданий,

интерактивных

плакатов

и

таблиц,

презентаций, видеоуроков. Например, данные ресурсы представлены в уроке на

тему «Ь после шипящих на конце наречий» (рис. 2).

Рис. 2. Урок русского языка в 6 классе

По литературе каждый электронный курс разработан по темам. Вначале

представлена лекция о жизни и творчестве писателя, затем — материалы для

изучения

его

творчества,

тексты

изучаемых

произведений,

аудиозаписи,

видеоматериалы, электронные тесты, которые представлены на рис. 3.

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)

Рис.3. Творчество И.А.Бунина в 11 классе

В рубрике «Для любознательных» представлены дополнительные материалы

(рис. 4).

Рис.4. Рубрика “Для любознательных”

Лекции по литературе после каждой страницы сопровождаются различными

заданиями: электронными тестами, вопросами, требующими краткого ответа,

заданиями на соотвествие, эссе, что позволяет учащимся проверить знания и

продолжить изучение лекционного материала. Например, задание в форме эссе

дано в лекции «система персонажей в пьесе Н.А.Островского «Гроза» (рис. 5).

Рис. 5. Страницы из лекции “Система персонажей” в пьесе “Гроза”

А.Н.Островского

На уроках используются электронные образовательные ресурсы: видеоуроки,

лекции, видеофрагменты художественных фильмов, спектаклей по изучаемым

произведениям,

презентации,

аудиозаписи

со

стихотворениями,

романсами,

песнями, интерактивные задания, электронные приложения к учебникам, ссылки на

сайты с различными словарями, ссылки на тексты художественных произведений,

видеофрагменты фильмов. Все это размещается на электронном курсе, чтобы в

любой момент ученик мог воспользоваться данными материалами, выполняя

задания.

На уроках русского языка используются интерактивные таблицы, схемы,

рисунки из сайта Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов [1].

Ссылки на них помещены в уроках.

Интерактивная таблица помогает выстроить отдельные языковые факты в строгую

систему, упорядочить знания учащихся, воспитывает у детей логику мышления,

помогает выявлять и устанавливать причинно-следственные связи, развивает

внимание и оперативную память. Изображение в таблице динамично, появляется на

экране поэтапно, графические элементы могут не только возникать, но и

перемещаться, исчезать[2]. Например, во время закрепления изученной темы

используется таблица, помогающая сопоставить времена глагола (рис.7), а таблицу

Правописание НН в причастиях совершенного вида можно использовать на

различных типах уроков (рис. 6).

Рис. 6. Правописание НН в причастиях совершенного вида

Рис. 7. Времена глагола

Для

контроля

предметных

результатов

обучения

в

виртуальном

курсе

помещены электронные тесты, которые позволяют быстро и эффективно

проводить оценку усвоения учащимися учебного материала, оперативно

корректировать «пробелы» в знаниях, умениях и навыках обучающихся.

Интерактивные тесты представлены в разных вариантах, это вопросы с

выбором одного ответа (рис. 8), вопросы с множественным выбором (рис. 9), на

соответствие (рис.10), задания, требующие краткого ответа (рис. 11) или

развернутого, в форме эссе (рис. 12).

Рис. 8. Вопросы с выбором одного ответа

Рис.9. Вопросы с множественным выбором

Рис.10. Вопросы на соответствие

Рис.11. Вопросы с кратким ответом

Рис. 11. Вопросы - эссе, требующие развернутого ответа

Для закрепления полученных знаний и отработки навыков, используются

задания с вложенными ответами. Так, например, при изучении темы «Буквы а-о в

корне гар-гор» подобное задание способствует усвоению нового материала

учащимися (рис. 12).

Рис. 12. Задания с вложенными ответами

Использование интерактивных электронных заданий на уроках русского языка и

литературы способствуют формированию ключевых компетенций; обучающиеся

большую

часть

времени

работают

самостоятельно,

учатся

планированию,

организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом [3].

Также подобные задания значительно активизируют познавательную деятельность

учащихся, повышают интерес к обучению, сокращают время выполнения и проверки

задания, так как оценку выставляет сам компьютер.

На уроках русского языка и литературы используется интерактивная доска Twidla

(рис. 13). Она также является ценным инструментом для обучения. Благодаря

интерактивной

доске

успешно

реализуются

проблемный,

объяснительно-

иллюстративный, частично-поисковый и другие методы обучения. Это - визуальный

ресурс, который помогает сделать уроки живыми и привлекательными для учеников.

Рис. 13. Интерактивная доска Twidla

Таким образом, использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, обеспечивает

информационную насыщенность урока, делает его доступным и наглядным,

помогает лучше понять и усвоить учебный материал. Благодаря использованию ИКТ

повышается интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний

учащихся, экономится время на опрос, у учащихся появляется возможность

самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях.

Ссылки на источники

1.

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов.

2.

Лебединская А.Р., Петина А.А. «Технологии интерактивного обучения».

3.

Муковникова Е. В. Эффективное использование цифровых образовательных

ресурсов в школе // Муковникова Е. В.- Английский язык, Изд. дом Первое

сентября.- 2008.- No4. С.4-7.

4.

Примерная программа основного общего образования по русскому языку,

утвержденная Министерством образования и науки РФ. – С. 1.



В раздел образования