Автор: Пелых Светлана Арсентьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КОГОБУ ЦДОД
Населённый пункт: город Киров Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: ИКТ на уроках русского языка и литературы в системе дистанционного обучения как средство повышения познавательной активности учащихся
Раздел: полное образование
ИКТ на уроках русского языка и литературы в системе дистанционного
обучения как средство повышения познавательной активности учащихся
Аннотация. В статье приведен опыт работы учителя по использованию ИКТ на
уроках русского языка и литературы при обучении детей-инвалидов и детей с ОВЗ в
дистанционной форме. Описывается содержание предметных курсов, созданных в
электронной оболочке Moodle.
Ключевые
слова:
ИКТ,
дистанционные
образовательные
технологии,
интерактивные задания, интерактивная доска.
Уровень развития информационных технологий, современные концепции
образования, необходимость развития у обучающихся умения непрерывного
самообразования на протяжении всей жизни, умения находить решения в
нестандартных ситуациях заставляют выбирать те технологии, которые повышают
эффективность и качество обучения, обеспечивают мотивы к самостоятельной
познавательной деятельности, способствуют углублению межпредметных связей,
формируют ключевые компетенции [2]. Соответствовать данным требованиям
позволяет использование на уроках ИКТ.
Использование
информационно-коммуникационных
технологий
особенно
актуально при обучении детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями
здоровья в системе дистанционного образования. Данная форма обучения
позволяет детям-инвалидам, детям с ОВЗ обучаться на дому удаленно, независимо
от
расстояния
от
образовательного
учреждения.
Обучение
проводится
с
применением дистанционных образовательных технологий в форме групповых и
индивидуальных занятий по адаптированным рабочим программам.
При обучении детей с ОВЗ учитель сталкивается с рядом проблем: низкой
познавательной
активностью,
замедленностью
мыслительных
действий,
неустойчивым
вниманием
и
восприятием,
кратковременной
памятью,
эмоциональной нестабильностью и незрелостью, повышенной утомляемостью,
неумением работать самостоятельно, без пошаговой инструкции и помощи.
Ученикам сложно воспринимать теоретический материал без нагладности.
В системе школьного образования русский язык и литература занимают особое
место: русский язык является не только объектом изучения, но и средством
обучения,
которое
обеспечивает
развитие
интеллектуальных
и
творческих
способностей
ребенка,
развивает
его
абстрактное
мышление,
память
и
воображение,
формирует
навыки
самостоятельной
учебной
деятельности,
самообразования и самореализации личности. Он неразрывно связан со всеми
школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе
способствует овладению будущей профессией [4]. Литература как учебный предмет
не только развивает интеллектуальные и творческие способности, но и обладает
огромным воспитательным потенциалом, формирует ценностные мировоззренческие
ориентиры. Успешно овладевать данными предметами детям с ОВЗ непросто,
поэтому задача педагога состоит в том, чтобы сделать уроки максимально
интересными чтобы вызвать у школьников мотивацию к изучению родного языка и
чтению
художественной
литературы,
для
этого
активно
использовать
информационные технологии, позволяющие вовлекать детей в творческий процесс,
учить инициативности и самостоятельности, умению добывать новые знания,
применять их на практике.
Для решения этих задач мною созданы предметные курсы в электронной
оболочке Moodle по русскому языку и литературе для 5-11 классов. В начале курса
представлены справочные материалы: нормы оценок по предмету, ссылки на
словари, справочники, примерные задания ВОШ, демоверсии ОГЭ, и ЕГЭ по
русскому языку и литературе, ссылки на банк открытых заданий на сайте ФИПИ, на
онлайн-тесты. Так, например, выглядит курс в 11 классе (рис. 1).
Рис. 1. Начало курса “Русский язык 11 класс”
Предметные курсы по русскому языку разработаны поурочно, где представлены
необходимые материалы для занятий в виде различных элементов: лекций, тестов,
упражнений,
интерактивных
заданий,
интерактивных
плакатов
и
таблиц,
презентаций, видеоуроков. Например, данные ресурсы представлены в уроке на
тему «Ь после шипящих на конце наречий» (рис. 2).
Рис. 2. Урок русского языка в 6 классе
По литературе каждый электронный курс разработан по темам. Вначале
представлена лекция о жизни и творчестве писателя, затем — материалы для
изучения
его
творчества,
тексты
изучаемых
произведений,
аудиозаписи,
видеоматериалы, электронные тесты, которые представлены на рис. 3.
Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)
Рис.3. Творчество И.А.Бунина в 11 классе
В рубрике «Для любознательных» представлены дополнительные материалы
(рис. 4).
Рис.4. Рубрика “Для любознательных”
Лекции по литературе после каждой страницы сопровождаются различными
заданиями: электронными тестами, вопросами, требующими краткого ответа,
заданиями на соотвествие, эссе, что позволяет учащимся проверить знания и
продолжить изучение лекционного материала. Например, задание в форме эссе
дано в лекции «система персонажей в пьесе Н.А.Островского «Гроза» (рис. 5).
Рис. 5. Страницы из лекции “Система персонажей” в пьесе “Гроза”
А.Н.Островского
На уроках используются электронные образовательные ресурсы: видеоуроки,
лекции, видеофрагменты художественных фильмов, спектаклей по изучаемым
произведениям,
презентации,
аудиозаписи
со
стихотворениями,
романсами,
песнями, интерактивные задания, электронные приложения к учебникам, ссылки на
сайты с различными словарями, ссылки на тексты художественных произведений,
видеофрагменты фильмов. Все это размещается на электронном курсе, чтобы в
любой момент ученик мог воспользоваться данными материалами, выполняя
задания.
На уроках русского языка используются интерактивные таблицы, схемы,
рисунки из сайта Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов [1].
Ссылки на них помещены в уроках.
Интерактивная таблица помогает выстроить отдельные языковые факты в строгую
систему, упорядочить знания учащихся, воспитывает у детей логику мышления,
помогает выявлять и устанавливать причинно-следственные связи, развивает
внимание и оперативную память. Изображение в таблице динамично, появляется на
экране поэтапно, графические элементы могут не только возникать, но и
перемещаться, исчезать[2]. Например, во время закрепления изученной темы
используется таблица, помогающая сопоставить времена глагола (рис.7), а таблицу
Правописание НН в причастиях совершенного вида можно использовать на
различных типах уроков (рис. 6).
Рис. 6. Правописание НН в причастиях совершенного вида
Рис. 7. Времена глагола
Для
контроля
предметных
результатов
обучения
в
виртуальном
курсе
помещены электронные тесты, которые позволяют быстро и эффективно
проводить оценку усвоения учащимися учебного материала, оперативно
корректировать «пробелы» в знаниях, умениях и навыках обучающихся.
Интерактивные тесты представлены в разных вариантах, это вопросы с
выбором одного ответа (рис. 8), вопросы с множественным выбором (рис. 9), на
соответствие (рис.10), задания, требующие краткого ответа (рис. 11) или
развернутого, в форме эссе (рис. 12).
Рис. 8. Вопросы с выбором одного ответа
Рис.9. Вопросы с множественным выбором
Рис.10. Вопросы на соответствие
Рис.11. Вопросы с кратким ответом
Рис. 11. Вопросы - эссе, требующие развернутого ответа
Для закрепления полученных знаний и отработки навыков, используются
задания с вложенными ответами. Так, например, при изучении темы «Буквы а-о в
корне гар-гор» подобное задание способствует усвоению нового материала
учащимися (рис. 12).
Рис. 12. Задания с вложенными ответами
Использование интерактивных электронных заданий на уроках русского языка и
литературы способствуют формированию ключевых компетенций; обучающиеся
большую
часть
времени
работают
самостоятельно,
учатся
планированию,
организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом [3].
Также подобные задания значительно активизируют познавательную деятельность
учащихся, повышают интерес к обучению, сокращают время выполнения и проверки
задания, так как оценку выставляет сам компьютер.
На уроках русского языка и литературы используется интерактивная доска Twidla
(рис. 13). Она также является ценным инструментом для обучения. Благодаря
интерактивной
доске
успешно
реализуются
проблемный,
объяснительно-
иллюстративный, частично-поисковый и другие методы обучения. Это - визуальный
ресурс, который помогает сделать уроки живыми и привлекательными для учеников.
Рис. 13. Интерактивная доска Twidla
Таким образом, использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, обеспечивает
информационную насыщенность урока, делает его доступным и наглядным,
помогает лучше понять и усвоить учебный материал. Благодаря использованию ИКТ
повышается интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний
учащихся, экономится время на опрос, у учащихся появляется возможность
самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях.
Ссылки на источники
1.
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов.
2.
Лебединская А.Р., Петина А.А. «Технологии интерактивного обучения».
3.
Муковникова Е. В. Эффективное использование цифровых образовательных
ресурсов в школе // Муковникова Е. В.- Английский язык, Изд. дом Первое
сентября.- 2008.- No4. С.4-7.
4.
Примерная программа основного общего образования по русскому языку,
утвержденная Министерством образования и науки РФ. – С. 1.