Автор: Каменец Надежда Петровна
Должность: Учитель русского языка , литературы, ОБЖ
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: п. Колычево
Наименование материала: Доклад
Тема: Эффективные приемы развития читательской грамотности во внеурочной деятельности
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
«Перспектива» п. Колычево
С Е М И Н А Р
Организация внеурочной работы по русскому языку и
литературе
Тема: «Эффективные приёмы развития навыков читательской
грамотности во внеурочной деятельности»
Учитель русского языка и литературы Каменец Н.П.
Можайск, 2021 г.
Читать - значит «… извлечь из мёртвой буквы живой
смысл…» К.Д.Ушинский.
Читательская грамотность - один из самых важных параметров готовности к
жизни в современном обществе. Особое место среди метапредметных УУД
занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в школе
невозможно без сформированности у учащихся читательской грамотности.
Уровень овладения ею является одной из важных характеристик
современного ученика.
При измерении читательской грамотности используется текст. Традиционно
текстом считался набор слов, предложений в определённой связи и
последовательности, образующий какое-либо высказывание, сочинение,
литературное произведение, документ и т.п., напечатанный, написанный или
запечатлённый в памяти. Но в современном образовании понятие «текст»
следует трактовать широко: он может включать не только слова, но и
визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков.
Виды текстов
•
. Тексты принято делить на «сплошные» (без визуальных изображений) и
«несплошные» (с такими изображениями). «Неспошные» тексты ещё
называют текстами новой природы, так как данный термин появился
относительно недавно.
•
Итак, «сплошные» тексты включают: 1. описание (художественное и
техническое); 2.повествование (рассказ, отчет, репортаж); 3.объяснение
(рассуждение, резюме, интерпретация); 4.аргументация (научный
комментарий, обоснование); 5.инструкция (указание к выполнению
работы, правила, уставы, законы).
•
К «несплошным» текстам относят : 1. формы: налоговые, визовые, анкеты;
2. информационные листы: расписание движения транспорта,
прейскуранты, каталоги; 3. расписки: накладные, квитанции; 4.
сертификаты: ордера, аттестаты, дипломы, контракты; 5. призывы и
объявления: приглашения, повестки, рекламные щиты, знаки дорожного
движения; 6. таблицы и графики; 7. диаграммы; 8. таблицы и матрицы; 9.
списки; 10. географические карты.
Сплошные и несплошные тексты
•
Приведу некоторые приемы, используемые в работе, по формированию
смыслового чтения для сплошных текстов.
•
Приём «Круги на воде». Как от брошенного в воду камня, начинают
расходиться круги, затягивающие в себя все предметы вокруг: листочек,
веточку и т.п. Так и от одного «брошенного» слова может начаться движение,
которое дает толчок для новых ассоциаций и приводит к созданию целой
истории.
•
Последовательность работы по приёму:
•
Выбрать любое ведущее слово (из 4 – 6 букв, без мягкого знака )
•
Записать это слово в столбик.
•
Написать рядом с каждой буквой какое-нибудь существительное, которое
начинается с данной буквы или синтаксические конструкции.
•
Можно составить связный текст (рассказ) с использованием всех слов или
букв.
Прием «Я – экскурсовод»
•
«Я – экскурсовод». Эта форма позволяет учащимся активно привлекать ИКТ, создавать
презентации. Но самое главное, используя эту форму работы, учащиеся отбирают
текстовый материал, а это помогает создавать тексты, формировать умение извлекать
из текста единицы информации, объединённые общей темой, интерпретировать ее.
•
ПРИМЕР 2 .
•
Используем в работе Атлас по географии – он есть у всех детей.
•
Тема «Несклоняемые имена существительные», 5класс.
•
Можно предложить ребятам выполнить следующие задания:
•
1.найдите на карте несклоняемые имена существительные;
•
2. составьте с ними словосочетания в косвенных падежах;
•
3. сделайте вывод.
Примеры
•
Тема « Собственные имена существительные», 5класс.
•
Задания:
•
1. Составьте текст-экскурсию по реке Мжуть, используя не менее 5
собственных имён существительных.
•
2. Предлагаем учащимся задание: создать текст на одну букву.
•
Условия:
•
в работе должны прослеживаться все признаки текста;
•
не более ста слов в тексте;
•
тема выбирается ребятами самостоятельно.
•
Это задание очень понравилось ребятам 6 а, 8 а классов.
Приведу пример задания письменное самовыражение «Одна буква».
Задание письменное самовыражение «Одна буква».
Прогулка
Пашка, Петька, Прокл после полудня пошли погулять. Поселок
поразительно пуст, просто побрели, предчувствуя приключение.
Пересекли перекресток, повернули вправо –просека … «Пойдем,
посмотрим перепелок», - предложил Петя. Прошли полпути. Послышался
писк! Присели, притаились, пенек прикрыл путешественников. Промчались
поросята, пулей пролетели перепела, перегоняя поросят… Переполох!
Прислушались, потом Пашка почувствовал – пахнет паленым. Пожар!
Пригнувшись побежали, по пути перепрыгнули проток. Пожар позади!
Попробовал Прокл позвонить пожарным. Получилось! Пожарные
приехали Потушили пожар. Похлопали по плечу Прокла. Поблагодарили
Пашку, Петьку. Петька поинтересовался : «Почему произошел пожар?»
Пожарные пояснили: «Путешественники позабыли правила пользования
природой».
Петька, Пашка, Прокл постоянно пересказывают правила
поведения подросткам. Пусть подумают : «Почему повсеместно полыхают
природные пожары?
Природа просит помощи!
Письмо моему ровеснику на фронт.
После изучения темы «Поэзия военных лет» пятиклассники предложили
написать письма-обращения к ровесникам, которым пришлось воевать и
испытать все тяготы войны наравне со взрослыми.
Письмо моему ровеснику. 5-й класс.
Информационно-коммуникативные технологии
Следующее направление внеурочной деятельности связано с
использованием образовательных возможностей интернета.
Дискуссия со старшеклассниками на тему «Язык SMS- язык будущего?»
способствовала подготовке и проведению конференции.
Учащиеся 9-х классов предложили обратиться к проблеме влияния SMS
сообщений и интернет общения на грамотность школьников.
Подготовили материалы и провели конференцию « Современная
естественная письменная речь: неполный стиль написания, или аллегровое
письмо»
Язык SMS- язык будущего?
•
Муниципальное общеобразовательное учреждение
•
Средняя общеобразовательная школа «Перспектива» п Колычево
•
•
Конференция
•
•
Влияние SMS сообщений и интернет общения на грамотность
школьников
•
•
Современная естественная письменная речь: неполный стиль
написания, или аллегровое письмо.
•
•
Обучающиеся 6 -9 классов.
•
Учитель Каменец Н.П.
•
•
2021
•
•
Заслушали выступления учащихся 9 а класса на темы:
•
Аверьянова Елизавета
•
«СМС-сообщения как приём выразительности, часть языковой игры».
•
Бекетова Аделина
•
Происхождение «хэштегов».
•
Отличие хештегов от фразеологизмов.
•
Манахова Дарья
•
Консонантное письмо Вакурова Александра.
•
Элиминация
•
Вахонина Екатерина
•
«Аллегровое письмо»
•
Немов Андрей
Фото с конференции. Создание хэштегов.
Обсудили вопросы:
•
Согласны ли вы с тем утверждением, что речь современных школьников беднеет?
•
Назовите причины. И есть ли в это вина смс сообщений?
•
Какие пути выхода вы из этой ситуации вы предлагаете?
•
Провели и обсудили результаты тестирования.
•
Вывод: такой способ
написания( аллегровое письмо ) реально существует, о чём
свидетельствует огромное количество фактического материала — текстов современной
естественной письменной речи.
•
Необходимо много читать и пропагандировать произведения художественной
литературы
.
Использовать интернет-технологии с целью современной подачи произведения, которая
заинтересует ребенка.
Предложили создавать буктрейлеры, так как каждый ученик в совершенстве владеет
компьютерными технологиями.
•
Буктрейлер - это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге.
Цель таких роликов – реклама книг и пропаганда чтения, привлечение внимания к
книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.
Виды буктрейлеров
•
По способу визуального воплощения текста:
•
игровой (минифильм по книге);
•
неигровой (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами,
тематическими рисунками, фотографиями и т. п.)
•
анимационный (мультфильм по книге).
•
По содержанию:
•
повествовательный (презентующий основу сюжета произведения);
•
атмосферный (передающий основные настроения книги и ожидаемые читательские
эмоции);
•
концептуальный (транслирующий ключевые идеи и общую смысловую
направленность текста).
•
Валентина Осеева рассказ « Кочерыжка» Автор Трушкина Мария, 5 класс.
Буктрейлер (парный)«Книги-юбиляры». А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»Авторы
Андрюшина Василиса и Владимиров Максим, 6 класс
«Мертвые души» Немов Андрей , 9 класс.
Валентин Распутин «Уроки французского» . Щекин Иван ,6 класс.
Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница» . Автор Дмитрий,6 класс.
«Зачем нужно изучать русский язык?» Боднар Николай, 6 класс.
Копилка работ
Игра как метод проведения внеклассного мероприятия
•
Практика моей работы показала, что занимательность способна вызвать
интерес к изучению русского языка. При организации и проведении игр
занимательного характера важно иметь в виду, что их назначение не
сводится лишь к заполнению свободного времени, что они помогают
учителю выполнять большие воспитательные и образовательные задачи.
•
Содержание дидактических игр помогает закрепить и расширить
предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки
учащихся
Игры
Фотографии:
Игра как метод проведения внеклассного мероприятия
•
Задание. «Музыкальные слова»
•
Играющим предлагается за 5-10 минут придумать 20-25
слов с таким расчетом, чтобы в каждом слове не менее
двух раз повторялось название нот (до, ре, ми, фа, соль,
ля, си).
•
Ответ: че-ре-до-вание, фа-ми-лия, сирена, до-ля, фа-соль,
до-ми-к, пе-ре-ми-рие, пе-ре-до-вица, п- ре-ми-я, фа-н-
фара, ми-г-ре-нь, по-ми-до-р, ми-с-си-онер, аг ре-с-си-я,
си-му-ля-нт, пе-ре-но-си-ца,
•
си-ре-нь, ус-ми-ре-ние, ант-ре-соль, до-ми-но, ми-на-ре-т
и т.д.
Предметные недели
При подготовке к проведению предметных недель привлекаем как можно
большее учащихся, имеющих возможность проявить творческую инициативу.
Используем комбинированные формы работы : конкурсы, доклады,
викторины, лекции, беседы.
Во время подготовки к предметной неделе учащиеся выполняют
творческие задания:
•
изготовление наглядностей
•
презентации
•
иллюстрации к художественным произведениям
•
тесты
•
сценарии художественных текстов в рисунках Проведение предметной
недели развивает творческую активность учащихся. Повышает
заинтересованность в обучении даже слабоуспевающих учащихся
Представлю некоторые традиционные формы и методы работы , связанные с
программным материалом, направленные на углубление
знаний учащихся по русскому языку и способствующие привитию практических
навыков русской речи:
Беседы:
-"Сколько слов в русском языке?" (беседа о словарном богатстве русского
языка)
), "В мире слов",
"В музее слов" (беседы о происхождении слов),
"Как рождаются новые слова?",
Письма А.С. Пушкина.
Вечер «Былинные герои Руси»
Праздник « Календарные песни». Устное народное
творчество
Рисуем на уроке и дома
Во время подготовки к мероприятиям используем
естественную потребность человека в самовыражении
через рисунки.
Создание сборника «Моя любимая сказка»5 класс
Моя любимая сказка
Составление генеологического гнезда
Турнир знатоков
П
Ь
Е
Н
В
Р
И
О
М
Н
У
Е
Т
Т
Е
Я
О
Ч
И
А
2 конкурс «Шахматы»Соединив буквы ходом шахматного коня, вы прочитаете русскую народную
пословицу, которую следует всем помнить.
Первый ход надо сделать с белого поля в левом верхнем углу. Какой знак препинания отсутствует на
шахматной доске?
(Повторение – мать учения. Отсутствует тире.
Пунктограмма «Тире между подлежащим и сказуемым»)
Разгадывание кроссвордов
Викторина «День космонавтики «. 9 класс.
Заключение
•
В процессе обучения русскому языку учащихся внеклассная работа
приобретает особое значение. В условиях школы «это один из основных
факторов, который действенно помогает настоящему изучению русского
языка, свободному и активному овладению учащимися русской речью, это
мощное средство формирования у них интереса к русскому языку как
учебному предмету и лингвистическому явлению, эффективная форма
расширения и углубления знаний, приобретаемых на уроках. Она имеет
также большое воспитательное значение.