Автор: Каменец Надежда Петровна
Должность: Учитель русского языка , литературы, ОБЖ
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: п. Колычево
Наименование материала: Доклад
Тема: Роль практических занятий в формировании креативного мышления на уроках ОБЖ
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
«Перспектива» п. Колычево
Роль практических занятий в формировании
креативного мышления на уроках ОБЖ
Каменец Надежда Петровна
Можайск, 2021 г.
Введение
•
Креативность – это способность создавать и находить новые
оригинальные идеи нестандартным способом.
Воспитание творческой личности, творческой индивидуальности - одна из
важнейших задач современной школы.
•
Использование определенных форм и методов деятельности в процессе
обучения ОБЖ может значительно повысить творческую активность
школьника.
Знать основополагающие принципы и правила поведения в
чрезвычайных ситуациях нужно, но очень часто действовать приходится,
полагаясь исключительно на свою сообразительность. Не может быть
полного набора вариантов действий в той или иной чрезвычайной ситуации,
оказавшись в которой, можно было бы, не задумываясь, выбрать нужный, и
действовать по раз и навсегда заученному алгоритму.
•
Поэтому-то и возникает необходимость изучения в курсе ОБЖ вопросов,
связанных с развитием творчества, сообразительности, смекалки. Качеств,
которые помогают людям с честью выходить из «нестандартных», казалось
бы, безнадежных, чрезвычайных ситуаций.
•
Формированию креативного мышления способствуют практические занятия
по ОБЖ.
•
Хочу поделиться с вами опытом работы в этом направлении.
Предмет основы безопасности жизнедеятельности веду много
лет. В работе использую различные формы уроков, методы и приемы
Отмечу, что особенный интерес учащиеся проявляют к
практическим занятиям. Это объяснимо. Здесь они могут работать в
парах, в группах. Высказать свое мнение, спорить, предлагать
собственное решение проблемы , доказывать и отстаивать ее.
Получить возможность открыть что-то новое для себя, удивить и
удивиться, повысив этим свою самооценку. То есть – творить.
Отличительный признак творческой такой деятельности – новизна
продукта. Учащийся может сделать открытие и может предложить
такое решение, которое уже известно, но додумался до него
самостоятельно, не копируя известное. В этом случае мы имеем дело
с творческим потенциалом, основанным на догадке, интуиции,
самостоятельном мышлении ученика. Это и есть креативнось.
Структура креативного урока
Урок строю по следующей схеме .
Применяю в работе следующие методы,
развития креативного мышления у учащихся.
Использую различные формы творческих заданий для учащихся : нарисовать плакат, газету или рисунок, написать стихотворение
или синквейн, составить буклет или презентацию , создать свободное высказывание, текст (с указанными ограничениями по
объёму) , проекты и другие.
Метод
создание свободных высказываний и текстов (с указанными ограничениями по объёму) и проекты и другие.
•
предлагаю создать командам свободный текст (100 слов)
по изученной теме (с указанными ограничениями по объёму);
•
составить текст , все слова должны начинаться с одной
буквы;
•
текст должен научить правилам поведения при пожаре в
лесу;
•
иметь признаки текста, вывод.
•
тема «Природные пожары».
Приведу пример . Задание письменное самовыражение «Одна буква».
Прогулка
Пашка, Петька, Прокл после полудня пошли погулять. Поселок
поразительно пуст, просто побрели, предчувствуя приключение.
Пересекли перекресток, повернули вправо –просека … «Пойдем,
посмотрим перепелок», - предложил Петя. Прошли полпути. Послышался
писк! Присели, притаились, пенек прикрыл путешественников. Промчались
поросята, пулей пролетели перепела, перегоняя поросят… Переполох!
Прислушались, потом Пашка почувствовал – пахнет паленым. Пожар!
Пригнувшись побежали, по пути перепрыгнули проток. Пожар позади!
Попробовал Прокл позвонить пожарным. Получилось! Пожарные
приехали Потушили пожар. Похлопали по плечу Прокла. Поблагодарили
Пашку, Петьку. Петька поинтересовался : «Почему произошел пожар?»
Пожарные пояснили: «Путешественники позабыли правила пользования
природой».
Петька, Пашка, Прокл постоянно пересказывают правила
поведения подросткам. Пусть подумают : «Почему повсеместно полыхают
природные пожары?
Природа просит помощи!
Метод решения проблемных задач
Игра «Изобретатель» (5 минут)
На уроках использую метод решения проблемных задач: использование
предмета в несвойственном ему предназначении.
Например, учащимся предлагаю ряд картинок . Выбрать их них тот предмет,
который может быть использован не по назначению в природных условиях
Ребята шестого класса среди предложенных предметов выбрали пакет для
технического мусора . Написали текст. Составили кластер по применению
пакета в разных ситуациях.
Пример.
Превращения пакета.
Оказалось, что обычный пакет – вещь многофункциональная.
В природных условиях его можно использовать в качестве дождевика,
носка, перчаток, веревки, палатки, спального мешка, если набить его
листьями, веточками хвои. А пищевой пакет может служить
сосудом для сбора капель воды с веточек деревьев.
Пакет –нужная вещь в походе.
6 класс. Исаева Ева. Слайд 16
Предлагаю рассмотреть набор картинок, вещей...
Составление кластера.
Задание 4.
Определить, о каком чрезвычайном происшествии идет речь.
Составить алгоритм действий.
Под прямоугольниками находятся ответы. Ураганы, бури.
Пример 3. Выдвижение разнообразных идей
Ребята готовятся к походу лес. При проверке
необходимых средств в медицинской аптечке
обучающиеся обнаруживают чайный пакетик. Почему?
В каком качестве он может бы применен при
необходимости в походе?
Ответ. Чай обладает дубильными свойствами .
Может быть использован средством для промывания
ран. Чайный компресс снимет боль, раздражение,
красноту. Это очень простое средство, которое никому не
может навредить. Взяв в путешествие чай в пакетиках,
можно в некоторых случаях обойтись без посещения
аптеки.
Метод выдвижение разнообразных идей
Оценка креативности приводимых высказываний
Ситуационные задачи.
Пример. 5 класс. Тема «Первая помощь».
Задание.
Решить ситуационную задачу:
Твоя младшая сестренка прибежала
домой. У нее из носа идет кровь. Ей
необходима твоя помощь. Как бы ты
ей помог?
Совершенствование собственных или
чужих текстов.
Ключевые слова.
Учащиеся должны угадать по ключевым словам тему,
придумать рассказ или составить композицию. Затем
памятку , используя эти слова. На стадии осмысления искать
подтверждения своим предположениям.
Пример.6 класс. Тема «Если человек заблудился в лесу».
Задание:
•
- на стадии вызова: составьте рассказ с написанными на
доске словами или составьте композицию.
•
- на стадии осмысления: прочитав параграф учебника,
внесите изменения или дополнения в свой рассказ,
композицию или сочинение друга .
•
Ключевые слова: лес, грибы, заблудился, решение.
Что делать, если ребенок заблудился в лесу
.
•
Оставаться на месте, а не идти без цели.
•
Если идти без цели, то можно зайти слишком далеко.
•
Обнять дерево Это поможет побороть страх одиночества,
успокоиться и создать чувство защищённости. Пусть дерево
станет другом, пока взрослые ищут его.
•
Найти уютное, но не скрытое место для ожидания . Елка
может защитить от ветра и дождя. Укрытие должно привлечь
внимание тех, кто будет его искать. Вокруг убежища можно,
например, построить забор, развесить яркую ткань.
•
Не лежать на голой земле. Холодная земля может отнять тепло.
Используя кору, мох, листья можно сделать настил.
•
Не есть то, в чём не уверен Нельзя есть любые ягоды, грибы или
что-то ещё, если нет уверенности, что они съедобны.
•
Не подходить к животным От лесных зверей нужно держаться на
расстоянии, чтобы не получить травму. Если встреча всё-таки
произошла, не стоит пугаться и паниковать. Нельзя двигаться и
нападать – дайте возможность животному спокойно уйти. Если оно
ведёт себя агрессивно – кричите громко, стучите палкой и
отступайте, не поворачиваясь спиной.
•
Постараться подать знак. Нужно кричать или свистеть , если есть
такая возможность. Если решил продвигаться, то необходимо
оставлять знаки, указывающие направление движения.
•
Сделать себя больше. Нужно найти место на поляне. Если полетит
вертолёт – нужно лечь на землю, чтобы стать заметным. Также
можно выложить крест или SOS из веток или разложить на земле
яркие вещи.
•
Не бояться, что отругают. Знать, что его точно будут искать,
что бы ни случилось.
•
Держаться подальше от больших рек и озёр. Нужно пить воду
из маленьких источников, в которых он не утонет, если вдруг
упадёт. А воду также можно найти на листьях в виде росы
Составь кроссворд, сканворд, ребус, загадки, вопросы к
викторинам и конкурсам на тему безопасности
Буктрейлеры
•
«Безопасность в окружающем мире» 8 класс.
•
11 класс. СМС-мания 11 класс.
Составление списка информации
Например: 6 класс. Тема «Обеспечение безопасности при встрече с
дикими животными».
Даётся задание разгадать ребус «Лесные жители». Составить список
известных вам животных, а затем предлагается описать опасности,
исходящие от них. Ответ. Волк (19), лисица (47), заяц (2), белка (11).
Выдвижение разнообразных идей.
Могу быть полезным
Запишите. В чем могут нуждаться люди?
Семья лишилась жилья из –за наводнения дома и имущества. В чем она
может нуждаться? Запишите не менее четырех ответов.
1.
2.
3
4.
Оценка
2 балла (ответ принимается полностью). Записано четыре различных идеи,
отвечающие требованию задания.
1 балл.(ответ принимается частично) ). Записано не менее трех различных
идей, отвечающий требованию задания.
0 баллов (ответ не принимается) ). Записано менее трех различных идей,
отвечающий требованию задания.
Или записанные идеи не отвечают требованиям задания. Или они
описывают одни и те же потребности.
Ответы
учащихся
Открыть в школе комнату, куда все будут приносить
книги, игрушки или одежду, и чтобы она всегда
работала. (60% )
Разместить сообщение о помощи в соцсетях.(95 %).
Могу устроить досуг (приготовить вкусную еду,
спеть). ( 33%)
Могу подарить свой диван. (3 ответа).
Желаю быть полезным
Предмет оценки: Выдвижение разнообразных идей
Оценка
2 балла (ответ принимается полностью). Записано четыре
различных идеи, отвечающие требованию задания.
1 балл.(ответ принимается частично) ). Записано не менее
трех различных идей, отвечающий требованию задания.
0 баллов (ответ не принимается) ). Записано менее трех
различных идей, отвечающий требованию задания.
Или записанные идеи не отвечают требованиям задания.
Или они описывают одни и те же потребности
Мозговая атака.
Учащиеся по желанию выходят к доске и пишут
все известные им понятия по изучаемой теме,
используя жизненный и знаниевый опыт, класс
дополняет.
•
- Какой вопрос возникает у вас после этой
работы?
•
Ученики формулируют проблемный вопрос: Как
систематизировать эту информацию?
•
Использование технических средств
Практическая работа
В конце раздела «Здоровый образ жизни» провожу
практические занятия.
Программно-аппаратный комплекс AFS
(инновационный школьный практикум) позволяет
учащимся самостоятельно выполнять несложные
практические задания по исследованию показателей
здоровья, изучению факторов, укрепляющих здоровье.
Предлагаются следующие исследования:
-изучение функциональной активности сердечно-
сосудистой системы человека;
-
изучение кардиограммы человека;
-
изучение потребления кислорода человеком;
-
Изучение функции дыхания человеком;
-
Изучение слаженности сердца и легких человека.
Изучение потребления кислорода человеком
Изучение температурной реакции организма человека
Учащиеся, анализируя личные показатели , составляют
индивидуальный маршрут (карту ) исправления своего здоровья.
У каждого есть возможность заново проверить свои показания. А
затем обсудить и поделиться своим опытом за круглым столом.
Игра «Путешествие Гулливера» (5 минут).
Инструкция:
Вы - Гулливер, совершающий путешествие.
•
Если ваша фамилия начинается на букву от «А» до «К», вы
попадаете в Страну великанов (то есть вы маленький по сравнению
с великанами и их сооружениями).
•
Если ваша фамилия начинается на букву от «Л» до «Я», вы
окажетесь в Стране лилипутов (то есть вы великан по сравнению с
лилипутами и их сооружениями).
•
Придумайте как можно больше идей о том, какие предметы вы
смогли бы использовать в этих странах в качестве инвентаря для
различных видов спорта.
•
Ответы обучающихся:
•
Страна великанов- можно использовать подушечку под иголки
(игольницу ) в качестве кровати. Цветочный горшок –это
огород. Настольный календарь- палатка.
•
Страна лилипутов- использовать дома в качестве инвентаря в
беге с препятствиями. Использовать галоши в качестве лодки.
Тазик с водой – озеро.
Стадия рефлексии
Метод ситуационных задач.
•
Сочинение синквейнов (пятистиший). Стихотворное
сочинение из пяти строк предлагаю как индивидуальное
самостоятельное задание и для работы в группах.
Краткость формы развивает способность излагать
мысль в нескольких значимых словах, ёмких и
лаконичных выражениях
Пример: 10 класс. Тема: «Профилактика инфекционных
заболеваний».
•
Иммунитет
•
Врождённый, приобретённый.
•
Выявить, изолировать, лечить.
•
Своевременно поставить нужную прививку.
•
Инфекция.
Сравните и определите степень опасности
детей на этих картинах.
Рисуем на уроке и дома
В процессе обучения можно использовать естественную
потребность человека в самовыражении через рисунки.
Рисунки могут помочь в лучшем усвоении темы на
уроке, а также для побуждения учащихся к ее
дальнейшему изучению (особенно тех, у кого есть
проблемы с устными ответами
Практикую этот вид деятельности на уроках очень
давно.
Ребята выполняют домашнюю работу в виде таблицы,
схемы.
В настоящее время не ведем тетради по ОБЖ.
Многие ученики продолжают работать в тетрадях.
Схемы
Ответы учащихся
Рисуем на уроках.
Составляем и разгадываем кроссворды
Вывод
Материалы международного Конкурса –игры по ОБЖ
«Муравей» содержат очень много интересных заданий.
Я их использую при проведении уроков .
Моими учениками выполнено много проектов по ОБЖ.
Ребятам нравится создавать буктрейлеры по различным
темам.
Креативностью может обладать человек с любым типом
мышления. Это редкое и ничем незаменимое качество,
отличающее талантливых людей в любой сфере
деятельности.
Эффективность предлагаемого опыта подтверждают
результаты районных и региональных олимпиад.