Напоминание

Обучение детей младшего дошкольного возраста рисованию приемом отпечатка


Автор: Елена Сергеевна Алюкова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ
Населённый пункт: город Костомукша республика Карелия
Наименование материала: Методическое пособие для педагогов ДОУ
Тема: Обучение детей младшего дошкольного возраста рисованию приемом отпечатка
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГАПОУ РК «Петрозаводский педагогический колледж»

Е.С.Сорокина

Обучение детей младшего дошкольного возраста

рисованию приемом отпечатка

Методическое пособие для педагогов ДОУ

Петрозаводск

2016

Сорокина

Е.С.

Обучение

детей

младшего

дошкольного

возраста

рисованию приемом отпечатка: методическое пособие

для

педагогов ДОУ/

Е.С.Сорокина;

под

редакцией

А.А.Ореховой.-

Петрозаводск:

ГАПОУ

РК

«Петрозаводский педагогический колледж» 2016.-

Методическое пособие,

включает в

себя

подбор тем для

совместных

занятий взрослого и ребенка с постепенным усложнением материала. Данное

методическое

пособие

«Обучение

детей

младшего

дошкольного возраста

рисованию

методом

отпечатка»,

может

использоваться

педагогами

в

реализации

дополнительных

программ

по

организации

платных

образовательных услуг, который позволит повысить качество знаний младших

дошкольников о нетрадиционных методах рисования.

Адресуется

специалистам

различной

квалификации

в

системе

дошкольного образования.

*ГАПОУ РК «Петрозаводский педагогический колледж»

*Е.С. Сорокина, 2016.

Содержание

Введение 5

IРаздел «Краткое описание нетрадиционных методов отпечатка» 8

II Раздел «Перспективный план работы» 10

III Раздел « Содержание»

Список литературы 50

Введение

Данное

методическое

пособие

предназначено

для

совместной

деятельности взрослого с небольшой подгруппой детей младшего дошкольного

возраста 3- 4 лет и предельной наполняемостью до 6-ти человек.

Рисование

необычными

материалами

и

оригинальными

приемами

позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как

известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего

художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный

момент

радует,

интересует,

подвергает

в

уныние,

волнует

ребёнка,

что

характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Способность

к

изобразительной

деятельности

зарождается

в

раннем

возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на

определенном

отрезке

жизни

увлеченно

рисует.

В

изобразительной

деятельности ребенок пробует свои силы и совершенствует свои способности.

Рисование нетрадиционными приемами, увлекательная, завораживающая

деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии

ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно

-

развивающей

среды

учитывается,

чтобы

содержание

носило

развивающий

характер,

и

было

направлено

на

развитие

творчества

каждого

ребёнка

в

соответствии

с

его

индивидуальными

возможностями,

доступной

и

соответствующей возрастным особенностям детей.

Малышу посильно сделать цветной отпечаток, который при помощи

взрослого превращается в узнаваемый предмет или знакомый сюжет.

Сам малыш еще не может превратить отпечаток в рисунок. Изобразил

малыш, к примеру, обитателей моря, а взрослый может помочь ему завершить

картину. Для этого ему самому нужно вооружиться кисточками и дорисовать

мелкие

детали,

одновременно

проговаривая

все

действия

и

акцентируя

внимание

малыша

на

полученном

результате.

Оставил

ребенок

на

листе

отпечатки двух

ладошек,

а

взрослый

дорисовывал

головки

и

ножки

и

рассказал

малышу

сказку

о

двух

петушках,

которые

могут

и

драться,

и

мириться. Взрослые могут как дополнять рисунок малыша, так и создавать

основу для творчества. Нарисовала, например, мама или воспитатель ствол и

ветви

дерева,

а

ребенок

ладошками

изобразил

крону.

Так

совместными

усилиями они создали волшебный лес.

В некоторых случаях взрослый, по необходимости, помогает нанести

краску на ладошку, листик, на любой предмет, который используется в качестве

печатки. А

так

же

в

некоторых случаях

воспитатель

помогает

выполнить

отпечаток рука в руку. Иногда взрослый показывает, как сделать отпечаток на

личном примере.

Ряд

приемов

отпечатка

в

практике

дошкольных

образовательных

учреждений применим на занятиях для детей младшего дошкольного возраста.

Значимость созданного нами методического пособия заключается в

специальном подборе 36 тем в процессе совместных занятий взрослого и

детей младшего дошкольного возраста с постепенным усложнением материала

приемам

отпечатка.

Данное

пособие

будет отвечать социальному запросу

администрации

МДОУ

Детский

сад

5

«Радуга»

города

Суоярви

для

реализации дополнительной образовательной программы по платным услугам.

Цель пособия: формирование у детей младшего дошкольного возраста

художественно-творческих

способностей

в

изобразительной

деятельности

посредством нетрадиционного приема рисования -отпечаток.

Задачи:

Образовательные:

• познакомить детей с нетрадиционным приемом рисования –отпечаток на

листе бумаги, с возможностью получения изображения с помощью отпечатка;

• обогащать знания детей о способах воплощения художественного замысла;

Знакомить детей с цветом, формой и величиной.

Развивающие:

развивать

желание

экспериментировать,

проявляя

яркие

познавательные

чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;

• развивать координацию рук;

• формировать творческое воображение, устойчивый интерес к художественной

деятельности;

•развивать

художественный

вкус,

фантазию,

изобретательность,

пространственное воображение;

• формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

Воспитательные:

воспитывать

внимание,

аккуратность,

целеустремленность,

творческую

самореализацию;

• вызвать у детей интерес к сотворчеству со взрослым и сверстниками.

Требования к использованию пособия.

Учебный план составлен с учетом возраста детей, их индивидуальных и

физиологических

особенностей

и

в

соответствии

требованиям

СанПиН

2.4.1.3049-13.

Продолжительность

непрерывной

непосредственно

образовательной деятельности составляет для детей 3 - 4 лет, не более 10- 15

минут,

предусматривает проведение одного занятия в

неделю, во

вторую

половину дня. Общее количество занятий в месяц – 4, в год – 36.

Срок реализации программы – 1 год.

Направление – художественно – эстетическое.

Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для

работы материалов и иллюстраций, настраивает детей на работу. Теоретическая

часть

занятий

при

работе

максимально

компактна

и

включает

в

себя

необходимую информацию о теме и предмете занятия. Практическая часть

занимает большую часть занятия и позволяет ребенку заниматься практической

художественно

эстетической

деятельностью

(см.

«перспективный

план

работы»).

Система

определения

результативности

основана

на

компетентном

подходе, то есть получение воспитанниками результатов решения конкретных

задач

для

достижения

определённой компетентности в

деятельности

и

на

выполнении запросов родителей(законных представителей). Взаимодействие с

родителями является важным в достижении детьми ожидаемых результатов и

формирования компетентности, так как они формируют социальный заказ.

1.

Организация

ежемесячных

тематических

выставок

детских

работ

для

родителей.

2.

Участие

в

выставках

и

конкурсах

на

муниципальном,

российском,

международном уровне.

Материал:

- акварельные краски, гуашь;

- ватные палочки;

- поролоновые печатки;

- бумажные салфетки;

- стаканы для воды;

- подставки под кисти;

- кисти;

- трафареты, шаблоны;

- цветные карандаши;

- фломастеры;

- салфетки тефлоновые на столы;

- простые карандаши;

Краткое описание нетрадиционных приемов рисования.

Отпечаток пальчиками.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и

наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска

разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь

легко смывается.

Отпечаток жесткой полусухой кистью.

Способ

получения

изображения:

ребенок

опускает

в

гуашь

кисть

и

ударяет

ею

по

бумаге,

держа

вертикально.

При

работе

кисть

в

воду

не

опускается.

Таким

образом,

заполняется

весь

лист,

контур

или

шаблон.

Получается имитация фактуры пушистой или колючей поверхности.

Отпечаток ладошкой.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю

кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток

на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Отпечаток пробкой.

Способ

получения

изображения:

ребенок

прижимает

пробку

к

штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения

другого цвета меняются и мисочка и пробка.

Отпечаток печатками из картофеля.

Способ

получения

изображения:

ребенок

прижимает

печатку

к

штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения

другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Отпечаток поролоном.

Способ

получения

изображения:

ребенок

прижимает

поролон

к

штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения

цвета берутся другие мисочка и поролон.

Отпечаток смятой бумагой.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к

штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить

другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Отпечаток листьев.

Способ

получения

изображения:

ребенок

покрывает

листок

дерева

красками

разных

цветов,

затем

прикладывает

его

к

бумаге

окрашенной

стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки

у листьев можно дорисовать кистью.

Перспективный план работы

№ п/п

Раздел занятий

Сентябрь

1

«Ягодки на тарелочке»

2

«Дождик»

3

«Падают, падают листья»

4

«Ёжик»

Октябрь

5

«Осенний букет»

6

«Веселые мухоморы»

7

«Яблочный компот»

8

«Наряды для наших кукол»

Ноябрь

9

«Веточка рябины»

10

«Первый снег»

11

«Солнышко лучистое почему ты стало чаще прятаться?»

12

«Рыбки в аквариуме»

Декабрь

13

«Жили у бабуси два веселых гуся»

14

«А у нашей елочки зеленые иголочки»

15

«Украсим нашу елочку» (продолжение предыдущего занятия)

16

«Покормим птиц»

Январь

17

«Мои рукавички»

18

«Веселый снеговик»

19

«Пушистый котенок»

20

«Бабочка»

Февраль

21

«Веселые осьминожки»

22

«Петушок»

23

«Матрешка»

24

«Чашечка для папы»

Март

25

«Мимоза для мамы»

26

«Солнышко красное гори, гори ясно»

27

«Подснежники»

28

«Весеннее дерево»

Апрель

29

«Облако»

30

«Я ракету нарисую»

31

«Роспись пасхального яичка»

32

«Божьи коровки»

Май

33

«Одуванчик»

34

«Вот какой у нас салют»

35

«Белая черемуха»

36

«Рисуем что хотим»

Содержание

Тема занятия и образец работы

Программное содержание

Краткое описание выполнения работы

1

«Ягодки на тарелочке»

Познакомить детей с приемом

рисования пальчиком.

Познакомить с красным светом .

Развивать чувство цвета и ритма.

Подводить к созданию несложной

композиции.

Показать детям тарелку с ягодами или

картинку с изображением. Обратить

внимание детей на цвет, форму ягод.

Затем создать мотивацию к рисованию

ягод необычным способом – отпечатком

пальчика. Детям раздаются листы

бумаги круглой формы (тарелочки).

Взрослый помогает нанести краску на

пальчик и оставить отпечаток на листе

бумаги.

2

«Дождик»

Продолжать знакомить с

приемом отпечаток пальчиком.

Знакомить с синем цветом.

Показать взаимосвязь между

характером образца и средствами

художественно-образной

выразительности. Развивать

чувство цвета и ритма.

Воспитывать интерес к познанию

природы и отражению своих

впечатлений в изобразительной

деятельности.

В начале занятия взрослый

мотивирует детей на художественную

деятельность, читает стихотворение про

дождик, показывает картину с

изображением дождя. Взрослый

объясняет детям, что дождик они

нарисуют уже знакомым им способом

пальчиком . На листе бумаги уже

изображены тучи , детям необходимо

отпечатком пальчика нарисовать

капельки. По необходимости взрослый

помогает нанести ритмичные отпечатки.

В конце занятия помогает смыть краску.

3

«Падают, падают листья»

Познакомить с новым приемом

рисования- отпечаток листьями.

Вызвать интерес к созданию

композиции «Листопад»

Развивать чувство цвета и ритма .

Закреплять умение узнавать и

называть цвета. Развивать

мелкую моторику рук.

Воспитывать аккуратность.

В начале взрослый создает настрой к

совместной художественной

деятельности, читает стихотворение

В.Шипунова «Листья падают, летят»,

показывает картину с изображением

листопада. Вместе с детьми называют

основные цвета, объясняет детям, что

осенний лес (деревья) они нарисуют

отпечатками листьев, а падающие

листочки пальчиком. Взрослый помогает

нанести краску на лист, а так же помогает

ребенку оставить отпечаток.

4

«Ежик»

Помочь детям освоить новый

прием изображения – «тычок

жесткой полусухой кистью».

Учить выполнять рисунок тела

ежика (овал) тычками без

предварительной прорисовки

карандашом. Учить дополнять

изображение подходящими

деталями, в том числе сухими

листьями.

В начале занятия взрослый создает

мотивирующую к деятельности

ситуацию, загадывает загадки про ежика,

показывает картинки с изображением

ежика или игрушку. Затем взрослый

объясняет новый прием рисования -

обмакивая сухую кисточку в краску,

наносим на рисунок рядом тычков. На

листе бумаги заранее контуром

изображен овал – туловище ежа. При

необходимости рука в руку взрослый и

ребенок делает отпечаток , затем сам

взрослый дорисовывает глаза и носик,

придают завершенный образ.

5

«Осенний букет»

Продолжать знакомить детей

рисовать приемом отпечатками

листьев. Учить детей аккуратно

обращаться с использованием

материала, закрашивать

полностью лист и делать

отпечаток на листке бумаги.

Развивать чувство композиции.

Воспитание чувства прекрасного,

приобщение к природе.

На кануне занятия взрослый вместе с

детьми собирает на прогулке букет из

осенних листьев. Букет взрослый ставит

в вазу. На дети занятии рассматривают

букет, который они принесли. Взрослый

обращает внимание на цвет листьев,

форму и мотивирует на знакомство с

новым способом изображения. На

листах бумаги нарисованы вазы.

Взрослый помогает детям нанести

краску на лист, а затем сделать

отпечаток.

6

«Веселые мухоморы»

Продолжать знакомить с

нетрадиционными

изобразительными приемами

рисования пальчиками.

Воспитание у детей интереса к

природе; создавать условия для

развития творческих

способностей; обучать наносить

точки, пятнышки в заданный

контур; отрабатывать уверенные

движения и свободное

перемещение руки.

Вначале занятия воспитатель читает детям

стихотворение К. Бальмонта «За грибами»

и мотивирует к деятельности. Потом

показывает картинки с изображением

мухоморов, рассматривает. Затем

объясняет , что сегодня они будут

рисовать белые пятнышки на шляпках

мухомора уже знакомым способом –

отпечатком пальчика. Детям дается листы

бумаги с готовым контуром гриба с

красной шляпкой без белых пятнышек.

Дети самостоятельно или с помощью

взрослого наносят краску на пальчик,

затем ритмично ставят отпечатки на

шапочке мухомора.

7

«Яблочный компот»

Познакомить детей с новым

приемом рисования - печатками

из картофеля. Развивать чувство

ритма и композиции. Воспитывать

желание помогать взрослому.

Взрослый говорит детям, что в этом

году большой урожай яблок. И что бабушка

решила сделать компот из яблок. Но одной

ей не справиться, взрослый предлагает

помочь и нарисовать яблочки новым

способом. Показывает картинку с

изображением банок с яблочным компотом.

Детям раздаются листы бумаги с

изображением банок . Взрослый

показывает способ изображения -

отпечаток картофеля. По необходимости

взрослый помогает детям нанести краску и

сделать отпечаток так, чтобы он не

выходил за контур банки. В завершении

рука в руку взрослый и ребенок придает

яблокам завершенный вид- дорисовывает

черенок и семечки.

8

«Наряды для наших кукол»

Познакомить детей с новым

приемом рисования – отпечаток

ватной палочкой.

Вызвать у детей желание

нарисовать красивые платья для

кукол, живущих в нашей группе.

Воспитывать аккуратность при

выполнении работы.

Рассмотреть с детьми кукол, во что они

одеты. Затем взрослый говорит, что

куклам хотелось бы получить новые

наряды и предлагает детям помочь им.

Детям раздаются листы бумаги с

изображением платья для кукол.

Взрослый показывает, как украсить

платье отпечатком ватной палочкой.

9

«Веточка рябины»

Продолжать знакомить детей с

приемом – отпечаток пальчиками

или ватной палочками.

Воспитывать интерес к

отражению впечатлений и

представлений о красивых

объектах природы. Учить

выбирать способ изображения

Рассмотреть с детьми веточку рябины.

Обратить внимание на цвет, форму ягод.

На листе бумаги нарисована веточка

рябины, но без ягод. Детям предлагается

нарисовать ягодки знакомым им способом.

Дать детям выбор -нарисовать отпечатком

пальчика или отпечатком ватной палочки.

10

«Первый снег»

Учить детей в рисунке передавать

зимнее явление природы: снег,

используя нетрадиционный

новый прием рисования –

отпечаток мятой бумагой белой

гуашью на синем фоне.

Воспитывать аккуратность при

выполнении работы.

Рассмотреть с детьми картинку с

изображением первого снега. Обратить

внимание на цвет. На листах бумаги (с

синим фоном) изображены стволы

деревьев и кустов. Детям показывается

новый способ изображения – отпечаток

мятой бумагой. Взрослый по

необходимости помогает детям сделать

ритмично отпечаток мятой бумагой и

завершить рисунок.

11

«Солнышко лучистое, почему ты

стало чаще прятаться?»

Познакомить детей с новым

приемом рисования – отпечаток

ладошкой. Воспитывать

аккуратность при выполнении

работы.

Побеседовать с детьми о том, что

осенью солнышко стало реже выходить из-

за туч. Рассмотреть с детьми солнышко на

картинке. Отметить цвет. Предложить

детям нарисовать солнышко, которое

выглядывает из-за туч. Солнышко дети

рисуют отпечатком ладони , когда краска

чуть подсохнет, потом поверх солнышка

рисуют тучки отпечатком губки.

Взрослый помогает детям нанести краску

на ладонь и сделать отпечаток - ладошкой.

В завершении взрослый дорисовывает

глазки солнышку или предлагает ребенку

отпечатком пальчика темной краской

самостоятельно завершить рисунок.

12

«Рыбки в аквариуме»

Продолжать знакомить детей с

приемом рисования -отпечаток

ладошкой, оставлять четкий

отпечаток ладони на листе

бумаги. Развивать воображение.

Обращать внимание детей на

красоту окружающих предметов

и объектов природы.

Взрослый показывает картину с

изображение аквариума с рыбками. На

листе бумаги изображен аквариум с

водорослями. Дети ставят отпечаток

ладони, а потом взрослый помогает

дорисовать детали и смыть краску с

ладони.

13

«Жили у бабуси два веселых гуся»

Продолжать использовать

ладонь, как изобразительное

средство, окрашивать её краской и

делать отпечаток (большой

пальчик смотрит вверх, остальные

в сторону). Закрепить умение

дополнять изображение деталями.

Прослушать с детьми песню «Жили у

бабуси два веселых гуся». Какого цвета

были гуси в песенке? Предложить детям

нарисовать гусей ладошками. Вначале

взрослый показывает, как сделать

изображение. Затем на листе бумаги

синего фона дети ставят отпечатки белого

и серого цвета. Потом вместе с взрослым

дорисовывают детали. По необходимости

взрослый помогает детям нанести краску

на ладошку, оставить отпечаток на листе

бумаги и смыть краску с ладони.

14

«А у нашей елочки, зеленые

иголочки»

Создать настроение ожидания

праздника. Вызвать интерес к

рисованию праздничной ёлки в

сотворчестве с педагогом и

другими детьми. Продолжать

формировать умение рисовать ,

оставлять отпечаток ладошки на

листе бумаги.

Побеседовать с детьми о том, какой

праздник приближается. Взрослый

показывает изображение ели. Обращает

внимание на цвет, форму елочки. На

большом листе бумаги уже нарисован

ствол ели коричневой краской. Дети

оставляют отпечатки ладошки так, что бы

все пальчики смотрели в одном

направлении. Взрослый по необходимости

помогает детям нанести краски на ладонь,

сделать отпечаток на листе.

В завершении занятия взрослый

помогает смыть краску с ладони.

15

«Украсим нашу елочку»

(продолжение

предыдущего

занятия)

Вызвать интерес к украшению

праздничной елки.

Познакомить детей с новой

приемом рисования- отпечаток

пробками . Закрепить умение

рисовать пальчиком.

Взрослый обращает внимание на елочку,

которую они рисовали на прошлом

занятии. Предлагает подумать , чего не

хватает на елочке(шариков и фонариков).

Затем предлагает украсить елочку. Шарики

детям предлагает нарисовать новым

приемом - печатью пробкой, а огоньки уже

знакомым приемом – отпечаток

пальчиком.

16

«Покормим птиц»

Продолжать знакомить детей с

приемом рисования – отпечатком

ватными палочками, набирать

краску, развивать интерес к

нетрадиционному рисованию.

Формировать элементарные

представления о сезонных

изменениях в природе и

поведения птиц. Воспитывать

желание заботиться о птицах.

Побеседовать с детьми о том, как

трудно птицам найти себе корм. О том, что

нужно заботиться о птицах. Рассмотреть

картину с изображением птиц зимой.

Спросить у детей, чем можно накормить

птичек (зернышками, хлебными

крошками). Уточнить цвет и форму.

Взрослый предлагает нарисовать

отпечатком ватной палочки желтым

цветом хлебные. На листе бумаги уже

изображены птицы. Дети помогают

птицам, самостоятельно делают отпечатки

хлебных крошек.

17

«Мои рукавички»

Продолжать знакомить детей с

приемом печатания. Закрепить

умение украшать предмет

несложной формы, нанося

рисунок по возможности

равномерно на всю поверхность.

Беседа с детьми на тему как нужно

одеваться зимой, чтобы не замерзнуть.

Воспитатель обращает внимание на то,

что на руки обязательно нужно одевать

рукавички. На листе бумаги изображены

рукавички без рисунка. Взрослый

предлагает детям украсить рукавички уже

знакомым способом- отпечатком из

картофеля, пробкой или ватной палочкой.

Взрослый по необходимости помогает

детям нанести краску на печатку, сделать

отпечаток.

18

«Весёлый снеговик»

Упражнять детей в приеме

рисования – отпечаток тычком

жёсткой полусухой кистью.

Продолжать учить использовать

средство выразительности, как

фактура. Закрепить умение

украшать рисунок, используя

рисование отпечатком пальчика.

Воспитывать аккуратность.

Взрослый предлагает вспомнить, как на

прогулке они с детьми лепили снеговика,

показывает детям изображение снеговика.

Затем предлагает детям нарисовать

веселого снеговичка. На листах бумаги

синего цвета изображен силуэт снеговика.

Взрослый предлагает нанести белым

цветом отпечаток жесткой полусухой

кистью. Затем дорисовать глазки и рот

пальчиком.

19

«Пушистый котенок»

Познакомить детей с новым

приемом рисования- отпечаток

губкой . Учить дорисовывать

детали до определенного образа.

Закрепить знания детей о

домашних животных. Развивать

воображение и творчество.

Взрослые мотивирует детей на

деятельность, загадывает загадку :

«Мохнатенький, усатенький, молоко пьет,

песни поет» (котенок). Затем показывает

игрушку котенка. Предлагает назвать ,

какого он цвета, части тела. Затем

взрослый говорит, что котенку скучно

одному и предлагает нарисовать для него

друзей. На листе бумаги нарисован силуэт

котенка, а детям необходимо аккуратно

губкой нанести краску –шерсть, не

выходя за контур. Затем взрослый

помогает дорисовать детали: глаза, нос,

рот, усы.

20

«Бабочка»

Учить создавать выразительный

образ бабочки. Учить подбирать

цвета в красивых сочетаниях для

своей работы. Воспитывать

аккуратность. Развивать

творческое воображение, чувство

цвета.

Взрослый загадывает загадку: «Спал

цветок и вдруг проснулся, больше спать не

захотел. Шевельнулся, встрепенулся,

взвился вверх и улетел.» (Бабочка). Затем

показывает картинки с изображением

бабочек, уточняет у детей цвет узора на

крыльях бабочки. Затем предлагает

украсить узорами крылья бабочек, которые

прилетели к ним в группу. На листе бумаги

нарисованы силуэты бабочек, дети

различными отпечатками на выбор

украшают крылья бабочки.

21

«Веселые осьминожки»

Продолжать упражнять в

рисовании приемом отпечатка

ладошкой. Закрепить умение

дополнять изображение

деталями.

Воспитывать интерес к

рисованию нетрадиционному

рисованию.

Вначале совместной деятельности дети

рассматривают картины с изображением

моря и морских обитателей. Затем

взрослый предлагает внимательно

рассмотреть осьминога. Помогает найти

сходство формы осьминога с детской

ладошкой. Взрослый мотивирует детей к

изображению осьминогов. По

необходимости взрослый помогает детям

нанести краску на ладонь, сделать

отпечаток, смыть краску. Ребенок сам или

при небольшой помощи взрослого

дорисовывает до создания конечного

образа.

22

«Петушок»

Продолжать знакомить с

приемом отпечаток ладошкой.

Развивать эмоциональную

отзывчивость интерес к

рисованию. Закрепить умение

дополнять изображение деталями.

Воспитывать нравственно-

эстетическое отношение через

изображение животных

нетрадиционным рисованием,

заботливое отношение к петушку.

Взрослый рассказывает детям потешку

«Петушок-петушок». Затем вместе с

детьми рассматривают изображение

петушка. Взрослый обращает внимание

детей на части: гребешок, бородку,

крылышки, ножки в красных сапожках,

красивый разноцветный хвост, спрашивает,

какого цвета перышки у петушка. Взрослый

помогает детям (по необходимости)

дорисовать отпечаток до создания образа,

смыть краску с рук.

23

«Матрешка»

Закрепить умение украшать

простые по форме предметы,

нанося отпечаток (по

возможности) равномерно на всю

поверхность бумаги. Упражнять в

приеме- отпечаток пальчиком или

пробкой . Развивать чувство

ритма, композиции. Познакомить

с матрешкой, как народной

игрушкой . Воспитание интереса к

народной культуре.

Взрослый показывает детям матрешку.

Коротко рассказывает, как делают

матрешек. Затем вместе с детьми

рассматривает матрешку. Потом говорит,

что в гости к ним пришли еще матрешки,

но художник забыл раскрасить им

сарафаны и предлагает детям помочь

матрешкам. Затем объясняет, что рисовать

дети будут уже знакомыми приемами – на

выбор отпечатками ватной палочки,

пальчиком, пробкой .

24

«Чашечка для папы»

Закрепить умение украшать

простые по форме предметы,

используя прием- отпечаток

штампом, учить наносить узор

равномерно по всей поверхности

предмета. Поощрять

использование рисования

пальчиками. Воспитывать

аккуратность.

Мотивация к деятельности. Беседа с

детьми о предстоящем празднике пап.

Предложить детям сделать подарок папам.

Взрослый раздает детям готовые силуэты

чашек и предлагает украсить их любимым

приемом.

25

«Мимоза для мамы»

Упражнять в приеме

рисования пальчиками, создавая

изображение путём использования

точки как средства

выразительности;

Воспитывать интерес к

рисованию нетрадиционными

приемами. Вызвать желание

сделать в подарок маме красивый

букет.

Беседа с детьми о предстоящем

празднике мам и бабушек. Предложить

детям нарисовать для мам букет цветов.

Рассматривание изображения веточки

мимозы. На листе бумаги уже нарисована

веточка с листочками, но без цветов.

Обратить внимание на цвет и форму.

Спросить у детей, каким знакомым им

способом можно нарисовать мимозу.

26

«Солнышко красное гори, гори

ясно»

Продолжать знакомить детей

рисовать приемом отпечаток

ватной палочкой, учить

выполнять лучики ватной

палочкой. Учить передавать в

рисунке образ солнышка

округлой формы, располагая

рисунок в середине листа.

Воспитывать самостоятельность,

аккуратность.

Взрослый загадывает загадку: « Светит,

сверкает, всех согревает» (солнышко).

Затем предлагает рассмотреть солнышко в

рисунке, отмечает цвет, форму. Далее

взрослый мотивирует детей на

предстоящую деятельность, например, в

пасмурный день очень не хватает на небе

солнышка. Сначала детям необходимо

ватной палочкой сделать отпечаток

контура круглой формы, и таким же

способом нанести краску внутри круга .

Затем взрослый задает вопрос : «Чего не

хватает солнышку?» (лучиков) Предлагает

нарисовать лучики пальчиком.

Напоминает детям об аккуратности

выполнения работы.

27

«Подснежники»

Учить передавать образ цветка,

его строение и форму, используя

собственные ладошки. Развивать

воображение, моторику рук.

Воспитывать бережное

отношение к природе.

Воспитывать аккуратность,

умение работать в коллективе.

Создавать положительный

эмоциональный настрой.

Взрослый читает стихотворение

А.Майкова «Голубенький, чистый

подснежник цветок...» Рассматривает с

детьми картинку с изображением

подснежников. Отмечает цвет. На ватмане

нарисованы листья и стебли зеленого

цвета. Детям предлагается отпечатком

ладошки нарисовать цветы голубого цвета.

Взрослый помогает (по необходимости)

нанести краску на ладонь , оставить

отпечаток, смыть краску с ладошки.

28

«Весеннее дерево»

Учить детей передавать образ

дерева новым приемом –

отпечатком капустного листа,

дополнять изменения.

Формировать представления о

сезонных изменениях (весенних) в

природе. Развивать воображение,

мелкую моторику, чувство ритма.

Воспитывать интерес к природе и

отражению впечатлений в

изобразительной деятельности.

Рассматривание на прогулке с детьми

деревьев с появляющимися листочками

(в помещении рассматриваем на

картинке). Обратить внимание на цвет,

форму молодых листочков. Взрослый

предлагает детям нарисовать дерево

новым способом -отпечатком капустного

листа. А зеленые листочки предлагает

нарисовать ватной палочкой.

По необходимости, взрослый помогает

детям нанести краску на капустный лист,

сделать отпечаток.

29

«Облака»

Продолжать знакомить детей с

нетрадиционными приемами

рисования. Учить самостоятельно

выбирать прием для создания

образа. Воспитывать

аккуратность, воображение

память.

На прогулке взрослый предлагает

рассмотреть облака , на что они похожи.

Уточняет, какого цвета облака. На занятии

детям предлагается вспомнить, какие

облака они видели на прогулке. Затем

взрослый предлагает нарисовать облака не

традиционным приемом, который дети

выбирают сами. На листе бумаги голубого

фона дети ставят отпечатки белого цвета

предметами на выбор.

30

«Мы рисуем ракету»

Познакомить с приемом

тонирования листа бумаги

поролоновой губкой.

Формировать интерес и

первоначальные представления о

космосе, закрепить знание

цветов. Воспитывать интерес к

нетрадиционному рисованию,

экспериментированию.

Взрослый предлагает рассмотреть с

детьми изображение космоса на картине.

Отмечает, что на темном небе светиться

звезды и планеты. Мотивирует детей к

изображению неба. Уточняет, на чем

можно полететь в космос? (на ракете).

Предлагает всем детям вначале

изобразить небо, затонировав лист бумаги

поролоновой губкой. Затем нарисовать

ракету необычным способом. Рассмотреть

предметы , отпечаток которых будет похож

на летящую ракету. На пробном листе

бумаги сравнивают отпечатки с формой

ракеты. По необходимости, взрослый

помогает детям нанести краску на кусок

поролона, помогает сделать отпечаток.

31

«Роспись пасхального яичка»

Формировать интерес и

первоначальные представления о

светлом празднике Пасхи, о

традиции украшать яйца.

Воспитывать аккуратность в

работе с красками.

Стимулировать интерес к работе,

фантазию и желание доводить

начатое до конца.

Немного рассказать детям о Пасхе.

Рассказать, что на пасху традиция

красить яйца. Предложить детям

украсить пасхальные яйца. Детям

раздается вырезанные шаблоны «яйцо».

Затем детям предлагаются варианты

нанесения узора отпечатком уже

знакомых предметов.

32

«Божьи коровки»

Упражнять в приеме

рисования пальчиками. Закрепить

умение равномерно наносить

точки на всю поверхность

предмета, рисовать травку

различных оттенков

подходящими отпечатками.

Наблюдение на прогулке за божьей

коровкой или рассматривание картинки

с её изображением. На занятии взрослый

читает потешку про божью коровку. Затем

уточняет у детей какого она цвета. Далее

взрослый мотивирует на предстоящую

деятельность, например, прилетели

божьи коровки, но у них чего-то не

хватает (пятнышек). И далее предлагает

помочь нарисовать пятнышки черного

цвета отпечатком пальчика или ватной

палочки .

33

«Одуванчик»

Продолжать развивать

интерес детей к

нетрадиционному рисованию

отпечатком жесткой полусухой

кисти, учить рисовать, создавая

форму цветка «Одуванчики»,

выразительный образ

одуванчиков. Развивать чувство

композиции.

Рассматривание с детьми одуванчика на

прогулке. Чтение стихотворения Е.Серовой

«Одуванчик ». Затем взрослый предлагает

рассмотреть одуванчик на картинке.

Отмечает цвет, форму. На листе бумаги

нарисованы листья одуванчика. Далее

взрослый мотивирует детей к

изображению желтых цветов отпечатком

жесткой полусухой кисти.

34

«Вот какой у нас салют»

Создание красивой

коллективной композиции в

сотворчестве с воспитателем

(взрослым) . Рисование огней

салюта нетрадиционными

приемами - примакивание

тампоном, тряпочкой и (или)

пробкой. Воспитание интереса к

наблюдению красивых явлений в

окружающей жизни и их

эмоциональному отклику путем

отражения в изобразительной

деятельности.

На занятии взрослый показывает детям

изображение салюта. Отмечает, какие

краски у салюта. Спрашивает у детей,

каким знакомым для них способом можно

нарисовать салют. Для этого

рассматривает предметы, которые могут

оставлять на бумаге отпечаток нужной

формы. Затем на листе темно синего

цвета (цвет вечернего неба) предлагает

нарисовать красивый праздничный салют.

35

«Белая черемуха»

Продолжать развивать

интерес детей к приему

нетрадиционного рисования –

отпечаток ватной палочкой и

поролоном. Формировать чувство

композиции и ритма.

Воспитывать аккуратность в

работе с краскам.

Во время прогулки рассмотреть с

детьми цветущую черемуху. На занятии

взрослый предлагает вспомнить, какое

дерево они видели на прогулке, как оно

называется, какого цвета у него ствол,

листочки, цветочки. Затем мотивирует

детей и предлагает детям нарисовать

черемуху. На листе белой бумаги уже

нарисован ствол с ветками. Детям

необходимо нарисовать листву

поролоном, белые цветы ватной палочкой.

36

«Рисуем что хотим»

Совершенствовать умения и

навыки в свободном

экспериментировании с

материалами, необходимыми для

работы в нетрадиционных

изобразительных приемах.

Взрослый предлагает детям вспомнить,

какими способами они научились

рисовать. Далее дает детям задание,

подумать, что они хотели бы изобразить и

каким способом лучше это сделать?

Отметить каждую работу за интересную

идею, способ передачи, аккуратность

исполнения.

Список литературы

1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,

конспекты

занятий,

методические

рекомендации.

Младшая

группа./

И.А.

Лыкова- М.: «Карапуз-дидактика», 2013 -144 с.

2. Акуненко Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования/

Дошкольное образование-№ 18. Т.С. Акуненко, 2010г-174с.

3. Немешаева Е.А. Рисуем пальчиками. Первые уроки рисования. Для самых

маленьких./ Е.А. Немешаева- Изд. Астрель, 2012-80с

4. Давыдова Д.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. / Д.Н.

Давыдова - Изд. Скрипторий, 2011-88с.

5. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные

техники, планирование, конспекты занятий / Р.Г. Казакова – Москва: ТЦ Сфера,

2012 – 128с.

6. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3—4 лет. Конспекты занятий / Д.Н.

Колдина. - Мозаика-Синтез, 2012-56с.

7. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» / А.В.

Никитина - КАРО, Санкт – Петербург, 2010 -112с.

8.

Цквитария

Т.А. «Нетрадиционные техники рисования»/Т.А. Цквитария

-

ООО «ТЦ Сфера», 2011 г -128с.

9. Шипкова В.Н. Развитие творческих способностей младших дошкольников.

Нетрадиционные материалы в изобразительной деятельности /В.Н. Шипакова-

Дошкольная педагогика, 2012.-№1-29с.



В раздел образования