Автор: Калентьева Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 105"
Населённый пункт: город Дзержинск Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: Учимся играя
Раздел: дошкольное образование
Учимся играя
«Игра для дошкольников — способ познания окружающего.
Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные
отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».
Н. К. Крупская
Игра будет являться средством воспитания, если ее включать в
целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей
в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка.
Огромную роль в умственном воспитании играет ФЭМП. В настоящее
время, в эпоху компьютерной революции эта наука необходима людям
многих профессий.
В соответствии с ФГОС, ДОУ является первой образовательной
ступенью, где математические способности начинают целенаправленно
развивать. От того, насколько качественно будет подготовлен ребенок в
детском саду, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения в
школе. Но у дошкольника ведущим видом деятельности является игра.
Значит необходимо найти такие формы и средства, чтобы занятия стали
увлекательными, веселыми, развивающими.
И отдать предпочтение нужно дидактической игре.
Дидактические игры являются разновидностью игр с правилами. Игры
с
правилами
имеют
готовое
содержание
и
заранее
установленную
последовательность действий; главное в них — решение поставленной
задачи, соблюдение правил.
Дидактическая игра – это одно из средств обучения детей дошкольного
возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения
через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.
В структуре дидактической игры принято выделять несколько важных
элементов, первым из которых является задача, являющаяся одновременно
1
игровой и обучающей. Кроме того, присутствуют содержание, правила игры,
определенный перечень действий, подведение итогов (выводы, завершающий
этап).
Таким образом, игра представляет собой не совсем развлекательное
действие, она таит в себе сложное явление, которое имеет большие
развивающие возможности. И, конечно, от верной постановки цели зависит
то, вызовет ли игра интерес у детей, захотят ли они выполнять поставленные
перед ними задачи, искать пути решения проблем. Вот почему цель должна
быть емкой, четкой и понятной дошкольникам.
В своей работе использую дидактические игры не только в
образовательной деятельности, индивидуальной работе, а так же в утренний
и вечерний промежуток времени, когда дети сами по личной инициативе
выбирают понравившуюся игру.
Дидактические игры я для себя разделила на несколько групп:
Игры с цифрами и числами на количественный счет;
Игры на ориентировку в пространстве;
Игры
с
геометрическими
фигурами,
на
закрепление
свойств
геометрических фигур;
Игры на логическое внимание.
Игры с цифрами и числами.
В этой подгруппе игр ставиться задача обучению и закреплению счета в
прямом и обратном порядке. Это такие игры как:
«Потерянная цифра», «Кто твой сосед».
2
Игры на ориентировку в пространстве способствуют не только
закреплению умения ориентироваться в пространстве, но и развитию
сообразительности, быстроты мышления. В своей практике я использую
следующие игры:
«Где правая, где левая?», «На, над, под», «Куда пойдешь
и что найдешь?», «Что? Где?».
Игры
с
геометрическими
фигурами
на
закрепление
свойств
геометрических фигур очень разнообразны и востребованы детьми. Это
такие игры как «Только одно свойство», «Разложи предметы по форме»,
«Каждую фигуру - на свое место».
К 6 годам мозг ребенка уже настолько развит, что возникает новый
качественный виток в развитии. Он способен воспринимать и обрабатывать
даже сложные операции.
У детей значительно увеличивается словарный запас и развивается
абстрактное мышление, а оно у них подвижное. Дети в этом возрасте уже
осознанно устанавливают причинно-следственные взаимосвязи. Однако
самостоятельно развить свое логическое мышление ребенок не может.
Непринужденная
обстановка
и
интересная
игра
на
математическую
закономерность помогут решить и эту сложную задачу. Математическая
закономерность – это конкретное правило, согласно которому в числовом,
фигурном либо ином ряду компонентов совершается повтор либо изменение
самих компонентов, либо их качеств в соответствии с установленным
правилом.
И здесь подходят такие игры, как «Найдите подходящий числовой
ряд», «Установите закономерность и продлите числовой ряд» и так далее, а
так же логические загадки и задачи.
3
Конечно,
главным условием успешной реализации программы по
формированию
элементарных
математических
представлений
является
создание разумной развивающей среды,
где
математическая линия
отражается в каждом виде деятельности, чтобы дошкольник мог получать
знания по математике не только с занятий, но и из своей повседневной
жизни.
4