Напоминание

Учимся играя


Автор: Калентьева Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 105"
Населённый пункт: город Дзержинск Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: Учимся играя
Раздел: дошкольное образование





Назад




Учимся играя

«Игра для дошкольников — способ познания окружающего.

Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные

отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».

Н. К. Крупская

Игра будет являться средством воспитания, если ее включать в

целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей

в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка.

Огромную роль в умственном воспитании играет ФЭМП. В настоящее

время, в эпоху компьютерной революции эта наука необходима людям

многих профессий.

В соответствии с ФГОС, ДОУ является первой образовательной

ступенью, где математические способности начинают целенаправленно

развивать. От того, насколько качественно будет подготовлен ребенок в

детском саду, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения в

школе. Но у дошкольника ведущим видом деятельности является игра.

Значит необходимо найти такие формы и средства, чтобы занятия стали

увлекательными, веселыми, развивающими.

И отдать предпочтение нужно дидактической игре.

Дидактические игры являются разновидностью игр с правилами. Игры

с

правилами

имеют

готовое

содержание

и

заранее

установленную

последовательность действий; главное в них — решение поставленной

задачи, соблюдение правил.

Дидактическая игра – это одно из средств обучения детей дошкольного

возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения

через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.

В структуре дидактической игры принято выделять несколько важных

элементов, первым из которых является задача, являющаяся одновременно

1

игровой и обучающей. Кроме того, присутствуют содержание, правила игры,

определенный перечень действий, подведение итогов (выводы, завершающий

этап).

Таким образом, игра представляет собой не совсем развлекательное

действие, она таит в себе сложное явление, которое имеет большие

развивающие возможности. И, конечно, от верной постановки цели зависит

то, вызовет ли игра интерес у детей, захотят ли они выполнять поставленные

перед ними задачи, искать пути решения проблем. Вот почему цель должна

быть емкой, четкой и понятной дошкольникам.

В своей работе использую дидактические игры не только в

образовательной деятельности, индивидуальной работе, а так же в утренний

и вечерний промежуток времени, когда дети сами по личной инициативе

выбирают понравившуюся игру.

Дидактические игры я для себя разделила на несколько групп:

Игры с цифрами и числами на количественный счет;

Игры на ориентировку в пространстве;

Игры

с

геометрическими

фигурами,

на

закрепление

свойств

геометрических фигур;

Игры на логическое внимание.

Игры с цифрами и числами.

В этой подгруппе игр ставиться задача обучению и закреплению счета в

прямом и обратном порядке. Это такие игры как:

«Потерянная цифра», «Кто твой сосед».

2

Игры на ориентировку в пространстве способствуют не только

закреплению умения ориентироваться в пространстве, но и развитию

сообразительности, быстроты мышления. В своей практике я использую

следующие игры:

«Где правая, где левая?», «На, над, под», «Куда пойдешь

и что найдешь?», «Что? Где?».

Игры

с

геометрическими

фигурами

на

закрепление

свойств

геометрических фигур очень разнообразны и востребованы детьми. Это

такие игры как «Только одно свойство», «Разложи предметы по форме»,

«Каждую фигуру - на свое место».

К 6 годам мозг ребенка уже настолько развит, что возникает новый

качественный виток в развитии. Он способен воспринимать и обрабатывать

даже сложные операции.

У детей значительно увеличивается словарный запас и развивается

абстрактное мышление, а оно у них подвижное. Дети в этом возрасте уже

осознанно устанавливают причинно-следственные взаимосвязи. Однако

самостоятельно развить свое логическое мышление ребенок не может.

Непринужденная

обстановка

и

интересная

игра

на

математическую

закономерность помогут решить и эту сложную задачу. Математическая

закономерность – это конкретное правило, согласно которому в числовом,

фигурном либо ином ряду компонентов совершается повтор либо изменение

самих компонентов, либо их качеств в соответствии с установленным

правилом.

И здесь подходят такие игры, как «Найдите подходящий числовой

ряд», «Установите закономерность и продлите числовой ряд» и так далее, а

так же логические загадки и задачи.

3

Конечно,

главным условием успешной реализации программы по

формированию

элементарных

математических

представлений

является

создание разумной развивающей среды,

где

математическая линия

отражается в каждом виде деятельности, чтобы дошкольник мог получать

знания по математике не только с занятий, но и из своей повседневной

жизни.

4



В раздел образования