Автор: Хасанова Лилия Ратмировна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №169" Советского района
Населённый пункт: г. Казани
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Музыкальные инструменты. Скрипка.
Раздел: начальное образование
Дата: 15. 03. 2021.
Класс: 3
Предмет: музыка.
Тема: Музыкальные инструменты. Скрипка.
Цель урока: Познакомить учащихся с музыкальным инструментом — скрипка.
Задачи урока:
1.
Продолжить знакомство с инструментами симфонического оркестра.
2.
Развивать вокально — хоровые навыки, слушательскую культуру,
творческие способности.
3.
Познакомить детей с особенностью музыкального инструмента —
скрипкой; с творчеством скрипача — виртуоза Никколо Паганини;
разучить песню «Волшебный смычок», выполнить творческое задание.
Оборудование:
фортепиано, аудио и видеозаписи, портрет композитора,
карточки с новыми названиями, дидактический раздочный материал с
творческим заданием, презентация.
Форма урока: традиционная.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
1.
Психологический настрой.
2.
Повторительно — обобщающая работа.
3.
Знакомство с новой темой.
4.
Разучивание песни.
5.
Творческое задание.
6.
Итог урока.
7.
Оценка работы детей.
8.
Домашнее задание.
Этапы урока,
музыкальный
материал
Психологический
настрой и
наглядный
материал.
Ход урока.
1. Вход в класс
под музыку
Вивальди
«Весна».
Психологический
настрой.
Беседа.
Практический
метод.
У: Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Урок мы начнем, как обычно, с ритмической
разминки и распевки.
Видео фрукты, распевка горошина и дудочка ду-
ду.
О чем мы говорили на прошлом уроке? (о
концерте)
2.
Повторительно
— обобщающая
работа.
Повторение.
У: Домашнее задание было, повторить изученное
на
прошлом
уроке.
Подготовьте
карточки
пликерс. (тест)
Молодцы. Результаты у меня сохранились, да и
вы уже понимаете, какие оценки заслужили. У
кого были ошибки, я говорила.
3. Знакомство с
новой темой.
Знакомство с
музыкальным
инструментом —
скрипкой.
У: отгадайте загадку:
Расскажу тебе, дружок, - в древние века
Дунул тихий ветерок в трубку тростника.
Человек услышал вдруг тихий, мелодичный
звук,
И родился в тот момент …. (музыкальный
инструмент)
- Как вы считаете, о чем мы сегодня будем гово-
рить? (о муз. инструментах)
А что же такое, музыкальный инструмент? Да-
вайте посмотрим в словарях. Найдите слово
инструмент и его значение, как музыкальный.
Кто нашел? Читай____________
Музыкальный инструмент – специальное устрой-
ство для исполнения музыки, извлечения музы-
кальных звуков. Народные музыкальные инстру-
менты. Духовые, струнные, ударные музыкаль-
ные инструменты.
Посмотрите видео, а затем ответьте мои вопросы.
(видео)
У: Итак, ребята, какие музыкальные инструменты
вы увидели и услышали?
Д: Скрипку и арфу.
У: А к какой группе муз инструментов они
относятся?
Д: Струнные
У:
Какие
еще
струнные
музыкальные
инструменты вы знаете?
Д: Контрабас, виолончель, альт, гитара, гусли...
У: Правильно, но сегодня мы с вами поговорим о
музыкальном инструменте — скрипка. (Слайд 3)
Ребята, а кто знает, почему эти музыкальные
инструменты называются струнными?
Д: …
У: Струнными инструменты называются из-за
жильных, проволочных или нейлоновых струн,
натянутых на инструмент. Если вы ударяете по
струнам,
проводите
по
ним
смычком,
защипываете или просто бренчите, инструмент
издает
звук,
который
аккустически
или
электрически усиливается. (Слайд 4)
Скрипка — королева оркестра. Скрипки делали
во многих странах мира, но лучшие скрипичные
мастера жили в Италии, такие как Аматти,
Гварнери,
Страдивари.
Они
свято
хранили
секреты своего мастерства. (Слайд 5)
Скрипка состоит из грифа, верхнего овала, талии,
завитка, нижнего овала, обечайки, корпуса и
струны. (Слайд 7)
Казалось, нехитрое
дело:
смычок, струны, корпус неброский —
умелец из дерева сделал
его грубовато и просто.
Простой инструмент деревянный,
а как зазвучал он чудесно!
Не зря полюбили славяне
его задушевную песню.
Рождённый в любви и надежде,
смеялся, и пел он, и плакал:
в избе — грубоватый, как прежде,
и в замке — сверкающий лаком.
...А мастер трудился, и стружка
ложилась на пол завитком,
и струны звенели послушно
под тонким изящным смычком.
Простые, умелые руки
вложили в скрипичное соло
живые, поющие звуки —
почти человеческий голос,
В нём — все интонации речи,
и слёзы, и грусть, и улыбка...
И мир в восхищении шепчет:
«Ваше Величество Скрипка!»
У: Очень многое в звучании скрипки зависит от
смычка. На трость натянутые конские волосы.
Смычок скрипач плавно и непрерывно ведет по
струнам в течение долгого времени и звук
получается протяжным и певучим. Не зря говорят
— скрипка поет. Тембр скрипки похож на
человеческий голос и часто, когда звучит
скрипка, кажется, что скрипка что-то
рассказывает.
4.
Практичес
кая часть
Сейчас я предлагаю вам собрать свой струнный
инструмент. Поделитесь на 4 группы .подойдите
к столам с оборудованием и соберите в команде
свой инструмент.
Отлично. Занимаем свои места и продолжаем
урок.
5. Никколо
Паганини
«Компанелла»
Беседа.
Портрет
композитора.
У:
У
нас
тоже
есть
множество
великих
скрипачей,
которых
считают
волшебниками:
итальянский композитор и скрипач Арканджело
Корелли,
Антонио
Вивальди
—
известный
знаменитым композитор, дирижер и скрипач,
итальянский
скрипач
Джузеппе
Тартини,
Джованни
Баттиста
Виотти,
композитор
и
скрипач Анри Вьетана, Эжен Изан, Николо
Паганини и многие другие. Но мне бы хотелось
остановиться на итальянском скрипаче Николо
Паганини. (Слайд 9)
Он был вторым ребенком в семье. Родился
очень маленьким и в детстве много болел. Во сне
его мать увидела ангела, который сообщил ей,
что ее сына ждет великое будущее, что он станет
известнейшим музыкантом. С самого раннего
детства отец заставляет Николо по много часов
подряд играть на скрипке. Он даже запирал
ребенка в темном сарае, чтобы тот не сбежал от
занятий. От частых и долгих занятий Николо
очень сильно заболел.
Отец Николо хотел
зарабатывать на таланте сына деньги. Как только
Николо
подрос,
к
нему
стали
приглашать
учителей.
Слава
о
необычайно
одаренном
мальчике разносилась по городу. В 8 лет Николо
Паганини сочиняет свое первое музыкальное
произведение – скрипичную сонату. Его учителя
заставляли сочинять музыку без инструмента,
руководствуясь
лишь
внутренним
слухом.
Зависимость от сурового отца начинает все более
тяготить подросшего сына, и он использует
первую же возможность, чтобы избавиться от
нее. В городе Лукке ему предлагают место
первого скрипача, и он тут же соглашается.
Никколо был настолько великим композитором,
что
перед
концертом
завистники
Паганини
подрезали на его скрипке все струны, кроме
одной, однако Паганини не испугался трудностей
и, как обычно, сыграл блестяще. (Слайд 11)
Узнав
об
этом,
восторженные
поклонники
поинтересовались, сможет ли он сыграть совсем
без струн?
На что он ответил: пара пустяков, - усмехнулся
Паганини
и
с
присущей
только
ему
виртуозностью исполнения исполнил пиццикато
на барабане. Его произведения были настолько
трудны, что кроме него самого, никто не мог их
исполнить. (Слайд 10)
Давайте послушаем одно из его произведений -
«Кампанеллу».
(Слушаем)
У: Какой характер у этого произведения?
Д: Веселый, энергичный (мажорный).
У: Какое настроение вызывает эта музыка у вас?
Д: Настойчивое, утверждающее, игривое, легкое,
воздушное.
У: Какие инструменты вы услышали в данном
фрагменте?
Д: Скрипку
У: Молодцы ребята.
У: Современные музыканты тоже великолепно
владеют скрипкой. Наш современник – Владимир
Спиваков
–
прекрасный
скрипач.
Создал
камерный оркестр «Виртуозы Москвы». Что
значит
«Камерный»?
Ка
́
мерный орке
́
стр —
небольшой коллектив (обычно, 4-12 человек),
исполняющий камерную музыку
(
музыка, исполняемая небольшим коллективо
м музыкантов—инструменталистов и/или вока
листов. При исполнении камерного сочинения
каждую партию исполняет как правило только
один инструмент (голос), в отличие от оркестр
овой музыки, где существуют группы инструме
нтов, играющих в унисон.).
И этот оркестр стал известен своим мастерством
по всему миру. Он играет не только серьезную
классическую музыку, но и легкую. Послушайте
в
исполнении
«Виртуозов
Москвы»
пьесу
«Пустячок».
(Слушание)
Какой характер этой пьесы?
Д: Веселый, шутливый, задорный....
У: Какое настроение она вызывает у вас?
Д: Веселое, радостное....
У: Как вы думаете, если сыграть эту пьесу на
трубе, будет ли она такой же легкой и шутливой?
Д: Нет.
6. Творческое
задание
«Волшебный
смычок»
Раздаточный
материал
«Кроссворд»
У: Сейчас мы выполним творческое задание. Так
как вы уже взрослые дети, я предлагаю вам
разгадать кроссворд.
1.
2.
3.
4.
5.
1. Королева оркестра?
2 Где жили лучшие скрипичные мастера?
3. Какой великий композитор смог сыграть на
скрипке с одной струной?
4. Во сколько лет Паганини написал первое свое
произведение?
5. На что похож тембр скрипки?
7. Итог урока.
Закрепить знания
детей.
У: Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали?
У: О каком композиторе говорили?
У: Что больше всего понравилось на уроке?
8. Домашнее
задание.
Оформить задание
в тетради.
У:
Домашнее
задание
придумать
рассказ
о
скрипке, записать его в тетрадь.
9. Выход из
класса под
музыку
«Волшебный
смычок».
У: Наш урок подошел к концу, сегодня все
хорошо
работали.
Выходим
из
класса,
проветриваем кабинет.
Г
С
О
К
Л
В
О
Р
С
И
И
С
О
П
Н
К
Е
А
М
И
Ь
Т
А
И
Л
И
Н
Я
П
А
А
Г